скачать рефераты

МЕНЮ


Гуманизм учителя как условие нравственного воспитания

Гуманизм учителя как условие нравственного воспитания

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания

подрастающего поколения 5

1.1. Нравственное воспитание: сущностная характеристика 5

1.2. Основные источники нравственного опыта 11

Глава 2. Гуманизм личности педагога как условие результативности процесса

духовно-нравственного воспитания 16

Заключение 34

Литература 36

Введение

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие

социально-экономические преобразования, происходящие в современном

обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В

настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно

обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность

проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя

положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных,

высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными

чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается,

окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него

как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно

обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только

формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня

нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности,

определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям

на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский

писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». (29,

с.431).

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они

не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в

современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм

или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Основной функцией воспитания является формирование интеллектуальных,

эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно -

деятельностному взаимодействию с окружающим миром.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах

А.М.Архангельского (3), Н.М.Болдырева (6), Н.К.Крупской (17), А.С.Макаренко

(18), И.Ф.Харламова (30) и др., в которых выявляется сущность основных

понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего

развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки

будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей,

А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)

Проблемой нашего исследования является влияние личности педагога на

создание условий для нравственного воспитания детей школьного возраста.

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование влияния

гуманизма педагога на воспитательный процесс.

Объект исследования – педагогический процесс.

Предмет исследования – влияние личности педагога на нравственное

воспитание детей.

Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу: гуманизм

личности педагога является необходимым условием нравственного воспитания.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены

следующие задачи:

1) выявить условия нравственного воспитания ребенка;

2) дать анализ состояния проблемы настоящего исследования в

теоретической литературе.

3) выявить роль личности педагога в процессе нравственного

воспитания.

Психолого-педагогические основы нравственного воспитания подрастающего

поколения

1 Нравственное воспитание: сущностная характеристика

Прежде чем говорить о нравственном воспитании рассмотрим некоторые

смежные понятия.

Нравственная культура – систематический, интегральный результат всего

духовного развития личности. Она характеризуется как уровнем усвоенных

моральных ценностей, как и участием человека в их создании.

Для того чтобы понять сущность и особенности нравственной культуры,

необходимо выяснить такие узловые понятия, как культура, мораль,

нравственность.

Культура рассматривается как способ человеческой деятельности, как

синтетическая характеристика развития человека. Она выражает степень его

овладения отношениями к природе, к обществу и к самому себе. Культура не

только совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом,

она – специфический способ человеческой деятельности, определённое качество

этой деятельности, которое охватывает как мотивацию и стимуляцию социальной

активности, так и механизмы социальной регуляции и саморегуляции.

Роль воспитания как «посредника» между личностью и культурой самая

важная. Воспитание имеет две основные цели. Во-первых, задача его состоит в

передаче части культурных ценностей, созданных обществом, личности в

индивидуализации их. Во-вторых, немаловажной задачей воспитания является

создание определённых способностей для восприятия культурных и эстетических

ценностей.

Социальная функция морали связана с преодолением имеющихся или

возможных противоречий между интересами социального единства и личной

заинтересованностью отдельного члена общества. Но это вовсе не означает,

что моральные санкции связаны с какой-то «жертвой» индивидуума во имя

общего. Наоборот, ограничения и самоограничения индивидуального поведения,

его подчинение интересам общего должно быть и в интересах самой личности.

Диалектика морального регулирования такова, что «защита» общего есть

необходимое условие свободы каждого, а ограничение свободы каждого является

необходимым условием свободы всех.

Свобода – это возможность поступать так, как ты желаешь. К сожалению,

и в сознании некоторых людей истинная свобода связывается именно с полной с

неограниченной реализацией всех личных желаний, капризов и стремлений.

Однако если в своём поведении человек не ограничивает свои желания и

страсти, он достигает противоположного результата – свобода превращается в

несвободу. Необузданные желания ведут к закрепощению личности. И наоборот,

определённое разумное ограничение желаний и потребностей, которое внешне

выглядит как уменьшение свободы, в действительности же является её

существенной предпосылкой.

Известная триада – истина, красота и добро – обычно возглавляется

добром, ибо считается, что оно – наивысшее проявление гуманизации человека.

Нравственность – это не любование другим человеком, не абстрактная

вежливость и обмен комплиментами, а «воинствующее» добро, преобразующее и

очеловечивающее социальные условия жизни. Добро – не только желание добра,

а действие, созидание добра.

Нравственная культура проявляется в способности личности сознательно и

добровольно реализовать требования моральных норм, осуществлять такое

целенаправленное поведение, которое характеризуется гармоническим

соответствием личных и общественных интересов.

Важнейшими элементами, образующими «ядро» нравственной свободы,

являются:

1. Осознание требований нравственных норм.

2. Принятие этих требований в качестве внутренней потребности, в качестве

системы самообязанностей.

3. Самостоятельный выбор одного из возможных вариантов действия, то есть

принятие решения, сделанного не под внешним давлением (правовым или

авторитарным), а по внутреннему убеждению.

4. Волевое усилие и самоконтроль за реализацией решения, сопровождающегося

эмоциональным удовлетворением достигнутым результатом (намерением).

5. Ответственность за мотивы и последствия действия.

Нравственно воспитанная личность активно борется против зла. Не

мирится с ним и стремится непрерывно «возвышать» своё и чужое поведение до

требований идеала. Нравственно-свободный человек – не просто носитель

моральных достоинств, а их неутомимый созидатель. Нравственные качества

людей является таким «снаряжением», которое нельзя выковать без их

активного участия.

Уровни нравственной культуры.

Нравственная культура – это качественная характеристика морального

развития и моральной зрелости личности, проявляющаяся на трёх уровнях.

Во-первых, как культура нравственного сознания, выражающаяся в знании

моральных требований общества, в способности человека сознательно

обосновать цели и средства деятельности.

Но ещё Сократ был поражён тем, что многие люди, знающие что есть

добро, делают зло. Поэтому, во-вторых, исключительно важным уровнем,

обеспечивающим внутреннее принятие моральных целей и средств, внутреннюю

готовность их реализации, есть культура нравственных чувств.

В-третьих, культура поведения, посредством которой реализуются

поставленные и приинятые нравственные цели, превращаются в активную

жизненную позицию.

В зависимости от зрелости этих специфических компонентов существует

несколько уровней индивидуальной нравственной культуры: низкий уровень

нравственной культуры, когда человек не обладает элементарными моральными

знаниями и часто нарушает общепринятые нравственные нормы; «мозаичная

культура», когда отрывистые моральные знания соседствуют с нравственными

поступками, совершёнными под воздействием общественного мнения, традиций в

семье и т.д.; рациональный тип нравственной культуры, характеризующийся

чисто вербальным усвоением моральных норм без внутренней убеждённости в их

правомерности и необходимости; эмоционально-экспрессивная культура, когда

человек приобретает обострённое нравственное чувство добра и зла,

справедливого и несправедливого, но ему не хватает знаний и чаще всего воли

для их материализации, и, наконец, высокая зрелость нравственной культуры,

когда глубокие и научно обоснованные знания находятся в единстве с

богатством чувств и практическим действием.

Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления,

воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор

нравственных решений. Т.о. он переводит внимание ребят с общих

представлений о нравственности и моральных понятий на действительность.

Формы такой работы: беседа, «круглый стол», диспут, обсуждение материалов

периодической печати, конкретного случая, результатов интервью.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к

понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила

поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков,

результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается

нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым

(коллективом, классом, народом, обществом).» (16, с.191-192).

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для

воли, совести человека». (9, с. 345) Он считал: «Нравственный —

противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт

человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине

духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним

духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному -

добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с

совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и

чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой,

безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок

нравственный, доброй нравственности, доблести». (9, с. 558).

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим:

«Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми

руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые

этими качествами». (23, с. 414).

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.

Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке

говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного

достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели:

нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и

вообще обладающего всеми добродетелями человека». (2, с. 360).

А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит

оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» (22, с.

289). «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ». (22, с .735).

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития

общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая

деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по

отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль

выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными

нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою

очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем

самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от

права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но

опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой

общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль

оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует

поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку

порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив

лицом в грязь».

А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что

необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению

чувствовать человека». (26, с. 120)

Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь

свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного

воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво,

требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и

так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет

зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения

закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и

бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка

лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что

он видит, делает, наблюдает» (26, с. 170).

В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое

внимание, однако конечный результат работы не всегда удовлетворителен.

Одной из причин является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе

школы и классных руководителей.

Система нравственного воспитания включает в себя:

Во-первых, актуализацию всех источников нравственного опыта

воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная,

общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения

воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир

природы, искусства.

Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на

разных возрастных этапах.

В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без

исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников.

Остановимся более подробно на характеристике основных источников

нравственного опыта детей.

2 Основные источники нравственного опыта

К источникам нравственного опыта детей школьного возраста, прежде

всего, относится учебная деятельность. Педагогу важно знать, что

нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через

содержание программного и дидактического материала, самой организацией

урока, личностью учителя.

Содержание учебного материала обогащает представление учащихся о

нравственных качествах личности, раскрывает прекрасное в природе,

общественной жизни, личных взаимоотношениях людей, развивает у подростков

положительное личное отношение к принципам морали, формирует идеал

прекрасного человека, побуждает соотносить своё поведение с поведением

героической личности. Учебный материал способен глубоко затронуть

эмоциональную сферу, стимулировать развитие нравственных чувств школьников.

Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на

школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём

содержится большое количество морально-этических суждений, нравственных

коллизий. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление

отношений к человеку и обществу.

Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие школьников

в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик

педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и

общественной работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти

отношения являются для воспитуемых убедительным комментарием к тем

нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры

увлечённого, ответственного отношения к своему делу, бескомпромиссности,

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.