скачать рефераты

МЕНЮ


Физическое воспитание в средних специальных учебных заведениях

Физическое воспитание в средних специальных учебных заведениях

Смоленский государственный институт физической культуры

Реферат

Физическое воспитание в средних специальных учебных заведениях.

Выполнил: Даниленко А.И.

Преподаватель: Молдовская И.О.

Смоленск

2000

План:

1. Физическое воспитание как предмет учебного плана.

1. Теоретическая подготовка.

2. Общая физическая подготовка.

2. Основы методики профессионально-прикладной физической подготовки.

1. Средства профессионально-прикладной физической подготовки.

2. Структура и методические основы профессионально-прикладной физической

подготовки.

3. Форма занятий на профессионально-прикладной физической подготовке.

4. Учет успеваемости.

3. Основы методики воспитания физических качеств.

4. Основы методики физического воспитания. Характеристика возрастных

особенностей учащихся.

1. Организация и проведение занятий.

2. Организация учащихся на занятиях.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Подготовка квалифицированных рабочих в профессионально-технических

учебных заведениях осуществляется по учебным планам, утверждаемым

Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-

техническому образованию.

Учебный план—документ, определяющий состав учебных дисциплин, количество

часов, отводимых на их изучение, а также систему прохождения дисциплин по

годам обучения. Предусматриваемые учебными планами общеобразовательные и

специальные дисциплины, в том числе и физическое воспитание, призваны

обеспечить 'подготовку для народного хозяйства «всесторонне развитых,

технически образованных и культурных молодых квалифицированных рабочих,

владеющих профессиональным мастерством, отвечающим требованиям современного

производства, научно-технического прогресса и перспективам их развития»

(ст. 31 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном

образовании). Место и значение физического воспитания как учебного предмета

определяются общесоциальными и профессионально-прикладными задачами.

Организуя учебный процесс, руководители и преподаватели физического

воспитания должны иметь ясное представление о направленности и задачах

физического воспитания как обязательной учебной дисциплине 'в

профессионально-технических учебных заведениях.

Физическое воспитание—органическая составная часть общей системы обучения

и воспитания, оно должно содействовать как общему, так и специальному

развитию физических качеств учащихся в соответствии с требованиями

осваиваемой профессии.

Оздоровительные функции физического воспитания как предмета учебного

плана определены Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о

здравоохранении и Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о

народном образовании. В этих документах охрана здоровья населения

рассматривается как обязанность всех государственных органов, предприятий,

учреждений и организаций.

Законодательством Союза ССР и Союзных республик о народном образовании,

постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1972 г. «О

введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и

обороне СССР» определены общие социальные требования к физическому

воспитанию как предмету учебного плана.

В законодательстве о народном образовании отмечается, что одна из целей

народного образования—подготовка физически здоровых людей, способных

успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-

культурного строительства, активно участвовать в общественной и

государственной деятельности, готовых беззаветно защищать социалистическую

Родину.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР в связи с введением нового комплекса ГТО

указали на необходимость улучшения профессиональной и военно-прикладной

физической подготовки молодежи, более широкого применения средств

'физического воспитания в системе организации труда, отдыха и в

воспитательной работе с молодежью.

В профессионально-технических училищах обучаются юноши и девушки в

возрасте 15—18 лет, который характеризуется поступательным развитием

организма. В связи с этим важнейшая задача физического воспитания —

содействовать правильному гармоническому развитию форм и функций растущего

организма.

Учебно-производственная деятельность учащихся часто связана с

недостаточной двигательной активностью, что может привести к некоторому

ослаблению функций сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

Физическое воспитание призвано' обеспечить нормальный двигательный режим,

сохранение здоровья и высокую работоспособность учащихся на протяжении всех

лет обучения.

Программа физического воспитания учащихся профессионально-технических

училищ — государственный документ, определяющий объем знаний, умений и

навыков, а также уровень физической подготовленности, которыми должны

овладеть учащиеся за время обучения в училище. Основу ее содержания

составляет III ступень Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО «Сила и

мужество». Этой ступенью комплекса предусмотрено совершенствование

физической подготовленности молодежи к повседневной трудовой деятельности и

службе в Вооруженных Силах СССР.

В соответствии с общесоциальными и профессиональными требованиями

основными задачами физического воспитания учащихся профессионально-

технических училищ являются:

содействие гармоническому развитию растущего организма учащихся;

организация двигательного режима, необходимого для сохранения и укрепления

здоровья, поддержания высокой работоспособности;

формирование специальных знаний, умений и жизненно необходимых

двигательных навыков и физических качеств, обеспечивающих готовность

учащихся к предстоящей трудовой деятельности и защите Родины;

развитие необходимых для избранной профессии физических и психических

качеств, двигательных навыков;

спортивное совершенствование учащихся в избранном виде спорта;

содействие формированию советского патриотизма, 'коллективизма,

сознательной дисциплины, коммунистического отношения к труду, учебе,

общественной собственности и других качеств советского человека;

воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и

внедрение в быт учащихся массовых видов физической культуры и спорта;

воспитание организаторских навыков с целью подготовки учащихся к

общественной работе по физической культуре и спорту.

В профессионально-технических училищах физическое воспитание

осуществляется на протяжении всех лет обучения в режиме учебного дня и во

внеучебное время. Предусмотренные плановые учебные занятия по физическому

воспитанию составляют основу всей работы .по физическому воспитанию. От

качества их проведения зависит успех работы по физическому воспитанию

училища в целом.

В программе по физическому воспитанию предусмотрены учебные занятия

.последующим основным разделам: теоретическая подготовка; общая физическая

.подготовка; профессионально-прикладная физическая подготовка. Кроете того,

программой предусматривается организация занятий спортом во внеучебное

время.

Начальную 'военную подготовку, обучение по гражданской обороне и

стрелковую подготовку по комплексу ГТО осуществляют преподаватели других

специальных учебных дисциплин совместно с представителями общества ДОСААФ.

Теоретическая подготовка. В процессе обучения учащиеся должны получить

теоретические знания по таким вопросам: общие сведения о советском

физкультурном движении и организации физического воспитания в

государственной системе профессионально-технического образования;

гигиенические основы физического воспитания; физическая культура в трудовой

деятельности; теоретические знания по гимнастике, легкой атлетике,

спортивным играм, плаванию.

Общие сведения о советском физкультурном движении и организации физического

воспитания в государственной системе профессионально-технического

образования излагаются в темах «Физическая культура и спорт в СССР»,

«Физическое воспитание в профессионально-техническом училище».

Эти темы раскрывают социальное значение и основные задачи массового

физкультурного движения, выдвинутые Коммунистической партией и Советским

правительством на современном этапе; организацию физического воспитания в

СССР и в государственной системе профессионально-технического образования;

общественное и государственное значение Всесоюзного физкультурного

'комплекса «Готов к труду и обороне СССР» — основы физического воспитания

населения нашей страны; содержание единой Всесоюзной спортивной

классификации; роль советских спортсменов в международных соревнованиях и

борьбе за мир и дружбу между народами разных стран.

Теоретические сведения о гигиенических основах физического воспитания

раскрываются в темах «Личная и общественная гигиена», «Гигиеническая

гимнастика».

Знание гигиенических основ физического воспитания имеет важное значение

для организации здорового образа жизни учащихся и внедрения физической

культуры в их быт. Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима

учебы и отдыха, систематические занятия физическими упражнениями в быту —

обязательное условие успешного решения задач физического воспитания,

предусмотренных программой. Полученные знания необходимо закрепить на

практических занятиях, увязать их с общими гигиеническими требованиями,

'предъявляемыми учащимся в учебной .и производственной деятельности.

О физической культуре в трудовой деятельности рассказывается в теме

«Производственная гимнастика». Теоретические знания по этой теме необходимо

сообщать применительно к особенностям будущей специальности учащихся и

закреплять в процессе практических занятий, во время проведения вводной

гимнастики и физкультурной паузы.

Давая теоретические знания по отдельным видам общей физической

подготовки, учащихся следует познакомить с основами техники различных видов

спорта, профилактикой травматизма, с инвентарем и правилами ухода за ним.

Теоретические знания вместе с практическими навыками по видам спорта должны

содействовать спортивному совершенствованию в избранном виде спорта и

внедрению физических упражнений в 'быт учащихся.

. Методы сообщения теоретических знаний (лекции, беседы, теоретические

сведения в процессе занятий физическими упражнениями) устанавливаются

руководителями физического воспитания.

Общая физическая подготовка. Она составляет главное содержание занятий

физическими упражнениями в профтехучилищах.

Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая

атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь

в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и

спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания.

Гимнастика — одно из основных средств общей физической подготовки, с

помощью которого решается большой 'круг задач: формируется правильная

осанка, совершенствуются координация движений, сила мышц, гибкость,

вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.

Гимнастика — это целая школа движений. С помощью гимнастических упражнений

обеспечивается специальная физическая подготовленность для успешного

выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и

др. Гимнастика также играет большую роль в профессионально-прикладной

физической подготовке учащихся.

Вместе с тем занятия гимнастикой недостаточно влияют на органы

кровообращения и дыхания, на функции сердечно-сосудистой и дыхательной

систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видами

физических упражнений.

Программа по гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без

предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения

в равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы

акробатики. Легкая атлетика имеет большие оздоровительное и прикладное

значение, ее виды включены в комплекс ГТО.

Легкая атлетика в учебной работе в ПТУ содействует более успешному

выполнению учащимися требований программ по лыжной подготовке и плаванию,

восполняет недостатки в разносторонней , физической подготовке по другим

видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию.

Программа по легкой атлетике включает специальные подготовительные

упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки в длину и

высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.

Лыжная подготовка. В программе физического воспитания лыжной подготовке

отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу весь

двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног, плечевого

пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость,

вестибулярная устойчивость, способность ориентироваться в пространстве,

повышается закаленность организма.

Лыжной подготовке способствуют предварительные занятия другими видами

физической подготовки и в первую очередь гимнастикой и легкой атлетикой.

При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.

Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные

упражнения, строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники

лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о

материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.

/

Спортивные игры. Среди различных средств физического воспитания учащихся

профтехучилищ определенное место Нанимают спортивные игры.

В программе предусмотрено занятие одной какой-либо спортивной игрой

(баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами

выбрать спортивную игру, для культивирования которой в училище наиболее

благоприятные условия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и

ловкость;

повышают эмоциональность, способствуют привитию .интереса к физическим

упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность,

дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и другие

качества.

Спортивные игры имеют важное значение и для нормального досуга и

активного отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных

требований по другим основным разделам физического воспитания.

Плавание. Занятия плаванием способствуют правильному и гармоническому

развитию форм тела, воспитанию выносливости. Длительные физические нагрузки

при горизонтальном положении тела в воде равномерно развивают мышцы,

формируют правильную осанку. Плавание значительно влияет на тренировку

физиологических механизмов теплорегуляции, способствуя закаливанию

организма.

Обучение плаванию имеет большое прикладное значение и способствует

внедрению физической культуры в быт учащихся.

Программа по плаванию включает в себя специальные подготовительные

упражнения, обучение технике плавания кролем на груди и на спине;

дополнительно также предусмотрено изучение плавания брассом на груди.

В связи с тем что на плавание программой выделено ограниченное количество

часов, главным являются обучение технике плавания и 'подготовка к

выполнению нормативов комплекса ГТО.

Туризм. Занятие туризмом имеет большое оздоровительное, воспитательное и

прикладное значение. Туристские походы проводятся во внеучебное время — в

выходные дни по специальному плану. Они могут быть пешие, на лыжах и

велосипедах. Дальность походов определяется в зависимости от способа

передвижения. Туристские групповые походы проводятся с активным

передвижением по всему маршруту.

Туризм предоставляет широкие возможности для изучения прошлого и

настоящего нашей Родины, воспитывает чувство советского патриотизма.

Занятия этим видом спорта приучают учащихся к длительным физическим

напряжениям. Овладение навыками туризма и привитие интереса к туристским

походам способствуют внедрению этого ценного средства физического

воспитания в быт учащихся.

Профессионально-прикладная физическая подготовка. Этот вид физической

подготовки — один из обязательных разделов программ.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Профессионально-прикладная физическая подготовка в профтехучилище—

специализированный процесс физического воспитания, осуществляемый с учетом;

специфических особенностей и требований данной профессии.

За последний период роль такой подготовки в системе профессионально-

технического образования значительно возросла. Это объясняется теми

качественно новыми требованиями, которые предъявляет современное

производство к рабочему в условиях научно-технической революции.

Современное производство оснащается новейшими машинами и оборудованием.

Механизация и автоматизация производственных процессов все больше

освобождает человека от тяжелого физического труда. Преобладающим

физическим трудом становится труд средней и легкой тяжести.

Порождая целый ряд новых профессий и новых особенностей трудовой

деятельности, технический прогресс предъявляет все более высокие требования

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.