скачать рефераты

МЕНЮ


Исследования коэффициента деятельностного развития студентов 3-4 курсов физико-математической специальности

целевой основы обучения.

Процесс формирования мотивационно-целевой основы обучения идет не

только сверху вниз, но и наоборот, т. е. нижележащие уровни мотивации могут

оказывать значительное влияние на формирование ее вышестоящих уровней и

форм. Например, избирательное отношение к учебным предметам может на разных

этапах обучения определять доминирование тех или других учебных мотивов в

их общей структуре, прямо или косвенно - через учебную мотивацию, оказывать

влияние на формирование общего отношения к конечным целям обучения, т. е.

профессиональной направленности. Такое влияние отношения студентов к

учебным предметам на формирование общего отношения к профессии как к

будущему психологическому результату обучения становится тем более

очевидным и допустимым, если мы посмотрим на процесс усвоения различных

учебных дисциплин как на последовательный ряд промежуточных этапов

достижения конечных целей обучения. В школьной и вузовской практике

известно много примеров, когда прекрасное преподавание учебного предмета

становилось фактором формирования профессиональных планов школьников и

студентов, выбора ими профессии или специализации.

Имея в виду возможность сложных взаимоотношений между различными

уровнями и формами мотивационно-целевой основы обучения, правомерно

поставить ряд конкретных вопросов. Каковы, например, динамика и характер

взаимодействия различных форм и уровней мотивации на разных этапах

обучения? Как сказывается тот или другой тип мотивационно-целевого

обеспечения на процессуальных и результативных характеристиках учебной

деятельности студентов? От каких факторов зависит общее отношение к целям

обучения, к учению, к учебным предметам и как, зная влияние этих факторов,

можно управлять и формировать в нужном направлении мотивационно-целевую

систему обучения?

Профессиональное развитие студентов в вузе в значительной степени

определяется предшествующими и более ранними формами проявления

избирательного отношения к профессии. Такой первичной активной формой

избирательного отношения к профессии следует признать процесс формирования

в школьные годы профессиональных планов, выбор школьниками профессии и

стоящие за этим выбором мотивы. В профессиональных планах школьников

обнаружено наличие идеальных, реальных и резервных проектов, например:

поступить в МГУ; поступить в местный вуз; поступить временно на работу.

Между планом и фактическим самоопределением наблюдается расхождение у 50%

выпускников школы. Это значит, что у них процесс профессионального

самоопределения не завершился. Уже к концу первого учебного года многие

первокурсники склонны изменить выбранную ими ранее специальность. Так, в

педагогических училищах количество учащихся, желающих поменять профессию,

достигает 75%, в медицинских училищах - 63%, в техникумах - 54%. Из числа

устроившихся после школы на работу 80% составляют выпускники школ, не

поступившие в вузы, т. е. лица, чьи профессиональные намерения не

реализованы и поэтому их профессиональное самоопределение не завершено.

Внешкольная социальная среда сверстников не является для школьников

референтным основанием для принятия решения о выборе профессии. Она скорее

выполняет роль источника информации, на основе которой осуществляется

профессиональный выбор. Плохими помощниками в этом деле оказываются и

школьные учителя. Таким образом, решающую роль в выборе профессии, скорее

всего, играет сам выпускник. И постольку, поскольку какие-либо

профессиональные способности в период обучения в школе ни проявиться, ни

сформироваться не могут, то особую роль в профессиональном самоопределения,

очевидно, должны сыграть скорее интересы, чем специальные или общие

способности.

Более 80% десятиклассников ежегодно связывает свои профессиональные

планы с поступлением в вуз, а это вдвое превосходит потребности страны.

Следовательно, только половина оканчивающих среднюю школу могут объективно

реализовать свои профессиональные намерения, остальные вынуждены

актуализировать запасные, резервные варианты профессионального

самоопределения. Нас, однако, интересуют именно те, у кого профессиональные

планы состоялись, кому удалось поступить в вуз. Оказывается, что

поступлением в вуз процесс профессионального самоопределения не

завершается. Из ряда исследований известно, что от 30 до 50% первокурсников

разных вузов хотели бы поменять избранную ими специальность. Исследования

С.Е. Рескиной, Н.Е. Ивановой дают основание считать, что одной из причин

ошибочного профессионального выбора является слабое представление

школьников о содержании и уровнях будущей профессиональной деятельности.

Представления старших школьников, абитуриентов о целях обучения в

вузе, об уровнях, требованиях и содержании будущей профессиональной

деятельности на этапе выбора профессии оказывают влияние на процесс

дальнейшего профессионального становления студентов в период обучения их в

высшей школе, когда повышение информированности о профессии становится

фактором формирования к ней положительного или отрицательного отношения. По

данным А.Т. Коденковой, полнота сведений о профессии и ее требованиях у

пятикурсников вдвое превышает объем аналогичной информации у только что

поступивших первокурсников.

По данным и сведениям, приводимым другими авторами, подавляющее

большинство (до 70-80%) абитуриентов различных вузов имеет слабые или вовсе

не имеет адекватных представлений о своей будущей работе и предъявляемых

профессиональных требованиях .

Вполне обоснованно возникает вопрос о том, каким же образом

перестраивается структура мотивации студентов, включая отношение к целям

(профессии), к учению и различным учебным дисциплинам по мере роста знаний

о будущей профессии и формирования более адекватных представлений о ней в

процессе обучения в вузе?

Ответ на поставленный вопрос частично дает исследование Л.Б. Юшковой,

выполненное под руководством автора. Изучая проблему наиболее общих

ценностей, выступающих у студентов в качестве жизненно важных целей, Л.Б.

Юшкова выявила, что для студентов такими целями-ценностями являются (в

порядке понижения их субъективной значимости): любовь и семья, хорошие и

верные друзья, интересная работа, мирная обстановка в стране, здоровье,

социальная активность, познание и возможность творчества. Отсутствие

статистически достоверных различий в оценках студентами разных курсов

субъективно значимых для них основных целей-ценностей указывает на

относительную стабильность и независимость в процессе профессионального и

социального становления личности студентов в период обучения их в вузе.

Судя по данным Е.Э. Смирновой та же структура ценностей сохраняется в

течение длительного времени и у работающих выпускников разных

специальностей. Эти данные служат свидетельством того, что сформированная

система доминирующих ценностей является устойчивой и типичной для студентов

.

Ранговые места наиболее общих целей-ценностей у студентов (по данным Л.Б.

Юшковой):

|Цели-ценности |Ранговые|

| | |

|Любовь и счастливая семейная жизнь |1 |

|Наличие хороших и верных друзей |2 |

|Интересная работа |3 |

|Общая хорошая обстановка в стране |4 |

|Активная жизнь |5 |

|Здоровье |6 |

|Познание |7 |

|Свобода и независимость в суждениях |8 |

|Творчество (возможность творчества) |9 |

|Красота в природе и искусстве |10 |

Из приведенных данных, раскрывающих структуру самых общих ценностных

ориентации студентов, следует, что интересная работа стоит третьей в ряду

ведущих целей-ценностей. Общая ориентация на интересную работу не может не

проявляться в формировании и развитии профессиональной направленности как

обобщенной формы положительного отношения к определенной будущей работе и

профессии.

Целесообразно начать краткое описание особенностей влияния самых общих

целей-ценностей на нижележащие уровни и формы мотивации с анализа мотивов

выбора профессии как исходного акта и первоначальной формы выражения

отношения субъекта к будущей профессии. Как видно из табл.1, на выбор

профессии оказывают наибольшее влияние увлечение в школе учебным предметом,

а также интерес к профессии. Приведенные в табл.1 данные хорошо согласуются

с аналогичными результатами других авторов: А.Ф. Шиян, Н. Комусовой, Н.В.

Нестеровой, С.Е. Рескиной, Н.Л. Ивановой [6].

Однако при ответе на вопрос о начале проявления интереса к профессии

большинство первокурсников (84%) ответили, что он появился только после

окончания школы. Это значит, что поступающие в вуз школьники часто

принимают за интерес увлечение учебным предметом в школе. Представления об

избранной профессии продолжают оставаться у студентов практически теми же,

что и до поступления в вуз, вплоть до III курса, с которого обычно

начинается специализация. Именно с этого времени отмечается существенная

перестройка в системе представлений студентов о профессии.

О том, как происходит перестройка представлений о будущей профессии у

студентов, свидетельствуют данные о динамике студенческих оценок

профессиональной важности различных качеств личности для специалистов-

биологов (табл. 2). Из этой таблицы видна мера совпадения и расхождения

мнений студентов и преподавателей-экспертов в отношении степени

профессиональной значимости тех или иных качеств личности. Наибольшие

расхождения между студентами и преподавателями обнаружены в оценках

профессиональной важности таких качеств, как работоспособность,

интеллектуальный потенциал, самостоятельность мышления, научная честность,

добросовестность, ответственность, аккуратность, активность и др., причем

значимость одних личностных качеств студентами переоценивается, а других -

занижается. Более того, от курса к курсу одни и те же качества личности

могут то переоцениваться, то недооцениваться. К концу обучения позиции

студентов выпускного курса и позиции преподавателей в оценке меры

профессиональной важности большинства качеств личности становятся более

сходными.

Ранговое распределение различных качеств личности по их значимости для

будущей профессиональной деятельности

(поданным Л.Б. Юшковой)

Таблица 1.

|Характеристики |I |II |III |IV |V |Преподаватели |

|личности |(п=38)|(п=36)|(n=37)|(n=31)|(n=32|(n=18) |

| | | | | |) | |

|Активность |9,0 |17,0 |12,0 |9.5 |10,0 |7,0 |

|Аккуратность |9,0 |3,0 |2.0 |3.0 |14,0 |9,0 |

|Высокая |5,0 |11,5 |6,5 |3,0 |5,0 |11,0 |

|работоспособнос| | | | | | |

|ть | | | | | | |

|Трудолюбие |1,0 |13.0 |4,0 |3,0 |4,0 |4,0 |

|Добросовестност|6.5 |9,0 |1.0 |6,5 |1,5 |3.0 |

|ь | | | | | | |

|Инициативность |14,0 |17,0 |13,5 |9,5 |11,0 |13,0 |

|Высокий |12,0 |19,5 |13,5 |15,5 |8.0 |8,0 |

|интеллектуальны| | | | | | |

|й потенциал | | | | | | |

|Увлеченность |2,0 |6,0 |6,5 |1,0 |1,5 |2,0 |

|работой | | | | | | |

|Высокий уровень|3.5 |1,0 |8,5 |6,5 |6,0 |5,0 |

|профессионально| | | | | | |

|й подготовки | | | | | | |

|Широкая |17,0 |19,5 |15,5 |11.0 |12.5 |14,0 |

|образованность | | | | | | |

|Общительность |24,0 |23,0 |22,5 |19.5 |22,0 |23,0 |

|Навыки |12,0 |9,0 |8,5 |21,5 |8,0 |10,0 |

|научно-исследов| | | | | | |

|ательской | | | | | | |

|работы | | | | | | |

|Умение работать|12.0 |14,5 |17,0 |14.0 |15,0 |16,0 |

|в коллективе | | | | | | |

|Целеустремленно|6,5 |3,0 |10,5 |18,0 |8,0 |6,0 |

|сть | | | | | | |

|Дисциплинирован|19,0 |17,0 |18.0 |18.0 |17,0 |17.0 |

|ность | | | | | | |

|Самостоятельнос|20.5 |3,0 |5,0 |6,5 |3,0 |1,0 |

|ть мышления | | | | | | |

|Чуткость |22,0 |21.5 |24,0 |23,0 |21,0 |21,0 |

|Чувство |20,5 |11,5 |19,5 |19,5 |19,5 |20,0 |

|собственного | | | | | | |

|достоинства | | | | | | |

|Принципиальност|15,0 |9,0 |21,0 |21,5 |18,0 |18,0 |

|ь | | | | | | |

|Умение |17,0 |21,5 |19.5 |15,5 |23.5 |220 |

|руководить | | | | | | |

|людьми | | | | | | |

|Честность |9,0 |6.0 |3,0 |12,5 |13,0 |12,0 |

|Ответственность|3,5 |6,0 |10,5 |6,5 |16,0 |150 |

| | | | | | | |

|Доброжелательно|17.0 |145 |15.5 |17,0 |19,5 |24,0 |

|сть | | | | | | |

|Склонность к |23.0 |24,0 |22,5 |24,0 |23,5 |19.0 |

|педагогической | | | | | | |

|деятельности | | | | | | |

| | | | | | | |

Ранговое распределение привлекательных сторон будущей профессиональной

деятельности

(по данным Л.Б. Юшкова)

Таблица 2.

|Ценности |I |II |III |IV |V |

|Дает возможность |1,0 |1,0 |1,0 |3,5 |2,0 |

|принести пользу | | | | | |

|людям | | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

| | | | | | |

|Дает возможность |9,0 |7,0 |13,0 |7,0 |13,0 |

|достичь | | | | | |

|профессиональных | | | | | |

|успехов | | | | | |

|Требует большого |12,0 |11,0 |10,5 |10,5 |9,5 |

|интеллектуального | | | | | |

|напряжения | | | | | |

|Предоставляет |19,5 |17,5 |19,0 |16,5 |17,0 |

|возможность быстро | | | | | |

|продвинуться по | | | | | |

|службе | | | | | |

|Имеет высокую |3,0 |3,5 |3,0 |12,5 |8,0 |

|общественную | | | | | |

|значимость | | | | | |

|Дает возможность |2.0 |3,5 |2,0 |1,0 |3,0 |

|иметь интересную | | | | | |

|работу | | | | | |

|Считается престижной|19.5 |19,5 |20,0 |20,0 |20,0 |

|среди знакомых | | | | | |

|Даст возможность |4,5 |9,0 |5,0 |15,0 |9,5 |

|заниматься наукой | | | | | |

|Позволяет постоянно |7,5 |9,0 |9,0 |5,0 |5,5 |

|повышать | | | | | |

|квалификацию | | | | | |

|Даст возможность |7,5 |5,5 |10,5 |6,0 |7,0 |

|работать в | | | | | |

|коллективе | | | | | |

|Представляет |6,0 |2,0 |6,0 |2,0 |1,0 |

|творческую | | | | | |

|инициативу | | | | | |

|Обеспечивает высокий|16,0 |19,5 |16,0 |18,5 |18,5 |

|уровень заработной | | | | | |

|платы | | | | | |

|Позволяет |14,5 |17,5 |15,0 |12,5 |15,0 |

|использовать | | | | | |

|организаторские | | | | | |

|способности | | | | | |

|Обеспечивает |14,5 |14,0 |12,0 |10,5 |11,0 |

|профессиональный | | | | | |

|рост | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.