скачать рефераты

МЕНЮ


История развития детско-юношеского туризма

«День, проведенный ребенком среди рощ и полей... стоит многих недель,

проведенных на учебной скамье», утверждал он. «Отечествоведение» - так

определил эту отрасль знаний известный методист географии и русского языка

Д.Д. Семенов. «...Преподавание географии начинается с географии

окрестностей, с изучения плана того класса, в котором дети сидят». А.Я.

Герд ввёл в практику преподавания естествознания экскурсию, как метод

обучения. Он считал, что задача учителя заключается в том, чтобы поставить

учащегося в положение маленького исследователя. Но дети не могут

исследовать то, что недоступно их непосредственному наблюдению или

переживанию.

Основатель русской физической культуры П. Ф. Лесгафт настоятельно

рекомендовал взрослым и детям прогулки, экскурсии и походы, как способ

оздоровления и закалки. В отношении преподавания, использующего

краеведческий подход он писал «Вообще все, что преподается в школе, должно

быть непременно связано с жизнью; необходимо всегда исходить из наблюдения

над жизнью, насколько это возможно». Н.Ф. Бунаков и В.П. Вахтеров

разработали методику широкого применения краеведческих знаний в обучении.

П.Ф.Каптерев в 1885 году в своей работе «Дидактические очерки» писал:

«...Несомненно, придёт время, когда кругосветное путешествие, в видах

учебно-воспитательных, будет необходимым элементом серьёзного общего

образования, ...педагогу нужно серьёзно озаботиться тем, чтобы по

возможности в каждой отрасли знания основные представления и понятия были

приобретены вполне наглядным путём, иначе будет недостаток основательности

и твёрдости в знаниях».

2. История развития детско-юношеского туризма в 19 веке.

Первые массовые ученические экскурсии были проведены в 1892 г.

Крымским горным клубом для учеников одесских реальных училищ. В начале XX

века в стране по некоторым подсчётам существовало около 100 организаций,

которые занимались проведением экскурсионной работы. В этот период по всей

России создаётся большое количество добровольных обществ, главная цель

которых - знакомство и изучение родного края, организация познавательно-

образовательных экскурсий и научных путешествий в различные уголки страны.

При этом участники экскурсий занимались не только созерцанием красот

природы и историко-культурных памятников, но и проводили практические

наблюдения, ставили опыты, результаты которых старательно фиксировались и

публиковались в печатных изданиях учебных заведений.

В числе наиболее известных обществ созданных в этот период и

оставивших о себе добрую память можно назвать: Кавказский альпийский клуб в

Тифлисе, Крымско-Кавказский горный клуб в Одессе, Владикавказский горный

клуб, Московское общество грамотности, Тверское общество внешкольного

развития учащихся. Общество содействия экскурсиям учеников, созданное при

Курском реальном училище, общество организации путешествий учеников при

Тверской женской гимназии Л.А. Римской-Корсаковой, физико-математический

кружок при Ярославской мужской гимназии, научное общество при Тенищевском

училище в Санкт-Петегбурге и др. Тематика и направления деятельности этих

обществ были весьма разнообразны.

К концу XIX века было многое сделано для того, чтобы вовлечь

учительство в туристско-экскурсионную работу. Были намечены многодневные

маршруты по стране: два в Крыму, три по Северу, шесть по Кавказу и один по

Урал. Эти районы и сегодня являются популярными в детском туризме. Близ

Пятигорска в 1907 г. P.P. Лейцингером был создан так называемый Ученический

приют, через который только в 1909 г. прошли 119 групп.

Подобная активная работа учителей не осталась незамеченной властями.

Так, Министерство Народного просвещения в 1910 году рекомендовало к

включению в учебные программы экскурсии, как вид оздоровительно-

исследовательской деятельности. Идя навстречу многочисленным просьбам

руководителей ученических обществ, Министерство путей сообщения ввело в

1899 году общий льготный тариф для всех железных дорог на летний период. По

этому тарифу было предоставлено право бесплатного проезда на расстояния до

50 верст ученикам и ученицам низших учебных заведений в сопровождении лиц

воспитательного персонала в отдельных вагонах по тарифу 3 класса. Позже

льготный тариф для ученических экскурсий стал действовать на большее

расстояние, но со скидкой в 75% со стоимости билетов. А с 1906 года льготы

были сокращены до 50%, зато доехать по нему можно было даже от Санкт-

Петербурга до Кавказа.

В начале XX века издавались специализированные туристско-экскурсионные

журналы: «Русский турист» в Санкт-Петербурге, «Экскурсионный вестник» в

Москве, «Записки Крымско-Кавказского Горного клуба» в Одессе, где каждое

общество стремилось на страницах печати поделиться своим опытом. Еще в 1899

г на страницах журнала «Русский турист» была учреждена специальная рубрика

«О школьных путешествиях и образовательных прогулках». Здесь приводился

опыт проведения экскурсий в школах России.

Одним из первых, кто в начале XX века обосновал значение

дальних экскурсий, их воспитательно-образовательный смысл, был И.М. Гревс.

Он писал, что «главная, самая определяющая черта в природе экскурсии - это

непосредственное соприкосновение человека с миром через активное

путешествие к нему». А так же: «Путешествие - это один из величайших

факторов развития культуры. В 1903 г. в Санкт-Петербурге издается книга

«Образовательные прогулки по России». В 1910 году известными в

дореволюционной России методистами естественнонаучных дисциплин Б.Е.

Райковым и Г.И. Бочем была выпущена книга «Школьные экскурсии, их значение

и организация». В 1921 году по рекомендации Н.К. Крупской эта работа была

переиздана вновь.

1.4. Развитие детско-юношеского туризма в революционный период и во время

правления Советской власти.

Туристско-краеведческая деятельность за период с 1918 по 1928 годы

была сосредоточена во внешкольных учреждениях и проводилась в форме

многодневных (6-10 дней) экскурсий, путешествий, так называемых «кочёвок».

Главной их тематикой было изучение естественноисторических дисциплин,

сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов. Примечательно, что уже в

1918 г. в Наркомпросе организуется специальное бюро школьных экскурсий. По

поручению наркома А.А Луначарского профессор И.И. Полянский организовал к

маю 1919 г. 6 экскурсионных станций для экскурсионно-исследовательской

работы с учащимися и учителями единой трудовой школы. Организационно-

методическая сторона туризма и краеведения определялась в то время работами

И.М. Гревса, Н.П. Анциферова, Б.Е Райкова, А.А. Яхонтова, Н. К. Крупской.

Как писал И.М. Гревс в первом номере журнала «Экскурсионный вестник»:

"Сделать экскурсию необходимым фактором в школьном курсе явилось задачей

нового времени. Крупская определяла роль экскурсий так: «Экскурсия имеет

громадное значение, но только в том случае, если она хорошо подготовлена.

Надо научиться наблюдать жизнь и стараться из неё черпать всё, что

возможно».

В конце 20-хгодов Обществом пролетарского туризма и экскурсий был

объявлен Всесоюзный исследовательский поход «За сырьем для станков

пятилетки», в котором приняли участие большое количество групп юных

туристов. Академик А.Е. Ферсман, сразу оценивший возможную пользу походов,

писал, что «от туризма мы переходим к целому ряду этапов нашей работы в

области не только научных открытий, но и завоеваний большого хозяйственного

значения».

В тридцатые годы в практике многих советских педагогов значительное

место занимали туристские походы и экскурсии. Интересен опыт А.С.

Макаренко, который широко применял коллективные походы в целях воспитания.

Выдающийся педагог использовал походы как стимул, как подарок

коллективу за успехи учебного и трудового года. Анализируя опыт туристской

работы в коммуне им Ф. Э. Дзержинского, Макаренко считал, что нет лучшего

метода образования и развития молодёжи, чем летние экскурсии и походы,

ежегодно устраивая их для своих воспитанников.

В предвоенные годы усилению туристско-краеведческой работы среди детей

способствовал ряд мер. В 1932 г. коллегия Наркомпроса РСФСР приняла

постановление «Экскурсионно-туристическую работу среди детей на высшую

ступень», к котором поручалось «краевым, областным и районным отделам

народного образования совместно с детскими коммунистическими организациями

принять все меры к организации в городах, рабочих и важнейших колхозных

районах детских экскурсионно-туристических станций и баз на них, проводя

через последние методическую работу». В 1937 году был объявлен

Всероссийский поход пионеров и школьников за минеральным сырьем.

В 1940 году был издан приказ Наркома просвещения РСФСР «О детском

туризме». В школах были созданы клубы юных туристов. «Детский туризм и

экскурсии, - заявил нарком просвещения Потемкин на коллегии Наркомпроса, -

это такой вид учебно-воспитательной работы, в который должны быть вовлечены

все учащиеся». Туризм и экскурсии преследуют прежде всего

общеобразовательные задачи и в самой своей организации несут элементы

физической закалки и подготовки будущего бойца. За 1940 г. к участию в

походах была привлечена 261 тысяча школьников. В начале 1941 года была

объявлены Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников по местам боевой

славы гражданской войны и по изучению малых рек.

В годы Великой Отечественной войны туристско-краеведческая

деятельность школьников была направлена на помощь фронту и тылу. Дети

собирали дикорастущие полезные растения, записывали биографии героев

Великой Отечественной войны, помогали семьям фронтовиков и инвалидов.

В послевоенные и начале 50-х годов детский туризм стал массовым.

Многие учителя - бывшие фронтовики - организовывали походы по местам

сражений, приобщали детей к славе и подвигу нашего народа. Именно в это

время многие учителя стали использовать туризм как эффективное средство

воспитания и обучения. В. А. Сухомлинский писал: «Настоящее моральное

воспитание невозможно без эмоционального общения с природой». Его

многочисленные прогулки с детьми в лес, к реке, в поле носили

познавательный характер, были уроками гуманизма. В конце 40-х начале 50-х

годов входят в практику ежегодные слеты юных туристов городов, областей, а

позже - Всероссийские и Всесоюзные.

24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «Об

укреплении связи школы с жизнью». Были утверждены новые учебные планы,

программы, в которых подчёркивалась особая роль краеведческого подхода к

преподаванию школьных предметов значение экскурсий, наблюдений в природе.

В середине 60-х годов берёт своё начало Всесоюзный поход «Дорогой

славы отцов». Первый Всесоюзный слёт участников похода по местам

революционной, трудовой и боевой славы состоялся 19 сентября 1965 года в

крепости-герое Бресте. В походе приняли участие более трех миллионов

человек. Во время походов сооружались памятники погибшим, приводились в

порядок места захоронений, устанавливались имена тех, кто погребен в

братских могилах. Было проведено 11 этапов похода. Всесоюзные слёты

проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Ульяновске, Волгограде, Иванове,

Минске, Ереване, 12-й (и последний) слет проходил уже под другим названием.

В 70-е годы получила продолжение практика проведения Всесоюзных

экспедиций пионеров и школьников. Была объявлена Всесоюзная экспедиция «Моя

Родина - СССР».

Экспедиция была посвящена 50-летию образования Советского Союза и 50-

летию присвоения комсомолу и пионерии имени В.И. Ленина. Основной целью

являлось воспитание учащихся на революционных, боевых и трудовых традициях

советского народа, на примерах дружбы и братства народов нашей

многонациональной страны. В школах в каждом классе предполагалось создать

экспедиционный отряд. Как впоследствии показали отчеты с мест, такие отряды

удалось создать более чем в 20% классов. Проводились слёты лучших

экспедиционных отрядов, конференции, выставки краеведческих материалов,

создавались музеи, велась шефская работа с ветеранами.

В тридцатых - начале пятидесятых годов создаются детские экскурсионно-

туристские станции (ДЭТС), которые становятся инструктивно-методическими и

организационными центрами туристской, краеведческой и экскурсионной работы

на местах. В их кружках получает широкое развитие исследовательский метод в

туристско-краеведческой деятельности учащихся.

Анализируя работу кружков станций юных туристов и Домов пионеров С.

Истомин писал: "Формы и метода поисково-исследовательской работы в школьном

туризме настолько многогранны, что позволяют удовлетворить

всевозрастающие интересы школьников".

С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется программа туристско-

краеведческого движения «Отечество», пришедшая на смену экспедиции «Моя

Родина - СССР».

1.5. Развитие детско-юношеского туризма в Республтке Адыгея.

Рассматривая историю зарождения детского туризма в Адыгее мы

вновь обращаемся к самым интересным и познавательным местам республики.

Хаджох в прошлом веке горский аул, где жили адыги, которые занимались

садоводством, охотой, скотоводством и различными ремеслами уже в то время

удивлял своей первозданной красотой.

В Кавказскую войну он превратился в непреступную

крепость, стал центром сопротивления горцев. После падения аула Гуниб в

Дагестане сподвижник Шамиля Мухамед Эмин возглавил 4-х тысячное войско в

Хаджохе. Впервые о красотах этих мест узнало правительство России из

докладов царских офицеров воевавших в этих местах. Уже тогда предполагалось

Адыгею развивать как туристскую территорию.

Детский туризм в Республике Адыгея имеет давнюю историю. Еще в

прошлом веке ущелья и горы Адыгеи посещали с туристской целью передовая

интелегенция и офицеры царской армии. В начале 20 века в район поселка

Гузерипль, окрестности станицы Хаджох, на высокогорное пастбище Лагонаки

отправлялись школьники Адыгеи в свои первые путешествия. Конечно, первые

природно-познавательные прогулки, делались в окрестностях сел, аулов,

станиц г. Майкопа.

Как и по всей стране в первые годы изучалась природа

своего родного края, посещались и описывались объекты природного комплекса

(леса, луга, реки, ручьи, пруды), изучались почвы, растительный и животный

мир. Большую роль в изучении родного края играла краеведческая работа.

В 1936 г. в горной части Адыгеи был организован 30-й

Всесоюзный туристский маршрут и построена первая туристская база Хаджохская

турбаза «Горная». В 1940 была построен филиал турбазы приют «Кавказ» в

поселке лесорубов Гузерипль. Маршрут начинался в Хаджохе с турбазы

«Горная», а оттуда шли пешком вдоль живописного ущелья реки Белой в

поселок Гузерипль, а затем по хребтам и перевалам Главного Кавказского

хребта к Черному морю.

Открытие этого туристского маршрута для взрослых

активизировало и детский туризм. Вместе с походами выходного дня,

экскурсиями в предгорья и низко-среднегорную часть республики ребята стали

совершать и многодневные походы, используя тропы 30-го маршрута, ночуя на

оборудованных приютах и в балаганах.

Большое внимание уделялось и краеведческой работе. Эту

работу проводили в школьных туристских кружках организуемых Адыгейской

областной станцией юных туристов и финансируемых за счет бюджета по линии

образования.

В школах создавались краеведческие кружки, ведь столько интересного

надо было изучить - древние дольмены, стоянки древнего человека,

геологические обнажения реки Белой, природные комплексы высокогорья,

карстовые пещеры плато Лаго-Наки, ледники горной группы Фишта. Детям всегда

интересна история тех мест, где проходит их маршрут.

Часть 2. Роль детского туризма в гармоничном развитии подростков и

юношей.

2.1. Основные принципы и подходы в воспитании детей в туризме.

Детско-юношеский туризм - это средство гармоничного развития

подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной

деятельности, характерным компонентом которого является путешествие

(экскурсия, прогулка, поход, экспедиция). Это определение прежде всего

указывает на то, что в туризме должны интегрироваться все основные стороны

воспитания: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая,

патриотическая и интернациональная, умственное развитие, политехническое

образования и др. Исходя из истории развития туристской деятельности,

познавательная функция в той или иной мере присуща любому туристскому

мероприятию, поэтому познание для детей нового и необычного на экскурсиях,

в походах, экспедициях, полевых лагерях базируется на одной из основных

составляющих туристской деятельности.

Данная форма организации учебно-воспитательного процесса в детском

туризме базируется, кроме вышеназванного, на теоретических основах

исследовательского метода обучения в походах, который определяет

деятельность руководителя детской группы при подготовке и проведении

учебных мероприятий и участников похода.

Следует отметить, что при организации и проведении данной формы учебно-

воспитательного процесса используется личностно-ориентированная

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.