скачать рефераты

МЕНЮ


Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного

контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех

этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия, то есть

с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении

звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия

происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава

речи. Упражнения же в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь,

способствует осознанному овладению произношением звуков речи. Таким

образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают

решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить

детей к усвоению грамоты.

В целях подготовки детей к обучению грамоте проводятся также следующие

упражнения: различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и

согласных; выделение любых звуков из состава слова; членение слова на

слоги, а слогов на звуки; объединение звуков в слоги, а слоги в слова;

определение последовательности звуков в слова; членение предложений на

слова.

Речевой материал для занятий подбирается с учётом перечисленных задач,

то есть в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же

звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового

состава слов, а на более поздних этапах обучения – в письме и чтении.

Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторую

задержку лексико-грамматического развития, в системе коррекционного

обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и

уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи.

Материал, на котором строятся эти упражнения, подбирается из знакомых детям

слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные звуки в

стадии закрепления.

К концу обучения дети должны правильно произносить и различать все

фонемы родного языка, владеть навыками осознанного звукового анализа и

синтеза слов разной слоговой структуры, уметь читать и писать слова,

предложения и небольшие тексты.

1.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с

фонетико-фонематическим недоразвитием речи

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР

у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической

группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:

1) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического

восприятия;

2) совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при

устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение

артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного

аппарата;

3) закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом

звуков;

4) закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом

лексического материала на занятиях по развитию речи, других

занятиях, в режимных моментах;

5) закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

6) формирование диалогической и монологической форм связной речи;

7) закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;

8) закрепление навыка чтения;

9) подготовка детей к письму, формирование графических навыков;

10) развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя

устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в

целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при

этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы

системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию

содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям,

предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия.

Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как

системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в

определённой последовательности.

При устранении фонетико-фонематического недоразвития это относится

преимущественно к овладению детьми правильным произношением и развитием у

них фонематического восприятия. Учитывая последовательность овладениями

этими сторонами речи на логопедических занятиях, воспитатель подбирает для

своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже

усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.

В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы

работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают

наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с

нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.

Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых

особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и

тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на

логопедических занятиях. В такой интерпретации принцип подхода требует от

воспитателя:

- глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи каждого

ребёнка и уровне его актуального речевого развития;

- использование этих знаний в своей работе.

Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в

логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих,

воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.

Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных занятиях

логопеда, делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он

включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.

Логопед учитывает особенности и способности детей. Если ребёнок хорошо

успевает по отдельным видам занятий, то логопед может по согласованию с

воспитателем взять его на индивидуальное логопедическое занятие.

Точно так же логопед старается брать детей с прогулки без ущерба для

здоровья ребёнка на 15 – 20 минут для индивидуальной работы.

Во второй половине дня воспитатель работает, согласуясь со своей сеткой

занятий, по закреплению произносимых навыков и развитию речи. Желательно

планировать фронтальные занятия по развитию речи и познавательному развитию

во второй половине дня.

Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в

играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу,

значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики

речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их

жизнедеятельности.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности

и речевого общения детей:

организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне

занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в

содержание высказываний;

создавать ситуацию общения;

формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;

организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;

привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и

месту звуков в слове;

проводить работу по развитию слухового и речевого внимания,

слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;

привлекать внимание к интонационной стороне речи.

1.2.6. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию

фонематического слуха и фонематического восприятия

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить

следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале

одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития

слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь

окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью

окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале

осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и

упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые

звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса,

вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже

– учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков

элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в

слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры;

выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

1.2.7. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением

Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и

формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по

продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.

Рассмотрим основные отличия:

|Логопед исправляет нарушения речи |Воспитатель под руководством |

| |логопеда активно участвует в |

| |коррекционной работе |

Подготовительный этап

|Логопед в зависимости от характера |Воспитатель по заданию логопеда в |

|нарушения звука вырабатывает и |игровой форме закрепляет у детей |

|тренирует движения органов |движения и положения органов |

|артикуляционного аппарата, которые |артикуляционного аппарата. |

|были неправильными или совсем | |

|отсутствовали. | |

Этап появления звука

|Логопед ставит звуки, вырабатывая |Воспитатель закрепляет произнесение |

|артикуляцию нужного звука, при этом |поставленного логопедом звука, |

|используются специальные приёмы и |фиксируя внимание ребёнка на его |

|отработанные на предыдущем этапе |звучание и артикуляции, используя |

|движения органов артикуляционного |картинки – символы и звукоподражания.|

|аппарата. | |

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

|Логопед автоматизирует звук, |Воспитатель по заданию логопеда с |

|последовательно вводя его в речь: |отдельными детьми закрепляет |

|слог, слово, предложение, потешки, |поставленный логопедом звук, подбирая|

|рассказы. |соответствующий программный материал.|

Условия, необходимые для формирования у дошкольников с ФФНР правильного

звукопроизношения:

1) для первоначальной постановки звука отбирается ряд звуков,

принадлежащих к разным фонетическим группам;

2) при этом целесообразно использовать все анализаторы. Опора на

кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;

3) отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно

и распределена во времени;

4) закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех

близких звуков;

материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким

образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка

звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению

словаря, выработке грамматически правильной связной речи.

1.2.8. Закрепление у детей речевых навыков

на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах

Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во

время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с

15-ти часов и до полдника. Это так называемый логопедический час.

Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед

записал в специальной тетради для вечерних заданий. Такая тетрадь

заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные

тетради тех детей, с которыми он занимался утром.

Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с

ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми.

Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А

если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого

ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если

у ребёнка трудности с мелкой моторикой – ему следует предложить собрать

мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью –

сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.

Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном

логопедическом уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором

могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь

же желательно иметь изобразительный материал для закрепления звуков [Р],

[РЬ], [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.

Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание

всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным

выделения закреплённого звука голосом – произноситься утрированно.

Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической

ошибки в речи ребёнка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как

ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен

проговаривать громко, чётко, медленно и добиваться того же от малыша.

Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их

ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов.

Причём очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем

корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребёнка, высмеивать

его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть

до полного молчания в группе), замкнутость, отрицательное отношение малыша

к воспитателю, к обучению в целом.

Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий

отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не

следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это

делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят

говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель,

используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребёнка и

предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов

(«всех куклов» или «всех кукол», «без туфлёв» или «без туфель»). А затем

спрашивает: «Как лучше сказать?». И только потом просит повторить

правильную фразу.

Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно

реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!» или «Я

не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».

Теперь об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, ограничено

время и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны

воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи

отвечающего и незаметно, исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И,

в-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого

ребёнком общения, должны проходить при максимальной мобилизации внимания

отвечающего, с установкой на грамотную, чёткую речь.

В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться

воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К

исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же

воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда

большинство детей не смогли этого сделать.

Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу

ответа. Например, если ребёнок неправильно произнёс звук [P], воспитатель

может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук [P], слова: стРоить,

гоРка, собиРать, игРать».

Может случиться и так: одному из ребят очень хочется ответить, а

воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово

(милиционер, пододеяльник, водопроводчик) малыш не произнесёт и это вызовет

у остальных смех. Следует предложить ребёнку сказать ответ воспитателю на

ухо, а затем похвалить малыша за старание.

Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с

наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень

чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон.

Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны

только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей

собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения,

такта, собранности и постоянной изобретательности.

Глава II. Практическая часть

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка: без

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.