скачать рефераты

МЕНЮ


Общая и производственная педагогика

Общая и производственная педагогика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине “Общая и производственная педагогика”

Тема контрольной работы

по специальности : Менеджмент в производственной сфере

по розделу учебного плана : Основы психологии и педагогики

Наряду с осуществлением мер по развитию учебно-материальной базы,

оборудованию кабинетов и аудиторий большую работу предстоит провести по

овладению преподавателями методикой рационального использования различных

средств обучения при подготовке и проведении занятий. Каждый из них должен

хорошо знать информативные и дидактические возможности, сильные и слабые

стороны тех или иных средств обучения, наиболее эффективные приемы их

применения в соответствующих формах учебы и видах занятий.

Большую ценность в разъяснении и понимании изучаемого материала имеют

таблицы, диаграммы, графики, карты и другие условно-схематические наглядные

пособия. Они применяются в тех ситуациях, когда необходимо дать краткую, но

емкую характеристику излагаемой проблемы. Такая наглядность помогает

систематизировать, обогащать, сокращать или аккумулировать материал, более

точно фиксировать значение научных понятий и их существенные связи,

соотносить теоретическое постижение мира с эмпирическим опытом.

Практика показывает, что наибольшую трудность в усвоении материала

составляет осмысление основных идей, тезисов, сути концептуально-

понятийного знания. В этом отношении значительную помощь слушателям

оказывает такое наглядное пособие, как схема. Возможность выделения в схеме

главных сущностных связей в целом и определяет ее основную дидактическую

ценность. Схемы целесообразно использовать при первоначальном ознакомлении

слушателей с материалом; при изучении обширного материала, который трудно

осмыслить в целом; для связи отдельных вопросов темы как единой проблемы;

при рассмотрении материала, когда главным является его характеристика.

При анализе социальных процессов важное место занимают графики.

Наглядное выражение знания в них достигается при помощи расположения кривой

линии относительно осей координат и координатной сетки. Графики

результативны при привлечении цифрового материала, когда ставится задача

сравнения динамики развития двух или нескольких явлений (например, мирового

потребления нефти и развития ресурсосбережения). Графики могут оказаться

незаменимым средством при характеристике динамики социальных процессов

(изменения социальной структуры общества и т. п.).

В пропагандистской практике широко используется образно-выразительная

наглядность (наглядно-образные модели или представления, выработанные в

современной науке, образ реально существующей вещи или явления), а также

документальная наглядность (фотографии, копии важнейших документов).

Собирая информационный фонд наглядности, преподаватель должен

помнить, что таблицы всегда содержат больше информации, чем диаграммы,

графики, поскольку в них материал может быть представлен в большем

количестве измерений, более разнообразно. В диаграммах, графиках, как

правило, используются два измерения - по вертикали и по горизонтали. В

таблицах данные можно сопоставлять в самых разных комбинациях. Однако

графики, диаграммы несравнимо более наглядны, чем таблицы. Поэтому в

информационном фонде необходимо иметь и таблицы, и графики, и диаграммы,

которые подготавливаются на основе таблицы в зависимости от выбранного

способа освещения материала. Таблицы, графики, диаграммы должны содержать

информацию динамического характера, т. е. позволяющую рассматривать

явления, объекты в движении, развитии, сравнении.

В информационном фонде ТСО обязательно должны быть звуковые пособия.

Их использование легко и доступно для лекторов, поскольку современные

переносные кассетные магнитофоны обеспечивают достаточно высокое качество

звучания и необходимую звуковую возможность воспроизведения. Такие пособия,

как правило, создаются на основе радио- и телепередач, записей,

содержащихся на грампластинках. Особую эмоциональную реакцию обычно

вызывают записи, сделанные самим лектором во время бесед, интервью,

выступлений на собраниях в трудовых коллективах, на митингах, в процессе

лекций, на концертах. Такие звуковые пособия способствуют созданию

атмосферы доверительности, связи с жизнью, эффекта присутствия.

Эффективность использования ТСО зависит от целого ряда факторов,

которые условно можно разделить на три основные группы: предметно-

содержательные, технические и методические.

К предметно-содержательной группе факторов относятся содержание

информативного материала, используемого при помощи технических средств

передачи информации, его научный и идейно-теоретический уронвни.

Техническую группу факторов составляют аппаратура и оборудование, при

помощи которых передается информация слушателям во время занятия. К этой

группе факторов следует отнести также оснащенность учебного помещения,

возможность использовать те или другие ТСО. Методическая группа факторов

представлена в основном логикой построения занятия, методами изложения

материала, конкретными методическими приемами предъявлений информации с

помощью технических средств. Только строгий учет и органическое единство

всех указанных факторов могут обеспечить высокую эффективность

использования технических средств, а также решение задач, стоящих перед

преподавателем.

Обычно в практике своей работы пропагандист использует, главным

образом, наиболее простые в эксплуатации технические устройства, часто

расширяя их возможности путем применения различных способов и приемов

предъявления информации.

Так, если сравнить указанные возможности кинопроектора и

кадропроектора, то на первый взгляд предпочтение будет отдано

кинопроектору. Главное его преимущество - в динамике предъявления

информации. Это имеет значение, когда необходимо показать процесс, развитие

какого-либо явления. Кадропроектор не может, на первый взгляд, сравниться в

этом смысле с кинопроектором. Однако при определенных обстоятельствах и

условиях средства статической проекции дают возможность весьма эффективно

использовать их и для раскрытия сущности различных процессов, показать

явление в развитии, что очень важно для усиления мировоззренческой и

методологической стороны занятия. Достигается это путем применения способов

“добавления” и “вычленения” информации. Освоение данных способов является

необходимым элементом разработки методики использования ТСО.

Важнейшую роль при использовании ТСО играет взаимосвязь слов с

демонстрируемыми изображениями или предъявляемыми фонограммами. Это очень

важный элемент методического приема. Но именно он чаще всего является самым

уязвимым местом в методической оснащенности лекторов, особенно начинающих.

Взаимосвязь слов преподавателя с предъявляемым с помощью ТСО

информативным материалом неоднозначна в различных ситуациях. Скажем в

кинолекции, где ведущую роль играют видеоряд и дикторский текст, эта

взаимосвязь имеет иной характер, нежели на занятии, где на переднем плане -

словесное изложение. Ее особенности зависят от многих причин и факторов: в

какой момент, на каком этапе преподаватель включает в словесную ткань

своего изложения наглядное изображение, какую функцию должно выполнить это

изображение, насколько оно сложно или просто по своему графическому

выражению или цветовому решению, в какой мере оно насыщено по содержанию,

какой вид наглядности представлен на нем, при помощи какой аппаратуры

предъявляется это изображение слушателям и т. д.

В отношении указанных причин и факторов возможны различные варианты

взаимосвязи слова и изображения, но такая взаимосвязь должна быть

обязательно. Каждое изображение на экране или фонограмму во время занятия

следует сопровождать “словесным оформлением”, задача которого - органически

“вписать” это изображение в логику занятия, ее структуру и содержание. В

противном случае изображение либо “выпадает” из структуры занятия, либо,

что еще хуже, разрушает эту структуру.

Каким же образом правильно связать демонстрацию изображения и

словесное изложение материала? Прежде всего необходимо подготовить

слушателей к появлению изображения и дать установку на его восприятие.

Например, если преподавателю необходимо по ходу занятия показать

график или диаграмму, то нужно прежде сказать, какой процесс или явление

рассматривается и что будет сейчас проиллюстрировано в виде графика или

диаграммы. Хорошо, если в этом выступлении он обратит внимание слушателей

на особенности изображения, которые следует иметь в виду.

Особое значение подобная установка на зрительное восприятие

приобретает перед демонстрацией сложных структурно-логических схем,

многокомпонентных диаграмм.

Следующим важным моментом в обеспечении взаимосвязи слова и

изображения во время занятия является работа с самим изображением, с его

содержанием и формой. При этом можно выделить некоторые основные правила.

Так, если демонстрируется диаграмма в виде окружности и секторов

внутри этой окружности, необходимо предварительно объяснить слушателям,

какие показатели отражает каждый сектор. Если эта диаграмма выполнена в

цвете, нужно указать, каким показателям соответствует какой цвет, и только

после этого приступить к анализу содержания диаграммы. Это же требование

относится к так называемым фигурным диаграммам, где каждый показатель

выражен в виде фигур. Если демонстрируется структурно-логическая схема,

содержащая информацию в виде различных геометрических фигур, стрелок и т.

д., необходимо по ходу анализа содержания схемы объяснить значение каждого

из этих знаков, их смысловую функцию в содержании схемы.

Свою особенность имеет работа в том случае, когда сложная схема

демонстрируется способом “добавления”. Здесь существенную роль играет

момент добавления новой информации, ее расширение в виде, новых элементов

изображения. Каждый переход должен сопровождаться словесным объяснением.

Причем в данном случае внимательно следует подходить к выбору метода

изложения материала.

При использовании объяснительно-иллюстрированного метода изложения

материала графические изображения иллюстрируют сказанное. Поэтому

обращаются к ним как к аргументу после того, когда словесно выразят нужное

положение. В этом случае компоненты занятия связаны в виде отношения “слово-

изображение”.

При проблемном методе изложения материала изображение становится

опорным элементом размышления преподавателя совместно со слушателями.

Причем можно специально обращаться к слушателям со словами: “Давайте

посмотрим и подумаем...”. Здесь большое значение имеет противопоставление

различных элементов изображения, и на основе этого противопоставления идет

поиск, разворачиваются размышления ведущего с последующими выводами. В этом

случае слово и изображение связаны в виде отношения “слово - изображение -

слово”, а лектор, используя изображение, поднимает вопросы, которые

подчеркивают противоречие или противопоставление, представленное на

изображении.

Большую помощь в таком изложении оказывает полиэкранная система

предъявления информации. Именно наличие двух или трех экранов дает

возможность эффективно противопоставлять различную информацию. Если в

распоряжении имеются два экрана, то можно сравнивать, сопоставлять

различные показатели, положения, точки зрения, располагая их на этих

экранах, а если три экрана, то такие противопоставления можно делать еще

более наглядно и эффективно. Достигается это следующим приемом. На среднем

экране помещается изображение (графическое или словесное) основного

вопроса, по которому и проводится необходимое противопоставление. На левом

демонстрируется одна точка зрения, на правом - другая, противоположная. Так

усиливаются зрительный и смысловой эффекты противопоставления. Естественно,

что анализ этих трех изображений ведущий проводит словесно.

В том случае, когда есть только один экран, решение описанной выше

задачи осуществляется на одном изображении. Но строится это изображение из

трех частей. В центре помещается предмет противопоставления (как правило, в

словесном выражении), а слева и справа отражаются различные точки зрения.

Причем предъявлять такое изображение на экране можно способом “добавления”,

что дает возможность акцентировать внимание на каждом элементе изображения.

Все основные правила проецирования диафильмов и диапозитивов,

описанные выше, применимы и к информационным пособиям, как кинофильмы и

фонозаписи.

Одним из эффективных методических приемов использования ТСО является

комплексное их применение. Суть такого приема заключается в том, что лектор

последовательно обращается к различным видам ТСО: диапроекции,

кинопроекции, звукозаписи и т. д. Это усиливает информативность занятия, ее

познавательное и воспитательное значение.

Комплексно ТСО можно применить на занятии, посвященном пропаганде

передового опыта: показать при помощи кино, фотографии или видеозаписи,

скажем, бригаду, работающую по методу бригадного, арендного подряда, затем

воспроизвести фонограмму интервью с членами бригады, в котором дать оценку

передовому методу организации труда на производстве. Хорошо, если после

этого при помощи диапроекции будут показаны диаграммы или графики,

демонстрирующие экономический эффект от внедрения бригадного подряда. В

заключение с помощью структурно-логической схемы целесообразно раскрыть

сущность данного метода. Таким образом будет создана целостная картина

понятия - от личностного выражения до сущности.

На каждом занятии в зависимости от его содержания, проблематики

преобладают различные виды информативного материала для ТСО, следовательно,

применяются и соответствующие методические приемы. Например, на занятиях

методических семинаров, посвященных теоретическим проблемам науки, будут

преобладать структурно-логические схемы, графики, т. е. так называемая

условно-схематическая наглядность. В ходе занятий по пропаганде

экономических знаний значительное место занимают статистические данные, а

значит, отвечающие теме виды изображений, что требует использования

определенных ТСО и специфических методических приемов.

Своеобразные требования возникают при использовании комплексов

технических средств обучения, которые создаются для группового, а также

индивидуального обучения. Комплексы технических средств программированного

обучения делят на две группы: обучающие; контролирующие, призванные

проверять знания слушателей.

Обучающие комплексы ТСО включают технические средства

программированного обучения, обеспечивая реализацию операций обучения или

самообучения. Учебно-методическое оснащение комплекса включает как учебный

материал, так и алгоритмы организации деятельности слушателя по его

усвоению, т. е. специальное программное обеспечение.

Контролирующие комплексы ТСО обеспечивают внешний контроль

деятельности слушателя, а также самоконтроль собственных знаний, умений и

навыков. Чаще всего при машинном (с применением ЭВМ) контроле знаний

слушателям выдаются карточки с вопросами или вопросы высвечиваются на

экранах технических устройств.

Отметим, что в структуру как обучающихся, так и контролирующих

комплексов входят: диапроекторы, кино-, видео- и телевизионные системы,

магнитофоны, учебная литература, различного вида ЭВМ. Работает это все на

основе носителей иформации: слайдов, видеосюжетов, кинофрагментов, дискет,

тестов контроля знаний и т. д.

Учебное помещение с находящимися там обучающими комплексами ТСО

принято называть автоматизированным классом или программированным

кабинетом. Контролирующие комплексы тоже принято объединять в кабинеты

(классы) автоматизированного контроля.

Из программированных машин индивидуального пользования (типа КИСИ,

“Репетитор МЭИ” и др.) весьма удобен и надежен комплекс “Репетитор МЭИ”,

предназначенный для обучения и контроля знаний слушателей. Несколько таких

устройств могут быть соединены с центральным пультом пропагандиста для

проведения групповых занятий. По конструкции - это автономно управляемый

диапроектор ( типа “Пеленг-700”) с проекцией учебной информации на

встроенный полупрозрачный экран. Информация выдается слушателю на 35-мм

кинопленке. Варианты формирования ответа: выборочный численно-кодированный,

сопоставительный и последовательно-конструированный. Ввод ответа -

клавишный. Реализуется линейная, разветвленная и комбинированная программы

(емкость памяти: до1ОО кадров, размер 18 х 25 мм). Комплекс адаптируется к

индивидуальным особенностям слушателей.

Электронный экзаменатор “Сибиряк” предназначен для использования в

индивидуальной работе учебного процесса. Он может служить как для приема

экзаменов с автоматической оценкой правильности введенных ответов, так и

для самоконтроля в процессе самостоятельной подготовки слушателей к

семинарам и собеседованиям. Контрольные вопросы предъявляются им в виде

карточек. Для групповой работы широко применяются комплексы: “Ритм-2М”, ДС-

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.