скачать рефераты

МЕНЮ


Общение и формирование личности младшего школьника

Общение и формирование личности младшего школьника

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Дипломная работа

Общение и формирование личности младшего школьника

Работа выполнена

студенткой ОЗО ФНК

Лихомановой Мариной

Владимировной

Научный руководитель

КПН, доцент

П.И.Рябцев

Новосибирск

2001

Само бытие человека (и внешнее

и внутреннее) есть глубочайшее

общение. Быть - значит общаться.

Бахтин

М.М.[2]

Содержание:

Введение…………………………………………………………….4

Глава I Общение и развитие человека как личность…………...6

1.1 Роль общения в психическом развитии человека…………..6

1.2 Усвоение правил и норм общения…………………………...9

1.3 Межличностное общение и факторы его определяющие….11

А) Коллектив и развитие личности. Положительное и

отрицательное………………………………………………...11

Б) Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся

начальных классов в учебной деятельности……15

В) Межличностные отношения в первом классе…………...23

1.4 Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших

школьников………………………31

Глава II Методы изучения личности и межличностных отношений у младших

школьников…………………………36

2.1 Обучение, погруженное в общение. Учусь общению:

могу……………………………………………………………36

А) Информационный блок общения………………………...40

Б) Интерактивный блок общения……………………………46

В) Перцептивный блок общения………………………….....53

2.2 Общение в обучении: сумею!…………………………….….61

Заключение……..………………………………………………….69

Библиография…..………………………………………………….71

Приложение……..…………………………………………………73

Введение

Среди многообразия проблем современной психологии, общения является

одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в

качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой

деятельности.

В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач

воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения

проблемы общения – формирования личности в нем. Как показывают результаты

психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в

непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами,

сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности,

формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

Работая над этой проблемой, я изучила статьи, исследования разных

преподавателей и аспирантов кафедры психологии ГрГУ, МГУ, МГПИ им. М.

Горького и Могилевского пединститута таких как: К.B. Вербовой, C.B.

Белохвостовой, П.Р. Галузо, Я.Л. Коломенского, А.А. Амелькова и многих

других известных психологов.

Содержание и структура понимания младшими подростками (4 класс) своих

родителей анализируются в статье Н.Я.Приваловой. Полученные ею данные

помогут осмыслить характер межличностных отношений между детьми и

родителями в семье и таким образом выявит некоторые резервы формирования

личности младшего подростка.

Объект исследования:

Общение, как одна из самых важнейших фаз формирования личности

младшего школьника, как целостный процесс.

Предмет исследования:

Развитие и формирования личности младшего школьника в процессе

общения.

Цель исследования:

Изучить проблему психолого-педагогического общения системно и таким

образом более глубоко раскрыть закономерности формирования личности в

процессе общения.

Задачи исследования:

1) Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме

общения младших школьников как одной из фаз формирования личности.

2) Определение понятийного аппарата по данной проблеме.

3) Роль общения в формировании волевых качеств личности.

4) Исследовать закономерности восприятия и понимания личностью

первичного коллектива как целого, его межличностных отношений.

Методы:

1) Анализ научно-методической литературы;

2) Методы педагогического эксперимента;

3) Метод наблюдения;

4) Беседа;

5) Анализ игровой деятельности;

6) Анализ продуктов творческой деятельности детей.

Апробация работы:

Материалы данной дипломной работы были доложены на семинарах в школе,

экспериментальная работа апробирована на методических объединениях школы.

Теоретическая значимость работы:

В работе проанализирован, обобщен, систематизирован найденный

теоретический и практический материал по данной проблеме, а также

показано, как через клубы общения, техники игры создать ребенку условия

для полноценного общения. Как реально осуществляется влияние общения на

формирование и развитие личности, к каким конкретно позитивным или

негативным для становления личности последствиям оно приводит, каковы

воспитательные возможности общения как условия действительно полноценного

развития личности.

Практическая значимость:

Данная работа может представлять интерес для учителей начальных

классов, для людей, интересующихся теоретической стороной данной проблемы,

а так же для родителей младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных

учреждений и вообще для всех кто работает с детьми.

Глава I Общение и развитие человека как личности.

1 Роль общения в психическом развитии

человека.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики,

её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с

психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению,

человек приобретает все свои высшие производительные способности и

качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается

в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми,

он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым

гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь

внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом

свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и

показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий

индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее остается

биологическим существом в своем психическим развитии. В качестве примера

можно привести состояние людей, которых время от времени находят среди

зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от

цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного

случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных

(например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его

общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои

человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти

исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а

ещё более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен

способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид

социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому

младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как

условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже –

на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание

(викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное

научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми

он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим

путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен.

Интенсивность общения, разнообразим его содержания, целей, средств являются

важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные выше виды

общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.

Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит

средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует

умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого

деловые и организаторские качества.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему

возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки,

склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели

жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели,

средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом

развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку

получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной

культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия

индивидуального развития.

Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор

интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и,

следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению,

формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения.

Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и

личностному развитию человека.

Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для

человека, своеобразной для его «подзарядкой». Приобретая в результате

такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек

увеличивает свой психоэненгетический потенциал, развивающий его самого.

Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен

действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой

развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную

деятельность.

Биологическое общение служит само сохранению организма в качестве

важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.

Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и

является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп,

коллективов и т.д.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы

обращаться и воспитываться в результате широкого использования на практике

данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов

научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального.

Опосредствованное общение помогает усовершенствованию средств общения

и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и

самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность

психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился

пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное

общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных

возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к

межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для

развития.

Что же касается вербального общения и его роли в психологическом

развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи,

а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как

интеллектуального, так и собственно личностного.

2. Усвоение правил и норм общения.

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его

взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде

всего, увеличивается время, отводимое на обучение. Теперь большую часть дня

дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями,

другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не

связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми.

В первых классах школы дети больше общаются с учителями, проявляя к нему

больший интерес, чем к своим сверстникам, так как говорят, учителя является

для них очень высоким. Но уже к III-IV классам положение дел меняется.

Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой

и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками,

который далее постепенно возрастет к среднему и старшему школьному

возрасту. Наряду с внешним изменением характера общение происходит его

содержательная внутренняя перестройка, которая выражается в том, что

меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнеров

по общению определяется для ребенка в основном оценками учителя, успехами в

учении, то к III-IV классами появляются признаки иной мотивации

межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника

личностных достоинств и форм поведения партнера по общению. На пороге

школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно

определяющийся словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция

представляет собой осознанное отношения ребёнка к себе, к окружающим людям,

событиям и делам - такое отношение, которое он отчетливо может выразить

делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным

моментом в дальнейшей судьбе ребёнка, определяя собой начало его

индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт

становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании

ребёнка выделяется система нравственных норм, которым он следует или

старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся

обстоятельств.

Благодаря исследованиям, проведённым Ж. Пиаже, мы имеем представление

о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-

оценочных суждений они придерживаются. Установлено, например, что в период

жизни от 5 до12 лет представления ребёнка о нравственности меняются от

нравственного реализма к нравственному релятивизму.

Нравственный реализм, в понимании Пиаже, это твердое, непоколебимое и

весьма однозначное понимание добра и зла, разделяющее всё существующее

только на две категории – хорошее и плохое – и не усматривающее никаких

полутеней в нравственных оценках.

Нравственный релятивизм, появляющийся у детей примерно с 11 лет,

основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и

уважительное отношение к себе и в каждом поступке можно усмотреть

нравственно оправданное и осуждаемое. Реалист мыслит категориями авторитета

и полагает, что законы нравственности установлены властью и незыблемы, что

они абсолютны и не имеют исключений, что их нельзя менять. Ребёнок –

нравственный реалист – моральную дилемму обычно решает в пользу бездумного

послушания и беспрекословного подчинения взрослому, даже если его

распоряжения расходятся нравственными нормами. Более старшие по возрасту

дети, поднявшиеся в своем развитии до уровня нравственного релятивизма,

полагают, что иногда можно пренебречь мнением взрослого и поступить в

соответствии с иными нормами морали. Младшие, например, считают, что

говорить неправду никогда нельзя; старшие полагают, что в некоторых случаях

она допустима.

Находясь в стадии нравственного реализма и играя друг с другом, дети

верят в то, что существует лишь одно истинное правило игры; дети

релятивисты признают, что правила игры можно изменять и с общего согласия

готовы принять новые правила. Произвольное поведение из области

познавательных процессов и волевой регуляции поведения, что характерно для

дошкольников в младшем школьном возрасте распространяется, но область

чувств. У детей III-IV классов отличаются первые, правда, ещё неумелые

попытки сдерживания эмоций, непосредственных импульсов и желаний. Наряду с

этим начинается примерно с III класса у школьников сложно отметить

появление настойчивости как волевой черты характера.

1.3 Межличностное общение и факторы его определяющие.

А) Коллектив и развитие личности. Положительное и отрицательное.

Система воспитания, сложившаяся в нашей стране за годы господства

коммунистической идеологии, получило название коллективистической и до сих

пор хранит свои основные черты, по крайней мере, в педагогической теории.

Она годами строилась и развивалась на основе тезиса, согласно которому

воспитание, а следовательно, и полноценное развитие личности возможно

только в коллективе и через коллектив. По сложившейся с тех пор и

укрепившейся с годами педагогической традиции стали возводить почти в

абсолют значение коллектива в воспитании личности. Но попробуем

разобраться. Всегда ли коллектив прав, безгрешен и прогрессивен в отношении

развития личности?

Первый вопрос, который хотелось бы обсудить, следующий: всегда ли

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.