скачать рефераты

МЕНЮ


Мотивация учения младших школьников

Мотивация учения младших школьников

Содержание

Введение 3

1. Мотивация учащихся начальной школы 6

1.1. Психологические теории мотивации 6

1.2. Мотив и мотивация 12

1.3. Мотивы учения младших школьников и их формирование 18

1.3.1. Понятие о мотивах учения и их классификация 18

1.3.2. Широкие социальные мотивы 19

1.3.3. Роль целей в мотивации учения 21

1.3.4. Отметка в мотивации учения младшего школьника 22

1.3.5. Познавательная потребность и мотивы учения. 23

1.3.6. Мотивы, связанные с содержанием учения. 24

1.3.7. Мотивы, связанные с процессом учения 27

2. Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

29

2.1. Методика проведения исследования 29

2.2. Анализ результатов исследования 31

2.3. Выводы по исследованию и педагогические рекомендации 33

Заключение 35

Библиография 37

Приложения 38

Введение

Учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию

учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы.

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны

одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности

ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных

перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.

Результаты изучения становятся основой для планирования процесса

формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются

новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в

ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным,

если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем,

который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были

намечены.

Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать

упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать как только

регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза

(«хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как

проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как

личности и как субъекта деятельности. Формирование также неверно понимать

как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых

мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения - это

создание в школе условий для появления внутренних Побуждений (мотивов,

целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития

им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию

хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается

мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой

психологически продуманных приемов.

Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не

дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного

наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся

суждении и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать

достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования.

Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный

характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к

личности ученика форме - с другой.

Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается

тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений,

а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных

психологических методов и методических приемов. Планирование учителем

процесса формирования строится именно на основе результатов

психологического изучения ученика.

Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся

является обеспечение гуманных отношений между учителем и. учеником. При

этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль

за ходом их психического развития с целью коррекция обнаруживаемых

отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении психологических

особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а

с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному

вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к

психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с

оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в

которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший

интерес, добивается нисколько больших достижений, чем в других сферах.

Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе.

Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и

трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного

ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние

его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы),

волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе

учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план

формирования его мотивации.

Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в

голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания

активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы

с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних

устремлений самого ученика.

Целью данной курсовой работы является исследование мотивов учебной

деятельности учащихся начальных классов методом анкетирования. В связи с

этим были поставлены следующие задачи:

- изучить литературу по теме «Мотивация учения и ее формирование»

- подготовить методику изучения мотивации учащихся

- провести исследование

- опираясь на знания и практический опыт, проанализировать полученные

результаты и сделать выводы.

Курсовая работа включает две части: теоретический обзор проблемы

мотивации и исследование мотивации учения учащихся начальной школы.

Исследование проводилось на базе начальной школы № 14 г. Мурманск в

классах 1Б (возраст 6-7 лет), 2Б (7-8 лет), 3Б (8-9 лет). В качестве

инструмента исследования была использована анкета.

1. Мотивация учащихся начальной школы

1.1. Психологические теории мотивации

Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних

философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один

десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их

возникновения.

Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые

зародились сами психологические знания. Взгляды на сущность и происхождение

мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы

неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя философскими

течениями рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической

позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах древних философов и

теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное

существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что

он, и только он, наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и

свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческого поведения

усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение распространялся в основном на животных. В нем

утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно,

неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического

плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями,

вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует

считать возникшие в XVII—XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на

рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата,

объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая

появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в

объяснение поведения человека, связанного с экономическим выбором. Затем

была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его

деятельности, отличных от экономики

Развитие теории автомата, стимулированное успехами механики в XVII-

XVIII вв., далее соединилось с идеей рефлекса как механического,

автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние

воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных

теорий одной - для человека, другой - для животных, поддержанное теологией

и разделением философий на два противоборствующих лагеря - материализм и

идеализм, - продолжалось вплоть до конца XIX в.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась рядом выдающихся открытий в

разных науках, в том числе в биологии - появлением эволюционной теории Ч.

Дарвина Она оказала значительное влияние не только на природоведение, но и

на медицину, психологию и другие гуманитарные науки. Своим учением Ч.

Дарвин как бы перекинул мостик над пропастью, многие столетия разделявшей

человека и животных на два несовместимых в анатомо-физиологическом и

психологическом отношениях лагеря. Он же сделал первый решительный шаг

вперед в поведенческом и мотивационном сближении этих живых существ,

показав, что у человека и животных имеется немало общих форм поведения, в

частности эмоционально-экспрессивных выражений, потребностей и инстинктов.

Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина в психологии началось

интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э.

Торндайк) и инстинктов у человека (З. Фрейд, У. Maкдауголл, И. П. Павлов и

др.).

Если раньше понятие потребности, ассоциированное с нуждами организма,

применялось только для объяснения поведения животных, то теперь его стали

использовать и для объяснения поведения человека, соответственно изменив и

расширив применительно к нему состав самих потребностей. Принципиальные

отличия человек от животных на этом этапе развития психологических знаний и

мотивационной теории старались свести к минимуму.

Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же

органические потребности, которыми раньше наделяли только животное, в том

числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой крайней,

иррационалистической, по существу биологизаторской точки зрения на

поведение человека стали теории инстинктов З. Фрейда и У. Макдауголла,

предложенные в конце XIХ и разработанные в начале XX в.

Пытаясь понять социальное поведение человека по аналогии с поведением

животных, примирить это понимание с привлекавший в то время многих ученых

открытиями в области сравнительных исследований интеллекта человека и

человекообразных обезьян, З. Фрейд и У. Макдауголл предприняли попытки

свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам.

Споры, которые начались вокруг теории инстинктов еще в начале XX в.,

ни к чему позитивному для дальнейшей судьбы этой концепции не привели. Ни

на один из поставленных вопросов ее сторонники не смогли дать научно

удовлетворительного ответа. В конце концов, дискуссии вокруг теории

инстинктов закончились тем, что само понятие «инстинкт» применительно к

человеку стали употреблять все реже и реже, заменяя его такими понятиями,

как потребность, рефлекс, влечение (драйв) и другие которые включали в

анализ психических явлений.

В 20-е годы текущего столетия на смену теории инстинктов пришла

концепция, опирающаяся в объяснении поведения человека на биологические

потребности. В этой концепции утверждалось, что у человека и у животных

есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие

на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают

состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение

потребности ведет к снижению (редукции) напряжения.

Принципиальных различий между понятиями инстинкта и потребности не

было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными,

неизменяемыми, а потребности могут приобретаться и меняться в течение

жизни, особенно у человека.

Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и

влечений, в эти же годы (начало XX в) возникли еще два новых направления,

стимулированные не только эволюционным учением Ч. Дарвина, но также

открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория

мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция

мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона в теории,

объясняющей поведение. Кроме Д. Уотсона и Э. Толмена, среди представителей

этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать К.

Халла и Б. Скиннера. Все они пытались детерминистически объяснить поведение

в рамках исходной стимульнореактивной схемы. В более современном ее

варианте (а эта теория продолжает разрабатываться до сих пор почти в том же

виде, в каком она была предложена еще в начале и середине века Э. Толменом

и К. Халлом) рассматриваемая концепция включает новейшие достижения в

области физиологии организма, кибернетики и психологии поведения.

Исследования, начатые И. П. Павловым, были продолжены, углублены и

расширены не только его непосредственными учениками и последователями, но

также другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать Н. А.

Бернштейна, автора оригинальной теории психофизиологической регуляции

движений, П. К. Анохина, предложившего модель функциональной системы, на

современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта,

и Е. И. Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс,

имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов

восприятия, внимания и мотивации, предложил модель концептуальной

рефлекторной дуги.

Наконец, последней из теорий, уже существовавших в начале нашего

столетия и продолжающих разрабатываться сейчас, стала теория органических

потребностей животных. Она развивалась под сильным влиянием прежних

иррационалистических традиций в понимании поведения животного. Ее

современные представители видят свою задачу в том, чтобы чисто

физиологически объяснить механизмы работы и функционирования биологических

потребностей.

Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные

к6нцепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких

концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней

были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких,

как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.

В отечественной психологии после революции 1917 г. также

предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Но

долгие годы, вплоть до середины 60-х годов, по сложившейся десятилетиями

неоправданной традиции психологические исследования были в основном

ориентированы на изучение познавательных процессов. Из созданных за эти

годы, более или менее продуманных и доведенных до определенного уровня

завершенных концепций мотивации можно, пожалуй, назвать только теорию

деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданную А. Н.

Леонтьевым и продолженную в работах его учеников и исследователей.

Согласно концепции А. Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как

и другие его психологические особенности, имеет, свои источники в

практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить, те

составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы,

функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например,

соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно

складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих

деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой

деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения

изоморфизма, т. е. взаимного соответствия.

В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной

сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которое, в свою

очередь, подчиняется объективным социальным законам.

Таким образом, данная концепция представляет собой объяснение

происхождения и динамики мотивационной сферы человека. Она показывает, как

может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее

иерархизированность, каким образом возникают, и исчезают отдельные виды

деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. Из этой

картины развития деятельностей далее выводятся законы, согласно которым

происходят изменения и в мотивационной сфере человека, приобретение им

новых потребностей, мотивов и целей.

Итак, к середине текущего столетия в психологии мотивации выделились и

до сих пор продолжают разрабатываться как относительно самостоятельные по

меньшей мере девять теорий. Каждая из них имеет свои достижения и вместе с

тем свои недостатки. Основной заключается в том, что все эти теории, если

их рассматривать в отдельности, в состоянии объяснить лишь некоторые

феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.