скачать рефераты

МЕНЮ


Этнопедагогика

народа. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует

благодаря исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь,

гусляр, скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое.

Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы,

живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние

музыкальные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В

совокупности они образуют традиционный музыкальный фольклор.

Основной вид музыкального фольклора — песни, эпические сказания

(русские былины), танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские

частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое

произведение музыкального фольклора представлено целой системой

стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих

изменения народной музыки в процессе её исполнения.

Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её

жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь

крестьянина:

. календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки,

масленичные, купальские песни);

. полевые работы (покосные, жатвенные песни);

. рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни);

. смерть (похоронные плачи-причитания).

Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры,

где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и

эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и

подчас сложные по форме музыкальные импровизации — вокальные (русская

протяжная песня) и инструментальные.

Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного

творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не

притворное. Еще одно достоинство песни — это всеобщность. Всякая народная

песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с

самыми разными ситуациями.

Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные,

заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но

общее — это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние

содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.

4 Народный театр

Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с устным

народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх,

сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы

перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и

семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т. д.). В процессе развития

в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают

игры и представления, пародирующие свадебный обряд (русская игра-комедия

«Пахомушка»). Подобные действа послужили основой для дальнейшего развития

народного театра и драмы.

В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто

называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в

Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому театру

Петрушки были близки украинский вертеп, белорусский батлейка. Многообразие

форм народного кукольного театра определялось различием видов кукол, систем

их управления (тростевые куклы, марионетки — куклы на нитках — и др.).

Народные театры кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки и легенды,

инсценировали «бродячие сюжеты».

К народному театру относят также балаганные представления и так

называемый раёк (показ движущихся картинок в сопровождении

драматизированного текста).

Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще

фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита,

движений и жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с

публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие,

направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором

исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах).

Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной

интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих

лиц, а на трагичности или комичности ситуаций, положений.

Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором,

развивает память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки

людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных

постановках, ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь

перед публикой, преодолевать застенчивость.

5 Народный танец

Народный танец — один из древнейших видов народного творчества.

Танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление

хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами

(славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения

венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий,

хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта.

Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения

над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки

зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель,

гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец

жнецов, гуцульский — дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок,

молдавский поамэ (виноград). В народном танце часто отражены воинский дух,

доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба,

казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном народном творчестве

занимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное

отношение к женщине (грузинский картули, русская байновская кадриль).

В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое

подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие

танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые

танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы

исполняются с бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на характер

исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает

длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском

мужском танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.

Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений,

приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично,

общению друг с другом в движении (хоровод, ручеек).

6 Народные промыслы

К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство,

ткачество, резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома),

ковка, литьё художественное, гравирование, чеканка и т. д.

В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и

быта, культуры и верования. Наиболее общим элементом служит родившийся в

древности орнамент, который помогает достигать органичного единства

композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета,

пластичной формы, естественной красоты материала. Представление о вещи в

народном промысле обычно не закрепляется в подготовительной модели или

рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом результаты его

индивидуальной изобретательности, приводящей к выработке наиболее

рациональных приёмов работы, должны быть приняты народным коллективом. В

силу этого закрепляемая вековым отбором традиция претерпевает постоянные,

но лишь частичные специфические изменения. Древнейшие предметы (напр.,

деревянные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре;

позднее, сохраняя общую форму и образную основу, сочетают их с веками

выработанными приёмами обобщения, декоративной стилизации, с рациональным

использованием технических средств и материалов.

Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего

мастерства передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя

мудрость и опыт прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста

приобщались к работе, помощи родителям.

Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт

наставника (родителей), прививает трудолюбие.

Принципы народной педагогики

1 Закономерности народных педагогических систем

К числу общих закономерностей и характеристик народных педагогических

систем, дающих возможность осуществлять "перенос" знаний из одной

этнической педагогики в другую, относятся:

. наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпосе, мифологии и

других источниках народной духовной культуры и представляющего систему

общечеловеческих ценностей;

. единство естественного механизма развития народных педагогик,

выражающегося во взаимодействии социальных (общественных) требований и

народности;

. общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться в

реальную человеческую деятельность и общение (природа, труд, игра и др.);

. общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения и

воспитания.

Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро

народных педагогик, общее для всех народов. В качестве вариативных

характеристик народных педагогик различных этносов выступают природно-

географические условия и исторические особенности развития народов,

определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов,

содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и

народных промыслов, специфику отношений людей друг к другу и окружающей

природе.

В основу построения методики учебно-воспитательного процесса,

базирующегося на народной педагогике, следует положить идеал личности как

цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему

современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-

воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия

эффективности данного процесса.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный

учебно-воспитательный процесс, является народная традиция. Именно традиция

выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она

и в настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции,

что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и

отмирает, если теряет свою социально значимую основу.

2 Народная педагогика и этнопедагогика

Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания мы понимаем

исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально

передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем

зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического

эпоса, легенд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д.

Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афористическая

педагогика), в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в

своей основе идеал и средства его формирования. Она представляет такую же

объективную реальность, как фактическая сторона исторического процесса,

история народа в целом.

А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания

народных педагогик, сложившихся исторически у разных народов и

представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать основой

создания этнопедагогики как науки о сущности народного воспитания и способа

его использования в современных условиях. Именно здесь и различаются два

понятия народная педагогика и этнопедагогика. Следовательно, этнопедагогика

— наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и

вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в

связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных

явлений, а так же показывающая способы, пути ее функционирования в

современной учебно-воспитательной системе в качестве их органической

системообразующей части.

Заключение

В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды

деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми.

Семья наряду с общиной считалась основным воспитателем ребенка. Она несла

ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед

церковью. Религиозные заповеди и запреты, соединенные с сохранившимися

народными представлениями о совершенной личности, являлись содержанием

целей и задач воспитания, которые дошли до настоящего времени в виде

заповедей, народной мудрости.

Определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его

непосредственное общение с родителями, бабушками и дедушками, которых не

может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще

обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и

воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные

вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только

взаимодействие поколений (причем трех) позволяет должным образом

осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста.

Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна

стать основой современных учебно-воспитательных систем.

Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень

богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт

характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой

личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой

своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему

общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что

надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без

изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые

работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и

общечеловеческих ценностях.

Поступки и деятельность людей ограничиваются определенными запретами,

способствующими сохранению и развитию человеческого общества и его

взаимоотношений с окружающей средой. Общими практически для всех этносов,

наций и народов являются следующие заповеди: "не убий", "не лги", "не

воруй", "не лжесвидетельствуй", "не желай чужого" и др. Они же входят в

число библейских заповедей.

Помимо заповедей-запретов народная педагогика большое место всегда

отводила заповедям — целям воспитания и обучения. Ведущей заповедью в этой

системе является воспитание человека-патриота, носителя традиций и чаяний

своего народа. Она выражается не только в описаний героизма людей, но и в

поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении

предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга. На

примерах былинных героев: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и

другие защитники Отечества.

Следующая заповедь народной педагогики — воспитание доброты и любви к

людям. Многие библейские заповеди учат этому: "Возлюби ближнего своего, как

самого себя, да благо тебе будет". Добрый человек обязательно должен быть

скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим

других.

Третья заповедь — воспитание трудолюбия. Народ всегда высмеивал

лодырей, лежебок, бездельников. Особенно ярко эта заповедь выражена в

народных пословицах: "Деревья смотри в плодах, а людей — в делах", "Под

лежачий камень вода не течет".

Но одним из важнейших условий воспитания в народной педагогике

считается доброе, уважительное отношение к ребенку.

Литература:

1. Рыбникова М. А. Избр. труды. — М., 1958.

2. Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.,

1992.

3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М:

Педагогика, 1987.

4. Попова А. Н. Народные художественные промыслы. — М.: Прогресс,

1993.

5. Народная мудрость: Энциклопедия. — М., 1995.

6. Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов

России: советы, игры, обряды. — М.: Школа-Пресс, 1998.

7. Васильцова В. Н. Народная педагогика /заметки журналиста/. — М.:

Школа-Пресс, 1996.

-----------------------

[1] Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М:

Педагогика, 1987. — с. 218.

[2] Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.,

1992.– с. 49.

[3] Рыбникова М. А. Избр. труды. — М., 1958. — с. 123.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.