скачать рефераты

МЕНЮ


Метод убеждения - главный метод воспитания

Метод убеждения - главный метод воспитания

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

«Педагогика»

Авторизованный реферат по курсу

«Педагогика»

Фамилия, имя, отчество студента

Номер зачетной книжки

Руководитель (преподаватель)

Рецензент ____________________________

З/О

МОСКВА - 2001 год

Содержание

Содержание 2

Методологический раздел педагогики 3

Педагогика как наука 3

История возникновения педагогики 4

Связь педагогики с другими науками 6

Принципы педагогики, и ее функции 8

Предмет и задачи педагогики 10

Семейная педагогика 11

Дидактика (теория обучения) 17

Содержание и форма дидактики 17

Основные методы и формы обучения 18

Инновационные методики - Шаталов Виктор Федорович

19

Теория воспитания 28

Основные направления теории воспитания и их

содержание 28

Специфика принципов воспитания 28

Личность как объект и субъект воспитательного

процесса 29

Методы воспитания 32

Взаимодействие коллектива и личности 32

Особенности самовоспитания школьников 34

Литература: 38

Методологический раздел педагогики

Педагогика как наука

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет

исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную

сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное,

объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический

материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития

общества, его производительных сил и производственных отношений; история –

как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики;

психология – в связи с изучением становления личности развивающегося

человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего,

наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого

предмета, который специально не исследуется никакой другой научной

дисциплиной.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика

выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание

человека.

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как воз-

никла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый

асект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается,

и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических

основ.

Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество

образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ,

дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные

заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как

особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию

педагогической теории.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере

расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни

общества всё более становятся наукой об общих закономерностях

воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым

содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс

коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается

целая система педагогических наук.

Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных

педагогических дисциплин:

1. Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания

человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности

воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности,

процесс образования и обучения.

2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на

различных этапах возрастного развития; она подразделяется на

предлых (профессионально-технического, высшего образования и

др.);

3. Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности

развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою

очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и

обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика,

слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых –

олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном

слухе – логопедия;

4. Частная методика, исследующая специфику применения

общихзакономерностей обучения к преподаванию определённого

предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии

и др.);

5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и

практики воспитания в различные исторические эпохи.

Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли

педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей

школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются

такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания,

педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-

просветительной работы.

История возникновения педагогики

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни

растущими потребностями общества в создании специальных учебно-

воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно

складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений,

специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом,

превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей

предпосылкой его развития.

Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в

частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда

производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся

в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные

учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание

детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее

достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран

Ближнего Востока и античной Греции.

Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели и

мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в

развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам

Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец

обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной

области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная

отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности,

стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и

знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в

недрах философии. Уже в трудах древне-греческих философов – Гераклита (530-

470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг.

до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и

др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из

античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который

закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы

поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из

школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки.

Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает

«детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально

подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и

для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая

наука о воспитании стала называться – педагогикой.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие

другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает

«досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а

впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древне-

римских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например,

выска-зывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг.

до н.э.) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-

богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были

пронизаны церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей

эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи - итальянский

гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан

Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536)

и др.

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении,

выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков

угнетения.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика

продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые

была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление

педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство

исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса

Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы

организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали

неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды

таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-

1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в

Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф

Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в

Германии.

Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской

педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.

Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление

отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н.

Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное,

систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в

трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской

педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-

1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А.

Сухомлинский (1918-1970).

То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных

педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием

производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных

производителей.

Связь педагогики с другими науками

Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного

изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи

педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и

совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой,

психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией,

математикой, кибернетикой и др.

В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и

педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности

психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений

психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при

разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе

обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая

изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты

характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных

социальных условиях.

Исключительно ценными знаниями о природе физического развития

человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая

естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение

условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы тех

изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и

связаны с формированием умений, навыков и привычек.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов обучения и

воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания,

которая получила название теории управления. Возникнув в системе

общественных наук, она использует достижения кибернетики, которая раскрыла

наиболее общие закономерности управления сложными динамическими системами.

При этом, однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы

управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем;

воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой качественной

спецификой, своими специфическими закономерностями, которые кибернетике

недоступны.

Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не

пользуется данными других наук. Советская педагогика использует материалы и

данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и

выявления границ их применения.

Итак, педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и

воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат

многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и

гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в

каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство,

разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без

глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать.

Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами

педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению

педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на

базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как

неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть

далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв,

внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного

беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь

упорного, каждодневного труда.

Принципы педагогики, и ее функции

Непременным условием выделения и функционирования любой науки является

наличие в ней категориального аппарата. Каковы основные понятия (категории)

педагогической науки?

Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем, что она

исследует закономерности развития, формирования, воспитания, образования и

обучения личности.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием

внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных

факторов.

Согласно диалектико-материалистической концепции развитие индивида

(онтогенез) представляет собой процесс количественных и качественных

изменений, закономерно происходящих в анатомо-физиологическом строении

человеческого организма. Советская педагогика не исключает влияния

наследственности на развитие человека. Известно, что наследственность

отражает заложенные в генетической программе человека особенности, которые

передаются от родителей к детям. Это и цвет кожи, глаз, волос, и

телосложение, и особенности нервной системы, а также задатки речи, мышления

и др.

На наследственность детей существенно влияет состояние психического

здоровья и образ жизни родителей. Например, крайне отрицательно влияют на

умственные способности детей алкоголизм, наркомания, токсикомания

родителей.

Развитие есть поступательное движение, переход от низшего к высшему, от

простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.

Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под

психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.