скачать рефераты

МЕНЮ


Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского

Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского

Голицынский военный институт ФПС РФ

кафедра психологии и педагогики

Факультет заочного обучения

отделение психологии

Реферат студентки 3 курса Котовой Е.М.

Тема: “Гуманистическое направление в воспитании и

образовании в деятельности В.А. Сухомлинского”.

Научный руководитель: Гребенькова Н.Л.

Голицыно – 2001 год

План

Введение. 3

I. Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В.А. Сухомлинского.

4

II. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского. 7

1. Отношение к ребенку. 7

2. К прекрасному через прекрасное. 11

3. Научные знания и знания человеческие. 15

4. Трудовое воспитание 17

Заключение. 19

Список литературы 20

Введение.

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова

одного из самых замечательных педагогических деятелей современности -

Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко

всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской

практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его

в том, что “сила и возможности воспитания неисчерпаемы”. “Воспитание точно

отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим,

тогда оно имеет силу. “[4 стр. - 16]

В реферате на тему “Гуманистическое направление в воспитании и

образовании в деятельности В.А. Сухомлинского” рассмотрены такие вопросы:

что было главным в деятельности Сухомлинского, какие силы позволили сыну

крестьянина, рядовому сельскому учителю подняться к вершинам педагогической

науки? И многие другие.

Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 4

вопроса и заключения. В первом вопросе описана биография педагога и

рассмотрены ведущие направления партийно-государственной образовательной

политики 50 – 70 гг.

Во втором вопросе раскрываются основные педагогические взгляды В.А.

Сухомлинского.

В заключении сделаны выводы.

Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В.А.

Сухомлинского.

Школьная система, которая функционировала в то время, приспосабливалась

к современным социально-политическим, экономическим, идеологическим

реалиям.

Направления образовательной политики определялись партийными съездами и

постановлениями ЦК КПСС. Каждый из «государственных планов», согласно

которым жила страна, включал систему мероприятий в сфере образования,

«увязанных» с решением народнохозяйственных и культурных задач очередного

«этапа строительства социализма и коммунизма».

Одним из ведущих направлений партийно-государственной образовательной

политики оставалась «борьба за всеобуч». Полвека осуществления всеобуча

это, действительно, борьба: за финансирование образовательной системы,

строительство школьных зданий, подготовка педагогических кадров, выпуск

учебной и методической литературы и т.д.

Создание системы учебных заведений, которая гарантировала конституционное

право гражданина на получение среднего образования — большое достижение

советского общества. В официальной идеологии оно связывалось с руководящей

ролью коммунистической партии, с ее заботой о подрастающем поколении и

молодежи.

В обосновании очередного «социального заказа» к образовательной сфере на

«данном этапе строительства социализма (коммунизма)», включая всеобуч,

неизменным оставался тезис о «воспитании нового человека» как цели партийно-

государственной политики. При этом в «модели» «нового человека»

акцентировалась официальная установка на формирование единой идеологии

(«основ марксизма-ленинизма», «диалектико-материалистического

мировоззрения», «научного мировоззрения»), которая обеспечивала бы

«морально-политическое единство советского народа». Под таким углом зрения

происходил отбор знаний из отечественной и мировой культуры, осуществлялось

конструирование содержания общего образования, содержание учебных дисциплин

«достраивалось» задачами «текущего момента»: планами «коммунистического

строительства». Таким образом, каждый из этапов осуществления всеобуча был

вместе с тем этапом дальнейшей идеологизации и политизации сознания

подрастающего поколения и школьной молодежи.

Следующая реформа готовилась по указанию брежневского ЦК не только

Академией педагогических наук, были подключены ведущие ученые Академии

наук, возглавившие предметные комиссии по естественным и гуманитарным

учебным дисциплинам, которые разрабатывали новые учебные программы.

Концепция Центральной Комиссии по подготовке реформы предполагала, наряду с

существенными принципиальными изменениями научного содержания учебных

предметов, сохранение того ценного, что удалось достигнуть на предыдущем

этапе реформирования школы. Однако трудный переход на новые учебные

программы (1966-1975 гг.) вытеснил проблемы связи обучения с жизнью, с

производительным трудом новыми актуальными задачами переобучения сотен

тысяч учителей-предметников, подготовки и издания миллионов новых

учебников, методической литературы и мн. др. Идеал школы, где труд и

обучение соединены, признавался и обосновывался идеологически и тогда,

когда принимался Закон 1958 г., и тогда, когда реформировалось содержание

общего образования — школы в массе своей возвращались к типичной школе

«книжного обучения», а значит и к хроническим ее проблемам неуспеваемости,

второгодничества, перегрузки обязательным для усвоения материалом, в

конечном итоге, к тому, что задачи «воспитания нового человека»,

«подготовки к жизни, к труду» вытеснялись установкой на «качество знаний,

умений, навыков».

Однако, отдельные педагогические коллективы, благодаря все более

последовательному и многоаспектному осмыслению особенностей «природного

материала», с которым работает педагог, сумели создать школы — истинные

образцы гуманистической педагогики. Одна из них — средняя школа украинского

села Павлыш, которую возглавлял Василий Александрович Сухомлинский, —

приобрела не только всесоюзную, но и мировую известность.

Внешне биография В.А. Сухомлинского мало чем отличается от биографий

многих его сверстников и современников.

В.А. Сухомлинский – педагог, полностью сформировавшийся в условиях

советской действительности - ему не пришлось, как известным советским

педагогам старшего поколения, перестраивать свое мировоззрение. Родился

Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине

(теперь Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли

его детство и юность.

Как и все крестьянские дети, он поступил в родном селе в школу и в

1933 году окончил семилетку.

Летом 1933 года мать проводила младшего сына Василия в Кременчуг.

Сначала Сухомлинский подался в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда,

поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический

институт.

С 1935 г. начинается долгий и славный педагогический путь В.А.

Сухомлинского. В 17 лет он стал учителем заочной школы недалеко от родного

села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1938

году.

Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает

преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе.

В 1941 году добровольцем уходит на фронт. В январе 1942 года младший

политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом

остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого

лечения в госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла

признать его даже ограничено годным. Его назначили директором средней школы

в Уфе. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и

стал заведующим РАЙНО.

Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948

году В.А. Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и

бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году

это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы

войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.

Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать

его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие

годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило

время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и

В.А. Сухомлинского не стало.

За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина,

многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент

Академии педагогических наук РСФСР, с 1958 г. Заслуженный учитель УССР. В

1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В том же

году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук

СССР. В.А. Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей,

1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет около 4 млн.

Экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. В апреле 1970

года он закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности»

- доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ.

Все труды Сухомлинского дают убедительное представление не только о

разносторонности педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности

всего его педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из

которого невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого

сплава.

Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.

1. Отношение к ребенку.

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и

многопланово. Вся система деятельности павлышского учителя проникнута

высокими принципами коммунистического гуманизма, глубоким уважением к

личности ребенка.

Когда его спрашивали: ”Что самое главное было в его жизни? ”, он

отвечал: ”Любовь к детям!”

Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по

Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь

дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него

воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

“Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена

благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце

ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся,

ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что

учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их

товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в

потемках.”[3, стр. - 21]

В.А. Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В

Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим

принципом всего педагогического коллектива. В подходе к проблеме наказаний

в школе имела место определенная эволюция его взглядов. Вначале он

признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в

определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного

воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал

следующий тезис: воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. Он имел

ввиду такие виды наказаний, как грубое отчитывание, высмеивание,

выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для

выполнения какой-либо работы, специальные жалобы в дневнике учителя.

Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал

гораздо глубже. «В среде педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко

услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное

поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка».

[5, стр. - 12]

“Беда многих учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир

ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в

зависимости от того, учат или не учат дети уроки”. [5, стр. 9].

В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом

оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть

для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя,

взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что

необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно

из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная

доброта с мудрой строгостью родителей.

Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым

ее применение только для школьников старших классов. Так как в начальных

классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит,

оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в

самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял

веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные,

внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и

аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый

класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание -

хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни детей.

Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за

труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода,

год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научиться».

Сознание ребенка - могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою

скорость.

Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей

обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя

счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство

неполноценности».

Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по

поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он

совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый

поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно

написать в дневнике.

Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных

результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению

«трудных» подростков.

В.А. Сухомлинский, как А.С. Макаренко и другие советские педагоги,

рассматривал коллектив как могучее средство коммунистического воспитания.

Сухомлинский считал, что коллектив – это всегда идейное объединение,

которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему

взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности,

дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. “Детский

коллектив – сильнейшее средство воспитания, такое могучее, что им надо

пользоваться с известной осторожностью. Дети – не взрослые, они легко

возбудимы, легко поддаются внушению, и никакая крайность для них не

крайность. В детском коллективе всему мера, все в осторожностью;

воспитатель никогда не должен выпускать из – под контроля детские страсти.

И коллективное мнение, которое среди взрослых справедливости, может стать

причиной неисправимых душевных травм у детей”. [3, стр. - 190].

Как видно из этого высказывания Сухомлинского, он справедливо опасался

силы общественного мнения в осуждении личности коллективом,

противопоставлял коллективному осуждению, тем более наказанию - проявления

чуткости, заботливости, чтобы ребенок переживал чувство благодарности

коллективу, приобретал в этом нравственный опыт поддержки и помощи тем, кто

в них нуждается.

“Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой

морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок

«ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее

страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех.” [3, стр. - 199]

На этом основании было бы неверным делать вывод о том, что В.А.

Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. «Коллектив

может стать воспитывающей средой лишь в том случае, - считал Сухомлинский,

- когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде,

доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально,

развивающем интересы и способности. И при этом надо помнить, что подлинный

коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог. В

атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать

лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней

потребности чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего

достоинства.”[4, стр. 15].

Рожденная в живом опыте Павлышской школы методика воспитания

коллектива зиждилась не на «организационных зависимостях», а на развитии

духовных богатств личности, потребности в человеке, готовности привносить в

коллектив плоды своей «индивидуальной духовной деятельности» и обогащаться

в духовном общении. Как закономерность воспитания личности в коллективе

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.