скачать рефераты

МЕНЮ


Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов

. борозде.

Авторские эпитеты: бодрый серп, праздная борозда.

Жаворонок (Жуковский)

На солнце . . . . . . . . . . . .

лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок . . . . . . . .

. . . . .

Авторские эпитеты: темный лес, жаворонок звонкий.

Весна (Майков)

Голубенький, . . . . . . . . . . .

. .

Подснежник-цветок.

А подле сквозистый,

. . . . . . . . . . . .

снежок.

Авторские эпитеты: чистый, последний.

Пейзаж (Майков)

Люблю дорожкою . . . . . . . . .

.

Не зная сам куда, брести,

Двойной . . . . . . . . . . .

колеею

Идешь - и нет конца пути.

Авторские эпитеты: дорожкою лесною, глубокой колеею.

К морю (Пушкин)

Прощай, . . . . . . . . . . . .

стихия.

В последний раз передо мной

Ты катишь волны . . . . . . . . .

.

И блещешь гордою красой.

Авторские эпитеты: свободная стихия, волны голубые.

Осинкам холодно (Пришвин)

В солнечный день на опушке елового леса собрались молодые . . . . . .

. осинки густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало

холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят

на солнышко и сидят на завалинках.

Авторский эпитет: разноцветные осинки.

Первый мороз ( Пришвин)

Ночь прошла под большой . . . . . . . . . . луной, и к утру лег первый

мороз. Все было бело, но лужи не замерзли. Когда явилось солнце и

разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими . . . .

. . узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту опушку не

хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была . . . . . . . . .

. . сверху до низу королева-сосна.

Авторские эпитеты: чистая луна, искрящиеся узоры, сверкающая королева-

сосна.

Гости (Пришвин)

Еще скопа прилетела, рыбный хищник, нос крючком, глаза . . . . . . . .

. , светло-желтые. Цапля вымахнула из . . . . . . . . . . . . . старых

тростников. Землеройка пискнула в . . . . . . . . . . . листве.

Авторские эпитеты: зоркие глаза, сухих старых тростников, старой листве.

Перепелка (Пришвин)

А ночью мне приснился сон: будто я на небе; и что же? На . . . . . . .

. . . . облачке сидит моя перепелочка, только тоже вся беленькая, как тот

крестик. И на голове у ней маленький . . . . . . . . . . . . . венчик; и

будто это ей в награду за то, что она за своих детей пострадала.

Авторские эпитеты: небольшом облачке, золотой венчик.

1-я серия - на понимание метафор

Лес (по тексту Фирсова и Харченко)

1. Как хорош лес на заре ранней осенью. . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . Еще тепло, но уже вьется в воздухе тонкая

паутина. Всюду еще звучат птичьи голоса.

Предложения для выбора: Земля еще впитывает росу; Земля еще пьет росу;

Земле еще нужна роса.

2. И весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом

в дальний путь . . . . . . . . . . . . .

Предложения для выбора: Деревья нуждаются в свете и тепле; Свет и тепло еще

нужны деревьям; Деревья ловят свет и тепло.

3. Но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу.

Листья съежатся, опадут. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

.

Предложения для выбора: Снег заблестит на сучьях; Заблестит серебро на

сучьях; Сучья покроются снегом.

4. Узоры следов затейливо пересекут . . . . . . . . . . . . . . .

Слова для выбора: снег, снежную поляну, снежный покров.

5. Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит лесу, что идет

тепло. Медленно съедут по склонам оврагов рыхлые глыбы серого снега. .

. . . . . . . . . . . . . . первые подснежники. Зажурчат ручьи. Придет

весна.

Слова для выбора: взойдут, появятся, пробьются.

Зимой в лесу (Паустовский)

Только ягоды и рябина еще кое-где . . . . . . . . . . . . в

серебряных чащах.

Слова для выбора: виднеются, пылают, краснеют.

Русский лес (Соколов-Микитов)

1. Особенно красив и . . . . . . . . . . . . . русский лес в ранние

осенние дни.

Слова для выбора: печален, грустен, весел.

2. А в лесу стало нарядно - каждое дерево и каждый кустик . . . .

. . . . . . снежные шапки.

Слова для выбора: надели, приобрели, присмотрели.

Передышка (Скребицкий)

1. И так это славно бывало: кругом все поле даже блестит от солнца, а

под густой березой свежо и прохладно. Над головой зеленые листья шумят,

будто . . . . . . . . . . . присесть и передохнуть немножко.

Слова для выбора: зовут, предлагают, говорят.

2. Для всех береза посреди поля служит местом . . . . . . . . . .

. . . . . . . .

Слова для выбора: отдыха, веселья, наслаждения.

2-я серия - на применение метафор

вариант в стихах - 5 отрывков

В бору (Бунин)

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим . . . . . . . . . . . . .

. . .

Авторская метафора: солнечным палатам.

Крестьяне (Дрожжин)

До света еще, с петухами

Выходят они на гумно,

И . . . . . . . . . . . . .

снопы под цепями,

И . . . . . . . . . . . . . с

колосьев зерно.

Авторские глаголы: стонут снопы, брызжет с колосьев.

Перед дождем (Некрасов)

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная . . . . . . .

. .

Глухо . . . . . . . . . . . .

темный лес.

Авторские глаголы: ель стонет, лес шепчет.

Родник (Бунин)

Кипит, играет и спешит

Крутясь . . . . . . . . . . . .

. .

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

Авторская метафора: хрустальными клубами.

Топи да болота (Есенин)

Тенькает синица

Меж . . . . . . . . . . . .

. . . . .

Темным елям снится

Гомон косарей.

Авторская метафора: меж лесных кудрей.

Вариант в прозе представляет собой связный текст:

Летние сумерки (Кайгородов)

. . . . . . . . . . . . . . приятные вечерние сумерки. Высокие,

стройные сосны . . . . . . . . . . . . в безмолвной неподвижной тишине. На

чистом безоблачном небе . . . . . . . . . . . . . . . ранние яркие

звездочки. Высоко над горизонтом . . . . . . . . . . . . . . узкий золотой

рог молодого, только что народившегося месяца. Ночь все больше и больше . .

. . . . . . . . . . . . небо.

Пропущенные слова и словосочетания: спустились сумерки, сосны замерли,

зажглись звездочки, резко обозначился золотой рог месяца, ночь обнимает

небо.

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ КОМПОНЕНТОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Основной метод - психолого-педагогический эксперимент. Под ним

понимают специально организованную учебную работу, в процессе которой

осуществляется формирование литературных способностей.

В работе были использованы и другие методы:

- наблюдения за развитием способностей детей в процессе учебных и

внеклассных занятий;

- беседы и индивидуально-групповые занятия (консультации, разного

рода литературные упражнения и игры, обсуждение рассказов и стихов,

написанных учащимися, выпуск стенгазет);

- анализ сочинений и других творческих работ.

В соответствии с целью нашей диагностико-развивающей работы, а

именно: организация системы творческих работ учащихся как деятельности, в

процессе которой и в связи с которой формируются некоторые компоненты

литературных способностей, система творческих сочинений была задумана и

осуществлялась в целях: 1) формирования самостоятельности при выполнении

письменных работ, умения писать конкретно, на основе своего жизненного

опыта, выражать свои собственные мысли, чувства, переживания, давать свою

нравственную и эмоциональную оценку фактам и явлениям; 2) формирования

образного мышления и творческого воображения и в соответствии с этим

образной и эмоциональной выразительности письменной речи.

Язык, письменная речь формируются в непосредственной связи с

содержанием, то есть в связи с собственным жизненным опытом, с накоплением

представлений, знаний, определенных эмоциональных впечатлений и

переживаний. Поэтому творческие сочинения являются одним из наиболее

эффективных приемов развития содержательной, точной и выразительной

письменной речи. Отдельные слова и словесные ассоциации, обозначающие

предметы, явления, их качества и свойства, их взаимоотношения и их

действия, актуализируются быстрее, свободнее в том случае, когда их

чувственное содержание в виде образов и представлений имеется в памяти

человека.

Творческие сочинения в большей мере, чем какие-либо другие письменные

работы, формируют самостоятельность учащихся, поскольку каждый из них

должен писать на основе своих наблюдений или вообще собственного опыта

восприятий и представлений, что в известной мере предохраняет учащихся от

списывания, ненужного заимствования, повторения избитых фактов и затертых

фраз. Наконец, творческие сочинения дают простор для развития творческого

воображения.

Рассмотрим, как разрешались перечисленные выше задачи в процессе

проведения творческих сочинений разного типа.

Сочинения по наблюдениям. Словарная работа в связи с наблюдениями за

природой являлась составной частью подготовки учащихся к сочинению.

Организация наблюдений учащихся за природой имела цель развития

наблюдательности как важнейшего условия самостоятельности письменной речи

и как условия формирования поэтических представлений, накопления

поэтических представлений и соответствующего им словарного запаса,

формирования самостоятельности эмоциональных и эстетических оценок и их

использование в письменной речи. Чтобы писать хорошо, надо видеть хорошо -

так обосновывалась нами организация наблюдений и словарная работа в связи с

наблюдениями. Наблюдая, учащиеся должны были подбирать точные и образные

слова и словосочетания, которые можно было бы использовать в описании. Эти

слова и словосочетания полагалось записывать в специальную тетрадь для

наблюдений, которая должна была играть роль своеобразного литературного

словарика.

О р г а н и з а ц и я и п р о ц е д у р а п р о в е д е н и я .

Учащимся дается на дом задание: 1) рассмотреть деревья (клен, березу,

дуб) и различные кустарники и растения, какие они весной, что с ними

происходит в это время года; причем не просто внимательно рассматривать, но

и думать при этом, подыскивать сравнения, стараться заметить что-то, чего

раньше не замечали (темы "Трава", "Цветы", "Деревья"); 2) подобрать и

записать в тетрадь слова, которыми можно определить увиденное; 3) найти,

какими словами описывают эти явления, предметы и образы писатели и поэты.

В классе зачитываются наблюдения и разбирается содержание отрывков и

то, как писатель "рисовал словами", какие использовал слова для создания

образов. На отрывках из произведений Тургенева, Тютчева, Бунина,

Паустовского, Пришвина мы знакомили учащихся с поэтическим описанием

природы. Мы стремились к тому, чтобы учащиеся воссоздавали в своем

воображении эти картины. С этой целью использовался прием игры. Зачитывался

короткий текст - описание пейзажа (или предъявлялась карточка с

соответствующим текстом). Участники игры должны были в своем воображении

представить себе эту картину и запомнить ее. Один ученик должен был описать

картину по представлению, стараясь вспомнить определения, эпитеты,

сравнения автора. Если он ошибался или неточно воспроизводил картину,

забывая слова, другие учащиеся задавали ему вопросы и дополняли, а в

заключении ставили отметку.

Учащимся на дом было задано понаблюдать за окружающей нас природой и

людьми. Основным требованием было стараться увидеть и удержать в памяти как

можно больше подробностей, образов. По ходу наблюдений проводится словарная

работа: подбирались слова и словосочетания, которыми можно было бы описать

виденное. Делался акцент на то, что именно, по мнению ученика, надо

замечать в человеке и почему (выражение лица, походка, одежда, отношение к

другим людям). Учащиеся должны были сделать заметки на темы: "Прохожий",

"На автобусной остановке", "На перемене", "Мой друг".

В классе разбирали написанное, удачные слова и словосочетания

ученики записывали в тетрадь. Неудачи обсуждались. Позже был коллективно

составлен план сочинения, которого учащиеся могли бы придерживаться в

случае затруднения, но который был необязателен для тех, кто захотел бы

написать иначе, по своему плану. Составленный план представлял собой

перечень тех объектов, которые желательно не забыть в описании: небо,

воздух, деревья, листья, различные здания, мост, улицы, люди. Кроме того,

каждый ученик должен был придумать вступительную и заключительную части

сочинения.

На дом учащимся было дано задание написать сочинение на тему "Весна в

городе".

Сочинения по впечатлениям эмоционального характера. Одним из

показателей самостоятельности мысли в сочинениях является наличие в них

личного отношения, оценки (эстетической, эмоциональной). Словарная работа в

связи с наблюдениями и сочинение о природе способствовали осознанию

учащимися того непосредственного эмоционального воздействия, которое

оказывали на них картины природы. Мы постоянно напоминали ученикам, что

недостаточно в сочинении дать эстетическую оценку ("красиво", "нравится" и

т.п.), надо найти слова для более точного выражения своих впечатлений и

чувств.

Большое эмоциональное воздействие на учащихся оказывает музыка.

В классе было проведено сочинение, которое писалось под музыку и

по мотивам музыкальных произведений. Для этой цели были использованы "звуки

природы": прибой, музыка спокойного моря. Сначала музыка просто звучала в

классе. Затем учащимся сообщалось название музыкального отрывка и

предлагалось при повторном прослушивании представить себе зрительно те

образы (ту картину), которые передает музыка. В ходе повторного

прослушивания экспериментатор делает отдельные замечания, направляя

соответствующим образом восприятие учащихся, например: "Вы слышите, как

шумит прибой?" или "Не правда ли, как красиво спокойное море?" Затем музыка

звучит более тихо, и учащиеся, прислушиваясь к ней, должны были писать

сочинение на тему "Прогулка по берегу моря".

Сочинение, которое пишется под музыку, необычно для школьников.

Эмоциональное воздействие музыки на учащихся велико. Во время прослушивания

музыкальной композиции в классе должна быть полная тишина.

Сочинения по картине. Наиболее легкие для учащихся это сочинения

по картине-пейзажа. Имея опыт наблюдений и написания сочинений о природе,

учащиеся дополняют впечатления от картины впечатлениями из личного опыта, и

это делает сочинение более живым и разнообразным. Вначале с классом была

проведена коллективная подготовка к сочинению по картине. Был рассмотрен

пейзаж, художественные детали картины, отработан словарь, после чего

учащимся было предложено написать сочинение. Давая задание, мы сообщили

школьникам, что в сочинении они должны описать содержание картины, по

возможности ярко и выразительно, но что хорошо было бы написать рассказ на

сюжет картины, к которому сама картина могла бы быть иллюстрацией. При этом

было подсказано, что можно выйти за пределы той ситуации, которая

изображена на картине (то есть придумать, что было и что будет).

ЛИТЕРАТУРА

1. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. М., 1973.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.

3. Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей. М., 1991.

4. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 1995.

5. Кадыров Б.Р. Способности и склонности. Ташкент, 1990.

6. Левина Е.Р. Психология восприятия художественной литературы. М., 1989.

7. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

8. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.

9. Молдавская Н.Д. Воспитание читателя в школе. Самостоятельная работа над

текстом. М., 1968.

10. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения.

М., 1976.

11. Молдавская Н.Д. Самостоятельная работа над языком художественного

произведения. М., 1964.

12. Психологическая поддержка в развитии творческой одаренности личности.

Челябинск, 1993.

13. Солдатова Е.Л. Развитие когнитивных способностей. Челябинск, 1998.

14. Способности и деятельность / Под ред. Н.С. Воронина. Ярославль, 1989.

15. Способности и интересы. М., 1962.

16. Способности и склонности. М.,1989.

17. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность.

Свердловск, 1990.

18. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.,

1986.

19. Чудновский В.Э. Одаренность. М., 1990.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.