скачать рефераты

МЕНЮ


Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга

Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.Герцена

Кафедра эстетического воспитания факультета начального обучения.

Выпускная квалификационная работа по

теме:

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ

ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

студентки IV курса 2 группы

дневного отделения

Четвертных Светланы Ивановны

Научный руководитель - к. п. н., доцент Смирнова Р.Н.

Санкт-Петербург

1998

ПЛАН.

Введение. 3-5

Глава 1.Теоретические основы проблемы

нравственно-эстетического воспитания

младших школьников на архитектурных

образцах православных памятников Санкт-

Петербурга. 6-47

1 Анализ психолого-педагогической,

методической и искусствоведческой

литературы. 5-17

2 Исторический очерк. 17-32

2 Роль учителя в ознакомлении детей

с произведениями искусства. 32-35

Глава 2. Основные задачи, гипотеза,

методика и организация исследования. 35-44

1 Подготовительный этап. 36-38

2 Констатирующий эксперимент. 38-44

Библиография. 44-45

ВВЕДЕНИЕ.

Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный период.

Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании

людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость

гуманизации. Проблемы нравственно-эстетического воспитания оказались в

фокусе всеобщего внимания.

Но эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. На

уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи,

магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Однако искусство в школе словно

утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания

личности.

Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем

нравственно-эстетического воспитания в школе. Это недостатки существующих

программ дисциплин художественно-гуманитарного цикла, разобщенность этих

дисциплин, недостаточная разработка методик, низкий уровень подготовки

учителей, слабая оснащенность учебного процесса.

В свете этих устойчивых проблем эстетического воспитания в школе

встает совсем новая проблема: нравственно-эстетическое воспитание

школьников на архитектурных образцах православных памятников. В отличие от

других - это совсем неизученная проблема. Раньше рассматривалась только

историческая и, отчасти, художественная сторона русского Православия.

Теперь с возобновлением христианской веры в России нельзя не принять во

внимание духовную и нравственно-эстетическую сторону православной культуры.

Сейчас возрождается традиции христианской религии, открываются церкви,

вновь начали работать воскресные школы, повысился интерес к Православию.

Даже в некоторых обычных школах появились факультативы, занимающиеся

изучением Христианства.

Религиозное воспитание несомненно входит в понятие нравственно-

эстетического воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности,

поэтому религиозное воспитание надо рассматривать в контексте

эстетического.

Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание?

Глобальная цель - это формирование творческого отношения человека к

действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и

сотворчестве при восприятии эстетических явлений.

Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование

эстетической потребности, которую можно определить как потребность

человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать

внимание на два важных компонента: широту эстетической потребности, то есть

способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу

явлений действительности; и качество эстетической потребности, которое

выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Перечисленные признаки

можно считать критериями воспитанности личности.

Значение нравственно-эстетического воспитания в становлении личности

огромно. Эстетическое воспитание средствами искусства - это лишь подсистема

реализации принципов целостной системы.

В своей работе я рассмотрю в единстве две подсистемы: эстетическо-

религиозное воспитание и нравственно-эстетическое воспитание средствами

искусства.

В Санкт-Петербурге существует огромный культурный потенциал. Наряду с

дворцами, великолепными городскими ансамблями и другими памятниками

архитектуры в нашем городе есть множество православных соборов и церквей.

Хотя город мыслился как веротерпимый и существует много церквей и храмов

других религий, Санкт-Петербург прежде всего православный город.

Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем нам. В

отличие от малых городов, сел и деревень, школы нашего города могут

пользоваться такой формой нравственно-эстетического воспитания как

экскурсия. Беседу о Православии, Христианстве, религии можно провести у

одного или нескольких замечательных архитектурных памятников: соборов или

церквей. Ценность этого метода состоит в том, что ребенок вместе с духовной

сущностью религии постигает и ее художественную сущность, что неоценимо для

эстетического воспитания.

Таким образом нравственно-эстетическое воспитание детей на

архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга - это

достаточно сложная, ввиду ее мало изученности, но необычайно интересная

проблема, так как представляет собой синтез религиозного, духовного,

нравственного, исторического и эстетического воспитания.

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-

ПЕТЕРБУРГА.

1.1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ.

Нравственно-эстетическое воспитание многие авторы считают одним

из важнейших для формирования личности школьника. Почему?

С.А.Герасимов поясняет это так: « Функцией нравственно-эстетического

воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является

развитие у них образного мышления, отличного от понятийного...

В художественном образе как форме мышления сосредоточена

огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных

знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только

мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может

идти ... от восприятия цельного образа как единичного явления к

пониманию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их

внутреннего, глубокого смысла».1

Из этого следует, что нравственно-эстетическое воспитание носит

всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются

важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте.

Для большей эффективности нравственно-эстетического воспитания,

как отмечает С.А.Герасимов, следует применять комплексный подход. Он

выделяет два принципа: «…система нравственно-эстетического воспитания

должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка

различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой».2 На

этом основывается необходимость осуществления меж предметных связей в

процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что

« нравственно-эстетическое воспитание… должно стать органической

частью любого…воспитания».3

Мысль об эффективности комплексного нравственно-эстетического

воспитания подтверждается и в статье А.Ф.Кузуба «Комплексное

воздействие искусств на дошкольников в студии эстетического

воспитания».4

Рассматривая процесс нравственно-эстетического воспитания,

необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. В разные

возрастные периоды должны быть различные подходы к такому воспитанию.

Б.Т.Лихачев пишет о младшем школьном возрасте следующее: «Вместе с тем

независимо от уровня самосознания детей период дошкольного и младшего

школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения

развития нравственно-эстетического восприятия и формирования

эстетического отношения к жизни».5 Автор подчеркивает, что именно в

этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование

отношения к миру, постепенно трансформирующегося в свойства личности.

Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в

раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде

на всю жизнь, влияют на формирование мировоззрения, привычек и

убеждений.

В современной литературе рассматриваются некоторые проблемы

нравственно-эстетического воспитания средствами искусства на уроках.

Н.А.Яковлева в своей работе «Искусство в школе будущего»1 поднимает

проблему старого и нового подхода к нравственно-эстетическому

воспитанию. Автор утверждает, что « в сегодняшней массовой школе,

ориентированной на использование искусства как средства обучения, из

произведений искусства выхолащивается главное - его художественный

образ. Старые программы ориентированы на то, чтобы дать учащемуся

набор знаний по искусству (разрозненных имен, произведений и понятий),

умений и навыков в рисовании, ограниченных рамками так называемой

реалистической манеры, которая есть не что иное, как грубейшее

извращение принципов реалистического творческого метода».2

Таким образом у детей формируется адаптивно-научный подход к

искусству, а совсем не творческий. Это искажение нравственно-

эстетического воспитания происходит потому, что в старой системе

учитель видит основную задачу урока в том, чтобы дать знания, и совсем

забывает про воспитательную функцию урока.

Школу Нового Н.А.Яковлева видит в создании новой системы

педагогического процесса, где уровень воспитательной работы будет

высоким, а предметы гуманитарно-художественного цикла будут

интегрированы.

О новых формах нравственно-эстетического воспитания средствами

искусства пишет И.А.Химик в статье «Организация самостоятельной работы

на занятиях по мировой художественной культуре».1 Автор пишет: «В наши

дни уже ясно всем, что учить по-старому нельзя. Новый подход к

обучению…пробивает себе дорогу. Одним из важнейших аспектов этого

нового подхода является осознание того, чтобы ‘вкладывать’ в головы

учащихся знания, а в том, чтобы побудить интерес к предмету,

организовать деятельность учащихся по добыче знаний».2 Автор

предлагает новую форму проведения уроков типа «диалог искусств» с

опережающим заданием и непосредственным общением детей на уроках.

И.Л.Набок в статье «Идеологическое воздействие искусства как

фактор эстетического воспитания личности»3 разрабатывает понятия

«идеологическая функция искусства» и «идеологическое воздействие

искусства», которым, по мнению автора, не уделено должного внимания в

исследованиях по нравственно--эстетическому воспитанию.

Основы и проблематика такого воспитания должны быть отражены в

новых школьных программах, отвечающих новым требованиям современной

школы.

Принимая во внимание межпредметные связи, нравственно-

эстетическое воспитание в школе может проводиться практически на всех

уроках. Особое место такому воспитанию отводится на уроках

литературы, музыки, труда и изобразительного искусства. На них

школьники учатся эстетически воспринимать мир как через произведения

искусства и литературы, так и через собственное творчество.

Во многих школах существуют факультативы с эстетической и

искусствоведческой направленностью: «История города»,

«Искусствоведение», различные художественные и музыкальные кружки. В

них проводятся беседы об искусстве, музыке.

Внеклассная работа так же может быть направлена на воспитание

нравственно-эстетических потребностей.

Нравственно-эстетическое воспитание нужно начинать как можно

раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и

развить многие психические качества, так как нравственно-эстетическое

воспитание неизбежно связано с восприятием искусства, анализом,

синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т. д..

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

В восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические

процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля,

эмоции и т. д.. Именно полифония человеческой психики, которая проявляется

в акте взаимодействия личности с искусством и с другими эстетическими

предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования

мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей

личности.

Психологический механизм восприятия эстетического объекта представляет

собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые

аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях,

интересах, идеалах и др., составляющие собственно динамическую часть

системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие

психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п..

Внутрисистемные отношения зависят от возраста, индивидуально-

типологического склада, уровня художественной образованности и других

особенностей личности. Ценностные ориентации личности обусловлены всем

предшествующим социальным опытом, семейным воспитанием, дошкольным и

школьным образованием, информацией, получаемой от средств массовой

информации и др.. Такие ориентации сводятся к определенным ценностно-

эстетическим нормативам, критериям нравственно-эстетического вкуса.

Развитие операциональных структур, связанных с эстетическим

восприятием, не остается нейтральным по отношению к уровню и характеру

нравственно-эстетических потребностей. Возросшие способности в области

цветовидения, музыкального слуха, фонематических способностей,

воссоздающего творческого воображения должны сказаться на культуре запросов

и интересов личности в сфере нравственно-эстетических ценностей. В свою

очередь творческое воображение и мышление зависят от развития сенсорной

организации индивида.

Сенсорный аппарат организма - это «входные» ворота, через которые

человек воспринимает все богатство и разнообразие красок и форм, звуков и

запахов окружающего мира. Полноценное общение с миром искусства во многом

зависит от человеческого восприятия. Чувство цвета, формы, законченности и

равновесности композиционного расположения объектов, чувство «хорошей

фигуры» и линии, чувство гармонии и дисгармонии, ассонанса и диссонанса,

чувство пропорции и многое другое - весь этот огромный потенциал сенсорных

возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи

личности с эстетическим объектом.

Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно-

эстетического восприятия действительности и художественных произведений

приводят к резкому искажению и в конечном счете к разрушению эстетического

эффекта. Вот почему так важно уже с младшего школьного возраста, а, может,

и еще раньше, развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут

помочь школьные предметы с эстетической направленностью. Однако момент

чувственного восприятия является только первым необходимым толчком для

пробуждения более сложной деятельности.

«Путь познания, - пишет Левитов, - идет от живого созерцания, то

есть от ощущений и восприятия к абстрактному мышлению и завершается

практикой, которая является критерием истины».1

Таким образом чувственное познание объединяет все психические

процессы, которые возникают в результате непосредственного воздействия

предметов и влияют на наши органы чувств.

Среди форм восприятия существует форма, важная для процесса

чувственного познания именно произведений искусства. Она характеризуется

большей активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим

характером, чем другие формы восприятия - это наблюдение.

Наблюдение может различаться в зависимости от конкретной задачи:

наблюдение для общего и предварительного ознакомления с предметом в целом,

с тем, чтобы узнать этот предмет и выделить самые существенные его

свойства;

наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны

предмета;

наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны

предмета;

наблюдение с целью сравнения для установления сходства и различия между

предметами или между разными этапами явления.

Наблюдение может потребовать значительных усилий воли, большой

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.