скачать рефераты

МЕНЮ


Народные сказки как средство воспитания детей школьного возраста

с определенным полом - мужским или женским, происходит активное усвоение

установленных обществом стандартов.

Фрейд и некоторые другие исследователи считают период от 5 - 10 лет

фазой временной бездеятельности, в которой в психическом развитии ребенка

почти ничего не происходит. Однако, как отмечает Г. Н. Бреслав (Бреслав Г.

Н. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и

отклонения. - М., 1990, с. 113), этот период является периодом возрастающих

сексуальных интересов (о чем свидетельствуют увеличение количества игр

гомосексуального характера; возникновение незрелых гетеросексуальных

"любовных" отношений, хотя они, как правило, остаются в сфере фантазии).

В сказке, рассказанной ребенком, нужно рассматривать дифференциацию

мужских и женских ролей, основанную на естественной взаимодополнимости

полов, а также заимствование ребенком манеры поведения и ряда личностных

черт (доброта, отзывчивость, решительность, агрессивность и др.),

соответствующих тому полу, с которым индивид себя идентифицирует.

При анализе поступков героев мы должны обратить внимание на

стереотипные феминные и маскулинные функции персонажи сказки.

Если использовать терминологию Юнга К. Г., то необходимо рассмотреть,

проявляются ли в сказке архетипы Анимы и Анимуса, то есть насколько сильно

проявляются феминные качества наряду с маскулинными в мальчике, и

маскулинные наряду с феминными в девочке.

В инструкции содержалось обращение к ребенку с просьбой придумать,

сочинить сказку, волшебную историю, которую они не читали и не видели на

экране телевизора, что обеспечивало неопределенность стимульного материала,

или инструкции. Протоколы сказок приведены в приложении.

3.1.2. Необходимые знания и умения, ограничения и трудности метода.

Для того чтобы осуществить диагностику, необходимо, прежде всего,

знать основные направления и теории личности для расширения возможности

интерпретации; для того, чтобы толковать материал, используя понятийные

аппараты различных теорий.

Деятельность испытуемого должна протекать в атмосфере

доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны

экспериментатора. Необходимо расположить к себе ребенка, поддержать его для

того, чтобы он максимально возможно избавился от рамок и дал волю своей

фантазии. Нельзя давить на него авторитетом взрослого и ученого человека.

За этим скрывается стремление не порицать ребенка и не выносить свое

окончательное суждение, а взглянуть на симптомы или отклонения в поведении

совсем с иной, необычной и выигрышной точки зрения. В процессе работы

необходимо использовать естественную жажду новых ощущений и открытость

ребенка новому знанию.

Симптомы в рамках данной методики не только принимаются к сведению, но

и активно используются в стратегии лечения. Задача терапевта - найти

понятную форму для своей лечебно-диагностической стратегии с учетом

неповторимого житейского опыта каждой отдельной личности.

Утилизация выраженных симптомов подразумевает уместность любого

подхода в зависимости от специфики каждого случая. Одному нужно дать

возможность познать самого себя, другому требуется сильная эмоциональная

встряска, третий нуждается в модификации поведенческой модели. Только при

таком подходе будут обеспечены интересы ребенка и полнота утилизации.

В данной работе мы ограничимся рассмотрением диагностических

возможностей сказки, так как коррекция нарушений формирования полоролевых

стереотипов представляет собой тему отдельной исследовательской работы,

кроме того, требующей наличия специальных знаний и навыков. Сложность

исследования эффективности коррекции с помощью сказки связана также с тем.

Результативность ее трудно измерима и эффект является отложенным во

времени.

Интерпретация результатов проективных методик есть по существу

построение модели личности и, следовательно, будет определяться той

теорией, вольным или невольным адептом которой является психолог-

экспериментатор. Успех проективного исследования во многом зависит от

личности экспериментатора, его умения расположить к себе испытуемого и ряда

других факторов, возникающих в подобной работе. То есть при работе со

сказкой предполагается высокий уровень мастерства психолога/педагога и

одновременно несвобода от его субъективизма при интерпретации результатов.

При работе со сказкой практически невозможно полностью унифицировать и

стандартизировать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и

саму процедуру эксперимента. Ведь совершенно различно поведение

экспериментатора с робким, сенситивным или спокойным, уверенным ребенком, с

таким, который открыт, активно ищет помощи, или с тем, кто "защищается" при

малейших попытках проникнуть в его внутренний мир. Можно описать наиболее

распространенные стратегии поведения экспериментатора, но они, конечно, не

охватывают всего многообразия конкретных случаев.

Говоря о применении метафор в психотерапевтическом процессе,

необходимо отметить ограничения, связанные с их использованием.

Метафорическое описание не всегда идентично той информации, которую оно

представляет. Передаваемая информация структурируется со схемой, навязанной

образом, то есть метафора акцентирует лишь некоторые аспекты

психотерапевтической информации, "затемняя" при этом другие, не менее

важные. Этот недостаток можно смягчить, если использовать несколько метафор

(таким образом, психотерапевтическая информация предстает перед

собеседником подобно многомерной фигуре "в разных проекциях", под

несколькими углами зрения).

Метафорическое описание всегда многозначно. Кроме того, успех

применения психотерапевтической сказки и метафоры во многом зависит от

внимательного к ним отношения.

2. Результаты диагностики особенностей формирования полоролевых

стереотипов у детей.

В большинстве случаев дети к возрасту 10 - 12 лет хорошо усваивают

дифференциацию мужских и женских социальных ролей. Мужские роли и мужской

стиль жизни являются преимущественно "инструментальными", а "женские" -

"экспрессивными". Мужчина обычно бывает кормильцем, "добытчиком",

осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за

дисциплинирование детей, тогда как более эмоциональная по своей природе

женщина поддерживает групповую солидарность и обеспечивает необходимое

детям эмоциональное тепло.

Мужские фигуры больше связаны с предметной деятельностью, связанной с

преодолением физических трудностей или с развитием абстрактных идей, тогда

как женщины являются более субъективными и чувствительными.

Используя сказку, как психодиагностический прием, были выявлены

следующие особенности формирования полоролевых стереотипов у детей:

1. Несформированность внутреннего образа женщины, отсутствие

проявления Анимы ребенком (через проявление феминных качеств).

Стремление к проявлению маскулинных черт характера; но

ограничение (путем запрятывания в глубь бессознательного)

проявления агрессивности, и других гипермаскулинных проявлений

(сказка 1, приложение 1).

2. "Феминизация" мужского характера (характерологический портрет

мужчины-образца соответствует традиционному идеалу женственности,

как воплощения "пассивного" начала); дифференцированность

представлений о стереотипах "мужественности", но хорошо

сформированным является стереотип "женственности" (сказка 2,

приложение 4).

3. Сведение функции женщины к заботе о детях, вплоть до

жертвенности. Стремление проявлять маскулинные качества, но не

готовность принимать самостоятельные решения, действовать

активно, проявлять агрессивность и негативные эмоции (сказка 3,

приложение 6).

4. Замена традиционно женской роли жертвы (похищенной злым

персонажем) на мужскую. Традиционно мужские качества - сила,

напористость, агрессивность - проявлены слабо. Образ женщины

двойственен: он воплощает в себе как злое, так и доброе начало.

Феминные качества - нежность, заботливость, доброта - не

обнаруживаются в каком-либо женском персонаже, что может

свидетельствовать о затруднении процесса формирования Анимы

(сказка 4, приложение 8).

5. Стремление не проявлять феминные качества, которые имеются в

потенциале, а компенсировать их отсутствие в поведении

проявлением ярко выраженной маскулинности. Мужское и женское

начала ребенком представляются скорее как противоположные и

несовместимые, нежели как взаимодополняющими (сказка 5,

приложение 10).

Отклонение, выявляемые в процессе диагностики могут быть

детерминированы различными факторами.

На сближение полоролевых стереотипов оказывают влияние социо-

культурные факторы, такие как общественная феминизация, подрыв "мужского

начала" в семье и обществе; сближение характера жизнедеятельности мужчин и

женщин и т.д.

Хорошо известны существующие различия в типах родительского поведения

с мальчиками и девочками. На формирование полоролевых стереотипов родители

оказывают влияние, во-первых, сами, демонстрируя типы поведения и

распределение функций, во-вторых, поощряя одни способы поведения ребенка и

осуждая другие.

Различия полов в отношении самоутверждения, силы темперамента и

агрессивности, как уже отмечалось, имеют биологическую природу, хотя точные

механизмы, лежащие в основе этих явлений, остаются малоизученными.

В желании девочек соответствовать мужскому образу (нормам

маскулинности) может выражаться желание обладать теми качествами или

привилегиями, которые наша культура считает маскулинными - такими как сила,

смелость, агрессивность, независимость, властность, успешность и т.д.

3.3. Выводы и рекомендации.

Обобщая представленные в работе данные, считаем возможным сделать

следующие выводы:

Сказка, как продукт творчества ребенка, является богатым материалом

для анализа особенностей психического развития ребенка в целом, и

особенностей формирования полоролевых стереотипов и усвоения ребенком

половых ролей, в частности.

В сказке, рассказе, волшебной истории, рассказанной самим ребенком,

персонажи проявляют свои феминные и маскулинные качества в рамках системы

половых ролей, в свете которой сам ребенок различает критерии

"мужественности" и "женственности".

Таким образом, рассматривая сказко-творчество ребенка, мы получаем

возможность выявить признаки, по которым ребенок производит дифференциацию

мужских и женских ролей. С помощью сказки можно выявить представления

ребенка о типичных психологических, личностных свойствах, способностях и

направленности интересов мужчин и женщин; то есть проанализировать, как

ребенок усвоил и преломил в своем сознании и поведении определенную

нормативную систему, заданную социо-культурным окружением и воспитанием.

Приступая к коррекционной работе с ребенком, нужно задаваться целью

показать ребенку иные способы разрешения внутренних и внешних конфликтов и

затруднения; рассматривая вымысел как проявление психической энергии и

принимая в нем участие, пытаться направить течение этой энергии в новые

русла, ранее не используемые по каким-либо причинам. Нужно помочь

развернуть и использовать то, что ест в потенциальном состоянии внутри

самого ребенка.

Нужно показать ребенку, что мужчина может и даже должен выражать свои

феминные качества наряду с маскулинными, а женщина - проявлять свои

маскулинные качества. В то же время ребенок должен понимать дифференциацию

мужских и женских социальных функций, так как она основана на естественной

взаимодополнимости полов.

При коррекционной работе можно также использовать сказку. Для детей

дошкольного возраста можно рекомендовать прочтение народных сказок, где тип

поведения женских персонажей - всегда феминный, а мужских - маскулинный,

чтобы помочь ребенку сформировать представление о "мужественности" и

"женственности". Если чрезмерное акцентирование половой специфики создает

психологические проблемы, то можно использовать психотерапевтическую

метафору в виде сказки, рассказа, байки.

Желаемым состоянием (эталоном) можно считать удовлетворенность и

спокойствие, принятие нового способа поведения, как возможного, что может

свидетельствовать об открытии возможности регулярного его использования.

Приступая к коррекции половых стереотипов у ребенка, необходимо

помнить, что поскольку предпочтения эти частично заданы обществом,

невозможно определить "правильное" и "неправильное" поведение для детей

разного пола, и круг подобных вариаций велик. Многим мальчикам иногда

нравится заниматься тем, чем обычно занимаются девочки, и многие девочки

демонстрируют "мальчишеские" черты характера. Эти моменты сами по себе еще

не являются причиной для беспокойства. Но у ряда детей идентификация с

противоположным полом настолько сильна и охватывает такое количество сторон

их жизни, что это становится причиной отвержения и преследования со стороны

других детей и делает ребенка несчастным. Именно в таких случаях может

потребоваться помощь специалиста.

Суть коррекционных действий составляют действия по расширению

возможностей проявления и принятия полоролевых стереотипов, для того, чтобы

сделать поведение ребенка более эффективным. То есть коррекция должна быть

направлена на преодоление стереотипного поведения.

Эффективность коррекции и выбор коррекционных приемов определяется

индивидуальными особенностями ребенка в каждом конкретном случае.

В ходе проделанной диагностической работе были заданы следующие

направления коррекции.

В случае 1 необходимо помочь ребенку обрести женскую часть души,

подтолкнуть ребенка к формированию внутреннего образа женщины, поддержать

проявления мужских качеств в действительности (в поступках) и

способствовать развитию его внутренних феминных качеств (мягкость,

нежность, заботливость, сострадательность). Для уточнения причин

несформированности Анимы и в целях задействования потенциала ребенка, была

проведена работа, совмещающая в себе диагностические и коррекционные задачи

(протокол работы представлен в приложении 3). В результате использования

метода совместного сочинения сказки были достигнуты положительные

результаты. Ребенок принял в сказку женский персонаж и сделал попытку

описать его, что может свидетельствовать о том, что ребенок обратился к тем

своим внутренним ресурсам, которые ранее не использовал.

В случае 2 мы считаем возможным коррекцию принятия мужского образа,

как "пассивного" начала, расширение возможных стереотипов "правильного" (с

точки зрения ребенка) поведения мужчины.

В случае 3 дальнейшая работа с мальчиком может быть направлена на

поддержание взросления. Рекомендуется подчеркнуть ценность женственности, и

в то же время - необходимость поддержки и понимания со стороны мужчины.

В случае 4 можно рекомендовать закрепить положительный образ женщины.

Необходимо продолжить диагностическую работу, направленную на выявление

причин ощущения ребенком своей слабости, зависимости, беспомощности.

В сказке 5 необходимо помочь девочке осознать силу "женственности".

Необходимо дать ребенку разрешение проявлять свои феминные качества,

которые находятся пока в ресурсном состоянии, то есть не проявляются во

внешних действиях. При этом представляется правильным показать ребенку

возможность сочетания, а не взаимоисключения феминных и маскулинных

качеств.

В коррекционных целях, учитывая выше сказанное, была составлена

сказка, где действующий персонаж - Волчица, сохранив за собой основные

характерологические черты, попадает в ситуацию, где проявляет свои феминные

качества и обретает гармонию и счастье (текст сказки приведен в приложении

12).

Итак, сказочные фантазии ребенка делают возможным глубокое

проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное

поведение становится более понятным и, благодаря этому, доступным для

воздействия.

Заключение.

Работа со сказкой - не новая и не единственная форма детской терапии и

диагностики, но особое сочетание приемов и наложений их на различные

симптомы дает удивительные результаты и представляет интерес для

дальнейшего научно-практического исследования.

Процесс сочинения сказки - одна из форм творческой деятельности

ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его

ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и

ценностей. Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу.

Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему -

идеальному - миру, осознаем его чувства и эмоциональные состояния.

Отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора,

неопределенность стимульного материала, близость сказки к душевной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.