скачать рефераты

МЕНЮ


Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно - прикладного искусства по художественной обработке бересты

а также добрать недостающий материал на натурных зарисовках, интерпретируя

все это в декоративные формы и образы. Работая над темой исторического

характера, ученик должен просмотреть книги, журналы, а возможно, и

кинофильмы, относящиеся к данному периоду, при возможности порисовать

бытовые предметы, одежду, утварь в исторических или краеведческих музеях.

Цель творческих работ - внимательное наблюдение жизненного материала, его

глубокое осмысление и эстетическая интерпретация в декоративные образы в

соответствии с замыслом и выбранным материалом, развитие творческого

воображения. В практике кружковой работы нередки случаи, когда удачный

творческий рисунок одного подростка привлекает внимание другого,

воплощающего в материале композицию, созданную товарищем. Поэтому не надо

удивляться появлению нескольких работ одного и того же содержания у разных

школьников.

Одна из особенностей занятий в кружке декоративно-прикладного

искусства состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное

время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же

вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, чтобы , ожидая

завтрашнюю перспективу, ощущали радость и красоту сегодняшней работы, чтобы

в процессе работы над длительным заданием получили эмоциональную опору,

рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, повышать

результативность и подведение итогов одного занятия аналогично

практикующимся в настоящее время на предприятиях народных художественных

промыслов нашей страны выставкам изделии одного дня - обсуждению

декоративных работ созданных мастерами в течение рабочего дня. Этот

эффективный методический прием совершенно необходим в тех случаях, когда

дети выполняют длительное задание и конечный результат будет виден не

скоро. В этом случае они видят результаты своего труда на каждом занятии,

что является стимулом дальнейшей плодотворной работы.

Эффективные результаты в активизации творческой деятельности

учащихся дают промежуточные просмотры выполняемых учащимися работ. На

текущих промежуточных просмотрах учитель фиксирует достигнутое, ставит

новые задачи. Общий промежуточный просмотр можно сделать и тогда, когда

выполняется трудное задание и руководитель видит, что не может помочь

учащимся в индивидуальном порядке, или когда видит, что у многих школьников

повторяется одна и та же ошибка. При этом ученики, участвуя в обсуждении,

будут приучаться к самоконтролю. Здесь же можно высказать знаки одобрения в

тех случаях, когда есть первые удачи. Это поднимет эмоциональный настрой

учащихся, будет стимулировать их дальнейшую работу, даст прилив новых сил.

Зримо ощущая результаты своего труда, наглядно убеждаясь в своих

достижениях, ученики работают с большим эмоциональным подъемом. Во время

обсуждения изделий нередко возникают прения, в которых отчетливо

проявляются, оттачиваются эстетические взгляды и вкусы школьников,

развивается их творческое мышление, речь. Значит, руководителю нужно уметь

направить внимание школьников в нужное русло. Можно предложить им, не

ограничиваясь понятиями "нравится", "не нравится", не боясь ошибиться,

проанализировать выставленные работы с точки зрения соответствия их

декоративной трактовки материалу, его технологическим особенностям. Большая

роль при этом принадлежит воспитателю, который направляет весь ход

обсуждения, тактично вносит поправки в оценку школьниками положительных и

отрицательных сторон выполненных работ, подводит итог общего разговора.

В конце первого года занятий и по завершении двухгодичного цикла

рекомендуется устраивать итоговую выставку. Членами жюри, отбирающими

работы на выставку, являются, как правило, наиболее авторитетные учащиеся.

Председатель жюри - руководитель кружка. Умелая организация и проведение

выставки творческих работ учащихся могут стать одной из эффективных форм

морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей.

Возможно и материальное вознаграждение учащихся за успешную трудовую и

творческую деятельность в процессе занятия декоративно-прикладным

искусством - книга по искусству, подарочный набор инструментов для

художественной обработки материалов не только поощряют ученика за его

успехи, ни и создают эмоциональный подъем для продолжения занятий не только

в школе, но и самостоятельно в свободное время.

Обсуждение выставки в присутствии представителей РОНО,

администрации школы, родителей, товарищей по классу, школе,

местожительству, успех индивидуальной деятельности учащихся, ее

общественное признание в значительной степени способствует трудовому и

эстетическому развитию личности авторов, их самоутверждению.

Наряду с итоговой выставкой творческих работ учащихся можно

провести конкурс на лучшее изделие декоративно-прикладного искусства,

выделить и отметить наиболее удавшиеся работы. Это будет способствовать

привлечению к занятиям декоративно-прикладным искусством новых и новых

школьников.

2. Методическая программа уроков по художественной обработке бересты.

1. Пояснения.

За основу методической программы по художественной обработке

бересты , взята программа студии « Матрица» город Санк-Петербург . Затем

данная программа проработана , дополнена и частично опробована мною как

преподавателем , в условиях кружка по художественной обработке бересты в

Доме ремесел при отделе по культуре и спорту администрации Кезского района

Удмуртской Республики.

В наше время технологического прогресса особенно необходимо

приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными

праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой

цивилизованной стране мира (раз уж речь идёт о времени технологического

прогресса) государство заботится, оберегает традиции своего народа, не

говоря уже о странах «третьего мира». Невозможно полноценное и здоровое

развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков

каждой конкретной местности.

Одной небольшой частью такого культурного наследия является художественная

обработка бересты.

Работать с берестой могут дети начиная с 6 лет. С

повышением возрастной категории сложность работы увеличивается. Дети

младшей группы (от 6 до 9 лет) занимаются простым плетением украшений,

ковриков, корзинок .Дети средней группы (от 10 до 13 лет) начинают

осваивать бересту с простого плетения и в последующем формы предметов

усложняются (солонки, конфетницы, бутылочки, очешники, лапти).Старшая

группа (от 14 до 17 лет) занимается по сокращённой программе средней группы

и продолжение составляет плетение сложных форм изделий, требующее

определённых навыков работы с берестой (сплетение стеклянных предметов,

игрушки, пестери, туеса).

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

В целях упрощения освоения приёмов плетения на первом году обучения

предполагается использовать бумагу (типографская бумага бумвенил или

ватман) как заменитель бересты. Поэтому работу с детьми по данной программе

можно начинать с любого времени года без заготовленной бересты. Если у Вас

заготовлен материал летом - замечательно, но рекомендуется знакомить детей

с плетением из бересты начиная работать с заменителем природного материала.

Данный подход обеспечит более быстрое освоение работать сразу несколькими

пальчиками с переплетением лент, различная расцветка сторон бумаги помогает

лучше освоить плетение, в отличии от бересты, где зачастую лицевая и

обратная стороны ленты очень близки по цвету. И ещё один плюс работы с

бумагой - за один тот же промежуток времени можно освоить большее

количество изделий, поскольку при работе с берестой 50 % времени уходит на

её обработку.

2. Техника безопасности.

Техника безопасности должна соответствовать общим требованиям,

федерального законодательства по охране труда / в ред. Федерального закона

от 17.07.1999 №181-ФЗ, 20.05.2002 №53-ФЗ/, пожарной безопасности на рабочем

месте / в ред. Федеральных законов от 22.08.95 № 151-ФЗ, от 18.04.96 № 32-

ФЗ, от 24.01.98 № 13-ФЗ/, а также норм выдачи средств индивидуальной защиты

/ Постановление Минтруда и Соц. развития РФ от 25 декабря 1997 г №66 (в

ред. от 17 декабря 2001 г. №85)/ , норма Протовопожарной безопасности и

САНПиН . На базе изложенного выше разрабатывается внутренний трудовой

распорядок в области охраны труда.

Внутренний трудовой распорядок в области охраны труда.

1. Строго соблюдать и выполнять инструкции руководителя.

2. Соблюдать требования пожарной безопасности , помещение должно

быть оборудовано средствами тушения .

3. Ношение режущего и колющего инструмента обязательно в

зачехлённом виде , заточку инструмента производит руководитель кружка или

специально подготовленный человек.

4.Применять инструмент только по назначении .

5. Вынос инструмента из кабинета запрещён.

6.Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а

инструменты располагаться каждый на своем месте и так, чтобы удобно было их

брать, не затрачивая времени на поиски/ при художественной обработке

материалов это особенно важно, так как при работе в выбранном темпе нередко

инструмент берется не глядя , а если инструмент разбросан в беспорядке,

ученик не только выбивается из рабочего ритма, но и может получить травму/

.

7. За нарушение правил пользования инструментом учащийся

освобождается от посещения занятий сроком до 7 дней. За повторное

нарушение исключение из студии.

8. Рабочее место необходимо содержать в чистоте.

9.В случае получения травмы или пореза обратиться за помощью к

руководителю. Руководитель обязан оказать первую помощь.

10.За нарушение общих правил техники безопасности - освобождение

от занятий сроком до 2-х недель.

3. Вводное занятие.

Когда-то почти вся Русь была деревянной. Испокон веков русский

человек селился в лесистых местах, по берегам озёр и рек. лесные чащи

давали ему приют, кров и пищу. Из дерева крестьянин рубил себе избы, строил

города, возводил храмы и крепости. Из подручного материала мастерил всё что

было необходимо, от сохи до посуды. Использовалась не только древесина,

камни, кость, металлы, но и кора деревьев (липы, берёзы). Человек всегда

старался сделать своё жилище уютным и красивым. Народные традиции

переходили из поколения в поколение.

На наших занятиях с вами мы будем осваивать древнее народное

ремесло, непрерывно связанное с традиционной культурой нашей Родины, -

плетение из бересты (художественная обработка бересты).

Долгими зимними вечерами крестьянские умельцы резали из дерева

миски и ложки, плели хлебницы, солоники, пестери, мастерили из бересты

туеса для ягод, грибов и мёда. Рыболовы изготовляли берестяные поплавки и

оплетали грузела для сетей. В древние времена не было обувных фабрик и

народ снова обращался к бересте - прочному, эластичному и доступному

материалу. Небогатые люди обувались в лапти, ступни, а порой и в берестяные

сапоги. Старики рассказывают, что удобно .ходить в лаптях по болоту, когда

ступаешь - вода набирается, а когда ногу поднимаешь - вода уходит.

Крестьяне давно заметили долговечность бересты, её способность

не поддаваться гниению. При строительстве избы пласты бересты подкладывали

под нижний венец сруба, чтобы в древесину не проникала влага ( наглядый

пример - церковь воскрешения Лазаря, 14 век, о. Кижи, из Муромского

монастыря).

Обшивали берестой лодки-берестянки и использовали её в качестве

бумаги. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской

письменности (новгородские берестяные грамоты).

Как правило, все вещи изготовлялись по потребности и

использовались в повседневном быту. Но крестьянин создавал самую I простую

вещь не только удобной и практичной, но и радующей глаз своей формой,

линией, цветом. Известно, что береста обладает лечащими свойствами -

берегиня (оберег) снимает головную боль. В составе коры присутствуют

антисептические компоненты, позволяющие использовать её при порезах и

ссадинах.

На ярмарках и народных праздниках, постоянно проходимых в

различных уголках России, наряду с такими ремёслами как резьба по дереву,

кости, гончарное дело, кружевоплетение, вышивка, лоскутное шитьё, были

богато представлены берестяные изделия - очешники различных видов,

портсигары, абажуры, куклы и игрушки, подстаканники, оплетёные стеклянные

предметы, украшения, шкатулки, головные уборы и многое другое.

Далее проходит рассказ о бересте, её заготовке, хранении,

обработке, иструменте изложенном выше. Рассказывается программа с показом

изделий и об участии в выставке в заключении года.

4. Занятие с показом слайдов и кино-видеофильма «Роль и место

бересты в жизни крестьян на протяжении многих столетий».

Для демонстрации предполагается использовать диапозитивный

материал (слайды) , диапроектор, видеофильмы и мультимедия. Желательно

отснять часть материала на природе - в поле, в лесу, на реке и т.п. В

качестве тематики предлагаются следующие предметы : пестери , дудки ,

погремушки , украшения , лапти , корзины , туеса , солонки .

Чтобы лучше представить какую роль и место в жизни простого

крестьянина занимали берестяные вещи и береста как материал, попробуем

перенестись в прошлые, далёкие времена, в 16-17 век. Земли России, не столь

населённые как центральные, жили спокойно, размеренно, бедствия постоянных

войн не доносились до этих мест. Крестьяне жили в привычном круговороте

жизни.

Покос

- «В июле на дворе пусто, а в поле густо»

- «Не топор мужика кормит, а июльская работа»

Эти две поговорки дают нам возможность представить ранее утро,

идущих мужиков в дальние поля на покос. При каждом из них, непременно,

коса, оселок (точило-лопатка) в берестяном лопаточнике на поясе для правки

косы, за плечами берестяной кузов или пестерь, лёгкий и удобный, а в нём

еда на весь день и берестяной дорожный солоник с солью. По рассказу

мастераДружинина Евстафия Михайловича из Сибирского сельсовета

Верховажского района Вологодской области, когда во время сенокоса мужики

собирались отдохнуть и пообедать, каждый доставал свой солоник и у каждого

солоник имел свою неповторимую форму. У его отца тоже был свой солоник в

форме кораблика - карбаса. Летний июльский день жаркий и жажда напоминает о

себе, а если родник или река далеко, то брали с собой воду или

молоко.Глиняную посуду не очень удобно носить в дорогу - тяжела, хрупка, да

и расплескаться молоко может в дороге. И тут обращались к берестяной посуде

- туесу (бурак, бурёшка) с деревянным дном и крышкой. А потому, что береста

без трещин и сучков не пропускает воду и донце вставляется так прочно, что

даже капля не просочится. А за ручку-дугу в крышке можно

нести туесок не расплескав жидкости. А что у крестьянина на нога ? - лапти.

И рубля не потратишь и идти легко и по скошенному полю удобно идти, ногам

не колко.

Посев

В то время как приходит весна всё в природе начинает оживать,

крестьяне готовились к посеву. Когда идут в поле - берут большие корзины

для посева зерна - севалки. Одевали чистые белые рубахи и с песней дарили

земле семена, чтобы по осени собрать урожай. Горсть зерна из севалки

широким движением руки разлетается по весенней пашне, раз-два, раз-два.

Лес

При заготовке на зиму грибов и ягод ходили в лес с корзинами

(забеньками), набирухами и пестерями. По лесу, болоту и «по реке» удобно

ходить в лаптях. Ноги уберегаются от сучьев и шишек. После сбора в лесу

ягоды и грибы необходимо сохранить. Хранили их не только в деревянных

кадках и ушатах, но и в больших берестяных теусах (до 70 см. высотой).

Ягоды и солёные грибы долго сохранялись благодаря бересте. Также в быту

хозяйки в бураках хранили крупы, соль, муку и т.п.

Рыбалка

Если шли на рыбалку, то опять брали с собой пестерь под улов и

снасти. Размер такого пестеря был меньше, чем того, с которым ходили в лес,

и носили его не как ранец, а на длинной через плечо лямке (как сумку). А

если на рыбный промысел выходили с сетью, то грузела-камни крепились

берестяной лентой с сетке, и поплавки берестяные удерживали сеть на

поверхности воды, при этом не впитывая воду как деревянные.

Строительство

Собираются мужики всей деревней ставить избу одной семье,

заготовят стройный крепкий сосновый лес - только сруб собирай. И под первый

венец дома листы бересты кладут, чтобы дерево в себя влагу не вбирало и не

гнило, а значит и дом долго стоял. Под подоконники также подкладывали

бересту, чтобы вода не скапливалась и древесина не гнила. Забравшись на

крышу избы можно увидеть, что в прослойке меж кровлей лежат берестяные

пласты, защищая дом от влаги.

Хозяйство

- Оплетали треснувшую глиняную посуду

- Оплетали рукояти инструментов (воинские меч, лук 11-12 в.в. Новгородский

музей)

- Веретеница для ниток и веретён

- На двор к скотине ходили в ступнях, чтобы обувь не пачкать

- Кипятили воду в посудине из пласта бересты

- Новгородские грамоты нач. 11-15 в.в.

- Берестяные донца от туесов 9 век (музей-заповедник, Старая Ладога)

5. Программа занятий. Первый год обучения.

|№ |Кол-в|Содержание занятий |

| |о | |

| |час. | |

| | | |

|1 |2 | |3 |

|Октябрь |

|1 |2 |Вводное занятие . Направление кружка. История ремесла. |

| | |Материал. Инструмент. Техника безопасности |

|2 |2 |Работа с одной полоской. Изготовление бусины 3-х и 4-х |

| | |гранной. |

|3 |2 |Использование и применение отходов /обрезков и полосок |

| | |бересты/. Плашка и груглая бусина. |

| | | |

| | | |

| | | |

|4 |2 |Работа с шаблоном. Розочка. Сборка деталей в букет. |

| | | |

| | | |

|Итого |8 |

|Ноябрь |

|1 |2 |Знакоство с понятием оберег и его изготовление.Работа с |

| | |четырмя полосами.Оберег плоский-звезда. |

| | | |

|2 |2 |Оберег-колоток.Работа по шаблону. |

| | | |

|3-4|4 |Плоские плетенки и их разновидности.Изготовление закладки|

| | |для книг. |

| | | |

|Итого | |8 |

|Декабрь |

|1 |2 |Плетение квадратной основы с со скошенными |

| | |углами.Подставка по "горячие предметы", 8*8 лент. |

| | | |

|2 |2,5 |Плетение кубика и его применение.Секркт |

| | |мастерства-заплетение углов. |

| | | |

|3 |2,5 |Плетение солонки. Секрет мастерства-заплетение края. |

| | | |

|4 |2 | |Использование дополнительных лент в плетении для | |

| | | |изготовления ножек. | |

|Итого | |9 |

|Январь |

|1-2|4 |Использование приобретенных навыков для изготовления |

| | |игрушек.Поросенок.Предметы-заменители |

| | | |

|3 |2 |Изготовление птички.Секрет мастерства-заплетение клювика.|

| | | |

|4 |2 |Изготовление заготовок для воображаемого изделия. |

| | | |

|Итого | |8 |

|Февраль |

|1-2|4 |Изготовление рыбки.Принцип китайского узла. |

| | | |

|3-4|4 |"Паук"-композиция из рыбок или птичек с использованием |

| | |ранее изготовленных на занятиях заготовок и изделий |

| | |(бусинки,плашки и т.д) |

| | | |

|Итого | |8 |

|Март |

|1 |2 |Петух.Преобразование птицы путем дополнения. |

| | | |

|2-4|6 |Кот.Плетение с использованием пробретенных навыков |

| | | |

|Итого | |8 |

|Апрель |

|1-2|6 |Корзинка.Способ косого плетения. |

| | | |

|2-3|4 |Составление и изготовление пасхальной композиции с |

| | |использованием природных материалов. |

| | | |

|Итого | |10 |

|Май |

|1-4|10 |Подготовка к отчетной выставке. |

| | | |

|Итого | |10 |

|Всего занятий за год |32 | |

|Всего учебных часов за год |69 | |

4. Заключение.

История берестяных ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть

и в народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть

материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает

представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными

материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы

способна принести радость творчества и пользу особенно для детей.

В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие

замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В

искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями

талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант

народа. Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны: от

маленькой брошки, сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных

кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели,

уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-

маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает

лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета,

завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими

приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и

неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные

традиции.

Также необходимо отметить что, одной из актуальных проблем

начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие

творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно

свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по

развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с младшими

школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни

детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство

радости от общения со сверстниками и учителями.

О все таки по опыту своей работы с детьми младшего школьного

возраста я сделала вывод, что им еще сложно плетением из бересты , у них

ещё недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук , координация движений

для работы с этим материалом . Я считаю , что на самом начальном этапе

необходимо брать бумагу и делать изделия из неё , постепенно переходя к

работе с берестой .

Опыт мое работы показал , что если ребенку интересно , если его

увлечь и заинтриговать , помочь вообразить будущее изделие , создать стимул

, то он (ребенок) будет заниматься этой деятельностью долго , упорно и

порой забывая про время и про то , что изделие может не получиться. Ребенок

натура увлекающаяся и воспользовавшись этим качеством можно научить его и

воображать и творить воображаемое изделие , но для этого его нужно

вдохновить , вдохнуть в него искорку какого то замысла , какой то идеи , а

в дальнейшем он все это разовьет сам. Но только в том случае , если это ему

интерестно.

Список использованной литературы:

1.Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983г.

2.Виппер Б.Р. Очерки о живописи эпохи расцвета. М., 1962 г.

3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

Психологический очерк. М., 1967 г.

4. Финягин В.В. Изделия из бересты. Мос.обл., 2001г.

5. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб.

Пособие. – М.: Высш. Школа, 1980.

6. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.:

Знание, 1984.

7. Выготский Л.С., «Развитие высших психических функций»,-М.,1960.

Ресурсы Интернет:

Статьи, авторефераты, ссылки.

Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г.

П.П. Всемирная история искусств. М., 1996 г.

"Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления"

(под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.В.Петухова). МГУ, 1984.

Этапы творческого процесса.

Вудвортс Р. (из кн. "Экспериментальная психология". М., 1950)

Источник: Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М.,

Тривола, 1996 г.

( А.Б. Потапов Технология творчества, часть 1. Москва, 1992, НТК "Метод")

Темерин С. М. Русское прикладное искусство.

Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества.

Замятин Е.И. Психология творчества.

Фролова Г.В. Спасительная возможность вообразить.

Программа студии « Матрица» Плетение из бересты СП-б 1998г.

Выдержки из книги Шутихина А.В. Доброе ремесло.

Мильтимедия :

CD-ROM « Русская береста ». Cordismedia 2003г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 :

рис.2

рис.3

рис.5 рис.4

рис.6 рис.7

рис.8

рис.9

рис.10 рис.11

рис.12 рис.13

рис.14

рис.15

рис.16

рис.17

рис.18

рис.19

рис.20 рис.21

рис.22 рис.23

Приложение 2

Приложение 3

-----------------------

Рис.10

Рис.11

Рис.12

Рис.13

Рис.14

Рис.15

Рис.16

Рис.18

Рис.9

Рис.21

Рис.22

Рис.23

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.