скачать рефераты

МЕНЮ


Формы организации процесса обучения: традиции и новации

возможностям детей требует от учителя четкой организационно-методической

инструментовки подачи материала, строгого отбора вспомогательных средств.

Адаптация школьников к специфике той или иной формы дает им возможность

заранее готовиться к деятельности, быстро вырабатывать установку на труд в

определенных условиях. Психологическая функция форм обучения состоит в

выработке у учащихся определенного деятельностного биоритма, привычки к

работе в одно и то же время. Привычное время и знакомые условия учебных

занятий порождают в детях психическое состояние раскрепощенности, свободы,

оптимального напряжения духовных сил. Создается обстановка увлекательного и

вдохновенного труда. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с

активными методами выполняет развивающую функцию. Особенно эффективно она

реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется

многообразие форм. Многообразие и разнообразие форм порождает богатство

условий для умственной, трудовой, игровой деятельности, что позволяет

включать в работу весь комплекс психических процессов.Формы организации

учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность

детей, выполняя интегрирующе-дифференцирующую функцию. Учебный процесс,

реализуемый в разнообразных формах, в основе своей процесс коллективной

познавательной деятельности. Дети познают сообща, обмениваются информацией

в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем

обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма

коллективных занятий должна обладать возможностью индивидуализации

деятельности школьников, обеспечивать работу по продвинутым программам

одних и подтягиванию до средне обязательного уровня других.

Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм обучения

состоят в том, что они требуют разбивки всего учебного материала по частям

и темам, его структурирования и систематизирования как в целом, так и для

каждого занятия.

По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять

комплексирующую и координирующую функции. В целях повышения эффективности

усвоения материала детьми, на основе какой-либо формы обучения могут быть

объединены и использованы составные части других форм. Так, во время

экскурсии прочитывается небольшая лекция, организуется беседа и дети

принимают участие в практической работе. При изучении целой темы одна

форма, например, урок, может исполнять роль основной, базовой, ведущей по

отношению к другим — семинарам, бригадным занятиям, дающим дополнительный

или вспомогательный материал. Наконец, стимулирующая функция формы

организации учебных занятий проявляется с наибольшей силой, когда

соответствует особенностям возраста детей, специфике развития их психики и

организма. Так, лекционная форма своей монотонностью способна подавить в

младших школьниках всякую познавательную активность. Между тем как урок —

драматизация рассказа, включающая в действие воображение, речь, мышление,

организм в целом, стимулирует их бурную деятельность. Самостоятельная

работа старшеклассников интенсифицирует процесс усвоения знаний, а

«разжевывание» текста учебника учителем превращает любую форму в скучное и

бесполезное времяпрепровождение. Таковы основные функции форм организации

учебного процесса.

2.4 Урок - основная форма организации процесса обучения

С позиций целостности педагогического процесса урок необходимо

рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются

все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна

эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других

развивающих видов деятельности детей и подростков. Не случайно в последние

годы широкое распространение получили уроки культуры, труда, поэзии и т.п.

Преимущества урока как формы организации педагогического процесса [9]:

Он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и

индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно

излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и

формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды

деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке

ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими

методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать

воспитательные задачи через содержание и методы педагогической

деятельности.

Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой

педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной

познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с

учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы

работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики

овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе

обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и

духовных сил школьников (по А. А. Бударному).

В приведенном определении можно выделить специфические признаки,

отличающие урок от других организационных форм: это постоянная группа

учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей

каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти

признаки отражают не только специфику, но и сущность урока. В зависимости

от дидактических целей и звеньев процесса обучения, реализуемых на уроке,

можно выделить 9 типов уроков [12.15]:

формирования знаний

закрепления и совершенствования знаний

формирования и совершенствования знаний

формирования умений и навыков

совершенствования знаний, умений и навыков

применения знаний на практике

повторения и систематизации знаний

проверки знаний

комбинированный урок

Внутри указанных типов уроков существуют видовые отличия. Так, уроки

формирования знаний могут проходить в виде киноуроков, а также быть

построенными на проблемной ситуации. К. урокам формирования знаний

относятся вводные уроки, уроки первичного усвоения материала, вступительные

уроки при изучении новых тем. Разновидностью уроков формирования и

совершенствования знаний, совершенствования знаний, умений и навыков

являются синтетические уроки. Уроки проверки знаний подразделяются на уроки

устной, письменной проверки знаний.

При рассмотрении структуры урока в зависимости от его типа целесообразно

выделить перечень структурных элементов учебного занятия (урока),

комбинирование которых может представить множество вариантов (по Шамовой Т.

И. см. таблица №4).

Таблица №4. Структура урока

|Организация начала занятия |

|Проверка выполнения домашнего задания |

|Подготовка к основному этапу занятия усвоение новых знаний и способов |

|действий |

|Первичная проверка понимания |

|Закрепление знаний и способов действий |

|Обобщение и систематизация знаний |

|Контроль и самопроверка знаний |

|Подведение итогов занятия |

|Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |

Раскрывая понятия типологии и структуры, следует обратить внимание на

неисчерпаемость резервов урока как формы и как системы для

совершенствования в обозримом будущем. Примером этому могут служить системы

С. Н. Лысенковой, И. И. Гузика, И. Унт, В. К. Дьяченко и других новаторов,

которые дают эффективные результаты в рамках существующей классно-урочной

системы.

Среди общих требований, которым должен отвечать современный качественный

урок, И. П. Подласый выделяет следующие:

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической

практики, построение уроков на основе закономерностей учебно-

воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических

принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной

деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и

потребностей.

4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый

уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной

деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств.

9. Сязь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом учащихся.

10. Формирование прктически необходимых знаний, умений, навыков,

рациональных приёмов мышления и деятельности.

11. Формирование умения учиться, потребности постоянно поплнять объём

знаний.

12.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и

планирование каждого урока.[8.374]

§3. Инновации в формах обучения

3.1 Инновационные формы

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной

деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения,

анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются

результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных

учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он

нуждается в управлении.

С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий

учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика,

воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической

подготовки, так как профессиональной деятельности учителя реализуются не

только специальные, предметные знания, но и современные знания в области

педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе

формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических

инноваций.

В. А. Сластёнин пишет «понятие "инновация" означает новшество,

новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение

чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация

означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и

воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося»

[9.492].

Индивидуальные, фронтальные формы обучения являются

традиционными, а коллективные – принципиально новыми в современном

образовании.В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему

в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск

инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нестандартных

уроков. Среди наиболее распространённых типов нестандартных уроков наиболее

распространённые: деловые игры, пресс-конференции, уроки типа КВН, уроки-

конкурсы, уроки-«суды», уроки-концерты, ролевые игры, уроки-конференции,

уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии и др.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две

важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и

распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения

достижений психолого-педагогической науки в практику. Необходимость в

инновационной направленности педагогической деятельности в современных

условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом

обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили

необходимость коренного обновления системы образования, методологии и

технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях

различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и

воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование

педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной

политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образова-

ния, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин,

введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска

новых организационных форм обучения. В данной

ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогическо-

го знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения

и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации

содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только

в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании

новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше

инновационная деятельность сводилась в основном к использованию

рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более

избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным

направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием

становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций,

создание условий для их успешной разработки и применения.

В процессе изучения темы «Формы организации процесса обучения» особое

внимание следует обратить на эффективность отдельных форм. Небезынтересна

так называемая «пирамида обучаемости учащихся», предложенная журналом

«Директор школы» [4.45] по результатам американских исследований:

Лекция-монолог

5%

Чтение (самостоятельное)

10%

Аудио-видеообучение

20%

Показ (демонстрация)

30%

Дискуссионная группа

(обсуждение учебного

материала в малой группе)

50%

Практика в процессе деятельности

75%

Обучение других (ребёнок обучает ребёнка) 90%

Последняя форма является коллективной. Учебная работа имеет специфику:

это работа с людьми. Нет учителя без учеников и каждый ученик у кого-то

учится. А это значит, что при всяком обучении, особенно если каким-то

образом обучаемые объединяются, всегда имеют место какие-то элементы

сотрудничества, коллективизма, повышается интерес к обучению, формируется

самостоятельность, инициативность учеников – устроняются основные

недостатки традиционных форм организации процесса обучения.

3.2 Социальная активность учащихся

Обычно при рассмотрении методов или форм обучения принято писать о

познавательной активности учащихся. Разработаны и приемы активизации

познавательной деятельности, но все это нисколько не изменило традиционное

обучение, которое уже веками в своей основе остается неизменным, а,

следовательно, и его эффективность, если и повысилась, то весьма

незначительно. Педагоги считают (В. К. Дьяченко, И. М. Чередов), что при

рассмотрении процесса обучения и форм его организации нужно раскрывать

прежде всего социальную активность учащихся в процессе обучения, т. е.

ученик в процессе обучения воздействует на окружающих его людей и

преобразует их сознание и поведение, поднимает их на более высокий уровень.

Педагогов давно уже беспокоит вопрос социальной (общественной) пассивности

большинства современных школьников. Анализ форм организации процесса

обучения показывает, чем обусловлена эта массовая общественная пассивность

школьников.[3.27]

I. Индивидуально-обособленные учебные занятия. Ученик читает книгу,

выполняет письменное задание, работает с каким-нибудь прибором, не вступая

в живое непосредственное общение с другими людьми. На такую учебную

деятельность у школьников уходит 30—50 процентов учебного времени.

Социальная активность при индивидуально-обособленной учебной работе равна

нулю. Она может проявиться в будущем, когда ученик что-то выучит, напишет

сочинение, усвоит содержание книги (статьи), но, как правило, в подавляющем

большинстве случаев этого тоже не происходит, так как для этого оказывается

нет объективной возможности, что видно из анализа других форм обучения.

II. Парная форма учебной работы, если учитель занимается с отдельным

учеником (учитель—ученик), как это имеет место при репетиторстве или

дополнительных занятиях с отстающими, то возможности проявления социальной

активности у ученика ничтожно малы. Цель такой работы — изменить сознание и

поведение отстающего ученика, помочь ему догнать своих товарищей.

Если же преуспевающий ученик занимается с отстающим учеником, то он при

этом проявляет социальную активность, но такая работа - явление

исключительное; пока здесь системы нет. Напротив, это отклонение от

установившейся системы.

III. Групповое обучение.

1. Лекция преподавателя является образцом социальной активности

преподавателя и полного отсутствия социальной активности тех, кто

оказывается ее слушателем.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.