скачать рефераты

МЕНЮ


Мотивация

Мотивация

Министерство образования Российской Федерации

ОГПУ

Реферат

по педагогике на тему:

Развитие и формирование мотивации учения

Выполнила: Студентка группы 25 МиИ

.

Проверила: Насырова М.Б.

Оренбург – 1998.

1. Строение мотивации учения. 1

2. Изучение мотивации. 4

2.1. Изучение мотивации учения у отстающих школьников. 7

3. Возрастные особенности мотивации учения школьников. 8

4. Формирование мотивации учения школьников. 10

4.1. Формирование мотивации на отдельных этапах урока. 11

4.2. Формирование мотивации учения у отстающих детей. 13

4.3. Формирование мотивации совместной учебной деятельности. 14

Строение мотивации учения.

Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы

задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были

понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для

учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной

работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней. В системе учебных

мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам

относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие

вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Еще более

насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба как вынужденное

поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради

лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы

могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты учебного

процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради

материального вознаграждения и избежания неудач.

Рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, т.е. того,

что определяет, побуждает учебную активность ребенка.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет

и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Названные

функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически

мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных

ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д.

Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающиеся во

взаимодействии ребенка со взрослым. Потребность - это направленность

активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку

деятельности. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда

человек начинает действовать. Но без потребности не побуждается активность

ребенка, к него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.

Другой важный аспект мотивационной сферы - мотив, т.е. направленность

активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека. В

обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны

учебного процесса, т.е. направленность учащихся на овладение знаниями, на

получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых

отношений со сверстниками.

Цель - это направленность активности на промежуточный результат,

представляющий этап достижения предмета потребности. Для того, чтобы

реализовать мотив, овладеть приемами самообразования, надо поставить и

выполнить много промежуточных целей: научиться видеть отдаленные результаты

своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы,

поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т.д.

Еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности - интерес к

учению. В качестве основной черты интереса называют эмоциональную

окрашенность. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на

первых этапах возникновения любознательности ученика.

К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если

у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного

предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у

ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то

говорят о социальных мотивах. И познавательные и социальные мотивы могут

иметь разные уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение

новыми знаниями, фактами, закономерностями), учебно-познавательные мотивы

(ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного

приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение

дополнительных знаний и затем на построение специальной программы

самосовершенствования).

Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные

мотивы (долг, ответственность, понимание значимости учения), узкие

социальные (стремление занять определенную позицию в отношениях с

окружающими, получить их одобрение).

Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе.

Например широкие познавательные проявляются в принятии решения задач, в

обращениях к учителю за дополнительными сведения; учебно-познавательные - в

самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах к

учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования

обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации

учебного труда. Социальные мотивы проявляются в поступках,

свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; узкие

социальные - в стремлении к контактам со сверстниками и получении их

оценок, в помощи товарищам.

Мотивы даже самые положительные и разнообразные создают лишь

потенциальную возможность развития ученика поскольку реализации мотивов

зависит от процессов целеполагания, т.е. умений школьников ставить цели и

достигать их в обучении.

Видами целей в учении могут быть конечные цели (например, получить

правильный результат решения) и промежуточные (например, различить способ

работы и результат, найти несколько способов решения и др.). Уровни целей

связанны с уровнями мотивов: широкие познавательные, учебно-познавательные

цели, цели самообразования и социальные цели.

Проявления целей: доведение работы до конца или постоянное ее

откладывание, стремление к завершенности учебных действий или их

незавершенность, преодоление препятствий или срыв работы при их

возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость.

Эмоции тесно связаны с мотивами учащихся и выражают возможность

реализации учащимися имеющихся у них мотивов и поставленных целей. Виды

эмоций: положительные (радость, удовлетворенность, уверенность, гордость) и

отрицательные (страх, обида, досада, скука, унижение).Проявление эмоций в

учении: общее поведение, особенности речи, мимика, пантомимика, моторика.

Изучение мотивации.

Перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию учения нужно

изучить ее. У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень

положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы,

резервы ее развития.

Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных

перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.

Результаты изучения становятся основой для планирования процесса

формирования. В реальной работе учителя изучение и формирование мотивации

неразрывно связаны. Формирование мотивов учения - это создание в школе

условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к

учению, осознания их учеником. Изучение и формирование мотивов учения

должны иметь объективный характер с одной стороны и осуществляться в

гуманной, уважительной к личности ученика обстановке с другой.

Мотивы будут проявляться по-разному в зависимости от того в каких

ситуациях оказывается ребенок. Более того, мотивы не во всех ситуациях

достаточно явно обнаруживаются. Поэтому надо не просто долго наблюдать, а

наблюдать в таких ситуациях, где изучаемые качества могут проявляться.

Личность ученика неповторима. У одного - невысокий уровень мотивации и

хорошие умственные способности; у другого - средние способности, но велики

побудительные силы поиска решений. Иногда ученик обладает хорошими

способностями, глубокими знаниями, а результат его творческой

самостоятельной деятельности весьма средний. Успех или неудачу личности в

учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее

качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи,

можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика.

Учителю при изучении личности ученика в условиях учебной деятельности

необходимо выявить взаимосвязь трех основных личностных характеристик,

которые обеспечивают успешность его учебно-познавательной деятельности. В

качестве таких личностных характеристик можно выделить:

1. отношение к предмету, содержанию, процессу, результату учебно-

познавательной деятельности, выражающееся в мотивации учения;

2. характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса,

который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях ученика и учителя

друг к другу; учащиеся между собой;

3. способности саморегуляции учебных действий, состояний и отношений как

показатель развития самосознания.

Остановимся только на изучении мотивации.

Рассмотрим методику, позволяющую выявить доминирующий мотив учения. На

уроке ученикам предлагается самостоятельно выполнить по выбору задания,

различающиеся по:

1. сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная);

2. практической или теоретической направленности познавательной

деятельности;

3. характеру выполнения заданий (индивидуальное или групповое).

Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены

позиции, отражающие причину выбора учеником того или иного задания.

Желание себя испытать.

Лучше узнать свои возможности в данном предмете.

Интерес к предмету.

Желание как можно больше узнать из данной области науки.

Полезно, пригодиться в будущей работе.

Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.

Уверенность в успехе по данному предмету.

Легко учиться.

Желание преодолеть трудности.

Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.

Желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в

данном учебном коллективе.

Нравиться учиться.

желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.

Желание быть готовым к самостоятельной жизни.

Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.

Чтобы не ругали родители, учителя, это неприятно.

Результаты обследования учитель заносит в таблицу и выделяет

доминирующий мотив по оценке самого ученика. Все мотивы можно распределить

по основным направлениям:

1.Самоопределения

2.Позновательные

3.Узкопрактические

4.Саморазвития

5.Общение с учителем

6.Общение со сверстниками

7.Самоутверждание

8.Избежание неприятностей

Выбор учениками мотивов отражает разный подход к получению знаний по

данному предмету и связан с интересами и целями ученика в настоящем или

будущем; жизненными планами; сложившимися ценностями.

Анализ мотивов, выбранных учеником, позволит учителю распределить

учащихся на 3 группы. Первая группа включает учеников, воспринимающих учебу

с позиции настоящей необходимости. Вторая группа учеников отражает мнение,

что побудительная сила настоящего и будущего одинакова. Третья группа

учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая

учебу в школе как "временную" жизнь, имеющую для них ограниченную и

вынужденную ценность.

Как же тот или иной характер мотивации учения влияет на характер

учебной деятельности и поведения ученика в учебных ситуациях и как может

учитель учесть полученные результаты в процессе обучения?

Так выбор мотивов саморазвития связан со стремлением ученика расширить

кругозор в области предметных и межпредметных знаний, пополнить их за счет

внеучебной программы. Это продиктовано прежде всего потребностью в более

сложной по содержанию учебно-познавательной деятельности, в

самосовершенствовании своей личности в целом.

Выбор мотивов самоутверждения связан с желанием ученика изменить

мнение, оценку о себе со стороны учителя, сверстников. Здесь для учителя

очень важно, какой ценой, какими средствами ученик хочет этого добиться: за

счет большой напряженной умственной работы, больших затрат времени, своих

волевых усилий или за счет списывания у товарищей, "выбиванием" оценки,

юмором и шуткой на уроке, своей оригинальностью или другими приемами.

Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется

направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом

случае ученик придает большое значение содержательной стороне преподавания,

а следовательно и личности учителя, общению с ним.

Мотивы общения со сверстниками связанны с общим эмоционально-

интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего

ученика. Выбор этих мотивов является в классе показателем

внутриколлективных интересов у учеников, связанных с познавательной сферой

деятельности. А в свою очередь характеризует таких учеников как

заинтересованных в учебных успехах одноклассников, готовых всегда оказать

помощь, включиться в сотрудничество, в совместную коллективную учебно-

познавательную деятельность.

Помимо предложенной методики учитель может использовать по своему

усмотрению и другие методики определения мотивации учения.

1 Изучение мотивации учения у отстающих школьников.

Знания отстающих школьников характеризуются следующим образом: запас

сведений и общий кругозор ограничены; запас знаний по основным предметам

также не велик; уровни усвоения знаний (понимание, применение) также

снижены. Все это означает отсутствие у этих школьников минимального фонда

действенных знаний, готовых к их применению на новом материале.

Мотивация учения, целеполагания в учении, эмоциональное отношение к

учителю у отстающих детей также имеют ряд особенностей, вызванных

длительными неуспехами в работе. Эти дети отвлекаются на уроке, особенно на

этапах, требующих усилий и сосредоточения, порой слабо реагируют на плохие

оценки. У детей нет готовности к напряженной интеллектуальной

деятельности; наблюдаются все формы уклонения от активной мыслительной

работы.

У отстающих детей складывается иной тип отношения к учению (уход от

активной работы, боязнь трудностей, преобладает не стремление учиться,

чтобы узнать новое, а отрицательные эмоции и мотивация избежания) и особые

варианты учебной работы - выполнение отдельных стереотипных действий без

понимания учебной задачи и должного уровня самоконтроля и самооценки.

Возрастные особенности мотивации учения школьников.

Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере

отсутствуют еще мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых

знаний, на овладение общими способами действий. У ребенка к моменту

поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели взрослых,

учителя за свои собственные цели. Важно обеспечить такое формирование

мотивов которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу

каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы

основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в

учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте

развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы

(интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в

учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний);

мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к

дополнительным источникам знаний; широкие социальные мотивы развиваются от

общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более

глубокому осознанию причин необходимости учится; узкие социальные мотивы

представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя.

Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших

школьников, но пока в самом общем представлении.

Младший школьник учится понимать и принимать цели, исходящие от

учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации

учебной деятельности младших школьников можно закладывать умения

самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения

цели со своими возможностями.

В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением

учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида

действий к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и

затем к контрольно-оценочным). Существенно развивается умение находить и

сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.