скачать рефераты

МЕНЮ


Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах вспомогательной школы

конкретным представлением о трудовом процессе, о результатах его, а не

только с иллюстрациями и текстами детских книжек.

В 3 классе значительно расширяется программа наблюдения за явлениями

природы, а следовательно, и объем практических действий учащихся, связанных

с этими наблюдениями (фиксирование наблюдений в календаре природы,

подкормка птиц, помощь старшим в сезонных работах в саду, сквере, огороде,

на пришкольном участке). Расширяется и круг ознакомления с видами труда

людей в ближайшем окружении. Дети должны ознакомиться с расположением и

работой библиотеки, почты, аптеки, поликлиники вблизи школы. Проводятся

экскурсии на птицеферму, в зоопарк, столярную мастерскую, в магазины и т.п.

В 4 классе умственно отсталые учащиеся практически знакомятся с

термометром и измерением температуры воздуха. Сначала им следует дать

картонную модель термометра, где столбик ртути заменен шнуром, наполовину

окрашенным в синий цвет, а затем приступить к работе с настоящим

термометром (показывают детям термометр еще во 2 классе). Можно записывать

температуру в календаре природы и сравнивать разные показания термометра.

Дети наблюдают, как сильный ветер ломает ветки деревьев, раскачивает их,

поднимает пыль и т.п. Они подвязывают растения, поваленные ветром; делают

вертушки из бумаги для наблюдений за ветром; наблюдают за флюгером,

флажками; делают и приводят в действие модель парусной лодки и т.п. Все эти

небольшие практические работы и наблюдения расширяют представления о работе

ветра. На экскурсиях дети изучают рельеф местности. Они наблюдают

образование оврага под действием талых вод, делают перемычки,

препятствующие дальнейшему разрушению почвы. Работа с календарем природы

здесь продолжается и углубляется. Проводится сравнение погоды за

продолжительные периоды. Например, можно предложить учащимся сосчитать,

сколько дней с температурой ниже -20° было зимой в этом году и в

предыдущем, в каком году зима была холоднее и т.п. Кроме того, можно

помещать в календаре короткие словесные описания, сделанные самими

учащимися о погоде, об изменениях, происходящих в природе. (Например: Стало

теплее. Вчера мы видели грачей. Снег тает быстро. Появились первые цветы

мать-и-мачехи. За ночь лужи замерзают.)

Таким образом, в программах отдельных классов имеется определенная

преемственность, то есть каждый предыдущий класс подготавливает детей к

изучению программы последующего. Поэтому каждый учитель должен знать

программу не только своего класса, но и предыдущего, для того чтобы

подготовить учащихся к усвоению учебного материала в следующем году. Чем

богаче материал предыдущего, тем ярче и интереснее наблюдения последующего.

Общая тема для всех младших классов одна: «Как в связи с сезонными

изменениями в погоде изменяется жизнь растений, животных, деятельность

человека».

Как пишет Усвайская: «мы рекомендуем уже с первого класса изучать

сезонные особенности в сравнительном плане; осенние явления – по сравнению

с летними, зимние особенности – по сравнению с осенними и т.д. Подобный

аспект изучения природы является для детей интересным, ярким, поучительным

и в зависимости от умелого руководства со стороны учителя вполне доступным

наблюдению и пониманию детей. В итоге мыслительные способности детей

постепенно развиваются, становятся более подвижными, гибкими и, что

существенно, при этом развивается связная речь: дети начинают отвечать

фразами, а те отдельными словами. Все это педагогически ценно и особенно

важно для детей вспомогательной школы».

Самое характерное для сезона – изменения в погоде. Погода имеет огромное

значение в жизни страны. Не случайно по радио несколько раз в день

сообщают, какая будет погода сегодня и завтра. Погода влияет и на жизнь

растений, и на жизнь животных, и на деятельность человека. Установление

подобных связей и отношений будет способствовать развитию познавательных

возможностей детей с нарушениями интеллектуальной деятельности, что

является современным требованием педагогической науки в школе.

Большого внимания на экскурсиях и предметных уроках заслуживает речь

учащихся. Она оказывает непосредственное влияние на понимание, запоминание

и воспроизведение изучаемого материала. Уже в младших классах

вспомогательной школы необходимо работать над правильным речевым

оформлением практических работ и наблюдений. Привычка небрежно отвечать на

вопросы учителя, бессвязно и нечетко рассказывать может сформироваться

именно в младших классах, если учитель не уделяет достаточного внимания

ответам и рассказам своих учеников, довольствуясь односложными, нечеткими и

даже невнятными ответами. Современная педагогика и психология правильно

утверждают, что речь у детей легче развивается в связи с овладением

содержательным и интересным учебным материалом, надо только вовремя научить

детей новым необходимым словам, новым формам выражения мысли в связи с

научением конкретной действительности. Особенно важно вспомнить

высказывания выдающегося советского психолога Л.С. Выготского о том, что

мысль не только выражается в слове, но и совершается в слове. Развитие речи

неотделимо от развития мышления. Необходимо найти способы в интересной,

доступной пониманию детей форме, шире открывать им глаза на окружающий мир,

всемерно развивать их мыслительные способности и вместе с ними – связную

речь.

В конце учебного года необходимо провести обобщение всего материала,

предметных уроков, выделив из него то, что способствует дальнейшему

овладению географией. Этому посвящается несколько последних предметных

уроков, на которых дети с помощью учителя вспоминают и обобщают все, что

узнали о растениях (дикорастущих и культурных), животных (домашних и

диких), о поверхности земли (водоемы, возвышенности), о временах года.

Суммируются знания и умения, связанные с ориентировкой в окружающем

пространстве; представления о предприятиях, бытовых и культурных

учреждениях (завод, мастерская, теплица, почта, ателье, поликлиника,

магазин, библиотека, кино, театр и др.).

Характерной особенностью сезонов является изменение температуры воздуха,

которую школьники 1, 2 и 3 классов отмечают словами: «тепло», «холодно»,

«очень холодно», «мороз». Заключения о температуре дети делают не только на

основе своих ощущений, но и на основе наблюдений, – как с изменением погоды

изменяется одежда людей, жизнь растений и животных. Наблюдая за состоянием

неба, дети отмечают: «Небо голубое – солнце светит», «Небо серое – идет

дождь» и т.д. Зимой проводят несложные занятия в природе, на которых они

знакомятся со свойствами снега, например: «Снег от тепла тает», «Снег можно

сжать в ком и поиграть в снежки», «Из снега можно вылепить снеговика» и

т.д. Необходимо обратить внимание детей на жизнь животных в отдельные

сезоны года. Осенние и зимние холода очень изменяют жизнь птиц. Например,

скворцы покидают скворечники, грачи оставляют свои гнезда, собираются

стаями и улетают туда, где теплее и есть корм. Осенью в среднюю полосу

России с севера, спасаясь от голода, летят снегири, свиристели, чечетки.

Так погода изменяет жизнь птиц. Растения также еще с осени подготавливаются

к зиме: листья на деревьях и кустарниках желтеют, краснеют и спадают. На

ветках остаются почки. Потеплеет, и почки раскроются, вновь зазеленеют

листья; некоторые почки раскроются цветками. Весенний сезон – самый

богатый, яркий, и надо на это обратить внимание детей. Школьники отмечают,

что весной становится все теплее и теплее, зацветают мать-и-мачеха,

медуница, одуванчики, ландыши и другие раннецветущие травы.

В работе учителя на первом, месте всегда стоит забота о здоровье детей.

Он продолжает учить детей правильно сидеть за партой, столом, чтобы

позвоночник не был искривлен, он учит детей также и тому, как сохранить

зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, как содержать в чистоте тело и т.д.

В связи с этим дети получают первоначальные сведения о внешнем строении

тела человека.

В наше время огромное значение придается охране природы. Дети часто

ломают ветки, мнут траву, разоряют муравейники, птичьи гнезда и т.д. Задача

учителя – уже в младших классах научить детей любить природу, воспитывать

стремление беречь зеленые насаждения, животных, их жизнь, по-хозяйски

относиться к ним. Охранять природу – значит охранять Родину. В процессе

занятий дети учатся видеть вокруг прекрасное, замечать то, что раньше не

замечали. Эстетическое воспитание – это очень широкое понятие. К воспитанию

у детей чувства прекрасного нужно подходить разносторонне, повседневно,

всюду: в быту, на уроках, во внеклассное время. При этом важно иметь в

виду, что пробуждение положительного эмоционального отношения к природе

служит дальнейшей предпосылкой воспитания познавательного интереса к ней. В

воспитании чувства прекрасного особую роль играют экскурсии в природу.

Организуя экскурсию осенью в парк, в лес, следует обращать внимание детей

на окраску листьев клена, березы, осины, на то, как листья кружатся в

воздухе, на разноцветный ковер из опавших листьев и т.п. Наблюдения за

сезонными изменениями в природе дают богатейший материал для формирования

чувства прекрасного.

При проведении уроков и при их отработке в вечернее или внеклассное время

очень хорошо, если учитель и воспитатель приводят стихотворения,

характеризующие природу, время года. Это обогащает детей в познавательном,

эмоциональном, эстетическом, а также речевом отношении.

Таким образом, предметные уроки могут в большой мере способствовать

дальнейшему изучению географии, в частности подготовке к более сложным

практическим работам и наблюдениям. Но для того, чтобы предметные уроки

действительно отвечали своему пропедевтическому назначению, учащиеся должны

на них наглядно и по возможности практически, действенно ознакомиться с

материалом, предусмотренным программой. В первую очередь следует

использовать натуральные средства до наглядных, изобразительных пособий,

которые в практике учителей вспомогательной школы применяются излишне

широко. Например, при знакомстве детей с внешним строением белки в первую

очередь следует использовать ее чучело, чтобы дети могли погладить шерстку,

потрогать кисточки на ушах, ощупать и рассмотреть длинные острые коготки на

лапах, измерить пушистый хвост и величину тела. При организации наблюдений

за повадками белки необходимо иметь живую белку или наблюдать ее в

естественных условиях. Чтобы познакомить детей с образом жизни белки,

изменением окраски шерсти, следует использовать также и таблицу с

изображением белки в лесу в летний и зимний сезоны.

Не менее важно на этих уроках создать условия, способствующие развитию

мышления, наблюдательности, умения применять полученные знания. Наиболее

эффективна с точки зрения коррекции развития мышления такая постановка

предметных уроков, при которой учащиеся решают посильные для них

познавательные задачи (отвечают на вопросы, поставленные преподавателем или

возникающие у них самих), находя решения и ответы в результате практических

работ, наблюдений, экскурсий.

Таким образом, учащиеся младших классов на предметных уроках и экскурсиях

накапливают первоначальные представления об окружающем мире, у них

развивается речь, внимание, наблюдательность, мышление. Все это служит для

учащихся младших классов пропедевтикой к изучению курса географии в старших

классах и способствует, формированию интереса к природе.

3.1. Дидактические игры – как средство обучения

Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств

обучения. Если во время занятия учитель осуществляет так называемое прямое

обучение, то в дидактической игре познавательные задачи соединяются с

игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения.

Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые

разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы;

упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д. Планируя занятия,

включающие дидактические игры, необходимо учитывать не только программное

содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном

случае, по мнению Аванесовой, происходит процесс «...разрушения

дидактической игры как особого средства образовательной работы...»[2].

Каждая дидактическая игра содержит в основном одну-две задачи, которые

определяют ход игры. Например:

|Название игры |Дидактическая задача |Ход игры |

|«Угадай, что где |Уточнить знания детей о |Дети стоят в кругу. |

|растет» |названиях растений и месте их|Учитель (или ребенок) |

| |произрастания. Развивать |бросает кому-нибудь из |

| |внимание, сообразительность, |детей мяч, называя при |

| |память. |этом место произрастания |

| | |растения (сад, огород, |

| | |лес, поле, луг). |

| | |Поймавший мяч должен |

| | |назвать соответствующее |

| | |растение. |

|«Когда это |Уточнить знания детей о |Учитель (или ребенок) |

|бывает?» |различных сезонных изменениях|поднимает картинку с |

| |в природе. Развивать умение |изображением какого-либо |

| |детей классифицировать, |сезонного явления |

| |развивать связную речь, |(например, листопад). |

| |внимание, быстроту мышления. |Дети быстро поднимают |

| | |квадрат соответствующего |

| | |цвета (желтый – осень). |

| | |Кто-то из детей |

| | |рассказывает, какие |

| | |другие явления бывают в |

| | |это время года. |

При использовании дидактической игры учитель должен следовать

определенным педагогическим принципам: опираться на уже имеющиеся у детей

знания; следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;

поддерживать интерес и разнообразие игрового действия; постепенно усложнять

дидактическую задачу и игровые действия; конкретно и четко объяснять

правила. Задание, данное учителем: «Разложи по порядку картинки, покажи,

что бывает раньше (сначала), что потом, и расскажи, почему ты так

разложил», - требует от ребенка не только предметного действия, но и его

объяснения.

Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам

проводятся игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой

природе, растительном и животном мире, труде и быте людей, например игры

«Устроим выставку картин на тему Зима – лето». Правильно распределяя

картинки по сезонам «зима – лето», дети затрудняются, однако, в мотивации

своих действий они просто описывают картинку, а не отвечают на вопрос,

почему она относятся и зиме или лету. Чтобы помочь ребенку объяснить свой

выбор, учитель должен еще раз напомнить ему задание и предложить

дополнительные вопросы: «Объясни, почему эту картинку ты повесил на

«зимнюю» (или «летнюю») выставку», «Вспомни, когда это бывает», «Видел ли

ты такое зимой (летом)?» Если ребенок и после этого затрудняется ответить,

педагог дает ему образец объяснения, помогает оформить высказывание.

Значительно труднее дети воспринимают природные изменения в «смежные»

переходные времена года (весна – лето; осень – зима; зима – весна) в силу

их сходства и повторности. Они не сразу понимают необратимость развития

сезонной жизни природы, поэтому выпадение снега весной вызывает у них

тревогу: «Зима снова наступает». Для того чтобы облегчить детям усвоение

наблюдаемых ими раньше (во время экскурсий и прогулок) особенностей

изменений природы в эти сезоны, различение их, учитель может провести ту же

дидактическую игру.

Широкое использование дидактических игр и упражнений дает возможность

преподавателю учить умственно отсталых детей анализировать окружающий мир

и, следовательно, развивать их мышление в процессе знакомой, доступной и

приятной им деятельности. И было бы не эффективно не использовать

дидактические игры в курсе природоведения.

3.2. Ведение календаря природы в младших классах

вспомогательной школы. Его значение.

Правильно организованная работа с календарем природы и труда во

вспомогательной школе имеет большое коррекционное значение. У детей

развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях

действительности, устанавливаются определенные логические связи и

зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается

наблюдательность. Преподавание географии и естествознания должно

содействовать общему развитию учащихся, в частности корректировать

недостатки мышления, формировать правильное понимание и отношение к

явлениям природы, предупреждать возникновение у учащихся ложных, суеверных

представлений о них, воспитывать у детей практические умения и навыки,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.