скачать рефераты

МЕНЮ


Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха

воспринимать его сразу на слух, без наглядной основы. Опознавание детьми

знакомого речевого материала способствует формированию в долговременной

слуховой памяти акустических образов, оперированию ими в процессе

восприятия речи.

Параллельно проводится работа по различению новых слов, словосочетаний,

фраз, которые знакомы ребенку в письменной и устной формах. В соответствии

с последовательностью работы по развитию слухового восприятия детям

постепенно начинают предъявляться на слух и новые слова, незнакомые по

звучанию, а затем и совсем незнакомые по значению и по звучанию слова.

Накопление слухового словаря, которое происходит на специальных занятиях, в

быту, в разных видах деятельности, становится условием полноценного

усвоения данного материала, обеспечивает формирование смысловой и

произносительной стороны слов и фраз различного типа. Работа по развитию

слухового восприятия тесно связана с работой над произношением, так как

весь предъявляемый на слух материал ребенок воспроизводит устно и в

процессе уточнения акустических образов происходит дифференциация и

уточнение звуко-слоговой и ритмико-интонационной характеристики слов и

фраз. В процессе развития слухового восприятия увеличивается расстояние, с

которого дети воспринимают речевой материал с аппаратом и без него. Глухих

и дошкольников учат воспринимать голос нормальной громкости, а

слабослышащих — и шепот. Результаты работы по развитию слухового

восприятия, естественно, будут разными у слабослышащих и глухих детей в

зависимости от состояния слуха, сроков слуховой тренировки.

Развитие слухового восприятия обеспечивается также в ходе восприятия

неречевых звучаний: дифференциации различных музыкальных инструментов,

голосов животных и птиц, количества звучаний, мужского и женского голосов,

сольного и хорового исполнения. Одним из средств развития слухового

восприятия является восприятие бытовых звуков, сигналов транспорта,

природных шумов. Воспитание и обучение неслышащего ребенка в семье создает

для этой работы значительно больше возможностей по сравнению с условиями

детского сада.

Работа по формированию речи, развитию слухового восприятия в семье

включается во все звенья педагогической деятельности родителей и может быть

связана со всеми моментами жизнедеятельности ребенка.

Условиями эффективности воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом

в семье является постоянная помощь и контроль за развитием ребенка со

стороны сурдопедагогов сурдокабинетов, групп кратковременного пребывания,

Центров реабилитации слуха и речи, где консультируют родителей по вопросам

воспитания детей в семье.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха

Образовательные дошкольные учреждения

В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для

детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. С учетом

состояния слуха и речи организуются дошкольные учреждения двух типов: для

глухих и для слабослышащих детей. Их деятельность регулируется «Типовым

положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и

слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и

обучаться в различных образовательных учреждениях:

1. Детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих

детей. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей

с нарушениями слуха открываются органами образования при условии наличия

достаточного числа глухих или слабослышащих детей. Группы в дошкольных

образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями

слуха комплектуются по решению психолого-медико-педагогической

комиссии.

В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида принимают

глухих и слабослышащих детей с полутора-двух лет. Процесс воспитания и

обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с двух или трех

лет) рассчитан на пять лет или на четыре года.

Допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения

(группы) в дневное и ночное время, а также круглосуточно, в выходные и

праздничные дни. Предусматривается и свободное посещение детьми дошкольного

образовательного учреждения.

В детских садах компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих

детей могут открываться группы для детей со сложными дефектами (сочетание

двух и более нарушений).

При определении содержания воспитательно-образовательного процесса

педагогический коллектив может руководствоваться имеющимися программами

воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, а

также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных

программ в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников

(возраста, состояния слуха, речи, интеллекта и т. п.).

Детские сады комбинированного вида. В состав таких детсадов наряду с

общеразвивающими группами входят и компенсирующие — для детей с нарушениями

слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при

дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих или для

слабослышащих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и

слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы состоят из

детей одного возраста или смежного.

Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Здесь возможно интегрированное

обучение глухих, слабослышащих или позднооглохших дошкольников. Для детей с

нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно-

развивающие занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом),

педагогом-психологом.

4. Дошкольные группы, отделения в специальных (коррекционных) школах,

школах-интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей.

Дошкольные группы при школах для неслышащих или для слабослышащих и

позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к

школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (группы)

принимаются дети с двух-трех лет в зависимости от имеющихся условий. В

некоторых случаях организуются группы для детей старшего дошкольного

возраста, специальное обучение которых по разным причинам (позднее

выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в

более поздние сроки. В течение двухлетнего периода проводится

общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку

дошкольников к обучению в первом классе школы для глухих или слабослышащих

детей.

При организации и определении содержания воспитания и обучения глухих

детей педагоги могут руководствоваться Программой воспитания и обучения в

дошкольных группах при школах для глухих детей. Программа рассчитана на

двухлетний срок коррекционно-воспитательной работы в дошкольных группах.

Педагоги используют программы, рекомендованные детским садам для глухих и

слабослышащих детей, а также могут разрабатывать и выбирать вариативные

коррекционные и общеразвивающие программы.

5. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного

возраста «начальная школа — детский сад» компенсирующего вида для глухих

или слабослышащих детей. В структуре данного образовательного учреждения

могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также

классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей. В

образовательных учреждениях «начальная школа — детский сад» реализуются две

образовательные программы: дошкольного образования и начального школьного

образования глухих или слабослышащих и позднооглохших детей.

Основными средствами обеспечения преемственности в коррекционной работе

являются педагогические технологии непрерывного коррекционного воспитания и

обучения детей с нарушениями слуха, построенные с учетом особенностей

психофизического развития детей дошкольного или школьного возраста, ведущих

для каждого этапа видов деятельности, форм организации общеразвивающей и

коррекционной работы: игры, занятия, свободная деятельность детей — в

дошкольном учреждении; уроки, внеурочные формы организации детей — в школе.

В настоящее время с целью оказания систематической коррекционно-

педагогической помощи, консультирования родителей по вопросам воспитания и

обучения детей с нарушениями слуха в дошкольных образовательных учреждениях

разных видов могут быть организованы группы кратковременного пребывания.

Они могут создаваться при детских садах компенсирующего вида для детей с

нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, в состав

которых входят компенсирующие группы, а также при дошкольных отделениях при

школах для глухих и слабослышащих. Группа является структурным

подразделением дошкольного образовательного учреждения. Комплектование

групп осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией.

Обучение в условиях кратковременного пребывания рекомендуется для детей с

нарушениями слуха младенческого и раннего возраста; для детей с легкой

степенью тугоухости, воспитывающихся в общеразвивающих дошкольных

учреждениях; для внезапно оглохших детей; для детей с комбинированными

нарушениями, которые не могут посещать специальный детский сад, но

нуждаются в коррекционной помощи; для детей, которым противопоказано

посещение детского сада, а также для тех детей с нарушениями слуха, которые

воспитываются дома и не посещают специальный детский сад. Основная

организационная форма работы — индивидуальные занятия и занятия малыми

группами (по 2—3 ребенка) при обязательном присутствии родителей. Занятия с

учителем-дефектологом организуются, как правило, два раза в неделю, а при

необходимости и по желанию родителей могут проводиться чаще или реже.

6. Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и

консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции.

Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха

оказывается в сурдологических кабинетах и центрах. Сурдопедагоги проводят

коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультируют родителей по

вопросам воспитания и обучения детей в семье, ведут контроль за развитием

детей, интегрированных в дошкольные образовательные учреждения.

В последние годы с целью организации медицинской и психолого-

педагогической помощи детям с нарушениями слуха в различных регионах России

стали организовываться центры реабилитации слуха и речи. В таких центрах

проводят диагностику нарушений слуха, медико-психолого-педагогическое

изучение детей, оказывают медицинскую помощь, организуют индивидуальное

слухопротезирование. В структуре данных учреждений, как правило, существует

детский сад или группы для глухих и слабослышащих дошкольников. В центрах

реабилитации слуха и речи используется вербо-тональная методика,

разработанная специалистами центра «Suvag» (Загреб, Хорватия).

Комплектование групп в дошкольных учреждениях

В основу комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и

слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста положено «Типовое

положение о дошкольном образовательном учреждении» (1995). При организации

групп необходимо учитывать также критерии, в соответствии с которыми

обеспечивается правильный подбор детей и учитываются индивидуальные

особенности их развития.

1. Учет состояния слуха и речи ребенка при направлении его в группу

специального детского сада. Организуются ясли и детские сады для глухих и

для слабослышащих детей. В дошкольных учреждениях смешанного типа

организуются самостоятельные группы как для глухих, так и для слабослышащих

детей. Раздельное обучение глухих и слабослышащих детей обусловлено

различным исходным уровнем слухоречевого развития, темпами формирования

речи, что реализуется в разных программах обучения для глухих и для

слабослышащих детей, в основе которых лежат различные возможности

использования слуха для формирования речи, применение различных методов

обучения.

Позднооглохшие дети, не полностью утратившие речь, направляются в группы

для слабослышащих детей.

В некоторых случаях в детские сады для слабослышащих детей по решению

психолого-медико-педагогической комиссии направляют глухих детей с речью,

сформированной в результате систематических занятий родителей с ребенком в

семье.

При комплектовании групп для слабослышащих детей большое значение имеет

учет уровня речевого развития. Желательно, чтобы в одни группы объединялись

дети с одинаковым уровнем речевого развития, потому что, например,

пребывание детей с фразовой речью в среде неговорящих может негативно

отразиться на качестве их устной речи.

2. Учет возраста ребенка со сниженным слухом.

В дошкольных учреждениях организуются группы:

группа детей преддошкольного возраста — от полутора-двух

до трех лет;

* младшая группа — от трех до четырех лет;

* средняя группа — от четырех до пяти лет;

* старшая группа — от пяти до шести лет;

* подготовительная группа — от шести до семи лет.

В некоторых случаях, когда число групп в дошкольном учреждении меньше

указанного выше, в группы могут направляться дети смежного возраста,

например в младшей группе могут оказаться дети, которым уже исполнилось

четыре года. В этом случае сурдопедагог проводит работу по подгруппам, в

которые объединяются дети одного возраста.

3. Учет имеющихся сложных недостатков в развитии, т. е. сочетания снижения

слуха с олигофренией в степени дебильности, ДЦП, нарушениями эмоционально-

волевой сферы и др. В дошкольных учреждениях компенсирующего вида создаются

группы для детей со сложными недостатками в развитии. В такие группы

принимаются дошкольники четырех-пяти лет. Наполняемость группы — до пяти

детей. В тех случаях, когда число детей со сложными дефектами меньше пяти и

нет возможности создать специальную группу, их обучение может

осуществляться по разработанной индивидуальной программе.

В группы для детей со сложными дефектами не принимаются слепоглухие; дети

с нормальным слухом без речи; умственно отсталые в степени имбецильности и

идиотии; дети с психопатоподобным поведением; с текущими психическими

заболеваниями (эпилепсия); дети с тяжелыми нарушениями моторики,

нуждающиеся в индивидуальном уходе.

Возможности интеграции дошкольников,

имеющих нарушения слуха, в детские сады

общеразвивающего вида

Цели и задачи интегрированного обучения

В последнее десятилетие в сурдопедагогике стали активно обсуждаться

проблемы интеграции дошкольников, имеющих нарушения слуха, со слышащими

детьми в условиях дошкольных учреждений общего типа. Это связано с

изменениями социально-экономических условий жизни, обновлением

государственной образовательной политики, направленной на большее

разнообразие форм воспитания и обучения детей, активное участие родителей в

воспитании детей.

Интерес к данной проблеме существовал всегда, еще в тот период, когда

число специальных дошкольных учреждений было невелико и не соответствовало

потребностям в обучении детей с нарушениями слуха. Многие отечественные и

зарубежные специалисты отмечали важность общения детей, имеющих нарушение

слуха, с их нормально слышащими сверстниками.

Чаще всего инициаторами обучения плохослышащих детей совместно с нормально

слышащими являются родители, которые занимаются с детьми дома. А с целью

развития малышей в условиях коллективных видов деятельности родители

стремятся к устройству плохослышащих детей в массовые дошкольные

учреждения. Нередко мотивом определения ребенка с нарушенным слухом в

массовое дошкольное учреждение служит отдаленность специального дошкольного

учреждения, нежелание пребывания ребенка в условиях интерната в течение

пяти дней. Важным стимулом для родителей является также пребывание ребенка

с нарушенным слухом в нормальной речевой среде, формирующей появление у

него потребности в словесном общении. Чаще всего объединение плохослышащих

детей со слышащими происходит под контролем специалистов и при активном

участии родителей. Многочисленные публикации родителей из своего опыта

подтверждают эффективность такой модели развития неслышащего ребенка.

Нередко интеграция носит характер вынужденной в связи с отсутствием

специального дошкольного учреждения по месту жительства плохослышащего

ребенка и не содержит компонентов коррекционного обучения. Такая стихийная

интеграция без систематической работы родителей, специальной подготовки

воспитателей массовых дошкольных учреждений, контроля за развитием

дошкольника со стороны специалистов имеет в некоторых случаях и негативные

результаты: дети отстают в развитии по сравнению с воспитанниками

специальных дошкольных учреждений, нередко находятся в стороне от

коллектива слышащих детей и остро переживают свою отстраненность,

оказываются неподготовленными ни к массовой, ни к специальной школе.

В нашей стране проблема изучения возможностей воспитания глухих и

слабослышащих дошкольников в массовых детских садах и школах получила

развитие благодаря исследованиям Э. И. Леонгард, развернутым в 60-е гг. По

ее мнению, посещение глухим ребенком массового детского сада возможно при

условии систематических занятий родителей, хорошего протезирования детей

слуховыми аппаратами, наличия у них устной речи. Цель посещения массового

детского сада автор видит в пребывании глухого ребенка в нормальной речевой

среде, общении с говорящими детьми. Настаивая на необходимости раннего

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.