скачать рефераты

МЕНЮ


Индивидуализация и внутриклассная дифференциация

Индивидуализация и внутриклассная дифференциация

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДЕПАРТАМЕНТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА

КАФЕДРА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДОВАНИЯ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Индивидуализация и внутриклассная дифференциация

процесса ознакомления с окружающим миром

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Выполнила: Буторина Г.В.

Студентка 4 курса заочного отделения

Научный руководитель:

О.Н. Лазарева, к.х.н., доц.

Каф. ЕиМП;

ЕКАТЕРИНБУРГ 2000

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение

Глава I Психолого-педогогические основы индивидуализации

обучения

1. Понятия “индивидуализация и дифференциация”

обучения

2. Цели индивидуализации в обучении

3. Направления и методики изучения индивидуальных

особенностей учащихся

4. Внутриклассная индивидуализация учебной работы

Глава II Практические вопросы изучения проблемы индивидуализации и

внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим

миром младших школьников

2.1 Характеристика когнитивных и аффективных качеств

учащихся на констатирующем этапе эксперимента

2.2 Технология внутриклассной индивидуализированной

самостоятельной работы учащихся

2.3 Характеристика когнитивных и аффективных качеств

учащихся на завершающем этапе эксперимента

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:

Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью

выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего

поколения. Они становятся более демократическими, появляется возможность

широкого выбора. В условиях гибкой, вариативной социальной практики

повышается значимость индивидуального подхода в обучении как способа

освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при

которых человек является активным субъектом социального выбора. Возрастает

социальная потребность в как можно более раннем приобщении каждого нового

члена общества к сложной практике индивидуального обучения в педагогической

системе.

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного

обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-

психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.

За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса

обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф.

Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.

Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы

учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина

и др.

В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы,

предложены пути и средства её реализации.

Однако имеющиеся статьи и пособия не исчерпывают проблемы организации

внутриклассной дифференциации процесса обучения младших школьников

ознакомлению с окружающим миром.

Не уделяется достаточно внимания тому, насколько целесообразно и как

включать внутриклассную дифференцированную самостоятельную работу в

процессе усвоения учащимися знаний, какова степень эффективности такой

работы.

Необходимо также отметить, что возможности урока в развитии

самостоятельности детей используется в практике работы многих учителей

начальных классов совершенно недостаточно.

Таким образом, налицо противоречие между необходимостью

индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации процесса

ознакомления с окружающим миром, с одной стороны, и отсутствием

теоретического и опытно – экспериментального обоснования реализации этой

возможности – с другой.

В связи с выше изложенным проблема исследования заключается в изучении

возможности индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации в

процессе ознакомления с окружающим миром и определении условий его

реализации в педагогическом процессе. Рассматривая проблему мы ограничились

учебно – познавательной деятельностью на уроках ознакомления с окружающим

миром.

Решение данной проблемы определило цель исследования: творчески

обосновать и экспериментально проверить эффективность технологий

индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации процесса

ознакомления с окружающим миром.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования: методические основы ознакомления младших

школьников с окружающим миром в условиях внутриклассной дифференциации.

Гипотеза исследования: решение проблемы индивидуального подхода и

внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром

будет наиболее успешным если развивать познавательные способности учащихся

посредством практической деятельности; разработать комплекс разноуровневых

заданий для уроков ознакомления с окружающим миром; целенаправленно,

педагогически обоснованно осуществлять индивидуальный подход; внедрить в

практику технологию внутриклассной индивидуальной самостоятельной работы.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены

следующие задачи:

1. Исследовать основные тенденции развития теории и практики решения

проблемы индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

2. Определить условия эффективности индивидуализации и внутриклассной

дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.

3. Разработать технологии индивидуализации и внутриклассной

дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.

4. Разработать систему дидактических заданий для уроков ознакомления с

окружающим миром, ориентированных на реализацию в условиях

внутриклассной дифференциации.

5. Изучить особенность воздействия разработанной системы на

индивидуальное развитие учащихся.

База исследования: 1 «В» класс средней школы №23 г. Сысерти.

Этапы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы, разработка программы

исследования. Отбор методик для диагностики индивидуальных

особенностей младших школьников; проведение диагностического

исследования.

2. Разработка технологии внутриклассной дифференциации в процессе

обучения младших школьников ознакомлению с окружающим миром и

внедрение в учебно-воспитательный процесс.

3. Изучение диагностической картины развития индивидуальных особенностей

младших школьников. Обобщение результатов.

Методологической основой исследования является концепции педагогов,

психологов разрабатывающих проблемы теории познания; педагогического

процесса, развития личности, индивидуализации обучения.

Методы исследования: изучение литературных источников, наблюдения за

работой учащихся, индивидуальные и коллективные беседы с ними; ведущим

методом явился эксперимент.

Новизна и практическая значимость:

1. Систематизирован и скорректирован понятийный аппарат теории

индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

2. Определён и систематизирован круг проблем диагностики индивидуальных

особенностей младших школьников как составного компонента

индивидуализации дифференциации учебного процесса.

3. Определены, охарактеризованы основные направления и этапы диагностики

индивидуальных особенностей младших школьников.

4. Разработана система заданий и технология, ориентированные на

индивидуализацию и внутриклассную дифференциацию учебного процесса

применительно к урокам ознакомления с окружающим миром.

На защиту выносится:

1. Концептуальные основы индивидуализации и внутриклассной дифференциации

процесса ознакомления с окружающим миром.

2. Технология организации ознакомления с окружающим миром в 1 классе на

основе внутриклассной дифференциации.

3. Система дифференцированных заданий.

4. Диагностическая картина развития индивидуальных особенностей учащихся

в процессе ознакомления с окружающим миром.

Объём и содержание работы.

Объём работы составляет страниц. Дипломный проект включает

введение, 2 главы, заключение, библиографический список и приложение.

ГЛАВА I

Психолого-педагогические основы индивидуализации обучения

1. Понятия “индивидуализация” и “дифференциация” обучения

Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе очень

давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным

показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование

находит отражение в педагогической теории по названием принципа

индивидуального подхода.

Индивидуальный подход обеспечивает:

. устранение трудностей в учении отдельных школьников.

. возможность развития всех сил и способностей учащихся. [32]

Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в

обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный

тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ,

красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание,

окрик. Ученик , особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель

заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение,

радуется вместе с ним.

Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику. Эти общие

положения особенно важны при индивидуальном подходе к ребёнку,

индивидуализации обучения.

Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к

ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая

предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой

индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у

детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к

учению. Интерес, как пишет психолог А.Г. Морозова, характеризуется тремя

обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности;

наличием позновательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем

радостью познавания и познания; наличием непосредственного мотива,

идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и

побуждает ученика заниматься независимого от других побуждений. [22]

Для того чтобы пробудить интерес, необходим и коллективный и подход:

поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать поисковую

ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в учебный

труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять

интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность.

Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже

знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить

внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего

урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться

общеклассные задания. [33]

Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое

“мероприятие”, это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и

изменением ребёнка, уровень его знаний, сформированности умений и навыков,

развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем

изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому важно видеть

перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно

связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на

новом уровне:

. систематическое изучение каждого ученика;

. постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

. выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к

ученику;

. фиксация и анализ полученных результатов;

. постановка новых педагогических задач.

Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно

каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования

гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности

как неповторимой индивидуальности.

Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального

подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных

особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для

реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация

обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной

деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого

ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных

целей обучения и формирования индивидуальности. [14]

При использовании понятия “индивидуализация обучения” необходимо иметь в

виду, что при его практическом исследовании речь идёт не об абсолютной, а

об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике

индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: 1) обычно

учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика, а в группе

учеников, обладающих примерно сходными особенностями; 2) учитываются лишь

известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с

точки зрения учения (например, общие умственные способности); наряду с этим

может выступать ряд особенностей, учёт которых в конкретной форме

индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например,

различные свойства характера или темперамента); 3) иногда происходит учёт

некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно

для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области,

расстройство здоровья); 4) индивидуализация реализуется не во всём объёме

учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и

интегрирована с неиндивидуализированной работой. [5]

Необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихся влечёт за собой

вопрос: как всё это осуществить организационно? В современной школе, где

один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, это и

является узловой проблемой индивидуализации обучения.

Для организации индивидуализации учебной работы как у нас так и за

рубежом на практике использовались многие варианты. Один из вариантов –

дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных

особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько

различным учебным планом и (или) программам. Так создаются относительно

гомогенные классы (группы, школы).

В общеобразовательной школе у нас в стране до сих пор распространено

два типа сравнительного гомогенных классов (школ):

1) созданные в основном на базе специальных способностей, интересов и

профессиональных намерений;

2) сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния

здоровья.

Первые из них, в свою очередь, можно разделить на два вида:

1) сформированные уже в начальных классах (изобразительное и прикладное

искусство, музыка, хореография, иностранные языки);

2) созданные в 10 классе.

Классы с углублённым изучением отдельных предметов на низкой степени

обучения создаются в основном по тем предметам, специальные способности по

которым могут проявляться уже в раннем возрасте и упражнения в которых с

раннего возраста особенно необходимо. По художественным дисциплинам для

части детей в начальных классах начинается профессиональная подготовка.

Несколько особая обстановка царит в этих классах в области обучения

иностранным языкам. Здесь в основе приёма лежат не особые способности

ребёнка к языкам, и тем более не его интересы, а скорее всего, более высока

общая школьная зрелость. Последняя необходимо, чтобы дети были в состоянии

заниматься по учебным планам требующим большого умственного напряжения.

Приём в такие классы по конкурсу приводит к тому, что такие классы

оказываются гомогенными, в основном и за отсутствия слабых учеников – они

отсеиваются уже при вступительных экзаменах.

Классы и школы, созданные на основании дефектов в общем умственном

развитии и состоянии здоровья, рассчитаны на детей с отстающими и

аномальным развитием. [14]

Л.В. Занков и его сотрудники считали неправильным собирать детей в

гомогенные классы и утверждали, опираясь на результаты изучения

индивидуальных вариантов развития ребёнка, что возможности развития крайне

индивидуальны и что для полного развития ребёнка необходимо обучение в

таком классе который состоял бы из различных индивидуальностей. [10]

Вопрос, какая форма индивидуализации учебной работы целесообразнее –

гомогенизация или гетерогенизация класса, вызывает дискуссии во всём мире.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.