скачать рефераты

МЕНЮ


ГОСы по педагогике (шпаргалка)

следует изменить, есть ли первичное закрепление, как осущ. проверка кач-ва

обуч-я, есть ли дифф. Подход к уч-ся.

3. Осущ. развития уч-ся.: были ли осн. мыслит операции, развитие познават.

самост. уч-ся, осущ. ли межпредмет.связи, средства развития творческ.

мышления, эстетич. развития.

4. Воспитание в проц. урока:

5. Соблюдение осн. принципов дидактики.

6. Выбор методов обуч.

7..Работа учителя на уроке

8. Работа учащихся

9.Гигиенич. условия труда.

10. Некоторые спец. задачи.

23. Подготовка учителя к уроку.

1. Изучение программы – сост. годового планирования.

2. Изучение определ. темы (ЗУ, кот. должны быть сформированы у уч-ся) –

тематич. планирование.

3. Подготовка к отдельному уроку: а)отбор содержания, знакомство с

учебником

б)методика урока: тема, цель, задачи, тип, продумывание структурных

элементов, методы, определение части материала для самост. изучения.,

закрепление матер, д/з

Индивидуализация обуч-я (как цель)- учет индив. особ-стей каж. уч-ка в

процессе обуч.

Дефф-ия (как ср-во) – такая форма уч. пр-са при кот учитыв. индив. особен.

уч. Цели И.: 1. усоверш-ть ЗУН, повышать уровень Зн.; 2. форм-ние и разв.

логич. мышл.; 3. созд. предпосылок для разв. интересов; 4. восп-е

неповторимой личности.

24. Формы обучения.

Это организация уч.-познават. деят-ти учащихся , соответ. разным усл. ее

проведения и используемая У в проц. обуч.

Формы: 1.урок, 2. экскурсия, 3.внеурочная работа, 4. внекласная работа, 5.

факультативы, 6. домашняя работа, 7.общественно-полез. работа.

Урок

Структура: орг. момент, актуализация или проверка знаний, нов. материал,

закрепление, д/з, итог.

Типы урока (в основу положены дидакт. задачи): вводный, изучения нового

материала, формирования умений, учетно-проверочный, обобщающий,

комбинированный.

Виды связ. с источником знаний, завис. от познават. деят-ти уч-ся, деят-ти

У: объяснительно-иллюстративный, проблемный, лабораторный урок.

Экскурсия.- ф-ма организации уч.-воспит. проц. с классом или группой,

позволяющая с познавательной целью проводить наблюдение и изучение

предметов и явлений в ест. усл., на выставках, по выбору У или по темам.,

связ. с программой.

Признаки: 1. изуч. объекта должно проводится непосредственно на природе, в

музее.

2. Познават деят-ть уч-ся направлена на изучение конкретных объектов в ест.

усл.

3.Преоблад. роль играет наблюдение, самост. работа

4.учеб. проц. должен протекать вне класса.

Методы, снаряжение.

В классе У делает вступительный инструктаж, распределяет задания, делит у

на группы.

Этапы: 1. выбор темы, 2.определение целей и задач, 3.изучение маршрута,

4.подбор объектов, 5.приготовление снаряжения, 6.изучение лит-ры,

7.составление конспекта, 8.подготовка заданий и карточек, 9.выбор и

разработка методики

Структура: 1.вводная беседа, 2.организация уч-ся, 3.изучение намеченных

объектов, 4.сбор материала, 5.закрепление, 6.оформление результатов.

Требования: 1.должна им. не только образоват., но и воспитат. значение,

2.элементы занимательности, 3.не должна быть похожей на лекцию, 4.кол-во

экземпляров должно быть ограничено, 5.все виды работ записываются на месте,

6.собранный материал используется, 7.техника безопасности.

Классификация:

По месту проведения: 1. в природу, 2. в музеи, 3. на производство

По целям: учебные, производственные, краеведческие.

По времени проведения: вводные, текущие, заключительные

Внеурочная работа – ф-ма организации уч-ся для выполнения после уроков

обязат., связ. с изучением курса практич. работ по индивидуальн. или груп.

заданиям У.

Внеклассные занятия – ф-ма различ. организации добровольной работы уч-ся

вне урока под руководством У для возбуждения и проявления их познават.

интересов и творч. самодеятельности в расшир. И дополнение шк. прогр.

26. Сущность проц. воспитания.

Воспитание – целенаправленная, содержательная деятельность педагога,

содействующая максимальному развитию личности ребенка, его социализации и

привитию навыков самовоспитания (направлено на потребностно-волевую сферу

личности)

Цель воспитания – всестороннее и гармоничное развитие, создание условий,

оказание пед. поддержки во всестоон. развитии

Принципы:. (целенаправленность, (связь с жизнью, (доступность, (учет

индивид- ти и возраста, (последовательность, ( опора на положительное,

(гуманизация.

Особенности воспитательного процесса:

1. Целенаправленность (цель учителя равна цели ученика) – сотрудничество,

взаимодействие.

2. Многофакторность (семья, друзья, школа, СМИ, ТВ)

3. Длительность.

4. Непрерывность

5. Комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов)

6. Двусторонность.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная, самостоятельная

деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и

совершенствованию личности.

Процесс воспитания (психологическое) – процесс интериоризации т.е. перевод

ребёнка из одного состояния в другое (из внешних отношений во внутреннее

состояние личности, которое проявляется в убеждениях).

Воспитание – формирование отношений и качеств личности.

Отношения – переживание и выражение определённых связей, которые

устанавливаются между личностью и другими людьми, а так же различными

сторонами окружающего мира, которые затрагивают сферу потребностей, знаний

и убеждений.

Качества личности – закрепившиеся и ставшие привычными отношения, которые

определяют устойчивость поведения человека в постоянно изменяющихся

обстоятельствах.

Система формирования личностных качеств:

1. Формирование потребности и выработка определенного качества.

2.Организация активной познавательной деятельности по освоению сущности

данного качества.

3. Практическое формирование умений поступать так, а не иначе.

4. Развитие способности к проявлению волевых усилий.

Содержание воспит-я – сис-ма знаний, убеждений, навыков, кач-в и черт

личности, устойчивых привычек поведения, кот-ми должен овладеть учащийся в

соответствии с поставленными целями и задачами.

Задачи воспитания: 1) нравственное развитие личности; 2) форм-ие

патриотизма и гражданственности; 3) развитие самосознания личности; 4) форм-

ие трудовых и жизненных навыков; 5) форм-ие ответственного поведения; 6)

форм-ие здорового образа жизни; 7) развитие эмоц сферы личности ребенка; 8)

развитие чувства прекрасного; 9) развитие экологического сознания.

27. Научное мировоззрение.

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности явл.

формирование мировоз-я школьников. Мировоз-е представляет собой целостную

сист. науч., филосовских, соц.-полит., нравственных, эстетич. взглядов

иубеждений человека, кот. отражает в его сознании целостную картину мира и

определ. направленность его деят-ти.

Структура: знания, взгляды, убеждения.

Соединяя в себе сложную совокупность целостных отношений чел. к окруж.

действительности, науч. мировоз-е интегрирует все св-ва и кач-ва личности,

объединяя их в единое целое, определяет соц. ориентацию, личностную

позицию, тип гражд. поведения и деят-ти.

Формирование мировоз-я зависит от воздействия на интеллект, эмоции, волю,

от акт. прак. деят-ти личности.

Интеллект. компонент мировоз-я предполагает движение от непосредственного,

чувственного отражения действительности к абстрактному, понятийному

мышлению.

Эмоц.-волевой компонент. Для того, чтобы знания переросли вубеждения,

органически вошли в оющ. Сист. взглядов, доминирующих потребностей, они

должны проникнуть в сферу чувств и переживаний. Готовность и решимость

личности достигнуть поставленной цели непосредственно связ. с волей.

Практически-действенный компонент. Уч.-труд. и обществ. деят-ть вовлекает

уч-ся в широкий круг соц. отношений, вооружает разносторонней информацией,

опытом общения.

Целостный проц. формир. у уч-ся науч. мировоз-я обеспечивается благодаря

преемственности в обучении, межпредмет. связям.

Соц. и проф. позиция педагога явл. важнейшим единством формирования науч.

мировоз-я.

28.Умственное воспитание.

УВ – процесс направленный на развитие интеллектуальной культуры личности,

познавательных мотивов, мышления, формированием мировоззрения. Задачи УВ:

1)развитие качеств ума (быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость,

широта, креативность), 2)разв. мысл.опер.(анализ, синтез, сравнение,

обобщение), 3)планиров. деят., 4)ставить цели и работа с источ-ми. Умения,

кот. нужно сформ-ть: читать, писать, считать, излаг.мысли, самостоят. раб-

ть.

Две точки зрения на природу умственного развития:

1) интеллект, умственные способности даны от рождения..

2)умственные силы развиваются под влиянием внешней среды. Для их развития

требуется специальная деятельность — обучение. Умствен. восп. д.б.

направлено на «зону ближайшего разв-я»

Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук,

владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие

научного мировоззрения.

29. Нравственное воспитание

Нр.в. – фор-е нравст.-но цельной лич. (нравств. нормы, убеждения,

отношения, чувства, попедение)

Содерж. НВ: 1)моральное восп. (форм. нравст. созн, воли, чувств)

2)этич.восп. (правила хорошего тона, к-ра повед.) 3)патриот.восп. (любовь,,

ответст. за родину) 4)национальное восп. (чувство нац дост-ва, горд-ти)

5)полит (уважение к закону, демократии) 6)эколог. (защита окр. среды)

Уровни сформированности:

1.доморальный – выполнение норм из страха наказания.

2. конвенциальный - …не потому, что с ними согласны, а потому, что хотят

быть приняты в референтной группе.

3. автономный - ..из-за осмысления их, принятия.

Межнациональные нормы.

Показатели: 1.сформир. нравств. знания, выраж через чел. ценности

2.нравств. отношения и чувства.

30. Гражданское воспитание.

Политическое сознание включает:

1. полит. сознательность (насколько чел. овладел мировоз-ми полит.

установками, проявл. стойкость в их проведении в жизнь)

2. полит. мышление (способность глубко осмысливатьполит. события, давать им

оценку)

Цель: формир. полит культуры – полит. сознательности, мышления, чувств.

Показатели полит. культуры: полит. грамотность и акт-ть в полит.

самообразовании, умение вести дисскусию, оцен. обществ. явления с общечел.

и клас. позиций, отстаивать и пропагандировать свои полит. взгляды.

Ф-ии: 1.соц. (стабилизация внутр. положения в общ-ве), 2.культурно-просвет.

3.воспит., 4. психологич. (стабилизация дух. начала в личности)

Сист. град. воспит. вклычает: 1.комплекс целей-функций, 2.содержание и ф-мы

гражд. воспит. вшк., общ-ве, СМИ

31. Воспитание патриотизма.

Патриотизм как кач-во личности проявл. в любви к своему отечеству,

преданности, готовности служить Родине. Проявлением высокого ур-ня культуры

межнациональных отношений выступает чувство интернационализма,

предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. С содержат. т. з.

патриотич. воспит. осущ. в проц. включения у в акт. созидательный труд на

благо своей Родины, формир-я бережного отношения к истории отечетва, к его

культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитания готовности к

установлению дружеских отношений с другими народами, изучению обычаев и

культуры этносов. Важную роль в патриотич воспит. играет организация работы

по изучению гос. символов РФ. Форимир. культуры межнац. общения способ.

изучение ин. яз.

32. Психология старшего школьника.

В возрастной психологии юность определяется как стадия развития,

начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением

взрослости. Быстро развиваются специальные способности. Резко

активизируется ценностно-ориентационная деятельность. Самосознание -

сложная психологическая структура, включает в себя:1. сознание собственного

«я» как активного, деятельного начала. 2. сознание собственной

тождественности. 3. осознание своих психических свойств и качеств, 4.

определенная система социально-нравственных самооценок. Выраженность и

взаимоотношение с родителями, коллективизм, дружба, социальная активность,

формирование мировоззрения, выбор профессии.

33. Правовое воспитание.

Ф-ии: 1. Воспит. (идеалом поведения чел в правовом демократ общ-ве явл акт

и сознат исполнение им норм нравственности и права)

2. Защит, охранит ф-ия права, оберегает закон, права граждан от нарушений

Сист прав воспит включ: 1. прав грамотность (общ знакомство с правовыми

основами гос-ва, видами права и нормами, регул отношения людей на осн

закона

2. прав сознательность (поняти сущности и обществ значения прав норм)

3. нравств-прав и полит чувства (уважение к закону)

4. прав мышление (умение оценивать поступки, поведение людей с т.з. прав

норм

5.прав культура (знание и умение использ прав нормы

Цель: ввести шк в сложные прав обществ отношения, с пом права решить ряд

воспит задач.

Критерии: знание прав минимума, отсут правонарушений, здоровый нравств

климат в колл-ве

34. Проф. ориентация.

Труд. воспит-ие- вовлечение уч-ся в организованную труд. деят.

Проф ориентация – сист мер, направл на оказание помощи уч-ся в проф

самоопределении.

Сист проф ориентации: 1.Проф просвещение, 2.Профдиагностика, 3.Проф

консультирование, 4.Проф отбор направлен напредоставление личности свободы

выбора в мире проф-ий, 5.Проф адаптация – проц вхождение в проф деят-ть.

35. Эстетическое воспитание.

ЭВ — процесс формирования у детей эстет. культ., способностей восприятия и

понимания прекрасного в искусстве и жизни.

Цель ЭВ — формирование эстетической культуры личности, которая включает в

себя такие компоненты: 1)Эстет восприятие (способность увидеть в искусстве

и жизни прекрасное) 2)Эстетические чувства (эмоциональные состояния)

3)Эстетические потребности (нужда в общении с прекрасным) 4)Эстетические

вкусы (способность оценивать произведения искусства и т.д.) 5)Эстетические

идеалы (представления о совершенной красоте)

Задачи и содержание ЭВ: формирование эстетических вкусов, чувств,

потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений,

творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с

нравственным воспитанием — формированием доброты, гуманизма, справедливости

и пр.

ЭВ реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного

искусства, в работе кружков, студий, группах художественной

самодеятельности, театрах.

Показателями Эст. восп-ти явл. наличие этих 5 комп.

36. Физическое воспитание.

ФВ- процесс организации оздоровительной деятельности, выработка

гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Задачи и содержание ФВ в школе: 1.развитие основных двигательных умений и

навыков; 2.обеспечение правильного физического развития, 3.укрепление

здоровья, закаливание; 4. пропаганда здорового образа жизни 5.формирование

знаний в области здоровья, гигиены, спорта.

Основными методами ФВ: физические упражнения, тренировки, убеждение,

инструкции. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности,

личные качества, способствующие их правильному физическому и общему

развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и

контроль за выполнением режима и норм развития школьника.

Система ФВ в школе: физические упражнения, игры, спортландии, соревн. на

уроках физкультуры гимнастика, туризм, спорт, организ. кружков, секций,

посещ. оздор. центров

Критерии: соответ возраст возможностям показатели физ развития.

Показатели: систематич зарядка, личн гигиена, четк орг-ия труда и отдха,

полезн для тела и духа проведение свободного времени.

37. Методы и средства воспитания.

Методы воспитания – способы проф взаимодействия воспитателя и воспитанника,

направленные на решение образоват-воспит задач.

Приёмы воспитания – элементы методов воспитания (пример: беседа – метод,

реплики, мимика – приём).

Средства – различные виды деятельности (игровая, трудовая), совокуп

произведений материальной и духовной культуры, привлек для пед работы.

Классификация методов:

IV. Классификация Г. И. Щукина.

А) Методы формирования сознания личности.

Б) Методы организации деятельности и формирования поведения.

В) Методы стимулирования деятельности и поведения.

Г) Методы контроля, самоконтроля.

(А) Методы формирования сознания личности (их цель – формирование

убеждения): Рассказ. Объяснение. Беседа

Лекция. Дискуссия, Диспут. Пример

(Б) Методы организации деятельности и формирования поведения: Упражнение.

Приучение. Создание воспитательных ситуаций. Требования. Инструктаж.

Демонстрация.

(В)Методы стимулирования деятельности и поведения: Наказание. Поощрение.

Соревнование. Познавательная игра.

(Г) Методы контроля, самоконтроля: пед наблюдение, беседа, психолог

опросники.

38. Пример как метод воспитания.

Формир сознание шк постоянно ищет опору в конкретных образах. Этому поиску

содействует явл подражательности, кот служит псих основой примера.

Подражание – это не слепое копирование, оно формирует у детей децствия

нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные.

Путем подражаниия у школьника формируются соц-нравств цели личностного

поведения. Младший шк обычно выбирает себе в подражание готовые образцы,

воздействующие на него внешним примером. Подражание у подростков

сопровождается молее или менее самосоят суждениями, носит избирательных х-

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.