скачать рефераты

МЕНЮ


Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века

педагогического воздействия и при обучении. Нравственное воспитание -

осознание ребенком окружающего мира и общественной среды, превращение

добрых инстинктов в сознательную тягу к идеалам добра и правды,

формирование характера и убеждений». Н.И. Пирогов видел двойственность

человека в его социальной и биологической природе. И воспитание -

единственный приемлемый способ привести в гармонию природное и общественное

в человеке. Он полагал, что общечеловеческое воспитание должно быть

согласовано с идеей национального воспитания. «Все мы ... можем сделаться

через воспитание настоящими людьми ... нисколько не переставая быть

гражданином своего отечества».

Идея общечеловеческого воспитания лежит в основе взгляда Пирогова на

принцип школьной системы. Он был за создание внесословного, бесплатного и

обязательного образования на начальной его ступени. Такая система должна

сочетать общечеловеческое воспитание и образование. Вершина

общечеловеческого воспитания - классицизм в неогуманной форме (древние

языки, родной язык, история, математика). Предлагается отказ от ранней

специализации.

Двухлетняя начальная школа предлагала традиционный набор дисциплин:

# Закон Божий

# чтение

# письмо

# счет.

Обучение предполагалось вести во все времена года, широко использовать

наглядность и соединение обучения с ремесленным трудом. Далее две ветви

среднего образования - реальная и классическая. Каждая ветвь состоит из

двух звеньев: прогимназия и гимназия. Срок обучения в реальной прогимназии

составлял четыре года. Преподавалось:

# Закон Божий

# русский язык

# алгебра

# арифметика

# геометрия

# два новых языка

# история

# география

# естествознание

# черчение.

Принимали без испытаний. Выпускники могли продолжить обучение в реальной

гимназии, классической прогимназии.

Классические прогимназии состояли из четырех классов. К программе реальной

прогимназии добавляли:

# древние языки. Эти прогимназии готовили к поступлению в классическую

гимназию и университет.

Реальная гимназия предлагала выбор дисциплин сообразно местным

потребностям. Выпускники могли идти в высшие технические учебные заведения.

Классические гимназии предлагали наибольшее число, тщательно и глубоко

изучаемых предметов. Выпускники могли поступать в университеты.

Пирогов выступал за расширение женского образования, но с применением

ограничений масштабов такого образования. Он заявил о необходимости реформ

университетского образования. Предполагалась подготовка педагогов,

профессуры, научных работников. Преподавание в университете должно иметь

общечеловеческую направленность (быть узкоспециализированным). Пирогов

настаивал на необходимости автономии университетов, уменьшения платы за

обучение, семестровой системы обучения и пр. «Воспитание позволяет при

решении роковых вопросов самопознания созреть и окрепнуть внутреннему

человеку». Пирогов представляет либерально-буржуазное направление, но

укрепил революционно-демократическое направление.

Константин Дмитриевич Ушинский

(1824 – 1870)

Константин Дмитриевич Ушинский - крупнейшим представителем русской

педагогики XIX столетия. Что это за человек? какова его судьба? Не дав

ответы на эти вопросы, мы не можем объективно оценить его вклад в

отечественную педагогику.

Один из способных учеников гимназии, он «проваливается» на выпускном

экзамене и не получает аттестата; в двадцать лет окончив первым кандидатом

юридический факультет Московского университета, он назначается профессором

лицея, а через три года его лишают профессорской кафедры. Приехав с

Петербург, он тщетно ищет место учителя, а через несколько лет русская

императрица беседует с К.Д.Ушинским как с авторитетным педагогом. Перед

ним открылась карьера ученого. Выдающаяся роль К. Д.Ушинского как создателя

русской народной школы и основоположника педагогической науки особенно ясно

стала осознаваться после его смерти, когда с каждым годом возрастал интерес

к его педагогической системе, а вместе с тем и к его личности.

К.Д.Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле, в небольшой

дворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был образованным

человеком, участником Отечественной войны 1812 года. Первоначальным

воспитанием и образованием великого педагога руководила мать, Любовь

Степановна. Она умерла, когда сыну еще не исполнилось и двенадцати лет. В

семье мальчик получил первоначальное обучение в таком объеме, что в 11 лет

он смог поступить 3 класс гимназии. Новгород-Северская гимназия во многих

отношениях отличалась от большинства школ. В ней царил дух демократизма и

товарищества, движения к науке и бескорыстного стремления к знаниям, что

определялось преподавательским составом гимназии. Любимым учителем

Ушинского был Илья Федорович Тимковский. В первые годы обучения Кости

Ушинского Тимковский был директором гимназии. Так же общим любимцем

гимназистов был учитель истории Михаил Григорьевич Ерофеев. Но они были

уволены с должности. Очень важное обстоятельство, следует отметить, для

формирования личности будущего педагога - природное окружение Новгород -

Северского. Позднее об этом скажет сам Ушинский. «... Воля, а простор,

природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги, а розовая

весна, а золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня

варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений своей жизни глубокое

убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное

влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию

педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его

голова занята каким-то туманом, в теплой влаге которого раскрывается все

его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в

себя мысли и зародыши мыслей, потоком идущих из природы - что такой день

стоит многих недель, проведенных на школьной скамье».

III. Классики педагогики западных стран.

Иоганн Генрих Песталоцци

(1746-1827 гг.)

Родился в Цюрихе 12 января 1746 года. Отец был хирургом и принадлежал к

дворянской фамилии. В пять лет Песталоцци лишился отца. Желая найти

семейное счастье у мирного сельского очага, Песталоцци в 1769 году женился

и поселился в деревне. Он считал земледелие, домашнее хозяйство,

промышленную деятельность единственными средствами для развития.

Воспитательной деятельностью Песталоцци занялся под влиянием идей Ж.-

Ж.Руссо. В его планы входило обучение крестьянских детей рациональным

приемам сельскохозяйственного труда. В 1775 году была открыта. Нейгофская

школа. Воспитанники работали в поле и прядильно-ткацких мастерских. Они

также приобретали минимальное общее образование: чтение, письмо, счет,

пение. В сущности, это была попытка соединения обучения с производственной

деятельностью. В 1780 году школа в Нейгофе разорилась и была закрыта (идея

содержания приюта за счет производительного детского труда потерпела крах).

Отойдя на время от практической деятельности, Песталоцци пишет

педагогический роман «Лингард и Гертруда», который принес ему громкую

славу. «Еще при колыбели ребенка надо стараться оторвать воспитание из рук

слепой причудливой природы и передать его в руки лучшей, разумной силы,

которая опытом тысячелетий училась размышлять о сущности и принадлежности,

действующих в ней законов…» В труде определяются методы воспитания. Метод

должен быть естественным. «Сама жизнь во всем объеме, как она действовала

на детей, как она поражала их, как они пользовались ею - вот источник их

учения, а это есть метода Гертруды».

В 1782 г. Песталоцци начал издавать газету «Швейцарский листок», в котором

помещались его рассказы. В 1798 году открывается приют в городе Станце, и

Песталоцци вновь приступает к практической педагогической деятельности. Тут

организуется и исследуется воспитательный труд, развивающее обучение. Идет

исследовательская работа по этим вопросам.

У Песталоцци сформулирована идея элементарного умственного, нравственного и

физического воспитания. Но и этот приют просуществовал недолго. В 1799 году

Песталоцци переезжает в Люцерн, а затем в Берн. В 1800 году открывает

учебное заведение в Бургдорфе. Изучали: отечественный и французский языки,

геометрию, арифметику, музыку, отечественную историю. Было шесть классов.

Каждый день по семь часовых уроков, а день начинался в семь часов утра.

Наиболее известное его сочинение «Лебединая песня»

Иоганн Фридрих Гербарт

(1746-1841 гг.)

Родился в Ольденбурге, был профессором философии в Кенигсберге и

Реттингене.

Первый педагогический труд И. Гербарта был посвящен творчеству И.Г.

Песталоцци Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по

педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью.

Гербарт видел в педагогике, в первую очередь, методологический

инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению «тезисов

основоположений», а также основных условий эффективности учебно-

воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как, эмпирической так

и философской педагогики. Он настаивал на суверенности педагогической

науки. Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этика и

психология. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью

психологии - способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания

ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале

должен соответствовать пяти главным критериям:

# внутренняя свобода

# совершенствование

# благожелательность

# законность

# справедливость.

Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного

человека. Это - ядро идеи о развитии всех способностей человека. По

Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и

выработкой многосторонних интересов. Пути достижения этой гармонии (задачи

воспитания):

Управление, которое поддерживает порядок и уничтожает природную,

первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной

человеческой свободы. Меры: занять воспитанника настолько, чтобы не

оставалось свободного времени, надзор, приказания, запрещения, авторитет.

Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основном

способствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение -

преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений,

составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства.

Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на

характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и привести его к

нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из

сочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ - переход желания в

дело. Нравственно развивать характер - значит предоставлять право самому

питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через

деятельность возвышаться до самосознающей личности.

Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал

некую "естественную последовательность" учебного процесса в виде формальных

ступеней. Были определены четыре ступени:

# Ясность (активность учителя - преподнесение учебного материала)

# Ассоциации (возникновение ассоциаций у учащихся - активность учащихся)

# Система (приведение знаний в систему - активность учителя)

# Метод (применение знаний на практике - активность учащихся).

Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал

в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статус

закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Тут воспитывалось не

более 30 мальчиков, которые с 8 -10 лет начинали переводить «Одиссею» и

постепенно изучались элементы грамматики. Затем ученикам предлагались

исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. К отстающим

ученикам применялись аналитические беседы. Ученики много заучивали.

Изучали: арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику,

механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучением

учащихся с различными способностями. Цель воспитания: воспитать

добродетельного человека, у которого гармония воли сочетается с этическими

идеалами и выработкой многосторонних интересов.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег

(1790-1866 гг.)

Родился в городе Зиген в Вестфалии в семье судебного служащего. Учился

сначала в обычной народной школе, а потом в латинской школе, которые

практически не дали ему нужного образования и оставили самые тяжелые

воспоминания: формализм и схоластика обучения, ничтожный круг сообщаемых

знаний, подавление интереса к самостоятельности. Эти детские и юношеские

впечатления явились первым толчком к пробуждению у него интереса к

проблемам народной школы.

С недостаточной подготовкой, но с большим стремлением к знаниям в 1808 году

Ф.А.В.Дистервег поступил в Гернборнский университет, в котором некогда

учился и Я.А.Коменский. Через год он перешел в Тюбингенский университет.

Окончил его в 1811 году, защитив докторскую диссертацию. Нужно заметить,

что занятия в университете по своей организации и методам преподавания мало

отличались от школьных и поэтому у Ф.А.В.Дистервега выработалось стойкое

негативное отношение к постановке образования в Германии. После окончания

университета началась практическая деятельность Дистервега. Некоторое время

он был домашним учителем, работал учителем гимназии. Будучи учителем во

Франкфурте на Майне, он знакомится с рядом педагогов - песталоццианцев,

общение с которыми определило направление всей его жизни - забота о

народной школе как школе развития у детей самостоятельного мышления,

активности, а также стремление найти пути подготовки учителей для такой

школы.

Дистервега можно считать основоположником педагогического образования в

Германии. Большинство его сочинений были адресованы учительству. Почти три

десятилетия он был директором учительских семинаров - в Мерее, в Рейнской

области (1820-1832гг.), в Берлине (1832 - 1847 гг.), где он одновременно

преподавал педагогику, математику, немецкий язык. За эти годы им

подготовлено более 20 учебников и руководств по математике, астрономии,

естествознанию, географии, родному языку и др. В 1827 году Дистервег

основал и до последних дней жизни редактировал педагогический журнал

«Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе». С

1851 года он издавал также «Педагогические ежегодники».

Дистервег выступал за обновление школьного образования, пропагандировал эти

идеи через педагогическую печать, стоял у истоков создания профессиональных

объединений учительства, выступив в 30-х - начале 40-х годов инициатором

создания ряда учительских союзов. В 1848 году был избран председателем

Всегерманского учительского союза. Летом 1848 года в числе депутатов

прусского национального собрания Дистервег поставил свою подпись под

нашумевшим «Письмом 23-х», авторы которого требовали организации единой

народной школы для всех детей нации. В 1848 году он был отстранен от

должности, а в 1850 году - уволен в отставку. Но и после этого продолжалась

его активная общественно-педагогическая деятельность: в качестве редактора

педагогических изданий, в качестве организатора профессионального движения

учителей.

В 1858 году он был избран берлинским учительством в прусскую палату

депутатов, и начал свою парламентскую деятельность, защищая материальные и

социальные права народных учителей, выступая против введенных в 1854 году

правительством

«Регуляторов», которые регламентировали деятельность народной школы.

Согласно этому документу главное место в учебном плане занимала религия в

её догматической форме. Общее образование ограничивалось обучением чтению,

письму и начаткам арифметики, Элементы реальных знаний, которые только,

только стали проникать в народную школу, были изъяты из программ.

IV. Заключение.

Во второй половине XIX века как в России, так и ряде западных стран,

наблюдается интенсивное развитие педагогической мысли.

В России с отменой крепостного права издаются различные законы о бесплатном

образовании крестьян и социальных элементов низшего класса. Помимо этого

идет развитие правил обучения в школах и университетах, о правах учеников,

студентов и преподавателей. Так же принимается ряд законов относительно

власти управления учебными заведениями. Ряд усовершенствований в системе

образования позволяет нам судить о высокой развитости ведущих педагогов,

которые и разрабатывали данные совершенствования.

Развитие педагогической мысли в западных странах во второй половине XIX

века достигает своего пика. Ряд мастеров своего дела доводят процесс

обучения и образования до совершенства, разрабатывая основные правила

педагогики. Именно эти правила стали классическими для всех педагогов всего

мира.

Список литературы.

Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-

началоХХ в): Уч.пособие – М.:ИД «Форум».1998.

Шабаева М.Ф. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов пед.ин-тов -

М.:Просвещение.1981.

Интернет: www.acmeo.rus.net

www.rusreferat.ru/pedagogika

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.