скачать рефераты

МЕНЮ


Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения

Оглавление

Введение …..3

Глава I .Проектная методика обучения иностранным языкам: история и

современность 9

1. 1. Ретроспективный анализ использования проектной методики в

зарубежной и отечественной системе образования 9

1. 2. Проектная методика обучения иностранным языкам в контексте

современных педагогических

технологий.........................................................18

Выводы 25

Глава II. Технология использования проектной методики в обучении

иностранным языкам на старшей ступени средней общеобразовательной школы

27

2. 1. Психолого-педагогические основы технологии использования

проектной методики в обучении иностранным языкам 27

2. 2. Технология проектного обучения иностранным языкам на

старшей ступени общеобразовательной школы……………………………………39

2. 3 . Обобщение опубликованного педагогического опыта по

применению проектной методики в процессе преподавания иностранного языка 49

Выводы 54

Глава III. Методическое обоснование технологии использования проектной

методики в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме “Housing”

для учащихся старшей ступени обучения ( 11 класс ) 58

3. 1. Теоретические основы разработки проекта системы учебных

и внеучебных занятий по сквозной теме “Our House of Tomorrow” 58

3. 2 Содержание и реализация проекта системы учебных и

внеучебных занятий по сквозной теме “Our House of Tomorrow” 61

Выводы .67

Заключение 69

Список использованной литературы 73

Приложение 79

Введение

Актуальность исследования. Необходимость постоянного совершенствования

системы и практики образования обусловлена социальными переменами,

происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня

воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в

современной методике преподавания иностранного языка ( ИЯ ).

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических

технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие

интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно

развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным,

глубинным понятием обучения (37 : 3(.

ИЯ, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания

условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ

общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся,

усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации

воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного

предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не

случайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития

образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в

межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно

совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности [45 :

137] .

Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во

внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий,

какой является проектная методика

Так, Е.С. Полат обосновывает применение проектной методики как

новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим

образом:

- в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий

проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не

затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным

стандартом для базового уровня;

- это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-

воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным

стандартом образования цели;

- это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по

своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте.

Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и

интеллектуальное и нравственное развитие обучающийхся, их

самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к

другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество,

высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые

традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией [37 : 15-16].

На современном этапе развития образования проектная методика детально

исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами :И.Л. Бим, И.

А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L.Fried-

Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др.

Многочисленными исследованиями [6; 22; 33; 37; 56; 59; 60; 62; ]

было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент

системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный,

нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные

способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез),

направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени

обучения ИЯ (10 - 11 класс) средней общеобразовательной школы. Именно на

завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает

самостоятельное использование ИЯ как средства получения новой информации,

обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и

применения их в новых областях окружающей действительности [45 : 154].

Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная

технология отражает основные принципы гуманистического подхода в

образовании:

- особое внимание к индивидуальности человека, его личности ;

- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления

обучающихся.

Таким образом, проектная методика является альтернативой

традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на

усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Анализ научно-теоретической литературы, изучение педагогического

опыта, а также личные наблюдения автора дипломного исследования позволяют

выявить ряд противоречий процесса обучения ИЯ на современном этапе.

Основными являются противоречия между:

- требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню

обученности ИЯ выпускников средних общеобразовательных школ в

соответствии с социальным заказам общества, с одной стороны, и реальным

уровнем владения ИЯ на завершающем этапе обучения (10 – 11 классы), с

другой;

- преобладанием все еще традиционного подхода к содержанию и организации

занятий по ИЯ и наличие потребности введения новых педагогических

технологий в обучение ИЯ, как наиболее адекватных социальному заказу

общества и современным целям образования;

- большим желанием учащихся к внедрению нововведений в учебный процесс и

сосуществованием определённой осторожности со стороны учителей к

восприятию и применению новых педагогических технологий (См.:

Приложение 1);

- смешением или подменой понятия проекта как инновационного направления и

проекта как практически любого мероприятия, создания любого продукта,

даже без целостной и детальной разработки (например, неделя английского

языка, создание общешкольного альманаха).

Поиск путей решения вышеперечисленных противоречий составил проблему

исследования.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая

разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования:

«Проектная методика в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме

(на материале английского языка: старшая ступень обучения средней

общеобразовательной школы)».

Объект исследования: процесс обучения английскому языку на старшей

ступени обучения (10 – 11 класс ) средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования: проектная методика в системе учебных и

внеучебных занятий по сквозной теме.

Гипотеза исследования заключается в следующем: если в процессе

овладения ИЯ на старшей ступени средней общеобразовательной школы (10 - 11

класс) применять проектную методику, то она будет способствовать:

- формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более

качественному овладению ИЯ ;

- повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков

логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью,

расширению сферы иноязычного общения;

- языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию иноязычной

коммуникативной компетенции в целом;

- развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности,

совершенствованию первичной и вторичной языковой личности;

- более результативному решению задач образования, развития и воспитания

личности учащегося.

Цель работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать

проектную методику в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной

теме, доказать эффективность её использования при обучении ИЯ на старшей

ступени (10 - 11 классы) средней общеобразовательной школы.

Цель потребовала решения ряда задач:

1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения ИЯ в её

психологическом и дидактическом аспектах на основе ретроспективного

анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.

2. Исследовать и обосновать технологию использования проектной

методики при обучении ИЯ на завершающем этапе средней общеобразовательной

школы.

3. Исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по

данной проблеме.

4. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему

учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики на

старшей ступени (10 - 11 классы) средней общеобразовательной школы.

5. Проанализировать собственный опыт использования проектной методики в

системе учебных и внеучебных занятий на старшой ступени обучения ИЯ,

выявить эффективность проектного обучения как новой педагогической

технологии в системе образования.

Практическая значимость: заключается в применении в педагогическом

процессе по ИЯ разработанных автором данной дипломной работы методических

рекомендаций в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме,

позволяющих устранить существующий дисбаланс между требованиями программы

для общеобразовательных учреждений к уровню обученности ИЯ и реальным

владением ИЯ на завершающем этапе обучения (10 – 11 классы).

Научная новизна исследования состоит:

- в ретроспективном анализе проектной методики в образовании, в том

числе в обучении ИЯ;

в рассмотрении проектной методики как новой личностно-ориентированной

педагогической технологии в языковом образовании;

- в психолого-педагогическом обосновании разработки проекта системы

учебных и внеучебных занятий по сквозной теме: “Our House of Tomorrow” для

учащихся старшей ступени обучения.

Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой

данного исследования потребовало обращения автора к следующим методам

научного исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-

теоретической литературы по данной проблеме.

2. Беседа с преподавателями и учащимися.

3. Наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе

обучения ИЯ на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы.

4. 4. Анкетирование среди учащихся и учителей.

5. Опытно-экспериментальная апробация разработки проекта системы

учебных и внеучебных занятий по сквозной теме на старшей ступени обучения

ИЯ.

Выпускная квалификационная работа структурно представлена тремя

главами, выводами по главам, заключением, списком использованной

литературы, приложением.

Глава I . Проектная методика обучения

иностранным языкам : история и современность

1. 1. Ретроспективный анализ использования проектной методики в

зарубежной и отечественной системе образования

В рамках ретроспективного анализа использования проектной методики в

зарубежной и отечественной системе образования в данном параграфе

целесообразно рассмотреть :

- сущностную характеристику метода проектов как предпосылки

современного проектного обучения ИЯ;

- проектную методику как основа для реализации личностно-

деятельностного подхода к обучению ИЯ.

В последнее время наблюдается общемировая направленность на

гуманизацию образования, что находит свое выражение в ориентации

процесса обучения на развитие личности учащегося.

Среди многообразия новых педагогических технологий в системе

образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода,

наиболее характерна проектная методика обучения , где широко используется

«эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через

личность учащегося, через его потребности и интересы

Обращение ученых и практиков к проблеме личностно-ориентированного

обучения имеет давнюю историю. В конце XIX века дидактические поиски

западных педагогов были проникнуты вниманием к эмоциональной

привлекательности обучения. Идеи гуманистического направления в философии и

образовании были связаны с методом проектов, который также называли

«методом проблем» или «методом целевого акта».

Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в

связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. Проектное

обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития

активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только

запоминать и воспроизводить знания которые дает школа, но и уметь их

применять на практике. Общий принцип, таким образом, на котором базировался

метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного

материала с жизненным опытом учащихся, в их активной познавательной и

творческой совместной деятельности в практических заданиях (проектах) при

решении одной общей проблемы.

Метод проектов успешно развивался благодаря педагогическим идеям

американского педагога и психолога Дж. Дьюи, а также его учеников и

последователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса.

Джон Дьюи (1859 - 1952), американский педагог, психолог, философ-

идеалист, подверг критике господствовавшую тогда в США школьную систему за

отрыв от жизни, абстрактный, схоластический характер всего обучения,

основанный на приобретении и усвоении знаний. Дж. Дьюи предложил реформу

школьного образования, согласно которой знания должны были извлекаться из

практической самодеятельности и личного опыта ребенка.

Дж. Дьюи отмечал: «… знание, которое можно назвать знанием, умственное

воспитание, ведущее к какой-нибудь цели – дается лишь в процессе близкого и

реального участия в активностях социальной жизни» [19 : 42].

Дж. Дьюи [19 : 46] выдвигает лозунг, который является одним из

основных тезисов современного понимания проектного обучения: «Обучение

посредством деланья ».При этом Дж. Дьюи выделяет ряд требований к

успешности обучения :

- проблематизация учебного материала;

- активность ребенка;

- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Таким образом, Дж. Дьюи утверждает, что ребенок усваивает материал не

просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у

него потребности в знаниях и ,следовательно, является активным субъектом

своего обучения.

Подробное освещение метод проектов получил также в работах В.Х.

Килпатрика и Э. Коллингса (США). В.Х. Килпатрик так определяет программу

школы, работающую по методу проектов: «Программа есть ряд опытов, связанных

между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта,

служат к развитию и обогащению целого потока других опытов» [46 : 567-568].

В соответствии с этим был сделан вывод о том, что школьная программа

должна была создаваться ни государством, ни учителями, а детьми совместно с

учителем в процессе обучения, основы которой необходимо брать из

окружающей действительности.

В начале ХХ века Коллингс предлагал разделять проекты на следующие

типы:

1) экскурсионные (Excursion projects) – например, осмотр подсолнухов

миссис Мерфи, цель которого – узнать, почему она «сажает свои

подсолнухи в задней части двора, а не в переднем палисаднике вместе с

другими цветами?»

2) трудовые (Hand projects), которые «стремятся выразить различного рода

мысли в конкретной форме – смастерить кроличью ловушку, приготовить

какао для школьного завтрака и т.п.»

3) игровые (Play projects) – «праздник масленицы, пасхи, мороженного,

кукол, игра в магазин, «в сыщиков», праздники, устраиваемые с целью

прославления церковных событий, исторических героев».

4) проекты рассказывания (Story projects)- сюда входят рассказы детей

о различных историях, пение песен, слушание граммофонных рассказов с

кратким изложением содержания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.