скачать рефераты

МЕНЮ


Новые подходы к изучению иностранного языка

Новые подходы к изучению иностранного языка

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования новых подходов в организации

обучения иностранному языку в условиях модернизации содержания образования.

5

§ 1. Основные требования к содержанию языкового образования согласно

«Концепции языкового образования» 5

§ 2. Новые подходы к организации обучения иностранному языку на младшем

этапе 13

§ 3. Основные направления организации обучения иностранным языкам на

старшей ступни полной средней школы в условиях модернизации содержания

образования 19

Глава 2. 29

§ 1. Основные способы организации обучения иностранным языкам при

проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания

образования 29

§ 2. Инновационные подходы к обучению отдельного общеобразовательного

учреждения 35

Список литературы 42

Введение

Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном

уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в Россию

Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям,

созданными другими народами. Одновременно язык – это ключ для открытия

уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических

достижений представителей других культур.

К настоящему времени в российской системе языкового образования

произошли значительные позитивные изменения, как в организационном, так и в

содержательном аспектах. Существенно изменился социокультурный контекст

изучения иностранных языков. Значительно выросли их образовательная и

самообразовуательнвая функции в школе и ВУЗе, профессиональная значимость

на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении

языков международного общения.

Если в предыдущие десятилетия XX века круг людей в стране, у которых

была необходимость общаться на иностранном языке, был достаточно узок, то в

настоящее время ситуация изменилась. Геополитические, коммуникационные и

технологические преобразования вы обществе вовлекли как в непосредственное,

так и опосредованное общение довольно большое количество людей самых разных

профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в

использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело

обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию

изучаемых стран и народов. Стал особенно актуальным интерактивный подход к

обучению родному и иностранному языкам в школе, особенно в области развития

культуры речи (развитие таких компетенций, как языковая, речевая,

социокультурная и некоторые другие).

Для современного языкового образования необходимы междисциплинарная

интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный

аспект овладения языков.

Новые задачи предполагают изменение в требованиях к уровню владения

иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и

организации материала, использование адекватных форм и видов контроля.

Глава 1. Теоретические основы исследования новых подходов в организации

обучения иностранному языку в условиях модернизации содержания образования.

§ 1. Основные требования к содержанию языкового образования согласно

«Концепции языкового образования»

Современный этап обучения иностранным языкам, характеризующийся

динамичной диверсификацией вариантов изучения предмета, диктует

необходимость привести изучение предмета в соответствии с этапами обучения

и со спецификой разных типов школ/классов, точнее – с условиями обучения.

Это должно касаться не только объема осваиваемого языкового и речевого

материала, определения приоритетов в выборе видов формируемой деятельности

и, следовательно, соответствующих речевых умений и навыков. Проблема

соответствия содержания учебного предмета условиям обучения должна быть

решена с учетом всех его (содержания) компонентов. Так, совершенно

очевидно, что нельзя обучать учащихся общеобразовательных школ и гимназий,

школ гуманитарного и технического профиля на одних и тех же текстах,

ситуациях общения. На уровне отбора сфер общения для детей дошкольного и

младшего школьного возраста преимущество отдается игровой сфере. На старшем

этапе обучения и, особенно, в условиях углубленного изучения иностранного

языка или профильной (гуманитарной, технической) направленности школы

предметная сторона содержания обучения должна отражать наряду с другими и

интересующую учащихся профессиональную сферу общения (безусловно, в

ограниченных пределах).

Для старшеклассников иностранный язык должен стать надежным средством

приобщения к научно-техническому прогрессу, средством удовлетворения

познавательных интересов. Поэтому в старших классах естественно расширение

и углубление тематики за счет страноведческого, общегуманитарного или

технического материала, ориентированного на будущую специальность учащихся.

Должно быть предусмотрено знакомство с элементами профориентации и

переподготовки в стране изучаемого языка, ознакомление с особенностями

выбранной профессии и роли иностранного языка в овладении профессиональным

мастерством.

Таким образом, в самом содержании учебного предмета должны быть

заложены механизмы, раскрывающие возможность практического использования

иностранного языка как важного средства развития и удовлетворения интересов

учащихся, в том числе и неязыковых. Действие этих механизмов будет

обеспечено, если учебный материал помогает учителю и ученику найти ответ на

следующие вопросы:

1. Где и как может быть использован иностранный язык в будущей

профессии ученика?

2. Какую пользу он может принести в избранной профессии или сфере

интересов?

3. Каким образом иностранный язык позволяет приобщиться к научно-

техническому и культурному прогрессу и традициям страны

изучаемого языка, пополнить знания в области точных или

гуманитарных наук?

Из дидактики известно, что в содержание учебного предмета помимо

информации, способов деятельности, выраженных устным и/или письменным

текстом и заданиями, входит также эмоциональная деятельность, вызванная

предметом и деятельностью усвоения. Применительно к предмету иностранный

язык эта эмоциональная деятельность связана, прежде всего, с положительным

отношение учителя и учащихся к содержанию учебного предмета, к объекту им

процессу усвоения. Учебный материала должен прогнозировать желание учителя

и ученика работать с ним, а у учащихся пробуждать интерес к учению вообще и

к иностранным языкам в частности. Именно с формированием личностного

(положительного) отношения учащихся к усваиваемому содержанию, их

потребностей и мотивов связан воспитательно-развивающий аспект обучения

предмету.

Очень важно, чтобы в самом содержании учебного предмета были четко

репрезентированы желаемые эмоционально-оценочные отношения учащихся к миру,

друг к другу, действительности, к тому, чем они занимаются в процессе

освоения иностранного языка. Поэтому воспитательный эффект обучения

предмету в полной мере будет определяться тем, насколько содержание

учебного предмета позволит учителю осознать, во-первых, какие ценности и

какими приемами можно формировать у учащихся на основе того или иного

отрезка учебного материала, и, во-вторых, каковы реальные потребности

каждого ученика (исходя из его индивидуальных и личностных качеств), а

также какой характер его отношение к тому или иному минимуму общественной

системы ценностей должен быть при этом принят во внимание.

Качество содержания обучения иностранным языкам во многом определяется

тем, насколько оперативно учитывается его изменчивость и подвижность. При

этом вряд ли можно рассчитывать на успех, если принимать во внимание

изменения лишь на уровне одной из составляющих эту категорию, например

содержания учебного предмета. Хорошо известно, что только с помощью новых

учебников и учебных материалов, отражающих новейшие тенденции в области

развития методики им смежных с него наук, но без соответствующей

перестройки учителя и ученика невозможно решить проблему эффективного

повышения качества обучения. Также, успех в обучении иностранным языкам

определяется тем, насколько удается гармонизировать цели обучения предмету

в конкретных программах и учебниках, а также цели преподавания предмета.

Согласно «Концепции содержания образования» основными целями обучения

иностранному языку в школе являются:

1. Формирование и развитие коммуникативной культуры школьников

(формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной

компетенции, необходимой и достаточной для общения в пределах

порогового и продвинутого порогового уровня; обучение нормам

межкультурного общения на иностранном языке; развитие культуры

устной и письменной речи на иностранном языке в условиях

официального и неофициального общения).

2. Социокультурное развитие учащихся (изучение родного языка и

родной культуры и иностранных языков и культур других народов,

развитие у школьников способностей представлять свою страну и

культуру в условиях иноязычного межкультурного общения).

3. Ознакомление учащихся со стратегиями самонаблюдения за своими

коммуникативным развитием по мере продвижения от одной ступени

обучения иностранного языка в школе к другой, что позволит им

ставить и достигать собственные задачи в изучении иностранного

языка.

4. Формирование у школьников уважения к другим народам и культурам,

готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию,

совместному решению общечеловеческих проблем.

5. Развитие мотивации к изучению второго иностранного языка.

6. Развития самообразовательного потенциала молодежи с учетом

многообразия современного многоязычного и поликультурного мира.

7. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в

процессе изучения языков и культур.

Достижение порогового уровня, разработанного Евросоветом, определено

для тех, кто изучает иностранный язык с V по XII класс.

Пороговый продвинутый уровень определен для тех, кто изучает

иностранный язык с начальной школы по XII класс.

Содержание обучения иностранному языку в средней школе реализует его

основные цели, направленные на развитие у школьников культуры общения в

процессе формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной

компетенции. Данные компетенции предполагают формирование как чисто

лингвистических навыков (лексических, фонетических и грамматических), так и

их нормативное использование в устной и письменной речи. Предполагаемые

темы, тексты, проблемы, речевые задачи ориентированы на формирование

различных видов речевой деятельности (говорения, чтения, аудирования,

письма), развитие социокультурных навыков и умений, что обеспечивает

использование иностранного языка как средства общения, образования и

самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия в современном

мире.

Содержание и структура школьного курса по иностранному языку

определяются:

. коммуникативными целями и задачами школьного курса по иностранному

языку;

. вариативностью содержания обучения иностранного языка в различных

типах школ, при изучении первого и последующего иностранных

языков;

. количеством учебного времени, отводимого на изучение иностранного

языка;

. возрастными особенностями школьников на каждом из этапов обучения

иностранному языку;

. преемственностью между этапами обучения;

. междисциплинарными связями с другими предметами, в том числе с

родными и государственными языками.

На первой ступени обучения иностранному языку (в I – IV классах)

большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для

развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык;

стимулирование потребностей в ознакомлении с миром зарубежных сверстников и

использование иностранного языка для этих целей; формирование элементарных

умений межличностного общения на иностранном языке с опорой на родной язык.

Обучение иностранному языку в начальной школе направлено на:

. создание условий для ранней коммуникативно-психологической

адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка

и культуры, и для преодоления в дальнейшем психологического

барьера в использовании иностранного языка как средства

коммуникации;

. ознакомление с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным

фольклором, миром игр и развлечений;

. приобретения детьми социального опыта за счет расширения спектра

проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и

школьного общения, с друзьями и взрослыми на иностранном языке;

формирование представлений об общих чертах и особенностях общения

на родном и иностранных языках;

. формирование элементарных коммуникативных умений в 4-х видах

деятельности с учетом возможностей и потребностей младших

школьников;

. формирование некоторых универсальных лингвистических понятий,

наблюдаемых в родном и иностранном языках

При изучении иностранного языка на второй ступени, в основной школе (V

– X классы), в центре внимания находится последовательное и систематическое

развитие у школьников всех составляющих коммуникативной компетенции в

процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования,

письма.

Обучение иностранного языка в основной школе направлено на изучение

иностранного языка как средства международного общения посредством:

. Формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных

видах речевой деятельности;

. Коммуникативно-речевого вживания в иноязычную среду стран

изучаемого языка; развитие всех составляющих иноязычной

коммуникативной компетенции;

. Социокультурного развития школьников в контексте европейской и

мировой культуры с помощью страноведческого, культуроведческого и

лингво-культуроведческого материала;

. Культуроведческого и художественно-эстетического развития

школьников при ознакомлении с культурным наследием стран

изучаемого языка;

. Формирование умений представить родную культуру и страну в

условиях иноязычного межкультурного общения;

. Ознакомление школьников с доступными им стратегиями

самостоятельного изучения языков и культур.

На завершающей, третьей ступени (среднее (полное) общее образование) (в

XI – XII классах) обучение иностранному языку должно способствовать

иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование

иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения в

учебной, социально-бытовой, культурной, административной, профессиональной

сферах коммуникативного взаимодействия. При этом в центре внимания –

развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке, углубление

культуроведческих знаний об образе и стилях жизни в странах изучаемых

языков.

Задачи и содержание иноязычного учебного общения старшеклассников

варьируются с учетом профиля школы и расширяются за счет междисциплинарного

подключения иностранного языка к изучению других предметов.

Обучение иностранному языку на третьей ступени направлено на:

. Развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности

школьников, позволяющей им быть равноправными партнерами

межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной

и учебно-профессиональной сферах;

. Обучение этике дискуссионного общения на иностранном языке при

обсуждении культуры, стилей и образа жизни людей;

. Развитие общеучебных умений собирать, систематизировать и обобщать

культуроведческую и иную информацию, представляющую интерес для

учащихся;

. Ознакомление учащихся с технологиями самоконтроля и самооценки

уровня владения языком;

. Развитие умений представлять родную страну и культуру, образа

жизни людей в процессе иноязычного культурного общения;

. Использование иностранного языка в профессионально-ориентированном

образовании.

В зависимости от профиля школы последнее предполагает профессионально

ориентированное обучение иностранного языка при изучении:

. Гуманитарных дисциплин (история, литература, мировая

художественная культура, граждановедение) посредством спецкурсов

на иностранном языке или интегрированных курсов по страноведению и

культуроведению, курса по подготовке гидов-переводчиков и др.;

. Естественно-научных дисциплин через спецкурсы на иностранном языке

на интерактивной основе, курсы по техническому переводу и другие

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.