скачать рефераты

МЕНЮ


Обучение информатике

компьютерной грамотности. А.А.Кузнецов (5) указывает, что задачи курса

информатики не ограничиваются только задачами подготовки школьников к

практической деятельности, труду. Перед курсом основ информатики, как

общеобразовательным учебным предметом, стоит комплекс учебно-воспитательных

задач, выходящих за рамки прикладных задач формирования компьютерной

грамотности.

На коллегии Министерства образования Российской Федерации, которая

состоялась 22 февраля 1995 года, обсуждался ход реализации программы

информатизации образования на 1994-1995 гг. Был рассмотрен вопрос о

совершенствовании организации обучения информатике в общеобразовательной

школе на современном этапе. Коллегия постановила признать целесообразной

необходимость выделения нескольких этапов в овладении основами информатики

и формировании информационной культуры в процессе обучения в школе:

- первый этап (1-6 классы) – пропедевтический;

- второй этап (7-9 классы) – базовый курс;

- третий этап (10-11 классы) – профильные курсы.

На первом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с

компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе

использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров

и т.д.

Второй этап обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум

подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися

методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование

навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей

учебной, а затем профессиональной деятельности. Изучение базового курса

формирует представления, передачи и хранения информации в живой природе,

обществе, технике.

Целесообразность переноса начала систематического изучения информатики в

7-9 классы, помимо необходимости в условиях информатизации школьного

образования широкого использования знаний и умений по информатике в других

учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также двумя другими

факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого

возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной

ролью изучения информатики для развития мышления, формирования научного

мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.

Представляется, что содержание базового курса может сочетать в себе все

3 существующих сейчас основных направления в обучении информатике в школе и

отражающих важнейшие аспекты ее общеобразовательной значимости:

- мировоззренческий аспект, связанный с формированием представлений о

системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли

информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих

закономерностях информационных процессов в системах различной природы;

- "пользовательский " аспект, связанный с формированием компьютерной

грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях

широкого использования информационных технологий;

- алгоритмический (программистский) аспект, связанный в настоящее время

уже в большей мере с развитием мышления школьников.

Третий этап (10-11 классы) – продолжение образования в области

информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и

содержанию в зависимости от интересов и направленности до профессиональной

подготовки школьников. В частности, для школ и классов математического

профиля возможно углубленное изучение программирования и методов

вычислительной математики, для школ естественнонаучного профиля – курс

информатики, связанный с применением компьютера для моделирования,

обработки данных эксперимента, для школ и гимназий гуманитарного профиля –

представление о системном подходе в языкознании, литературоведении на

формирование умений применять информационную технологию для решения задач

организации и экономики сельскохозяйственного производства и т.д.

Предложенная А.А.Кузнецовым структура обучения информатике в школе легла

в основу ряда экспериментов по созданию системы непрерывного обучения

информатике.

Подводя итоги анализа системы обучения информатики в современной школе,

следует подчеркнуть начавшийся переход от единого курса информатики в

старших классах к многоэтапной структуре обучения этой дисциплине. Первый

этап – пропедевтический, второй – базовый курс информатики, обеспечивающий

обязательный общеобразовательный минимум по этому предмету, третий этап –

дифференцированное изучение информатики в рамках одного из профильных

курсов.

§2. Профильная дифференциация

В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе

принято различать 2 основных типа дифференциации содержания обучения:

профильную и уровневую.

Коротко проанализируем сущность профильной дифференциации содержания

обучения.

Стремительный рост объема информации в современном мире делает

невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком, приводя к

необходимости его специализации в определенной сфере, а, следовательно, и

специализации его подготовки на основе общего образования. Профильная

дифференциация содержания образования обращена на реализацию этой задачи.

В литературе сущность профильной дифференциации содержания образования

определяется в направленной специализации образования в области устойчивых

интересов, склонностей и способностей, обучаемых с целью максимального их

развития в избранном направлении.

Профильная дифференциация предусматривает объединение учащихся в

относительно стабильные группы, где идет обучению предмету пол особым

программам, которые различаются содержанием, требованиями к знаниям и

умениям школьников.

Анализируя практическую реализацию профильной дифференциации

содержания образования, большинство исследователей отмечает, что наиболее

благоприятный возраст для профильного обучения, исходя из возрастных

особенностей учащихся – 15 лет (10 класс), когда начинают формироваться

устойчивые познавательные интересы, профессиональные намерения.

Профильная дифференциация основана на добровольном выборе школьниками

профиля обучения, исходя из их познавательных интересов, способностей,

достигнутых результатов обучения и профессиональных намерений. Она обращена

на реализацию индивидуального подхода по отношению к отдельным группам

учащихся. Процесс обучения в различных группах протекает по-разному:

отличается содержание образования, изменяется доминирующая роль тех или

иных методов обучения, их формы и пре мы, стиль взаимоотношений учащихся и

учителя.

В последние годы в российской школе наблюдается резкий рост интереса к

проблеме профильной дифференциации. Во многих школах страны созданы классы

с углубленным изучением отдельных предметов; организуются профильные

классы: гуманитарные, технические, естественнонаучные, физико-

математические и другие.

Рассмотрим специфику профильной дифференциации обучения информатике.

Рассмотренная выше структура обучения информатике, теоретически

обоснованная в ряде работ и уже складывающая в настоящее время в практике

школы, предусматривает продолжение образования в области информатики и

информационных технологий в рамках дифференцированного обучения в старших

классах.

Рассмотрим особенности информатики как образовательной области и как

учебного предмета общеобразовательной школы.

Начнем с анализа общеобразовательной значимости изучения информатики,

роли этого учебного предмета в решении основных задач школьного

образования.

В настоящее время под влиянием пресса информатизации складывается

новая общественная структура – информационное общество. Его развитие

существенным образом влияет на цели и содержание образования, стимулирует

изменение методов и организационных форм обучения.

Оценивая проникновение информатики и компьютеров в различные сферы

деятельности человека, их влияние на развитие общества, многие

исследователи характеризуют этот процесс как новую научно-техническую

революцию. По их мнению, развитие компьютеров и информационных технологий

приведет к тому, что к 2000 году большая часть (около 90%) населения

развитых стран мира будет занято в сферах деятельности, связанных с

информационной индустрией.

Как известно, общеобразовательное значение учебного предмета,

педагогические функции образовательной области определяется ее вкладом в

решение основных задач общего образования человека:

1) формирование современного научного мировоззрения школьников;

2) развитие мышления учащихся;

3) подготовка выпускников школы к практической деятельности,

продолжению образования, труду в информационном обществе.

Велика роль изучения информатики для развития мышления школьников,

формирования черт личности, отвечающих требованиям современного

производства.

Изучение информатики связано также с формированием целого ряда

важнейших обще учебных, интеллектуальных умений (например, формулирование

цели, выделение и координация подцелей, анализ исходных условий и средств,

формализация содержания задачи, построение модели и т.д.).

Общеобразовательная функция информатики связана также с решением

задачи подготовки школьников к труду, продолжению образования в условиях

информатизации народного хозяйства, реализацией задач политехнического

образования и профессионального самоопределения молодежи.

Роль изучения информатики в этой области определяется тем, что методы,

и средства информатики используются в настоящее время уже практически во

всех областях человеческой деятельности.

Учитывая, что одной из основных задач дифференциации содержания

обучения в школе является предпрофессиональная подготовка школьников в

области выбранной специализации, а также подготовке к продолжению

образования в этой области, можно предположить, что информатика,

информационные технологии должны стать одним из обязательных компонентов

содержания профильного обучения в любом из направлений специализации школы.

Таким образом, анализ значения информатики для решения основных задач

школьного образования , формирования ряда важнейших компонентов личности

учащихся, ее вклада в подготовку молодежи к труду, последующему

профессиональному образованию убедительно показывает необходимость

обязательного продолжения обучения этому предмету в рамках дифференциации

образования на старшей ступени школы независимо от выбранного профиля

специализации.

Это обстоятельство ставит информатику в уникальное положение в учебном

плане школы, определяет ее главную особенность с точки зрения

дифференциации образования. Обоснование обязательности продолжения обучения

информатике в старших классах в форме одного из профильных курсов в рамках

дифференциации обучения становится одним из важнейших принципов построения

многоэтапной структуры обучения информатике в школе.

С учетом выделенных особенностей информатики, проанализируем подходы к

дифференциации содержания обучения информатике, выдвинутые различными

авторами.

Н.В.Апатовой предлагается в 10-11 классах изучать объективно-

ориентированное программирование на языке Паскаль; логическое

программирование на Прологе или Лиспе; деревья, сети, фреймы; операционные

системы, базы данных, информационные и экспертные системы.

Однако при этом она отмечает, что содержание может быть заменено

курсами, в которых изучается прикладная информатика, например:

- "Информатика для математиков" – для учащихся, занимающихся в

математических классах, – содержит вопросы разработки и реализации на

компьютере различных численных методов; моделирование различных

пространств и множеств; изображение геометрических тел, их сечений,

движение тел и фигур и другое.

- "Информатика для филологов" – анализ и генерация текстов, работа с

различными словарями и другое.

- "Информатика для биологов" – разработка и использование готовых

классификаторов, моделирование поведения различных существ и их групп в

различных условиях и т.д.

- "Информатика для экономистов" – анализ деятельности предприятия,

разработка и испытание модели, информационные системы и базы данных.

Как видно, здесь предлагается некоторый "смешанный" подход: с одной

стороны, углубленное изучение информатики, а с другой, - специализация

содержания по предметным областям и задачам других школьных учебных

дисциплин.

В программе непрерывного курса информатики для средней школы (14),

А.Л.Семенов и Н.Д.Угринович предлагают 7 профильных курсов для углубленного

изучения информатики в старшем звене школы (10-11 классы):

1) Архитектура компьютера и операционная система;

2) Арифметические и логические основы компьютера;

3) Алгоритмизация и языки программирования;

4) Решение задач на компьютере;

5) Обработка текстов и издательская деятельность на компьютере;

6) Основы технологии мультимедиа;

7) Компьютерные телекоммуникационные сети.

Отметим положительный момент выделения широкого спектра профильных

курсов. Подчеркнем также, что ориентация на углубленное изучение не всегда

оправдана в определении содержания профильной дифференциации обучения.

Кроме того, предложенные здесь критерии выделения профилей носят различный

характер, недостаточно систематизированы.

В.Г.Мануйлов (9) разработал программу курса "Основы информационных

технологий", ориентированную на подготовку школьников, обучающихся в

классах с экономической ориентацией. Курс разбит на 2 части: "Введение в

информационные технологии" и "Информационные технологии для экономистов".

И.Ю.Степанова (20) предлагает программу спецкурса "Элементы языка

Пролог", для успешного изучения которого учащиеся должны обладать

математическими навыками оперирования с алгебраическими объектами и знать

аксиоматику школьного курса геометрии.

В профильной дифференциации обучения информатике важнейшее значение

имеют 2 принципа:

-принцип "бинарного вхождения" образовательной области в содержание

общего среднего образования, обоснованной В.С.Ледневым;

-принцип дифференциации содержания образования по его ведущей

педагогической функции.

В соответствии с принципом "двойного вхождения" образовательной

области в содержание общего среднего образования, образовательная область

отражается в содержании образования, с одной стороны, как объект изучения,

с другой стороны, как некоторый аспект изучения всей окружающей

действительности. К примеру, информатика представлена в содержании

школьного образования, как учебный предмет, и отражена, как принцип

"информатизации образования".

Следуя этой позиции, можно выделить принцип дифференциации по

критерию "фундаментальных" и "прикладных" (для информатики –

"пользовательских") профильных курсов.

К такому же делению мы приходим, если попытаемся дифференцировать их

по другому критерию – ведущей педагогической функции. Тогда для

"фундаментальных" курсов в качестве ведущей функции следует назвать

формирование научного мировоззрения или, как принято говорить, "научной

картины мира", а для "прикладных" – подготовку к практической деятельности,

труду.

Как же "профилируются" (дифференцируются по содержанию) профильные

курсы информатики "фундаментального" направления?

Направления их профилизации определяются применительно к предметным

областям, являющимися ведущими для каждого конкретного направления

специализации обучения в школе (классе).

Иначе говоря, если взять основные направления специализации школы по

предметным областям: математика, информатика, естествознание, история и

социальные науки, языки, то для каждого из них необходим свой профильный

курс информатики. В каждом из таких курсов углубленно изучается тот раздел

информатики, предмет которого пересекается с предметом науки, являющейся

ведущей, определяющей направленность специализации образования в данной

школе (классе).

Например, в классах математической специализации может быть предложен

курс "Вычислительная математика (численные методы) и программирование"

(С.А.Жданов, Э.И.Кузнецов, М.П.Лапчик и др.). Для школ и классов

естественнонаучной специализации – курс "Информационное моделирование"

(В.К.Белошапка), "Компьютерные методы обработки данных научных

экспериментов" и т.д. При гуманитарной специализации это может быть курс

"Информатика и информационные технологии" (С.Л.Бешенков и др.).

Основная задача курсов такого типа – развитие научных представлений,

формирование научного мировоззрения, обогащение изучения основ других

фундаментальных наук методами научного познания, привнесенными или

развитыми информатикой.

Профильные курсы информатики другого типа – прикладные (или

"пользовательские") дифференцируются не по предметным областям, а по

критерию вида информационной деятельности. Основное назначение таких курсов

– формирование (развитие) навыков использования методов и средств НИТ в

разных областях.

Глава II. Прикладной профильный курс «Новые информационные технологии»

В предыдущей главе были рассмотрены принципы дифференциации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.