скачать рефераты

МЕНЮ


Игры и игровые ситуации на уроках природоведения и их образовательная функция

Авторы концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов

теоретически обосновали и практически продемонстрировали возможность

раскрытия общих принципов построения тех или иных действий на разных этапах

жизни ребенка.

В первые годы обучения младшие школьники особенно эмоционально

относятся к требованиям и правилам школы. Следовательно, уже на начальных

этапах школьной жизни необходимо создать такую ситуацию и такие условия,

при которых ребенку станет понятно, что количество и качество приобретенных

им знаний зависят от его собственной активности. Сориентировать ребенка в

этом направлении лучше всего в рамках ролевой игры.

В конце второго - начале третьего года жизни ребенок впервые заявляет

о себе как субъекте стремлением к самостоятельности («Я сам!»). К концу

дошкольного возраста он становится субъектом разнообразных видов и форм

деятельности. Кроме того, у него формируется потребность в реализации себя

как субъекта и в расширении сферы этой реализации, что находит свое

отражение в ролевой игре. Потребность к самоизменению и способность к нему

могут сложиться лишь в процессе школьного обучения и воспитания.

Сегодня и теоретики и практики оценили уникальные возможности игры в

роли активного участника как учебного, так и воспитательного процесса. Ш.А.

Амонашвили определяет исключительную роль игры для «… усиления

познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения,

ускорения развития».1 Ряд игр, сходных по внешним условиям с дошкольными

играми, знакомыми ребенку, но по своему содержанию и целям направленные на

формирование рефлексивного самоконтроля и мотивов саморазвития, помогают

решить проблему приучения ребенка к школе, сделать безболезненным переход

дошкольника в статус школьника. Игра в учебно-воспитательном процессе

призвана решать отдельные сиюминутные задачи, но главное - способствовать

при этом развитию личности младшего школьника. Игра младшего школьника

заранее «обречена» на успех, так как практически все дети не очень хорошо

понимая, что значит учиться, готовы хорошо играть в школу и учеников.

Буквально в последние годы проведено интересное исследование Башаевой Т.В.

Она разработала игровую систему сенсорного обучения (ИССО). Последняя

направлена на формирование восприятия в дошкольном и младшем школьном

возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных

действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных

эталонов.

В обучающей системе Т.В. Башаевой предлагаются образцы сенсорных

эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок

может освоить в игровых занятиях. В систему также входят игры, направленные

на формирование перцептивных действий и постепенно переносящие их из

внешних действий на внутренние, с уровня манипулирования предметами на

уровень сравнения их с сенсорными эталонами - образцами, а затем и

аналитического сопоставления с эталонами - представлениями.

Для развития каждого вида восприятия разработана система игр, которые

постепенно усложняются в соответствии с этапами формирования перцептивных

действий.

Система имеет два уровня сложности: первый включает в себя игры на

восприятие свойств предметов (цвета, формы и др.), восприятие пространства,

времени движений и целостных предметов; второй включает в себя восприятие

природы.

ИССО позволяет не только целенаправленно и ускоренно формировать

восприятие, но и определить примерный уровень развития восприятия. Если

ребенок самостоятельно выполняет игровые задания, то по характеру игры

можно определить, какой уровень перцептивных действий развит у ребенка,

какие сенсорные эталоны он освоил.

Данная система обучения может помочь в обнаружении каких-то пробелов в

восприятии ребенка: неумение воспринимать отдельные свойства или их

разновидности, неумение пользоваться каким-либо перцептивным приемом,

неполноту системы эталонов. Эти недоработки в воспринимающей системе

ребенка могут быть обнаружены и утроены с помощью игр. Своевременное

выявление отставания поможет избежать неудач на первых этапах школьного

обучения.

Игровая система позволяет в доступной и интересной форме развивать

ведущий познавательный процесс у младших школьников.

Таким образом, в ходе становления и развития процесса обучения игра

прошла своеобразную эволюцию. Возникнув из необходимости реализации

занимательности в обучении, она привлекла внимание психологов, дидактов,

методистов. К настоящему времени раскрыта ее значимость в обучении, она

получила серьезное психологическое обоснование и дидактическое

подтверждение. Разработано большое количество учебных игр. Уделено им

внимание и в методике природоведения. Однако в в последней они недостаточно

систематизированы. Переориентация приоритетов целей образования потребовала

разработки новых игр, обновления подходов их применения в учебном процессе.

§2 Психолого-педагогические основы применения игр, как средства

обучения.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным

ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей

деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные

изменения в психике детей, происходит формирование основных психических

процессов и свойств личности, проявляются психические новоообразования,

характерные именно для данного конкретного возраста.

Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности

является непосредственно-эмоциональное общение, в раннем детстве (от 1 года

до 3-х лет) - предметная деятельность, в дошкольном - игра, в младшем

школьном возрасте - учеба, в подростковом - общение со сверстниками.

Игра в технических формах, в каких она существовала в дошкольном

детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее

значение и постепенно заменяется учением и трудом, суть которых состоит в

том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющей просто

удовольствие, имеют определенную цель. Да и сами по себе игры в этом

возрасте становятся иными. Большой интерес для младших школьников

представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и взрослые. Это

игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и

развить свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми.

Дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности взаимоотношений

взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Участие

детей в таких играх способствует их самоутверждению, развитию

настойчивости, стремление к успеху и другие полезные мотивационные

качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В

таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию,

прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.п. К

новому типу игр, которые начинают привлекать повышенное внимание детей в

младшем школьном возрасте, относятся и разнообразные спортивные игры,

укрепляющие здоровье детей, вырабатывающие системность, настойчивость,

другие полезные качества.

Р.С. Немов выделяет 4 основных вида деятельности, характерных для

ребенка младшего школьного возраста, - учение, общение, труд и игра -

выполняют специфические функции в его развитии. Учение способствует

приобретению знаний, умений и навыков. Общение улучшает обмен информацией,

совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно

воспринимать, понимать и оценивать других людей. Труд улучшает ручные

движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление.

Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления,

формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Без

активного участия ребенка в любом из этих видов деятельности его

психическое развитие было бы односторонним и неполным.

Игра есть средство познания ребенком действительности. Известный

детский психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал социальную природу игры. Он

проанализировал структуру развернутой сюжетно-ролевой игры, выделил единицу

игры - роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые

действия. Это - действия со значениями, они носят изобразительный характер.

Другой компонент игры - правила. Благодаря им, возникает новая форма

удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют

правила.

Содержанием развитой формы ролевой игры является не предмет и его

употребление, а отношения между людьми; содержанием игр старших

дошкольников является подчинением правилам в соответствии с поставленной

целью. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и

деятельности взрослых людей.

Таким образом, игра - это деятельность по ориентации в смыслах

человеческой деятельности. В целом игра рассматривается как: 1) особое

отношение личности к окружающему миру, 2) особая деятельность ребенка,

которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность, 3)

социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к

миру), 4) особое содержание усвоения, 5) деятельность, в ходе которой

происходит развитие психики ребенка, 6) социально-педагогическая форма

организации детской жизни и «детского общества».

Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей

деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные

новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект

общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.

К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет

своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время

большое место начинают занимать игры с правилами и дидактическими играми. В

них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его

движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются

способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Играя, младшие школьники стремятся брать на себя роли, которые

привлекают их в реальной жизни; как правило, связанные с проявлением

смелости, мужества и т.д. По сравнению с дошкольниками, младшие школьники

больше времени затрачивают на обсуждение сюжета, распределение ролей. В

конфликтных ситуациях у детей появляется умение анализировать свою

деятельность, оценивать свои поступки и возможности. В целом развитие

сюжетов игр ведет от бытовых к играм с производственным сюжетом, а затем -

к сюжетам, отражающим общественно-политические события. В первом классе

большое место в игре отводится школе - дети учат кукол, друг друга. В 9-10

лет игры со школьной тематикой исчезают. У детей 7-8 лет продолжаются игры,

связанные с жизнью семьи (бытовые). В игру вводится импровизация. У младших

школьников широко представлены индивидуальные и групповые игры. Но

последние преимущественно небольшими группами - по 2-3 человека.

Распространены ритмические игры, игры в театр. Большое место в третьем

классе начинают занимать игры с правилами без сюжетов и спортивные игры.

Чем старше дети, тем все большее место занимает в игре соревнование. Оно

развивает у детей умение действовать в коллективе, бороться за честь

класса. В младшем школьном возрасте происходит также переход от игр в плане

внешних действий - к играм в плане воображения, в уме. Так, дети могут

совершать космические путешествия, не производя при этом внешних действий.

То есть складывается уже идеальная игра, игра воображения.

В игровой деятельности ребенок познает мир через его восприятие.

Именно игра включает в этот процесс все органы чувств. В связи с этим

считаем важным рассмотреть психологические особенности процесса восприятия.

Восприятие - ведущий познавательный процесс дошкольного и младшего

школьного возраста, который выполняет объединяющую функцию:

1. восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ

предмета;

2. оно объединяет все познавательные процессы в совместной

согласованной работе по переработке и получению информации;

3. восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в

форме представлений и образов предметов и формирует целостную

картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка.

Правильное представление о действительности обеспечивает успешное

накопление навых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности,

адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий

уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.

Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает

получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и

различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и

назначения.

Восприятие помогает отличить один предмет от других, выделить какие-то

предметы или явления из ряда других, похожих или не похожих на него.

Как же это происходит?

Любая информация поступает к нам через органы чувств: глаза, уши, нос,

язык, поверхность тела. Каждый орган чувств получает свой специфический для

него вид информации. А в реальном мире каждый предмет может обладать

разными видами информации (разными свойствами). Роль восприятия заключается

в том, что оно объединяет все свойства предмета и формирует у нас

представление о целом предмете со всеми его свойствами. Даже когда предмет

убирают от нас, мы по одному только запаху можем представить его вновь. При

первой встрече с предметом формируется его «образ», который мы можем

мысленно воссоздать. Он будет не очень точным, а схематичным или выделится

какое-то одно свойство - тогда «образ» предмета будет называться

представлением. По мере накопления знаний о предмете, представление будут

уточняться, как бы восстанавливаться и приближаться по точности к самому

предмету. Когда представления неточные, неполные, человек может путать

предметы, не узнавать их, не сможет правильно ими пользоваться. Задача

развития восприятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка

правильное представление об окружающем мире.

Как это сделать?

Главным условием является обучение ребенка действиям с этими

предметами. И не любые действия, а такие, которые помогают ребенку

обнаружить основные свойства предмета, его назначение, особенности. Эти

действия называются перцептивными или воспринимающими, обследовательскими.

В мире существует огромное количество предметов и явлений, они

обладают самыми разнообразными свойствами. Для того, чтобы облегчить и

ускорить процесс формирования представления об окружающем мире, необходимо

обучить ребенка основным действиям и правилам восприятия. Когда ребенок их

освоит, он сам, без помощи взрослых, будет изучать предметы и явления и

получать представление о них. Если ребенок знает, что надо делать, как надо

знакомиться с новым для него предметом, то у него появляется познавательная

активность, любознательность.

У старшего дошкольника и младшего школьника возрастное восприятие

предметов и явлений опирается на систему перцептивных действий и систему

эталонов (принятых образцов), с которыми ребенок сравнивает предметы.

Характер перцептивных действий меняется, в них увеличивается доля

зрительного обследования, и только в затруднительных случаях и с

незнакомыми объектами в обследовании участвует рука. Ребенок может мысленно

выполнять некоторые двигательные действия: переворачивание предмета,

прикладывание, измерение.Такие слоджные действия помогают сформировать

более детальный образ предмета, где все свойства и детали находятся в

определенном соотношении друг с другом, тогда образ называют системным.

Ребенок становится наблюдательным, замечая малейшие отличия. Он с интересом

знакомится с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя

накопленный опыт перцептивных действий, которые превращаются в инструмент

познания. Восприятие становится психическим процессом, все больше

осуществляется в уме, почти мгновенно, перцептивные действия сворачиваются,

выполняются незаметно и быстро. Ребенок быстро узнает знакомые предметы,

замечает их отличия и сходство. Тогда говорят, что восприятие стало

внутренним процессом. Перцептивные действия, которые выполняются в уме,

создают условия для формирования мышления. Мышление уже направлено на

познание не внешних особенностей предметов и явлений, а на познание скрытых

связей между предметами и явлениями, их внутренних особенностей, сложных

отношений между ними, таких как причина и следствие, функции предметов,

родовые и видовые связи и другие. Тогда ребенок готов к обучению в школе.

Таким образом, игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать

значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая

складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу

обучения в начальной школе. Применение игр и игровых ситуаций в процессе

обучения вообще и в преподавании природоведения в частности обосновано

психо-физиологическими особенностями ребенка 6-10 лет и доказано в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.