скачать рефераты

МЕНЮ


Коррекционная работа по совершенствованию грамматического строя речи учеников 7-х классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Коррекционная работа по совершенствованию грамматического строя речи учеников 7-х классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет имени Максима

Танка»

Факультет специального образования

Кафедра логопедии

Допущено к защите

Зав. кафедрой____________ Н. Н. Баль

писок использованных источниковКУРСОВАЯ РАБОТА

Коррекционная работа по совершенствованию грамматического строя речи

учеников 7-х классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Студентка___________Ю. Г. Макович

V курс, 502 гр.

Научный руководитель___ С. Е. Перкова

преподаватель кафедры логопедии

Минск 2005

Оглавление

Введение…………………………………………...…………………………..3

Глава I Современное состояние изучения особенностей совершенствования

грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями

речи............................................5

1.1. Грамматические умения детей с задержкой психического

развития........................................................

...............5

1.2.Грамматический строй речи детей с общим недоразвитием

речи............................................................

.............7

1.3.Грамматический строй речи детей с моторной

алалией.........................................................

....................................8

Глава II Особенности грамматических умений старших школьников с

ТНР.............................................................

................10

2.1. Методика и организация экспериментального

изучения........................................................

..................................10

2.2. Результаты изучения особенностей грамматических

умений..........................................................

............................12

Глава III Методические рекомендации по коррекции грамматических

нарушений у детей с тяжелыми нарушениями

речи............................................................

...............................14

Список использованных источников……………………….........……20

Примечание..............................................................

............................23

Введение

Актуальность темы. В настоящее время в работах учёных достигнуты

определённые успехи в определении нарушений грамматического строя

речи младших школьников или старших дошкольников и разработаны

методы их преодоления. Что же касается старших школьников, в

литературе есть только упоминания о состоянии и коррекции

грамматического строя речи старших школьников, поэтому наша работа

поможет выявить динамику развития определённых, выделенных нами,

грамматических умений детей с тяжёлыми нарушениями речи и указать

основные направления их коррекции.

Цель исследования: изучить особенности совершенствования

грамматических умений старших школьников школы для детей с тяжелыми

нарушениями речи.

Задачи исследования:

. провести теоретический анализ методической

литературы по совершенствованию грамматического

строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи;

. провести теоретический и экспериментальный анализ

особенностей грамматических умений детей с тяжелыми

нарушениями речи;

. определить пути и способы совершенствования

грамматических умений у старших школьников с

тяжелыми нарушениями речи.

Объект исследования – грамматические умения старших школьников с

тяжелыми нарушениями речи.

Предмет исследования – особенности совершенствования

грамматических умений старших школьников с тяжелыми нарушениями

речи.

Гипотезой исследования является: особенности развития

грамматических умений у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Методологическая основа исследования. В основу подхода к

исследуемой проблеме положены следующие психологические и

педагогические концепции: об общих закономерностях развития ребёнка

в норме и при системных нарушениях речи (Л.С. Выготский, Р.Е.

Левина).

На теоретическом уровне применялись следующие методы

исследования: анализ психологической и педагогической литературы,

обобщение сведений; на эмпирическом – констатирующий эксперимент,

статистическая обработка данных.

Глава I

Современное состояние изучения особенностей совершенствования

грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

1.1.Грамматический строй речи детей с задержкой психического

развития.

Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как

парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе

формирования грамматического строя речи осуществляется выделение

(первоначально – на практическом, неосознанном уровне) морфем и

соотнесение их с лексическим или грамматическим значением. На

основании этого и возникают языковые обобщения: морфологические и

синтаксические.

Формирование языковых обобщений происходит на основе

достаточного уровня развития аналитико-синтетической деятельности

ребёнка: умения анализировать звуковую, морфологическую структуру

слов, выделять общее и специфическое в различных формах одного и

того же слова (дом-дома-домой), в различных словах с одним и тем же

грамматическим значением (парты-столы), умение синтезировать

различные морфемы в структуре слова на основе закономерностей языка.

Только овладев определёнными языковыми закономерностями, ребёнок

правильно моделирует собственные речевые высказывания. Неусвоение же

закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической

структуры слова и синтаксической структуры предложения.

Исследование грамматического строя речи у детей с задержкой

психического развития (Н.Ю. Борякова, С.В. Зорина, Р.И. Лалаева,

Г.Н. Рахмакова, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, И.А. Симонова,

А.А. Хохлова, Л.В. Яссман) выявило у большого количества старших

дошкольников и школьников младших классов значительное недоразвитие

словоизменения, словообразования, синтаксической структуры

предложения.

Исследования Боряковой Н.Ю., Зориной С.В., Мальцевой Е.В.,

Рахмаковой Г.Н., Хохловой А.А. показали, что у детей с задержкой

психического развития младшего школьного возраста отмечаются

нарушения словоизменения как существительных, так и глаголов.

Обнаруживаются трудности при усвоении предложно-падежных

конструкций, категорий рода и числа существительных.

Система словоизменения глагола, как указывают авторы,

сформирована лучше, что связано с большим обьёмом и сложностью

парадигмы существительных. Допущенные ошибки проявляются, главным

образом в недостаточно точном употреблении глаголов /дети катаются –

дети едут, мальчик собирает – мальчик убирает/, в нарушении

дифференциации глаголов единственного и множественного числа, в

нарушении чередования в основе глагола /мальчик бежит – дети бежат;

дети бегут – мальчик бегит/.

При согласовании прилагательного с существительным старшие

дошкольники с задержкой психического развития пользуются формами как

единственного так и множественного числа, однако часто допускают их

смешение. Это обусловлено тем , что каждая из этих форм не

связывается в достаточной степени с морфологическими признаками

имени существительного.

Лалаева Р.И. указывает, что в связи с недоразвитием

познавательной деятельности в том числе и процессов анализа,

синтеза, сравнения, обобщения, у детей с задержкой психического

развития обнаруживаются и особенности процессов словообразования.

Исследования словообразования (Зорина С.В, Мальцева Е.В., Слепович

Е.С., Соботович Е.Ф. Хохлова А.А. и другие) показывают, что у этой

категории детей процесс словообразования задерживается, затягивается

во времени и имеет качественное своеобразие. Учёные выделяют

следующие особенности словообразования частей речи:

. существительных (уменьшительно-ласкательных, названий

детёнышей животных и птиц, по аналогии /дождь – дождинка,

снег - .../, со значением частички целого);

. приставочных глаголов (замена глаголов с приставками

бесприставочными глаголами диффузного значения, замена

одной приставки другой, близкой по значению, употребление

вместо глагола с приставкой основы глагола без приставки);

. относительных прилагательных.

Таким образом можно сделать вывод о несформированности функции

словообразования у старших дошкольников с задержкой психического

развития. Значительное количество неологизмов при словообразовании

свидетельствует о том, что данный процесс находится у этих детей в

стадии формирования. Кроме того, случайный и немотивированный

характер словообразовательных неологизмов говорит о том, что у

старших дошкольников с задержкой психического развития недостаточно

усвоены даже продуктивные модели словообразования.

1.2.Грамматический строй речи детей с общим недоразвитием речи.

Ещё в прошлом столетии профессор Левина Р.Е., изучая наиболее

тяжёлые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую

категорию детей, у которых наблюдается недостаточная

сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в

большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и

различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение

системой морфем, а следовательно плохо усваиваются навыки

словоизменения и словообразования, словарный запас отстаёт от нормы,

как по количественным, так и по качественным показателям; страдает

связная речь.

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи, в зависимости

от уровня речевого развития, учёные выделяют следующие нарушения

грамматического строя речи.

o Для первого уровня речевого развития характерно отсутствие

или наличие зачаточного состояния понимания значений

грамматических изменений слова. Как отмечает Волкова Л.С.,

если исключить ситуационно ориентирующие признаки, дети

оказываются не в состоянии различить формы единственного и

множественного числа существительных, глагола прошедшего

времени, формы мужского и женского рода, не понимают

значения предлогов.

o На втором уровне отмечаются грубые ошибки в употреблении

грамматических конструкций: смешение падежных форм /"едет

машину" вместо на машине/, нередко употребление

существительных в именительном падеже, а глаголов в

инфинитиве или форме третьего лица единственного и

множественного числа настоящего времени, а употреблении

числа и рода глаголов, при изменении существительных по

числам /"два каси" – два карандаша, "де тун" – два стула/,

отсутствие согласования прилагательных с существительными,

числительных с существительными.

o На третьем уровне речевого развития отмечается следующий

аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с

существительными, прилагательных с существительными в роде,

числе и падеже. Большое количество ошибок наблюдается в

использовании как простых, так и сложных предлогов.

Исходя из анализа литературных источников можно сделать

следующие выводы: аграмматизм является чуть ли не самым устойчивым и

одним из основных проявлений общего недоразвития речи /В.К.

Воробьёва, 1967; Е.М. Мастюкова, 1981/. Кроме того, сформированность

грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

зависит от уровня их речевого развития /Р.Е. Левина, 1968; С.Н.

Шаховская, 1969/.

1.3.Грамматический строй речи детей с моторной алалией.

При моторной алалии отмечается системность недоразвития всех

сторон и функций речи при алалии. Выявляются трудности построения

фразы и усвоения грамматического строя, недостаточность развития

подражательной деятельности, неполноценность всех форм произвольной

речи. Волкова Л.С. отмечает неоднородность проявлений моторной

алалии: иногда отмечается преимущественная несформированность

операций отбора языковых средств, т.е. фонематических, лексических и

грамматических элементов, в других случаях преобладающее нарушение –

несформированность операций комбинирования. Выявляется

неравномерность нарушений языковой системы: алалии с

преимущественной несформированностью фонематического или

грамматического уровня языковой системы и алалии с относительно

равномерной несформированностью всех языковых систем.

Трауготт Н.Н. выделила следующие нарушения грамматического строя

речи у детей с моторной алалией: отсутствие предлогов и союзов,

употребление существительных преимущественно в именительном падеже,

глаголов в неопределённом наклонении. Жаренкова Г.И. в своих

работах отмечает недостаточное понимание грамматических форм

моторными алаликами, как следствие недоразвития активной речи,

речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке

так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребёнок

эмпирически овладевает всей сложной системой грамматики русского

языка.

Л.В. Мелихова /1960/ указывает, что с накоплением словаря у

учащихся с моторной алалией увеличивается и количество ошибок,

связанных с грамматически правильным оформлением высказывания.

Так, В.К. Орфинской /1959/ разработаны принципы логопедической

работы с детьми с моторной алалией по формированию у них системы

грамматического словообразования и словоизменения. Воспитанию

грамматического строя речи у детей с моторной алалией посвящены

работы Л.П. Голубевой /1952/, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б.

Филичевой /1973, 1990/, Л.Ф. Спировой /1980/. Исследования С.Н.

Шаховской /1969/, Л.В. Трофимовой /1992/ направлены на формирование

у детей с моторной алалией морфологической системы словоизменения,

поскольку упражнения в словоизменении и словообразовании являются,

по мнению данных авторов, основными в развитии грамматического строя

речи.

Таким образом, на основании анализа специальной литературы по

теме исследования можно сделать следующие выводы:

1. Для учащихся с задержкой психического развития

характерно недоразвитие грамматического строя речи.

2. У учащихся с моторной алалией, общим недоразвитием

речи, задержкой психического развития имеется много

сходных проявлений в состоянии лексико-

грамматической стороны речи.

Глава II

Особенности грамматического строя речи старших школьников с тяжелыми

нарушениями речи.

2.1.Методика и организация экспериментального изучения.

Исследование грамматического строя речи включало изучение

следующих умений: словообразование существительных, прилагательных

и глаголов, употребление падежей, категории числа существительных,

овладение согласованием разных частей речи, а также умения

употреблять простые и сложные предлоги, конструировать предложения.

Обьектом исследования являлись учащиеся 7 "А" и "Б" классов

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.