скачать рефераты

МЕНЮ


Контрольная по педагогике

Контрольная по педагогике

ПЕДАГОГИКА

Я. А. Коменский

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог демократ,

выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии

(Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил

традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в

Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого

Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины,

занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы.

Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним

учились во многих странах мира, включая Россию.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его

теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская

школа”, “Великая дидактика” , “Новейший метод языков”, “Пансофическая

школа” и др.) рассмотрены все педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что

он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок

установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея

проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об

исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал

“Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности , развивает

мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после

выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить

юношество к будущему самовоспитанию и образованию.

Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского,

является идея развивающего обучения. Идеями развития а процессе обучения

пронизаны практически все произведения Я. А. Коменского. Развитие им

понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с

принципом природосообразности.

Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы

ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой”

следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.

Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне

передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок и с какими

способностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит на

позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности

идей и развитие теории так называемой чистой доски) и соответственно своему

демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от

рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком.

Следуя Платону и Аристотелю основными добродетелями Коменский считал

мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их

воспитания был пример родителей. То есть семья, по мнению Коменского

является главным средством нравственного воспитания.

Как понимает Коменский психическое развитие ребенка и его

закономерности?

Главное состоит в признании Коменским того, что человеку от рождения

сопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей,

которые развиваются и совершенствуются путем воспитания. Ребенку с рождения

сопутствует “способность познания”. “...Человек родился способным для

уразумления вещей, для добродетели, для неограниченной любви к богу... и

корни этих трех способностей существуют у него с такой же несомненностью,

как и корни у каждого дерева ” / Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. – М;

Педагогика, 1970. - С.153-154/.

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не

со знанием, а со способностями к знанию которые необходимо развивать в

соответствием с принципом природосообразности. И это является главной

точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.

2. Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - наиболее выдающийся мыслитель - педагог

18 столетия. Он к той плеяде просветителей, которая идейно подготовила

французскую буржуазную революцию.

В своих главных произведениях “Способствовал ли прогресс наук и

искусств улучшению или ухудшению нравов?”, “Общественный договор”, “Эмиль,

или О воспитании”, “Юлия, или новая Элоиза” Руссо подверг осуждению многие

предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным

строем. В частности, он резко критиковал современное ему воспитание,

подавляющее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных

особенностей детей, ни потребностей жизни.

Руссо является основоположником теории естественного, свободного

воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного

развития детей.

Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма и

демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем

развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей с

опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой

подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными

практическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствовать

формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.

Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании

мальчиков, то в отношении девочек он придерживался в основном традиционной

точки зрения. Основная функция женщины, по его мнению, быть женой и

матерью, ей не нужно широкого научного образования, но надо заботиться о

ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведения

домашнего хозяйства и т. п.

Педагогическая теории Руссо оказала большое влияние на педагогику 18-19

вв., но буржуазия вскоре придала забвению ее демократизм, используя

положительное только для воспитания своих детей. / Пискунов А. И.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С.

202/.

Как уже говорилось выше, Руссо является основоположником теории

естественного, свободного воспитания. Через теорию свободного воспитания

красной нитью проходит идея развития. В чем же заключается суть этих идей?

Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности для

развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые

совершенствуются с помощью воспитания / Гончаров Н. К. Историко-

педагогические очерки. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963.

-С.55/. “Дело не в том , чтобы подавлять природные качества, а наоборот

развивать их”. Вот главный принцип идеи развивающего обучения по Руссо.

Обращаясь к родителям и воспитателям, Руссо призывал их развивать в

ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости,

стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные разумные

склонности.

Руссо рекомендует исподволь действовать на детей, руководить ими, не

ущемляя их свободы и не применяя мер прямого принуждения, и вместе с тем

проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с удовлетворением

нежелательных и взбалмошных детских просьб.

3. Мишель Монтень

Мишель Монтень (1533 - 1592) - выдающийся французский мыслитель эпохи

Возрождения , один из представителей философского скептицизма,

проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от

многих условий.

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему

общества, отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым выступал

против феодализма и его идеологической опоры - католической церкви.

Монтень выступал за науку опытную, изучающую сами вещи, проникающую в

их сущность. Отсюда вытекали педагогические взгляды Монтеня: он сторонник

развивающего образования, которое не загружает память механически

заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности мышления,

приучает к критическому анализу. Это достигается путем изучения как

гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Последние в современных

Монтеню школах почти не изучались.

Как и все гуманисты, Монтень высказывался против суровой дисциплины

средневековых школ, за внимательное отношение к детям.

Воспитание по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон

личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими

упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких

нравственных качеств.

Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея

приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита

Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от

принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного

воспитания Руссо. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной

педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 69-70/.

Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то,

что развивающее обучение не мыслимо без установления гуманных отношений к

детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без

принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только

при индивидуализации обучения. В своей книге “Опыты” в главе “О воспитании

детей” Монтень пишет: “Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала,

сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил

ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать

вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно,

иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему

самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я

хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.” / Пискунов А. И. Хрестоматия по

истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 71/. Здесь

Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял сначала

говорить учеников, а затем уже говорил сам.

В этом заключаются основы развивающего обучения педагогической теории

М. Монтеня.

М. Монтень, Я. А. Коменский и Ж.-Ж. Руссо внесли огромный вклад в

развитие педагогики. В своих трудах они положили начало таким

педагогическим принципам, как принцип природосообразности (Коменский),

принцип возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного воспитания

(Монтень), и многим другим.

Что объединяет этих трех великих педагогов, это идея развивающего

обучения. Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды

:“Великая дидактика” Коменского, “Эмиль или О воспитании” Руссо, “Опыты”

Монтеня, и другие. Если в работах Монтеня идея развивающего обучения носит

в основном теоретический характер, то Коменский и Руссо в своих трудах дают

уже большое количество практических советов, в частности что, где, как и

когда преподавать и чему учить.

Монтеня, Коменского и Руссо можно назвать первооткрывателями,

первопроходцами в области развивающего обучения. Они оставили за собой

колоссальное педагогическое наследие благодаря которому идеи развития

изучаются и практикуются и по сей день.

4. Генрих Песталоцци

Генрих Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал теоретическую

деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитательных

учреждениях. В сочинении "Лингард и Гертруда" он развивал идеи о гуманном

характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им

чувств сострадания к людям как основы их нравственного развития. В

практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить

обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал

воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название

воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.

5. Адольф Дистервег

С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию

Адольф Дистервег. Особенно полезными являются его идеи об активизации

учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также

о подготовке народных учителей, которая должна основываться на обогащении

их научными знаниями и привитии им высоких моральный качеств.

6. Семеон Полоцкий

Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в

области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629-1680). В

1664 году им была открыта при Спасском монастыре в Москве школа славяно-

греко-латинского языка. В 1667 году он был назначен воспитателем царских

детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его

наблюдением воспитывался Петр I. С.Полоцкий составил проект Славяно-греко-

латинской академии, которая была открыта в 1687 году уже после его смерти и

значительно расширила высшее образование в Российском государстве.

С.Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и

учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории "врожденных

идей", которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое

значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на

формирование чувств и разума человека.

7. Н.И.Новиков

Заметный след в российской педагогике оставил Н.И.Новиков (1744—1818). Он

издавал первый в России журнал "Детское чтение для сердца и разума" и с

просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у

детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к

людям. В статье "О воспитании и наставлении детей. Для распространения

общеполезных знаний и всеобщего благополучия" Н.И.Новиков впервые в русской

педагогической литературе объявил педагогику наукой. В этой связи

заслуживает внимания его мысль о том, что педагогика "есть особенно тонкая

наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много

наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка".

8. К.Д. Ушинский

К.Д.Ушинский считается основателем научной педагогики и народной школы в

России. Он — автор ряда известных трудов по вопросам обучения и воспитания:

"О пользе педагогической литературы" (1857), "О народности в общественном

воспитании" (1857), "Три элемента школы" (1857), "Человек как предмет

воспитания. Опыт педагогической антропологии" (в 2 т.,1868-1869) и др.

Созданные им учебные книги для детей начальных классов "Детский мир" (1861)

и "Родное слово" (1864) выдержали множество переизданий. Его идеи о

народности в воспитании, о необходимости обучать детей на родном языке, а

также труды по дидактике, нравственному и трудовому воспитанию сохраняют

свое научное значение до настоящего времени.

9. Николай Иванович Пирогов

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в Москве, в семье

казначейского чиновника. По окончании Московского университета

(медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к

профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицинских

наук в течении двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих

знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в

Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в

Петербурге.

В 1856 году появилась статья Пирогова “Вопросы жизни”,

освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание

общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании,

сделала имя автора широко известным. В статье “Вопросы жизни” (впрочем,

как и в других своих педагогических сочинениях ) Н. И. Пирогов резко

выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной

выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет

снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил

официальному курсу образования идею общечеловеческого

воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни

высоконравственного человека с широким умственным кругозором.

В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа.

Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его “красным” (хотя

он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать

видимость заботы царского правительства о народном образовании. В течении

двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять

значение педагогических советов гимназии, внушал директорам и учителям

учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям,

подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в

качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора

подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был

переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа .

1. Пирогов внес значительные улучшения в работу

педагогических советов гимназий, расширил содержание

обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен

мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял

методические изыскания учителей, рекомендовал

взаимное посещение уроков.

2. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность

обучения, активность и наглядность.

3. Требуя, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо

изучали учащихся и их успеваемость, Пирогов предлагал перевод из класса

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.