скачать рефераты

МЕНЮ


Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)

помочь ему.

Результаты письма при обычных условиях позволяют увидеть, где ребенок

останавливался или отрывал ручку: между буквами, в букве или даже в самом

элементе буквы. Поэтому учитель не может сделать выводы, во-первых, о том,

сформировались ли в памяти ученика точные зрительно-двигательные образы

букв, на которые он закономерно опирается во время письма, во-вторых, знает

и выполняет ли он установленные правила соединения букв в словах и, в-

третьих, какова степень связности его письма. Все это становится очевидным

при письме вслепую.

Образцы письма вслепую иллюстрируют следующие трудности в письме

учащихся: 1) несформированность зрительно-двигательных образов буквенных

знаков; 2) неумение писать буквы связно, то есть на основе двигательных

элементов и по определенному алгоритму; 3) невыполнение алгоритма трех

видов соединения букв в словах. Если трудности преодолены в период обучения

первоначальному письму, то у учащихся для выработки автоматизированности

графического навыка имеется необходимая основа.

В конце первого года обучения школьник должен уметь безотрывно

воспроизводить все письменные буквы и точно знать начало (соединительную

точку) и направление движения руки при написании каждой из них, знать и

использовать три вида соединений букв. Во 2-м классе он овладевает умением,

а затем и навыком безотрывного письма графических комплексов в два

буквенных знака. В 3-м классе безотрывность письма должна равняться

примерно двум-трем, в 4-м классе трем-четырем буквам. Но главное в этом

критерии заключается не столько в количестве букв, написанных безотрывно,

сколько в овладении учеником технологией «связывания» их в комплексы, то

есть у него должно сформироваться умение делать остановки-упоры ручкой или

отрыва в строго определенных местах, то есть в соединительных точках,

синхронно чередуя напряжение руки с расслаблением и передвигая ее вправо.

Следующим показателем сформированности графического навыка является

скорость письма, который проявляется в количестве знаков, написанных

учеником в связном тексте за единицу времени, чаще всего за минуту.

Увеличение скорости свидетельствует о том, что мелкие, разрозненные акты

письма, объединяясь, превращаются в единый процесс целостного

воспроизведения сложных буквенных сочетаний, и письмо протекает легко, без

особых затрат нервных и физических сил.

Для измерения скорости письма учитель предлагает ученику написать

предложение или небольшой текст, а сам фиксирует на секундомере затраченное

время. Скорость письма выразится в среднеарифметическом количестве букв,

воспроизведенных учащимся за 1 минуту.

Изучение скорости письма можно проводить со всем классом, например,

таким образом: дети представляют, что они спортсмены, и выполняют команды.

«На старт» - принимают правильную позу, берут ручку; «внимание» - проводят

в начале строки вертикальную черту, фиксирующую начало задания: «марш» -

начинают писать предложение, учитель нажимает на кнопку секундомера; «стоп»

- учитель останавливает секундомер, ученики отрывают ручку от бумаги и

ставят руку на локоть. Так делается две-три пробы, и затем подсчитывается

среднеарифметическое число букв, написанных за минуту.

Результаты при первой установке дают представление о возможностях

каллиграфического качества письма. Затем можно сравнить и увидеть, как оно

изменяется в условиях ускоренного (вторая установка) и очень скоро (третья

установка) письма.

Соотношение качества и скорости письма выражается в следующих

вариантах. С увеличением скорости письма изменяется его качество: 1) резко

ухудшается; 2) остается прежним или даже 3)улучшается. Ясно, что второй и

третий варианты соотношения скорости и каллиграфического качества письма

свидетельствуют о достаточной сформированности графического навыка у детей,

тогда как первый вариант говорит об обратном, то есть эти учащиеся не

овладели в достаточной степени первоначальным письмом как необходимой

основой для выработки графического навыка в дальнейшем, что требует

дополнительной работы с ними.

Формирование ускоренного письма – не самоцель, а лишь условие

выработки автоматизированности навыка воспроизведения букв и их комплексов

на бумаге.

Различие в скорости письма детей, обучающихся по программам 1-3 и 1-4

заметно лишь в конце 1-го класса (10-25 и 7-20 букв в минуту). В дальнейшем

размытие это становится малозаметным (Глава 2, п.4).

Критерии сформированности графического навыка проявляются в

неразрывном единстве. Так, например, каллиграфическая четкость письма будет

показательной лишь при определенной скорости написания букв и их сочетаний.

Если же каллиграфия письма не отвечает установленной норме, то скорость как

показатель автоматизированности графического навыка утрачивает свое

значение. С другой стороны, скорость сама по себе, в отрыве от

качественного показателя навыка письма, в частности графической

грамотности, каллиграфической четкости и устойчивости, не может являться

достаточно объективным и надежным критерием автоматизированности действия

письма. Формирование связанности (безотрывности) теснейшим образом связано

с выработкой скорости и устойчивости почерка у ученика.

Для усовершенствования начертательной техники букв __, __, __, __, __,

__, __, __, __, __, __, __, __, __, __ уточним их рисунок и

последовательность воспроизведения.

1) Форма верхнего полуовала в буквах __, __, __, __, __ имеет

своеобразие. Овал вытянут в нижней части. При письме заглавных букв

__, __, __, __ первый полуовал вытягивается чуть-чуть ниже верхней

линейки рабочей строки, отклоняясь влево, чтобы нижний полуовал в

этих буквах не выходил за пределы верхней линейки рабочей строки. В

строчной букве __ полуовал вытянут к нижней линейке рабочей строке.

2) Плавная горизонтальная линия в заглавных буквах __, __, __, __

пишется плавным движением справа налево, закругляется вправо и до

начальной точки прямой вертикальной линии [1, с.10]. При

традиционном начертании этих букв плавная горизонтальная линия

пишется в обратном направлении, но ее начало должно обязательно

совпадать с начальной точкой первого элемента, чтобы зрительно

воспринимаемая форма букв оставалась неизменной. Учителю следует

выбрать лишь один вариант последовательности начертания указанных

выше букв и строго его выполнять. Нельзя допускать вариативность в

начертании этих букв, чтобы избежать переучивания, которое

задерживает формирование графического навыка у учащихся.

3) Справа налево пишется горизонтальный полуовал в заглавной букве __.

После завершения начертания полуовала вниз безотрывно прописывается

прямая линия с закруглением внизу влево.

4) В строчной букве __ повтор по прямой линии вверх не доводится до

середины рабочей строки, чтобы соединение с овалом осуществить ниже

середины рабочей строки.

5) По этой же причине в заглавной букве __ при написании линии с

петлей нужно пересечь прямую линию не на верхней линейке рабочей

строки, а немного ниже середины таким образом, соединение с овалом

происходит ниже середины строчки.

6) Буква __ (строчная и заглавная) традиционно воспроизводится с двумя

отрывами ручки от бумаги: первый из них – для написания второго

элемента, то есть горизонтальной черточки, а второй отрыв – для

соединительной линии с последующими буквами. Чтобы избежать столь

неожиданного письма, можно сразу научить детей писать эту букву

безотрывно, а именно: после завершения полуовала следует сразу

перейти к написанию плавной горизонтальной линии. В результате

получается полуовал с петлей внизу (буква __ наоборот - __).

7) Последовательность начертания сточной и заглавной буквы __

идентична: два овала соединяются с помощью повтора в нижней части

первого овала. После завершения второго овала выполняется

безотрывное движение по прямой вниз. В строчной букве __ происходит

отрыв ручки после завершения прямой линии. От второго полуовала

вправо пишется соединительная линия, начало которой совпадает с

концом прямой линии внизу.

Все эти упражнения для усовершенствования начертательной техники букв

предложены доктором педагогических наук Нелли Георгиевной Агарковой [1,

с.10].

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс даже в том случае,

когда мы говорим о его технической, сугубо каллиграфической стороне, - это

обычно синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. Особенно

велика роль интеллекта на этапе становления навыка письма. От ученика

требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать,

синтезировать и только потом осуществлять нужные движения тонко

координировать их.

Безусловно, каллиграфический навык можно сформировать и без опоры на

интеллект как сугубо предметное, имитационное действие. Но тогда процесс

обучения, во-первых, будет значительно более длительным, а во-вторых, в

результате мы получим сформированный почерк ребенка, но не внесем

желательных изменений в личность ученика: у него не появится способность

самостоятельно анализировать зрительно воспринимаемый образец, планировать

его воссоздание, произвольно управлять своими движениями, контролировать их

и так далее.

ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСА В ПРАКТИКЕ

3.1. АНАЛИЗ УМК ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ

Традиционная программа. Начальные классы (1-3).

Обучение письму (чистописание). Закрепление графической стороны письма

(чистописание) в I-III классах целесообразно проводить на каждом уроке

русского языка по 6-8 минут.

Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для

каждого класса.

В I классе – это упражнение для развития руки и глазомера, письмо букв

в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо букв,

трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова и предложения и,

наконец, связные тексты, упражняются в написании, в письме под диктовку.

Во втором и третьем классах содержание графических упражнений, кроме

выполнения программы этих классов, составляют письмо трудных для учащихся

букв и их соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо

под диктовку, письмо под счет.

Состав упражнений входит также исправление недочетов каллиграфического

характера: несоблюдение правильного наклона букв, нарушения параллельности,

соразмерности букв по высоте и широте, выход за строку, искажение форм букв

и других с учетом особенностей письма каждого ребенка. С этой целью

рекомендуется прописывать образцы букв в тетрадях учащихся: в первом классе

у всех, во вторых и третьих классах – выборочно.

Содержание упражнений по чистописанию связывается по мере возможности

с изучаемым на уроке грамматическим материалом, с усвоением написания слов

на непроверяемый безударную гласную, слов из словаря. Всякое письмо

учащегося начальный классов должно быть опрятным, четки и правильным.

Конечная задача обучения письму заключается в том, чтобы ученик мог:

1) «перевести» звук в букву (имеется ввиду фонетико-графические

написания);

2) правильно и четко написать букву, слово, предложение; списать с

книги и с доски; написать под диктовку, проверить написанное и

исправить допущенные ошибки;

3) научиться излагать свои впечатления и мысли в письменной форме.

Эти умения и навыки развиваются постепенно в процессе начального

обучения русскому языку.

Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому

воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия,

добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.

I класс (Обучение грамоте), 168 часов.

Письмо и развитие речи.

Правильная посадка за партой, умение верно держать тетрадь и

пользоваться ручкой при письме.

Связность и ритмичность письма букв и их соединение в словах. Письмо

больших и малых букв и их соединений в словах и предложениях.

Грамматика, правописание и развитие речи, 120 часов.

Чистописание.

Закрепление гигиенических навыков письма: правильной посадки,

положения тетради, ручки и других.

Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися

элементами движений типа: __, __, __, __, __, __, __; __, __, __, __ и

других.

Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их

начертания:

1) __, __, __, __, __;

2) __, __, __, __, __, __, __;

3) __, __, __, __, __, __, __;

4) __, __, __, __ ,__;

5) __, __, __, __, __, __;

6) __, __, __, __, __.

Упражнения в безотрывных соединениях букв типа _____, _____, _____,

_____, _____, _____, _____, _____, _____ и других.

Связное, ритмичное письмо слов и небольших предложений.

В результате обучения первоначальному письму первоклассник должен

овладеть элементарным графическим навыком, а именно, уметь выполнять

следующие действия:

1) сравнительно легко перекодировать звуко-фонемную форму слова в

графическую и наоборот;

2) в процессе письма слов и предложений (под диктовку учителя, по

памяти, при списывании) воспроизводить буквы и их соединения на

основе усвоенных алгоритмов;

3) ритмично чередовать напряжение пишущей руки с расслаблениями под

соответствующий счет;

4) писать связно и правильно все буквы;

5) использовать три вида соединения, фиксируя упором ручки

соединительные точки;

6) выполнять санитарно-гигиенические нормы письма.

Таким образом, в послебукварный период необходимо на основе

логического принципа группировки букв закрепить указанные выше умения и

начать отрабатывать автоматизированность графического навыка.

II класс.

Грамматика, правописание и развитие речи, 204 часа.

Чистописание.

Работа по дальнейшему закреплению гигиенических навыков письма.

Переход на письмо в тетрадях в одну линейку (усвоение новой высоты, ширины

букв и других). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их

соединений типа:

1) __, __, __, __, __, __, __, __, __ и других;

2) __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __ и других;

3) соединения ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____ и других.

Упражнения в безотрывных соединениях букв типа: ____, ____, ____,

____, ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____ и других. Связное, ритмичное

письмо слов в предложении.

III класс.

Грамматика, правописание и развитие речи, 170 часов.

Чистописание.

Закрепление навыков правильного начертания букв, рациональных способов

их соединения (по группам), в словах, предложениях, небольших текстах.

Упражнения в равномерности, плавности движения руки типа __, ______,

______, ______, ______, ______, __, ______ и другие для выработки навыка

письма в ускоренном темпе. Работа по устранению графических недочетов в

почерках учащихся.

Письмо по традиционной программе осуществляется в «Прописях» В.Г.

Горецкого, В.А. Кирюшкина и А.Ф. Шанько.

Традиционная программа. Начальные классы (1-4).

Чистописание в I-IV классах.

Содержание работы по чистописанию в начальных классах определяется

программой Министерства просвещения РФ. Приведем кратко программные

требования.

I класс – 20 часов.

Совершенствование навыка письма. Соблюдение учащимися основных

гигиенических требований к письму. Соблюдение учащимися основных

гигиенических требований к письму. Закрепление графически правильных

начертаний букв и способов соединения их в слове. Упражнение детей в

связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших

предложений.

II класс – 35 часов.

Закрепление гигиенических навыков письма: правильной посадки,

положения тетрадей, ручки и других.

Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися

элементами движений руки типа __, __, __, __,; __, __, __ и так по

порядку.

Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их

начертания. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа ____, ____,

____, ____, ____, ____, ____, ____, ____ и так по порядку.

III класс.

Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по

переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины

букв). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их

соединений типа ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____ и других; __, __,

__, __, __, __, __, __, __ и других; __, __, __, __, __, __, __, __, __,

__, __ и других. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа:

____, ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____

и других.

Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

IV класс.

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов

соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.