скачать рефераты

МЕНЮ


Научные основы школьного курса химии. методика изучения растворов

|смещать равновесие ее диссоциации? |Ионы Na+ не могут связывать частицы|

| |ОН- , так как NaOH сильный |

| |электролит и может существовать в |

| |растворе лишь в виде ионов. |

| |Карбонат-ионы связывают Н+ с |

| |образованием мало диссоциирующего |

| |гидрокарбонат-иона НCO3(. При этом в |

| |растворе в избытке накапливаются ионы|

| |ОН( , определяющие щелочную среду. |

| | |

|Напишем схему реакции: | |

| | |

|CO32( + НОН ( НCO3( + ОН( | |

|Среда щелочная | |

|Это краткое ионное уравнение выражает| |

|сущность процесса реакции соли с | |

|водой. Запишите уравнение в | |

|молекулярном виде. |Na2CO3 + НОН ( NaHCO3 + NaOH |

| | |

| | |

| | |

|Проверим наше рассуждение на другом | |

|примере. В две пробирки нальем | |

|раствор хлорида аммония и прильем к | |

|ним: | |

|лакмус | |

|фенолфталеин | |

| |Раствор лакмуса изменил окраску на |

|Какие признаки реакции мы наблюдаем? |красную, а фенолфталеин остался |

| |бесцветным. |

|Какой можно сделать вывод из этого | |

|опыта? |Раствор хлорида аммония имеет кислую |

| |среду. |

|Напишите уравнение диссоциации соли | |

|NH4Cl, определите природу соли. |NH4Cl ( NH4+ + Cl( |

| |Соль образована слабым основанием |

| |(NH4OH) и сильной кислотой (HCl). |

|Какие частицы, на ваш взгляд, могут | |

|смещать равновесие диссоциации воды? |Ионы хлора Cl( не могут сместить |

| |равновесие диссоциации воды, т.к. HCl|

| |сильный электролит и существует |

| |только в виде ионов. NH4+ ионы, |

| |свяжут гидроксид-ионы в слабый |

| |электролит NH4OH, и в свободном виде |

| |будут находиться катионы водорода, |

|Напишите уравнение реакции: |которые и определяют кислую среду. |

|NH4+ + НОН ( NH4OH + Н+ | |

|среда кислая | |

| | |

|Наши рассуждения совпадают с | |

|результатами опытов, следовательно, | |

|выдвинутая вами гипотеза, что частицы| |

|соли, связывая частицы воды, смещают | |

|равновесие диссоциации воды и в | |

|результате этого накапливаются ионы, | |

|определяющие среду. | |

|Запишите уравнение реакции в | |

|молекулярном виде. |NH4Cl + НОН ( NH4OH + HCl |

| | |

|В две пробирки нальем раствор соли | |

|CH3COONH4 – ацетат аммония, и прильем| |

|в первую – лакмус, а во вторую – | |

|фенолфталеин. Какие изменения мы |Окраска индикаторов не изменилась. |

|наблюдаем? | |

| | |

|Напишем уравнение диссоциации соли: | |

|CH3COONH4 ( NH4+ + CH3COO( | |

| | |

|Какова природа соли? | |

| | |

| |Соль образована слабым основанием |

| |(NH4OH) и слабой кислотой |

| |(CH3COOН). |

| | |

|Давайте выясним, почему индикаторы | |

|показали нейтральную среду. |Очевидно частицы соли NH4+ свяжут |

| |ионы воды ОН(, а частицы CH3COO( |

| |свяжут Н+, поэтому частиц, |

| |определяющих среду, в свободном виде |

|Напишем уравнения реакций: |не будет и среда будет нейтральная. |

|NH4+ + НОН ( NH4OH + Н+ | |

|Слабый электролит |Концентрация ионов Н+ и ОН( находятся|

| |в равновесии и среда будет |

|CH3COO( + НОН ( CH3COOН + ОН( |нейтральная. |

|Слабый электролит | |

|Или в общем виде: | |

|NH4++CH3COO(+НОН ( NH4OH+CH3COOН | |

|Среда нейтральная | |

|В молекулярном виде: | |

|CH3COONH4 + НОН ( CH3COOН + NH4OH | |

| | |

| | |

|Вернемся с вами к первому опыту с | |

|раствором NaCl, и подумаем, почему и | |

|в этом растворе среда нейтральная? | |

|Напишите уравнение диссоциации соли: | |

|И воды: |NaCl ( Na+ + Cl( |

| |HOH ( Н+ + ОН( |

|На основании приведенной записи, | |

|какой можно сделать вывод? | |

| |NaCl – соль, образованная сильным |

| |основанием (NaOH) и сильной кислотой |

| |(HCl). Если предположить, что ионы |

| |Na+ свяжут ионы ОН(, то образуется |

| |сильный электролит NaOH, который |

| |существует в виде ионов Na+ и ОН(, а |

| |HCl так же сильный электролит, |

| |диссоциирующий на ионы Н+ и Cl(. |

| |Ионы, определяющие среду Н+ и ОН(, |

| |находятся в растворе в равных |

| |количествах, и среда будет |

|Итак, какой общий вывод можно |нейтральной. |

|сделать? | |

| | |

|Соли, образованные сильным основанием| |

|и сильной кислотой, гидролизу не | |

|подвергаются. | |

| | |

|Na+ + Cl( + НОН ( Na+ + ОН( + Н+ + | |

|Cl( | |

| | |

|Равновесие реакции смещено в сторону | |

|слабого электролита – Н2О, | |

|следовательно возможна обратная | |

|реакция нейтрализации, а прямая | |

|реакция не идет. | |

| | |

|NaOH ( Na+ + ОН( | |

|HCl ( Н+ + Cl( |Соли могут реагировать с водой, |

| |связывая частицы воды. В зависимости |

|Реакция в этом случае не идет. |от природы соли, среда может быть |

| |нейтральная, щелочная или кислая. |

|Правильно. Сегодня мы с вами | |

|познакомились с особыми свойствами | |

|солей, которое называется гидролизом.| |

|Запишите в тетрадь определение: | |

| | |

| |

|Гидролиз – реакция обмена между солью и водой, в результате которой |

|наблюдается сдвиг равновесия диссоциации молекул воды, приводящий к |

|–накоплению в растворе избытка ионов водорода или гидроксид ионов, меняющих|

|реакцию среды. |

|Вспомните, какой характер имеет среда| |

|при гидролизе: | |

|Соли, образованной сильным основанием|Среда щелочная. |

|и слабой кислотой? | |

|Соли, образованной слабым основанием |Среда кислая. |

|и сильной кислотой? | |

|Соли, образованной слабым основанием |Среда нейтральная, или близкая к ней.|

|и слабой кислотой? |Гидролиз идет полностью до конца. |

|Что можно сказать о взаимодействии с | |

|водой солей, образованных сильным |В этом случае реакция не идет, т.е. |

|основанием и сильной кислотой? |эти соли гидролизу не подвергаются. |

| | |

|Ответ правильный. | |

| | |

3. Формирование способов умственных и практических действий с новыми

знаниями.

|Деятельность учителя |Деятельность ученика |

|(время 15 минут) | |

|Мы с вами выдвинули гипотезу и | |

|доказали ее. Теперь давайте ее | |

|подтвердим на других примерах. Перед | |

|вами на столе находится растворы | |

|следующих солей: KJ; K2S; AlCl3; | |

|(NH4)2S. | |

|С помощью индикатора, определите | |

|среду каждого раствора, дайте | |

|характеристику природе соли. | |

|Результаты сведите в следующую | |

|таблицу: | |

|Соль |Природа |Среда |Механизм процесса |

| |соли | | |

|KJ |Образован|нейтральн|KJ ( K+ + J( |

| |а сильным|ая |KOH ( K+ + OH( |

| |основание| |HJ ( H+ + J( |

| |м и | | |

| |сильной | | |

| |кислотой | | |

|K2S |Образован|щелочная |K+ + J( + НОН ( K+ + OH( + H+ + J( |

| |а сильным| |((((( |

| |основание| |K2S ( 2K+ + S2( |

| |м и | |S2( + HOH ( HS( + OH( |

| |слабой | |K2S + HOH ( KHS +KOH |

| |кислотой | | |

|AlCl3 |Образован|кислая |AlCl3 ( Al3+ + 3Cl( |

| |а слабым | |Al3+ + НОН ( Al(OH)2+ + H+ |

| |основание| |AlCl3 + НОН ( Al(OH)Cl2 + HCl |

| |м и | | |

| |сильной | | |

| |кислотой | | |

|(NH4)2S |Образован|нейтральн|(NH4)2S ( 2NH4+ + S2( |

| |а слабым |ая |2NH4+ + S2( + HOH ( NH4OH + H2S |

| |основание| |(NH4)2S + 2HOH ( 2NH4OH + H2S |

| |м и | | |

| |слабой | | |

| |кислотой | | |

Задание на дом:

Ф.Г. Фельдман, Г.Е. Рудзитис. Химия. 9-й класс. М. Просвещение. 1999.с.18-

20

§ 6, упражнения 1, 2, 3, 8 и подготовить ответы на следующие вопросы:

1) Почему не подвергается гидродлизу хлорид калия?

2) Почему в таблице растворимости солей в некоторых случаях стоят прочерки?

3) Как определить гидролизуется или нет данная соль?

4) Можно ли применить принцип Ле Шателье в случае реакции гидролиза?

5) Используется ли гидролиз в быту?

6) Возможны ли случаи гидролиза в природе?

7) О чем должен подумать агроном, прежде чем внести удобрения в почву?

Практическая часть.

1. Напишите уравнение реакций взаимодействия с водой следующих солей:

СaC2; Al4C3; Ca3N2; Mg3P2; CaH2; NaH.

Объясните причину этого процесса, по возможности определите характер

среды.

2. В раствор сульфата меди внесите небольшой кусочек металлического лития и

объясните причину образования осадка черного цвета.

3. В демонстрационный штатив поместите две пробирки с растворами хлорида

магния, хлорида железа (III). В каждую из пробирок поместите по кусочку

лития. Проанализируйте наблюдаемые явления и сделайте выводы.

4. В раствор хлорида меди (II) внесите тщательно зачищенный кусочек каль-

ция. Опишите наблюдаемые явления.

5. В демонстрационный штатив поместите пробирку с раствором хлорида железа

(III) и внесите зачищенный кусочек кальция. Опишите наблюдение и сравните

их с опытом (1) и (4) . Дайте объяснения результатам эксперимента.

6. Проведите опыты по взаимодействию магния и алюминия с растворами солей:

а) В пробирку налейте примерно 15 мл раствора сульфата железа (III) и

внесите магний.

б) В две пробирки налейте по 15 мл раствора сульфата меди (II) и в каждую

внесите кусочек алюминия. Наблюдайте за ходом процесса. Через 3 минуты

внесите в одну из пробирок раствор хлорида натрия. Что вы наблюдаете?

Проведите анализ опытов а) и б).

Глава 2. Методика изучения растворов.

Теория растворов – одна из ведущих теорий курса химии. Причины

важности темы кроется не только в том, что она имеет большое практическое

значение, но и прежде всего во взаимосвязи этой темы со многими курсами

химических дисциплин, а так же межпредметные связи ее с биологией,

географией, физикой и другими дисциплинами.

Первые сведения о воде школьники получают еще в начальной школе при

изучении природоведения и географии, а более детально знакомятся со

свойствами воды, растворимостью и растворами в курсе химии 8-го класса.

Проведем анализ литературных данных по изучаемому вопросу. Так в

работе [18] рассматривается методика проведения двух лабораторных уроков по

теме: «Растворимость веществ в воде».

На первом уроке учитель сообщает учащимся, что многие газы, жидкости

и твердые вещества, при контакте с водой растворяются в ней. Из курса

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.