скачать рефераты

МЕНЮ


Использование новых информационных технологий в обучении языку и культуре

Использование новых информационных технологий в обучении языку и культуре

ПЛАН

Мультимедиа и виртуальные миры.

1. Пестрый мир мультимедиа

. Что такое мультимедиа?

. Каким должен быть мультимедиа-компьютер?

. Сложно ли работать с мультимедиа компьютером?

2. Области применения мультимедиа

. Как можно учиться с помощью мультимедиа?

. Как с мультимедиа осваивать разные профессии?

. Каковы преимущества мультимедиа-справочнка?

. Заменит ли мультимедиа книгу?

. Для чего еще используется мультимедиа?

. Что такое компьютерная сеть?

3. Будущее мультимедиа

. Что смогут делать компьютеры будущего?

. Как мультимедиа меняет наши будни?

ИНТЕРНЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ.

1. Мир информации и коммуникации

. Что такое Интернет?

. Что может Интернет?

. Как возник Интернет?

2. Мультимедиа в Интернет: Всемирная паутина

. Что такое Всемирная паутина и как она возникла?

. Как искать нужные материалы в Интернет?

. Как через Интернет звонить по телефону?

ГЛАВА : Мультимедиа и виртуальные миры

Давно прошли те времена, когда на экранах компьютеров

появились мигающие зеленые или янтарно-желтые цифры и

буквы. Сегодня возможности компьютеров кажутся почти

безграничными — в вашем распоряжении и цвет, и звук, и

движение , и трехмерное изображение. Цветные мониторы

воспроизводят рисунки, видео и мультфильмы, а акустическая

стереосистема обеспечивает высококачественное музыкальное,

звуковое и речевое сопровождение. В проиизводстве

вычислительной техники произошел колоссальный прогресс:

всего за несколько лет в тысячи раз увеличились скорость

вычислений и емкость запоминающих устройств, что расширило

и область применения компьютеров. Если раньше с их помощью

обрабатывались лишь тексты и числа, то сегодня можно,

например, использовать огромные запасы информации,

хранащиеся на лезерных компакт-дисках, или же получать

необходимые сведения через телефонную сеть. Средства

мультимедиа оказались черезвычайно полезным подспорьем в

процессе освоения самых разных отраслей знания. Благодаря

им изучаемый предмет становиться наглядным, «живым», а

однажды увиденное надолго останетя в памяти человека.

Недаром народная мудрость гласит: лучьше раз увидеть, чем

сто раз услышать. Но новая техника годиться не только для

сугубо серьезных целей – она превращает игру в подпбие

реальности.

В этой главе я расскажу о захватывающем мире

мультимедиа, компьютерных сетях и виртуальной реальности,

значение которых неоценимо. Вероятно, через несколько лет

кино или телевидение по сравнению с возможностями

компьютеров покажутся нам такими же устаревшими, как чудом

сохранившейся дедушкин грамофон по сравнению с современным

проигравателем компакт-дисков.

ПЕСТРЫЙ МИР МУЛЬТИМЕДИА

Что такое мультимедиа?

... У Коли “чемоданное” настроение: через несколько дней начинаются

каникулы, и его ждет поездка на Средиземное море — на греческий остров

Крит. Мальчик включает свой компьютер. В нем есть CD-RОМ-дисковод —

устройство для воспроизведения информации (ДОМ — аббревиатура от английских

слов Read Only Memory— постоянное запоминающее устройство), записанной на

CD—лазерных компакт-дисках (их называют CD-ROM). Он хочет побольше узнать о

Крите, а родители как раз купили компакт-диск, на котором хранится

множество интересных сведений об острове. Коля вставляет компакт-диск в CD-

ROM-дисковод компьютера. Нажатие кнопки — и компакт-диск начинает вращаться

в дисководе. На экране возникает древний храм, из динамика льется мелодия

“Сиртаки”, и приятный голос приветствует Колю: “Калимера!” (по-гречески это

означает “Здравствуйте!”). Затем на экране появляется меню — десяток

разноцветных картинок, обозначающих отдельную тему. Коля совсем растерялся:

на какой картинке щелкнуть кнопкой мыши? На истории острова? Красотах его

природы? Кратком курсе греческого языка или музыке Крита? “Отправиться” на

экскурсию по острову? Ознакомиться с критской кухней, узнать, из чего здесь

готовят кушанья и где их можно отведать? Или же “посетить” музеи Крита?

Решив для начала пополнить свой словарный запас, Коля подводит курсор к

изображению маленькой книжки с названием “Курс греческого языка” и щелкает

кнопкой мыши. На экране открывается таблица с разделами “Азбука”, “Слова и

выражения”, “Числа” и “Словарь”. Коля выбирает “Слова и выражения”. На

экране появляются три колонки. В левой — греческие слова и фразы,

написанные русскими буквами, самые первые из которых эфхаристо и паракало,

в центре — те же слова, но написанные по-гречески, а в правой — их значения

на русском: спасибо и пожалуйста. И как только Коля устанавливает курсор на

“эфхаристо” и нажимает кнопку мыши, компьютер произносит это слово.

Выучив несколько слов, Коля выбирает раздел “Греческая музыка”. Начинается

видеофильм: мужчины и женщины в национальных костюмах танцуют под музыку

возле колон древнего храма. Вспомнив, что в школе они изучают историю

Древней Греции, Коля решает просмотреть все, что есть на диске по этой

теме. Компьютер рассказывает ему миф о сыне критского царя Миноса, полубыке-

получеловеке Минотавре, которого Минос заключил в построенный Дедалом

Лабиринт, и легенду о Дедале и Икаре, бежавших с острова с помощью крыльев,

сделанных ими из перьев и воска. А потом о громадном древнем дворце Кноссе.

Коля словно на машине времени переносится в ту пору, когда здесь бурлила

жизнь, и “прогуливается” по его залам. С помощью компьютера Коля

пользовался информацией разного рода: текстом, речью, музыкой,

мультипликационными и видеофильмами.

Только компьютер может воспроизвести все те средства информации, которые

вместе и называются мультимедиа (multi — много, media — средство

информации, multimedia — несколько средств информации). Так, книга — это

совокупность текста и иллюстраций. Вставив в CD-плейер звуковой компакт-

диск, можно слушать музыку и речь, но нельзя воспроизвести изображение.

Даже возможности видеомагнитофона, передающего на экран телевизора

видеофильмы, ограничены. Комбинация изображения и звука записана на ленте в

строгой последовательности. Смотря фильм, вы можете отмотать пленку вперед

или назад, перескочить через кадр. Но вам не удастся вмешаться в действие

фильма. Компьютер умеет гораздо больше: Коля выбирает разные темы и

пользуется средствами предоставления информации — от текста учебника до

мультфильма. Он не только отдает команды компьютеру, но и отвечает на его

вопросы. Программа, позволяющая взаимодействовать с компьютером, называется

интерактивной (от английского слова interactive - взаимодействующий).

Однако пределы этого “общения” тоже строго ограничены: нельзя, например, в

текст добавить что-нибудь новое, вставить картинку, стереть ненужные

сведения. Распространенные пока CD-ROMы или звуковые CD, Photo-CD, хранящие

фотографии, не перезаписываются. Они предназначены только для

воспроизведения информации — их поверхность в процессе производства можно

обработать лишь один раз. Однако уже появились и перезаписываемые диски —

CD-R (CD-Recordable), запись на которые осуществляют устройства, называемые

накопителями CD-R.

Каким должен быть мультимедиа-компьютер?

К мультимедиа-компьютеру предъявляются определенные требования. Например,

важно, чтобы он воспроизводил цвет — показывал на экране цветные фильмы и

картинки — и звук (у компьютеров старых моделей были только двухцветные

экраны, кроме того, с их помощью нельзя было слушать музыку и речь). В

целом мультимедиа-компьютеры должны обладать высокими техническими

характеристиками и быть оснащены устройствами, необходимыми для

качественного воспроизведения звука и изображения (дисководом для чтения CD-

ROM, звуковой платой, мощной видеокартой). При большой скорости обработки

данных фильмы демонстрируются плавно, а не рывками, картинки сменяются на

экране быстро, вы слышите неискаженный звук.

Сложно ли работать с мультимедиа компьютером?

CD содержит громадный объем информации, то есть он обладает большой

емкостью (емкость определяется количеством той информации, которая

помещается на диске; единица информации для компьютера, представленная

цифрами 0 или 1, называется бит), а мультимедиа-компьютер может ее

молниеносно обработать. И для того чтобы уметь работать с этой новой

техникой, не нужно быть специалистом по компьютерам. Достаточно знать, как

вставить компакт-диск в дисковод и как работать с мышью и клавиатурой:

смысл появляющихся на экране картинок и пиктограмм так ясен, что вы без

труда их поймете. Кроме того, даже при желании вам не удастся повредить или

стереть записанную на компакт-диске информацию, так как она надежно

защищена. Смело приступайте к делу! Как правило, после установки компакт-

диска на экране монитора появляется заставка с приветствием, часто

музыкальным или речевым. Она отошлет вас к главному меню, которое

предоставит на выбор всю информацию, хранящуюся на компакт-диске. Вам

остается лишь с помощью мыши подвести курсор — символ на экране компьютера

в виде сплошного прямоугольника, стрелки или мигающей горизонтальной

черточки — к соответствующему изображению или пиктограмме и щелкнуть

кнопкой. Чаще всего после этого открывается подменю с подробным списком

сведений по заинтересовавшей вас теме. В зависимости от типа компакт-диска

(CD-ROM, Photo-CD, CD-I и т.д.), щелкнув кнопкой мыши на определенном

символе, вы можете посмотреть видео- или мультфильм, прослушать музыкальное

произведение или вызвать на экран пояснительные тексты, то есть через дебри

информации проложить собственный путь к разыскиваемым сведениям. Системы

подменю отличаются друг от друга в зависимости от содержимого компакт-

диска. И символы, с помощью которых можно вернуться в главное меню или

закончить работать с компакт-диском, часто бывают разными, их значение

обычно объясняется в самом начале программы. Но существуют и общепринятые

обозначения, например стрелка влево. Если щелкнуть на ней, то на экране

появится предыдущая страница, с которой вы работали, или картинка, которую

вы рассматривали. Соответственно, направленная вправо стрелка “откроет”

следующую страницу. “Листая” страницу за страницей, вы ничего не

пропустите. Иногда в текстах выделены отдельные слова, например подчеркнуты

или написаны другим цветом. Щелкните на них кнопкой мыши — и получите

объяснение их смысла, увидите картинку, то есть зрительный образ слова, или

услышите, как его правильно произносить.

Уже существуют мультимедиа-системы, совсем непохожие на обычные

компьютеры, например интерактивные проигрыватели, или CD-1-плейеры (I -

первая буква английского слова interactive - взаимодействующий) Компакт-

диски для них тоже называются интерактивными (их обозначают как CD-/). CD-I-

плейеры подключают к телевизорам, вместо клавиатуры и мыши они снабжены

пультом дистанционного управления, перемещающим курсор по экрану.

Нельзя путать компакт-диски, даже если они на вид одинаковы. Всегда

обращайте внимание на маркировку. Информация с CD-I не воспроизводится

компьютерами с CD-ROM-дисководом, и наоборот. Но самое главное, если это

особо не оговорено на упаковке, — нельзя вставлять CD-ROM или CD-I в CD-

плейер. Он попытается преобразовать текстовую и графическую информацию в

музыку, из-за чего его усилитель и громкоговоритель выйдут из строя. Однако

интерактивные проигрыватели и компьютеры с CD-ROM-дисководами воспроизводят

информацию, записанную на звуковых компакт-дисках.

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА

Как можно учиться с помощью мультимедиа?

Всe мы, когда учимся, по-разному усваиваем новые знания: одни легче

запоминают материал, читая учебник, другие на слух, скажем, во время урока

или лекции. Но, без сомнения, наилучший результат достигается, если

воспринимать информацию одновременно всеми органами чувств и эту

возможность предоставляют нам средства мультимедиа. Они изменили процесс

изучения самых разных предметов, в частности, иностранных языков. Компьютер

пишет каждое новое слово и его перевод на ваш родной язык. Если вы хотите,

он произнесет это слово столько раз, сколько вам нужно, чтобы оно прочно

засело в памяти. Современные программы позволяют записать собственное

произношение, а затем, прослушав запись, сравнить с правильным. Значение

каждого слова будет пояснено картинкой, вы услышите подробный комментарий,

просмотрите короткий видеофильм. А в конце занятия компьютер проверит,

насколько хорошо вы усвоили урок.

Обучение с помощью мультимедиа обладает несомненными преимуществами.

Один компакт-диск может хранить содержание книг, которые заняли бы целую

книжную полку. На поиски нужной информации уйдет гораздо меньше времени: не

нужно перелистывать страницы фолиантов, нажмите кнопку мыши — и нужные

сведения перед вами. Предположим, вы изучаете в школе анатомию. Вам

предстоит узнать, как устроен организм человека, как действуют системы

кровообращения и пищеварения, железы внутренней секреции, какую роль играют

скелет и мышцы, как работает мозг и многое другое. Все эти сведения не

уместятся даже в толстой энциклопедии. Но если тексты сопроводить

рисунками, пояснениями лектора, видео и мультфильмами и записать все это на

компакт-диск, ваша энциклопедия, которая уместится на ладони, превратится в

нечто совершенно новое. С помощью такого необычного пособия учиться и

интересно, и приятно.

В английском языке, откуда в другие языки пришли компьютерные термины,

появились два новых слова: edutainment и infortainment. Они образованы из

слов education (образование), information (знание) и entertainment

(развлечение). Новые термины подразумевают, что при обучении с

использованием средств мультимедиа стирается грань между игрой и учебой. И

дети, и взрослые незаметно для себя узнают много нового, играя на

компьютере, а постижение самых трудных знаний превращается в подобие

увлекательной игры.

Еще одно достоинство такого обучения заключается в том, что с компьютером

можно “разговаривать”: получить ответ на свой вопрос. Задает вопросы и

компьютер, тем самым он, как заправский гид, подводит вас к новой теме,

показывает, где еще можно найти информацию по интересующей вас проблеме,

или, как опытный учитель, проверяет достигнутые вами успехи.

Уже существуют экспериментальные программы — по химии, физике и биологии.

Теперь на уроке химии по оплошности нерадивого ученика не произойдет

случайный взрыв, а во время опытов по биологии не нужно мучить животных.

Разводите мышей и скрещивайте их друг с другом, чтобы наглядно увидеть, как

действуют законы наследственности, режьте лягушку, изучая ее внутренние

органы, — но делайте это на экране компьютера. А сейчас мы изучаем химию.

На экране появляются химические приборы — газовые горелки, стеклянные

колбы, пробирки, фильтры, мензурки — и разнообразные химические вещества.

Нажав кнопку мыши, вы можете взять из баночек любые химикаты и проводить

опыты — это совершенно безопасно. Кроме того, запасы веществ никогда не

кончатся, и вам не придется мыть лабораторную посуду. Но компьютер, к

сожалению, не может воссоздать резкий запах аммиака или сероводорода, а

ведь химику именно запах говорит о многом, поэтому обоняние играет важную

роль в “живых” опытах. И ни одна мультимедиа-программа по астрономии не

заставит вас испытать тот восторг, который охватывает любого, кто смотрит

на ночное небо в телескоп. Но зато на экране монитора вы увидите солнечное

и лунное затмения, небо над Вифлеемом, таким, каким его видели волхвы,

пришедшие поклониться младенцу Иисусу Христу, восход Сатурна, движущиеся по

своим орбитам планеты Солнечной системы. А в завершение полюбуетесь

фотографиями звездных миров.

Как с мультимедиа осваивать разные профессии?

Впервые применило средства мультимедиа более четверти века назад

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического

пространства США (НАСА). И это не удивительно: трудно было бы осуществить

первую в истории человечества посадку на Луну, не оттренировавшись в

условиях, близких к реальным. Кроме того, первая же попытка должна была

быть удачной — эксперимент стоил слишком дорого. Поэтому НАСА выделило

огромные средства на разработку мощных компьютеров и моделирующих

(имитационных) программ, воссоздающих ситуации реальной жизни. Программы

управляли показаниями приборов “космического корабля”, а астронавты шаг за

шагом отрабатывали свои будущие действия. Каждый отдельный прием они

оттачивали в течение нескольких месяцев до тех пор, пока не могли

его выполнять, как говорится, с закрытыми глазами. И сегодня различные

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.