скачать рефераты

МЕНЮ


Межличностные отношения в коллективе подростков

Межличностные отношения в коллективе подростков

План

1.1 Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств

подростков.

1.2. Психологическая характеристика группы и коллектива.

1.2.1. Социально-психологическая характеристика групп.

1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.

1.2.3 Понятие “самооценка”.

1.3 Психологическая характеристика и особенности межличностных

взаимоотношений детей подросткового возраста.

1. Описание практической части.

Заключение

Приложение

Введение

Будет неправильным рассмотрение становления личности индивида в отрыве от

общества, в котором он живет, от системы отношений в которые он включается.

По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму

тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".

Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо

индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства,

интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности

общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме,

содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в

классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных

объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет

возможность оценить себя в системе отношений с другими. Анализ социальной

ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в

детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены

функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые

отношения между сверстниками.

В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое

меняется и нажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо

находить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам

больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся

ситуации. Отход от тоталитарного общества и попытки прийти к более

демократичному укладу жизни требует от нас пересмотра многих аспектов

окружающей нас действительности.

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных

проблем и оказать реальную помощь в которой нуждается практика современной

общеобразовательной школы.

Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на

формирование уровня его самооценки.

В данной работе нами решались следующие задачи:

1) Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

2) Рассмотреть формы организации общения в подростковой среде.

3) На основе анализа источников построить схему исследования межличностных

отношений и самооценки детей подросткового возраста.

4) Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить

или опровергнуть гипотезу.

Гипотеза: чем выше статус ребёнка в группе, тем выше его самооценка

Предмет исследования: межличностные отношения в коллективе подростков.

Объект исследования:

1.1 Роль семейных отношений в формировании

коммуникативных качеств подростков.

Мы хотим кратко рассмотреть влияние семейных отношений в

формировании коммуникативных качеств подростка.

Одной из самых главных особенностей подросткового возраста - смена

авторитетов и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Ребенок принимает различие двух миров - детского и взрослого - и

то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само

собой разумеющееся. Подростки стоят где-то "посередине", и эта

промежуточность положения определяет многие свойства их психологии, включая

и самосознание.

Французскими психологами (Б. Заззо, 1969) был поведён опрос

детей от 5 до 14 лет, на предмет того, считают ли они себя "маленькими",

"большими" или "средними" (не по росту, а по возрасту); при этом выяснилась

эволюция самих эталонов "роста". Дошкольники часто сравнивают себя с

младшими и потому утверждают, что они "большие".

Школьный возраст дает ребенку готовый количественный эталон сравнения

- переход из класса в класс; большинство детей считают себя "средними", с

отклонениями преимущественно в сторону " большого ".С 11 до 12 лет точка

отсчета меняется; ее эталоном все чаще становиться взрослый, "расти" -

значит становиться взрослым.

Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, чувство взрослости

считают главным новообразованием подросткового возраста, но попытка

сравнения себя со взрослыми и ориентация на их ценности показывает ребенку

его несамостоятельность. Однако он не считает такое положение нормальным,

стремясь его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости -

подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его

притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.

В дальнейшем нами будет рассмотрены способы, которыми дети пытаются

показать или доказать себе свою взрослость.

Главной потребностью переходного возраста как раз и является это

«достижение» взрослости и освобождение от опеки и правил родителей.

Из всех факторов социализации самым важным и влиятельным была и

остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние семьи

ребёнок испытывает с самого раннего возраста, когда он наиболее

восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий,

материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере

предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,

целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка

воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия

накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой (1975), у

родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний

балл выше 4) втрое выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже

семи классов. Эта тенденция сохраняется и в старших классах, хотя дети уже

имеют навык самостоятельной работы.

Следующий важный фактор – это атмосфера семейных отношений.

Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего

большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его

взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным

положением.

Родители влияют на своих детей посредством нескольких механизмов. Во-

первых, подкрепление: поощрение поступков ребёнка, которые родители читают

правильными и наказание в противном случае. Родители внедряют в сознание

ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно

становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых,

идентификация: подражание своим родителям, стремясь стать такими как они. В-

третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его

проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные

качества.

Семейная социализация не сводиться к непосредственному «парному»

взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть

нейтрализован встречной ролевой взаимопомощи: например, в семье, где оба

родителя хорошо ведут своё хозяйство, ребёнок может и не выработать

подобных навыков, хотя у него перед глазами хороший образец. Семья не

нуждается в проявлении этих качеств и не требует от ребёнка этого;

напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя

старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия:

юноша, чья свобода резко ограничена, как правило вырабатывает повышенную

тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым.

Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из

свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно

взятых методов воспитания (Д. Баумринд, 1975).

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и

преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными

средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость

и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого

подхода. Ребёнок, который в детстве был лишён родительской любви и внимания

вырастает с низкой самооценкой и недоверчивостью к людям. Изучение юношей и

взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими

нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении,

умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления

значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало

родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со

стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта

враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям,

так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая

некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не

сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских

переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает

низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

Таким образом, вырастает индивид, как правило потерянный для общества,

его недоверчивость может подкрепляться фобиями, если же психика достаточно

сильна, то в ответную реакцию на стрессы проявляется пограничная шизофрения

(отсутствие основных или же всех чувств и эмоций) .

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в

связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на

формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского

контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой

высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом -

пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971) .

За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и

разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях

коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к

ребенку, в других - от ребенка к родителям.

Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в

зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти

полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) - право решать

остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и

тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на

самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что

общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут

взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются

обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля

воспитания.

Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию

самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с

тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований

и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру

необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость;

родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает

себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит

только из его желаний.

1.2. Характеристика группы и коллектива.

1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.

Коллектив – высшая форма развития малой группы. Существуют различные формы

коллективных отношений, которые проходят определенные этапы своего

развития. Развитие коллектива проходит через следующий ряд этапов:

номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.

От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для

которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим

качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены

группы идентифицируют себя с ней (моя группа). Однако группа-автономия

может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в

отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению

замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией,

межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей

общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей

целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена

общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Термин “

Социальная психология” так обозначен Л.С. Выготским: Психология,

исследующая социальную обусловленность психики отдельного человека”.

“Коллективная” психология в его понятии, совпадает с традиционным “Все в

нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного

человека присуще всем другим членам данной группы” [1,128]. В результате

развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче

индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более

дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив

в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной

деятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить

сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социальной

коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное

прониклось личным, индивидуальным интересом.

Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве,

начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование

группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как

человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В.

Петровский [9,112] считает при классификации групп определять степень их

развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в

зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное

совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим

образом:

Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием

групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только

личностно значимыми целями.

Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но

ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

Коллектив - взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно

ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).

В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные

цели и ценности. До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит

своей задачей достижение максимального сближения во взглядах и выборах,

стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это

предположение верно лишь от части. В действительности при множестве разных

обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное:

преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число

социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким

социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не является

простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с социальными

установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С

другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение

членских групп теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние

внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки

часто бывают связаны с нечленскими группами.

Как признание этого факта - термин “референтная группа”, впервые

употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с

которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая

теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух

видов отношений между индивидом и группой [14].

Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа

находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для

проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть

худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от

коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет

для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с

одновременным торможением лучших устремлений.

1.2.3 Понятие “самооценка”.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей,

способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.