скачать рефераты

МЕНЮ


Нравственное воспитание младших школьников на основе рассказов В.А. Осеевой

Цель курса "Литература как предмет эстетического цикла",

разработанного Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской - воспитание эстетически

развитого читателя. Теоретической основой программы является концепция

М.М.Бахтина о совместном творчестве писателя и читателя, создании ими

художественного образа произведения на основе особого (заочного) диалога.

Предметом освоения данного курса литературы является отношение "автор

- художественный текст - читатель", а методом выступает практическая

литературная деятельность в позициях "автора" и "читателя".

Авторы курса выдвигают ряд задач, решение которых необходимо

обеспечить в начальной школе, чтобы воспитать развитого читателя. Среди них

названы:

• открыть ученикам существование позиций;

• предоставить возможность практически действовать в них;

• оснастить детей средствами и способами работы в каждой позиции. [10]

с.59

Решение этих задач достигается благодаря включению учащихся в

разнообразную учебную практическую деятельность.

А) Работа в позиции "читатель".

Среди видов читательской деятельности авторы выделяют непосредственно-

эмоциональное вслушивание, направленное на развитие мотивационной сферы. На

уроке дети погружаются в эмоционально-эстетическую атмосферу, которая

создается путем сочетания различных видов искусств (живописи, музыки и

др.). "Цель каждого такого урока - вызвать у детей созерцательное

настроение, глубокое сопереживание, создать у них ощущение радостного

волнения от общения с художественным текстом" [10] с.59

Среди средств, позволяющих вывести учеников на уровень умения

воссоздавать самостоятельно "картину мира", созданную автором, выдвигается

акцентное вычитывание, когда для решения читательских задач из текста

извлекаются определенные отрывки, а затем анализируются. "При работе с

лирическим стихотворением главным является вычитывание развития образа-

переживания лирического героя. При работе с этическими и драматическими

текстами главная задача - различение точки зрения автора, рассказчика (в

эпосе) и героев". [10] с.60

Этот вид работы является основным при изучении всего курса литературы.

Но приобретает разные формы в зависимости от имеющегося уровня

литературного развития детей: коллективная, классная, индивидуальная

письменная (создание сочинений - отзывов), коллективное обсуждение

сочинений.

В ходе обсуждений дети учатся корректировать мнения других, тактично

высказывать свои оценки, становиться "соавторами", в результате понимание

текста становится более глубоким, уточняются его "личностные"

интерпретации.

Б) Работа в позиции "автор"

• работа в позиции "автор-художник"

Авторы отмечают важность личного писательского опыта ребенка,

обеспечивающего развитие юного читателя. На различных этапах читательской

подготовки наблюдение за реальностью проводится по-разному: в начале в

форме коллективного этюда, когда класс решает общую творческую задачу, а

учитель выступает организатором и соавтором; затем проводятся

индивидуальные письменные работы, а после - обсуждение классных или

домашних сочинений учащихся.

• работа в позиции "автор-публицист"

Деятельность детей в этой позиции позволяет развивать очень важное

качество - умение выражать собственную позицию, личную заинтересованность и

пристрастность.

Главное отличие от традиционной методики написания сочинений в том,

что "перед детьми никогда не ставятся формально-языковые задачи, а

содержательные никогда не носят отвлеченного обобщенно-безличного

характера" [10] с.61

В) Работа в позиции "теоретик"

Умение видеть происходящее с точки зрения различных персонажей, автора

помогает младшим школьникам лучше понять и оценить поведение окружающих и

свои собственные действия, учет чуткости, тактичности в отношениях с

людьми. Полученные детьми знания закрепляются в схемах, позволяющих детям

быстрее и глубже усвоить учебный материал. В настоящее время авторами

данной программы разработан учебно-методический комплект для реализации в

практической деятельности школ.

Учебно-методическое обеспечение программы:

1. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 1 кл. Сост. Кудина Г.Н.,

Новлянская З.Н. - ОПЦ Интор, 1997.

2. Тетрадь по литературному чтению для 1 кл. - Интор, 1997.

3. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. методическое пособие для учителя к

учебной хрестоматии «Литературное чтение». - Интор, 1997.

4. Диагностика читательской деятельности школьников. Кудина Г.Н. и др.

– Интор, 1996. [16]

Программа по литературе "Литература в начальной школе" Л.В.Кутьевой.

Л.В.Кутьева, разрабатывая программу по литературе высказывает ряд

достоинств изучения литературы как учебного предмета в начальной школе:

• "дает детям литературное образование на более ранней ступени

обучения, открывая перспективу дальнейшего, углубленного изучения

литературы, усиливая гуманитаризацию образования в целом;

• своевременно, без опоздания на 3 (4) года, приобщает учащихся к

литературе как виду искусства, находящемуся в синтезе с другими

искусствами, к русской литературе как части мировой культуры; вовремя

формирует у лиц эстетические представления, нравственные понятия,

теоретическое мышление, умение грамотно и свободно владеть устной и

письменной речью;

• ускоряет переход к предметному обучению как более совершенной

системе получения образования.

Реализация этих преимуществ станет возможной, если соблюдаются

следующие условия:

• при отборе литературного материала, создании новых программ

учитываются сензитивные возможности и читательские интересы младших

школьников;

• обеспечивается соответствующая профессиональная подготовка учителя,

которая позволяет ему вести в начальной школе уроки литературы на

достаточно высоком научно-эстетическом уровне, как учителю-предметнику;

• наряду с уроками литературы проводятся традиционные уроки обучения

беглому сознательному чтению, также способствующие общему развитию детей;

• курс литературы в начальной школе (2-3/4 классы) строится на одной

методологической основе с курсом литературы в средних и старших классах,

обеспечивая непрерывность литературного образования" [11] с.67

В рамках программы "Литература в начальной школе" первоклассники

знакомятся с произведениями русского устного народного творчества:

пословицами, поговорками, загадками.

Задания на уроках должны давать "пищу для ума", побуждать учеников к

размышлению. Так, в обучении можно применять загадки. Ведь загадки - это

тест на сообразительность. Работа над загадкой имеет большое значение для

развития логического и образного мышления. Главный смысл работы над

загадкой не в самой отгадке, а в том, чтобы доказать, что она верна. Это

учит младших школьников находить сходства и различия предметов, "сближать"

далекие предметы по сходным признакам.

Огромную роль на уроках должны играть и русские народные пословицы.

Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого

объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается

быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события.

Во втором классе любимыми изданиями, удовлетворяющими потребности

детей в образном, эмоциональном слове, ясном и занимательном изображении

явлений прошлого и настоящего становятся, прежде всего, произведения

некоторых фольклорных жанров (сказки, сказания, былины...) и классическая

литература.

Былины представляют собой героические песни эпического характера,

являются жанром русского фольклора. Они отражают историческую

действительность в образах, жизненная основа которых обогащена

фантастическим вымыслом.

Творцы былин создали и закрепили в народном сознании высокопоэтичные,

обладающие исключительной масштабностью образы богатырей, воплотившие

народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной земле.

Таковы богатыри-воины Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович,

богатырь-пахарь Микула Селянинович, великан Святогор, кузнец-гусляр Садко,

буян Васька Буслаев и ряд других персонажей.

Мир былин - реальная русская земля, но богатыри борются с чудовищами,

одолевают полчища врагов и совершают другие подвиги, превышающие силы

человека. Своеобразие вымысла в былинах (по сравнению со сказкой) -

следствие переосмысления давних мифологических традиций фольклора

применительно к целевой установке героического песнопения, говорящего о

событиях исторической жизни Руси.

В былинах находят отражение изображение и поэтизация мужества,

бесстрашия, стойкости, проявляемых ради достижения высоких нравственных

целей.

Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она

полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир

во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка связана с

действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов,

мотивов, образов.

Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей:

добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные

герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь

нуждающимся, красивы душевно и физически.

Сказание представляет собой повествовательное произведение

исторического и легендарного характера, сочетающее ретроспективность

изложения с поэтической трансформацией прошлого. Среди сказаний различают

предания, легенды...

Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине,

заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают

у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в

бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства

сопряжены с уважением к другим народам.

Среди книг по основам нравственности выделяются религиозные издания:

пересказы книг, почитаемых священными, житийная (о жизни святых),

вероучительная (о законах вероисповедания) и духовная литература (об образе

жизни и образе мыслей верующего).

Одним из основных произведений является Библия - Слово Божие. Она

раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысл бытия.

Центральная тема Библии - это личность Господа Иисуса Христа, Сына

Божьего, Спасителя и Владыки мира.

В Библии рассказывается не только о том, как произошло грехопадение

человека, его отлучение от Бога и осуждение на вечную погибель, но также и

о Божьем замысле спасения человечества. О том, как Бог послал на землю Сына

Своего, Иисуса Христа, чтобы Он принес искупительную жертву, приняв смерть

за грехи людей, указав им истинный путь жизни.

Евангельская проповедь принесла надежду опустошенным и отчаявшимся,

вдохнула в них энергию и жизнь. Христианство соединило мудрость Афин и

чаяния Востока с мечтой Рима о всеобщем "согласии"; оно осудило

угнетателей, искоренило рабство. Позднее оно стало опорой гуманности,

просвещения, высокой нравственности.

Третьеклассникам открывается мир зарубежной литературы: сказки народов

мира, сказки и сказочные повести любимых детских писателей Г.Х.Андерсена,

Ш.Перро, А.Милна, А.Линдгрен, стихи Д.Родари и др.

Данная программа позволяет учителю начальных классов, работающему в

условиях массовой общеобразовательной школы, не только приобщить детей к

литературе как виду искусства, но и развить их речь, культуру общения,

сформировать умение использовать книгу для организации праздников,

викторин, концертов.

Рассмотренные нами программы по чтению и литературе призваны решать

задачу умственного и нравственного развития детей. Их объединяет обширный

круг чтения, четко разработанные методы и приемы обучения, творческая

направленность деятельности учителя и учащихся, стимулирование учителей к

самообразованию и привлечению родителей к руководству детским чтением.

Глава 2. Методологические основы экспериментальной работы

2.1. Особенности восприятия произведений художественной литературы

детьми младшего школьного возраста.

Прежде чем анализировать содержание и организацию ознакомления с

художественной литературой детей младшего школьного возраста, необходимо

рассмотреть этапы формирования детей-читателей и особенности восприятия ими

литературных произведений.

Воспитание читателя начинается в дошкольном возрасте, когда

закладываются "основы эстетического восприятия, эстетических чувств и

эмоций, создающие фундамент для литературного образования"[7] с.6

Рассматривая особенности восприятия литературных произведений Л.М.

Гурович, Л.Б.Береговая и В.И.Логинова отмечают, что понимание

художественного произведения детьми дошкольного возраста тесно

взаимосвязано с жизненным опытом ребенка. Если литературные ситуации

отличны от непосредственных личных впечатлений детей, они могут быть ими

неверно поняты. Поэтому при работе с детьми этого возраста широко

используются иллюстрации к тексту.

Н.Н.Светловская выделяет ведущую закономерность, регулирующую

включение младших школьников в чтение как речевую коммуникативную

деятельность. Она представляет собой подчинение детского чтения соблюдению

трех аспектов подготовки младших школьников к самостоятельной деятельности

в мире книг - это аспект раскодирования текста, аспект понимания

прочитанного и аспект постижения значимости книги для читателя,

необходимости сознательно выбирать и самостоятельно читать книги.

Развивая и совершенствуя систему дел, в которых дети-читатели получают

возможность упражняться в нравственных поступках, учитель сталкивается с

проблемой взаимосвязи чтения и общего развития ребенка. К.Д.Ушинский в

работе "Человек как предмет воспитания" впервые в педагогике обратил

внимание на эту связь.

Как известно, произведения искусства воздействуют на личность в целом,

а не только на ее отдельные стороны. З.Н.Романовская отмечает, что "никакая

другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний

мир человека в его динамике, как художественная литература" [14] с.14

Нравственный урок, который маленький читатель извлекает из

прочитанного, обогащает его только в том случае, если усваивается как нечто

личное, пережитое самим собой, а не отстраненное нравоучение.

Размышляя о нравственном воспитании учащихся средствами художественной

литературы, русские методисты В. и Ц. Балталон писали, что "Нравственное

воспитание детей совсем не достигается путем рассуждения с ними о морали и

добродетели...

Нравственно воспитательная задача при прочтении таких рассказов

состоит в том, чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее

переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых лиц.

Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей,

то воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если бы после

чтения не последовало никакой беседы на моральную тему" [1] с.139

Изменения, происходящие в душе читателя после прочтения

художественного произведения, названные Л.С.Выготским "моральным

последствием искусства" обнаруживаются в некоторой внутренней проясненное™

душевного мира, в некотором изживании интимных конфликтов и, следовательно,

в освобождении некоторых скованных и оттесненных сил, в частности, "сил

морального поведения" [6] с.284

Как известно, воздействие литературы на развитие личности

осуществляется через восприятие. В психологической литературе термин

"восприятие" понимается как "целостное отражение предметов, ситуаций и

событий, возникающее при непосредственном воздействии физических

раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с

процессами ощущения, восприятия обеспечивает непосредственно-чувственную

ориентировку в окружающем мире" [13] с.66

Рассматривая постижение художественного произведения, Т.Д.Полозова

указывает об эстетическом восприятии, называя его универсальной

человеческой способностью. "Она выражает и проявляет не только

специфические качества, характеризующие конкретную реакцию личности на

факты искусства и реальной жизни, но и потенциальную творческую перспективу

ее общего развития" [17] с.67

Эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и

приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими

школьниками литературно-художественного произведения.

Для выбора методов и приемов работы с художественной литературой

необходим учет психологических возможностей и особенностей усвоения знаний

младшими школьниками.

Необходимо отметить, что психологические процессы младших школьников

характеризуются динамичностью: "запоминание и запечатление превращается в

деятельность заучивания, восприятие - целенаправленного и организованного

наблюдения, мышление приобретает формы связного логического рассуждения"

[2] с.46

Младшим школьникам присущи особенности протекания психологических

процессов, без учета которых невозможно правильно организовать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.