скачать рефераты

МЕНЮ


Обучение изложению в коррекционной школе 8 вида

и побежал на своих коротеньких лапках под шкаф. На бегу он так забавно

сопел и хрюкал, что ребята все принялись хохотать.

Прошло несколько дней. Еж осмелел и стал вылезать из своей норы. Он

бегал, нюхал, фыркал и совсем не обращал внимания на людей. Кормили ежа

молоком, зеленью, хлебом. Но больше всего он любил яблоки и орехи.

Ежик прожил в школе всю зиму. А как пришли теплые весенние деньки и

проснулись первые насекомые, ребята отнесли ежа в лес и выпустили его на

волю.

Пятый текст. «Еж»

Раз поздней осенью Ольга Ивановна принесла в школу ежа. Она положила

его посреди класса на пол. Еж лежал неподвижно, как какой-то колючий шар.

Дети отошли от ежа подальше и притаились.

Вдруг клубочек чуть-чуть пошевелился и из него выглянули носик

пятачком и два зорких глаза. Вот еж распрямился, встал на лапки, огляделся

и побежал на своих коротеньких лапках под шкаф. На бегу он так забавно

сопел и хрюкал, что все ребята принялись хохотать.

Прошло несколько дней. Еж осмелел и стал вылезать из своей норы. Он

бегал, нюхал, фыркал и совсем не обращал внимания на людей. Кормили ежа

молоком, зеленью, хлебом. Но больше всего он любил яблоки и орехи.

Ежик любил спать на мягком, укрыться потеплее. У него под шкафом

лежала подстилка, на ней он и спал. Кроме того, он ловко запутывался в

кусок старой фланели. Но ему и этого было мало. Он тащил к себе все, что

плохо лежало и что было ему под силу: мешок, даже ученическую сумку.

Еж прожил в школе всю зиму. А как пришли теплые весенние деньки и

проснулись первые насекомые, ребята отнесли ежа в лес и выпустили его на

волю.

Шестой текст. «Лиса»

Под корнями старого дерева лисицы вырыли нору и устроились в ней

жить. Весной у лисицы в норе родились лисята. Они были маленькие, слепые и

совсем беспомощные. Мать-лиса ухаживала за своими детенышами, лизала их

пушистую шерстку, грела своим теплом.

Когда лисята подросли, они стали вылезать из норы.

Родители приносили им живую добычу – зайчат, мышей. Лисята играли с

ними, ловили их и так успешно учились охотиться.

Как-то раз лисью нору нашел старик-лесник. Спрятался он в кусты и

стал караулить. Вылезли лисята из норы, а дед как выскочит из засады и

накрыл пиджаком одного лисенка.

Принес деде лисенка домой. Внучата очень обрадовались зверьку.

Дедушка посадил его в большой ящик. Дети стали возле него и рассматривали

лисенка. Потом поставили ему блюдечко с молоком и положили кусочек мяса. Но

лисенок ничего есть не стал. Он прижался в уголке ящика и испуганно смотрел

на ребят.

Вечером, когда все легли спать, лисенок начал царапаться и тявкать.

Он так шумел, что никому не давал покоя. Наконец, дед не вытерпел. Он

встал, вынес ящик с лисенком в сарай и вернулся домой.

Утром ребята пообедали в сарай проведать лисенка. Открыли дверь,

глядят, с ящика сброшена крышка, а лисенка нет. Стали искать его по сараю.

Смотрят в самом углу под стеной широкая нора прорыта, прямо во двор

выходит.

Жалко стало ребятам, что лисенок убежал. Куда он такой маленький

денется? Пропадет, пожалуй, в лесу. Но пришел дедушка и сказал, что это не

лисенок ход прокопал. Это мать-лиса за ним приходила. Услыхала, как он

тявкает, пришла, подкопала и унесла лисенка.

УРОКИ

Класс 8

Урок №

Тема: Сочинение-описание по жанровой картине (В.М.Васнецов

«Аленушка»)

Цели: 1. Углубить представление об описании в художественном

стиле речи; формировать навыки составления сочинения-описания по картине;

показать отличие картины от иллюстрации.

2. Развитие речи учащихся.

3. Воспитание интереса и любви к живописи.

Ход урока: 1. Организационный момент, отчет дежурного. Проверка

домашнего задания.

2. Постановка учебной задачи. Речевая разминка.

3. Основная часть (работа по теме).

4. Задание на дом.

Оформление урока:

1. Репродукция картины В.М. Васнецова.

2. Эпиграф к уроку: «Искренность в отношении к искусству –

это первое условие его понимания, но первое условие –

еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания».

(Д.С.Лихачев)

3. Дидактические материалы для учащихся.

Конспект урока.

1. Речевая разминка.

- «Искренность в отношении к искусству – это первое условие его

понимания, но первое условие – еще не все. Для понимания искусства нужны

еще знания». (Д.С.Лихачев)

- Прочитайте высказывание академика Д.С. Лихачева вслух. Как вы его

понимаете?

- Что, по-вашему, значит выражение «для понимания искусства нужны

еще знания»? (Что правильно оценить произведение искусства, нужно иметь

представление о его авторе, о времени и истории создания и т.п.)

2. Работа по теме.

1. – Какие виды искусства вы знаете? (литература, музыка.

Живопись, театр, балет, архитектура и др.)

- Каждый вид искусства имеет свой изобразительный язык. Каков

он в разных видах искусства? (В литературе это слово, в музыке – звук, в

живописи – цвет, в графике – линия и т.д.)

- Давайте запишем слово живопись и разберем его по составу. Как

вы понимаете его лексическое значение? («Живо пишу» или «пишу красками»).

- Как называются произведения живописи? (Они называются

картинами).

- А если картина воспроизведена в книге, в учебнике, в альбоме,

как мы ее называем? (Репродукцией картины).

- Произнесите вслух слово репродукция. Запишите его. Какие

орфограммы можно объяснить, а какие запомнить? (Зная правило, можно

объяснить правописание –и- после –ц-, а правописание букв –о- и –е- нужно

запомнить).

- В каком слове, обозначающем рисунок, выполненный к какому-то

эпизоду литературного произведения, вы встречались с правописанием –и-

после –ц-? (В слове иллюстрация).

2. Иллюстрация – это тоже вид искусства. Чем же она отличается от

картины? (Она создается к какому-то литературному произведению, а картина

пишется и на основе жизненных впечатлений, и на основе исторических

событий, и с натуры, и по мотивам произведений художественной литературы и

т.д.)

- Назовите знакомые вам иллюстрации.

- Какие картины вам известны? Кем они созданы? (В.Васнецов

«Иван-царевич на сером волке», «Богатыри», И. Шишкин «Рожь», «Корабельная

роща»).

Воспроизведены ли в вашем учебнике картины художников? Какие? На

какие темы? Найдите их.

3. – Сегодня вы будете устно составлять сочинение-описание по

картине В.М.Васнецова «Аленушка».

- Прежде несколько слов о художнике. Будьте внимательны: этот

материал пригодится для работы над сочинением. Ваша задача – собрать

рабочий материал, записывая его в тетрадь.

Виктор Михайлович Васнецов (показывается автопортрет или портрет,

выполненный М. Нестеровым, можно использовать слайды) родился на Урале, в

85 км от Вятки, в селе Рябово в многодетной семье. С детства ему привили

любовь к народному творчеству и к сказкам, и к разным народным промыслам,

например славилась и сейчас славится Вятка. Виктор Васнецов чувствовал и

видел красоту во всем «от величайших светил до самой маленькой букашки и

незаметного цветка».

Когда он уехал в Петербург и поступил в Академию художеств, то

встретился там с художником И.Е. Репиным, скульптором М.М. Антокольским.

Под их влиянием он создает первые свои картины «С квартиры на квартиру»,

«Преферанс» (показываются репродукции).

Постепенно художник увлекается историей, пишет картины на

исторические темы: «После Игорева побоища» (по мотивам древнейшего

памятника литературы) «Иван Грозный» и др.

Но главное внимание он уделял народу, его творчеству. В.М.Васнецов

любил в русском народе «его богатырскую подчас размашистую натуру, его

песню, сказку, его художество, наконец, многострадальную историю». И по

мотивам народного творчества он создает много картин, например, «Аленушка»,

«Иван-царевич на Сером волке», «Ковер-самолет», «Богатыри», «Царевна-

лягушка» и др.

Все работы В.М.Васнецова отличаются богатством красок, какой-то

торжественностью, сказочностью, но в то же время и правдоподобием.

4. - Обратимся к репродукции картины В.М.Васнецова «Аленушка».

- С каким произведением устного народного творчества ассоциируется

у вас эта репродукция? Почему? (Художник написал «Аленушку» под

впечатлением известной народной сказки «Сестрица Аленушка и братец

Иванушка» в 1861 году. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской

галерее).

- Вспомните, о чем рассказывает русская народная сказка? Кто ее

герои? Какое зло приключилось с ними?

- Рассмотрите репродукцию. Что на ней изображено? (На берегу

озера, на камне, сидит задумавшись, простая крестьянская девушка).

- Вспомните содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец

Иванушка». Сможете ли вы найти в ней эпизод, соответствующий картине В.

Васнецова? (Нет, в сказке по берегу пруда бегал козленок, жалобно зовущий

сестрицу, а Аленушка лежала на дне пруда с тяжелым камнем на шее. Картина

не соответствует сюжету сказки).

- Задача художника-живописца иная, чем задача художника-

иллюстратора. Живописец создает свой образ, а не иллюстрирует отдельные

эпизоды произведения. В.Васнецов изображает не сказочный персонаж, а

правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо, сироты.

- Как изображена Аленушка? Что можно сказать о ее одежде, позе, о

выражении лица? Каково отношение к ней художника? Какие чувства вызывает

она у вас? (Аленушка изображена почти в центре картины, лицом к зрителю. У

нее худые руки, она босиком, сидит на камне, подложив голову на камни.

Одета девушка очень скромно, почти бедно: на ней старый пестрый сарафан и

голубая кофточка. Лицо ее выражает тревогу, печаль. Особенно ярко

выделяются на нем глаза. Взгляд Аленушки устремлен на воду, но она как

будто не видит ее. Чувствуется, что девушка чем-то озабочена, встревожена.)

- Художник трогательно относится к героине своей картины. Ему

дорога Аленушка в ее незамысловатой одежде. Он хочет вызвать сочувствие к

бедной девушке.

Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась

одна со своею печалью в сумрачном лесу.

- А как достигает художник такой выразительности, в передаче

настроения Аленушки? Какими средствами он пользуется? (Во-первых, по-

особому строит свою картину, изобразив только девушку, во-вторых,

использует определенные краски. Здесь цвет является основным

изобразительным средством).

- Как вы думаете, почему художник изображает одну девушку? (Чтобы

подчеркнуть ее одиночество, сосредоточить внимание зрителя на ней).

- Какие краски использует Васнецов для изображения Аленушки?

(серовато-голубые для одежды, светло-розовые для лица и рук, для рисунка на

сарафане, зеленые различных оттенков: от светлого до темно-зеленого, почти

черного).

- Какие слова и выражения можно подобрать, чтобы описать позу

девушки? (Низко склоненная голова, золотые волосы рассыпались по плечам,

взгляд задумчивый, тоскливый).

- Подберите эпитеты к существительному горе. (Большое, безутешное,

тяжелое, безысходное, великое и т.п.)

- Какое из них лучше подходит для описания состояния Аленушки?

(Безутешное, безысходное).

- Подберите синонимы к слову задумчивый. (Тоскливый, печальный)

- Какое из этих слов точнее передает состояние девушки? (Печальный

взгляд).

- Опишите пейзаж, на фоне которого изображена наша героиня.

Вспомните, что такое пейзаж, каково его название? (Пейзаж – это

изображение природы для того, чтобы передать настроение картины).

(Аленушка сидит на сером камне на берегу озера, вода в котором

черная. Кругом темный смешанный лес, побуревшая трава, пожелтевшая зелень.

Желтоватые листья, плывущие по воде, как бы олицетворяют слезы девушки –

крестьянки, ее печаль. Тонкие согнувшиеся ветки осинок, опустившиеся в

воду, подчеркивают беззащитность, одиночество Аленушки).

- Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это

определить? (Художник изобразил осень, раннюю осень – мы видим желтоватые

листья, слегка побуревшую траву. Небо хмурое, холодное, осеннее)

- Почему Васнецов выбрал именно осенний пейзаж? (Осенняя природа

увядает, навевает грусть. И это подчеркивает душевное состояние девушки,

которая только ей одной доверила свое безутешное горе).

- Подберите теперь эпитеты к словам небо (Осеннее, хмурое,

неприветливое, унылое, серое); озеро (глухое, глубокое, бездонное); вода

(темная, почти черная, холодная, неподвижная, застывшая, манящая); лес

(мрачный, темный, глухой, угрюмый, таинственный).

Выберите из них наиболее точно передающие состояния героини,

используйте их в своем сочинении-описании.

- Мы выяснили, что картина написана на сюжет народной сказки. А как

вы ее воспринимаете: как сказочную или как правдоподобную? (Как

правдоподобную, реалистическую картину. Здесь все правдиво, чувствуется

большая любовь Васнецова к простым людям, к родной природе).

- Что же все-таки связывает картину с русской народной сказкой?

5. – Проверим наши рабочие материалы. (Отвечают 2-3 ученика,

зачитывая записанные слова и словосочетания).

- Составим план к сочинению-описанию. Вспомните, о чем мы говорили

на уроке.

Примерный план

1. Слово о художнике В. Васнецове.

2. Описание картины «Аленушка»: внешний вид и выражение лица девушки,

ее поза, пейзаж.

3. Впечатление от картины.

- Составьте по плану устное сочинение-описание (Прослушивание и

рецензирование одной - двух работ учащихся).

3. Задание на дом.

Написать сочинение-описание картины, изменив последовательность

подпунктов 2-й части плана: вначале описать пейзаж (лес, озеро), а затем

Аленушку.

Класс 6. Итоговое занятие по русскому языку.

Урок №

Тема: Правописание гласных и согласных в приставках

Цели: 1. Повторить сведения о приставке как значимой части слова

и правописания приставок, известные по курсу начальной школы и

приобретенные в разделе «Словообразование».

2. Коррекция основных мыслительных процессов.

3. Воспитание внимания к живой природе, основываясь на

миниатюре М.М. Пришвина «Дятел»

Ход урока: 1. Организационный момент. Отчет дежурного. Проверка

домашнего задания.

2. Постановка учебной задачи.

3. Основная часть (работа по теме).

4. Задание на дом.

Оформление урока: 1. Рисунок дятла на доске или ватмане.

2. Список приставок.

3. Дидактический материал для учащихся.

План урока.

1. Проверка домашнего задания, в частности знаний о приставке в

составе слова и учебно-языкового умения ее выделять.

2. Начало работы с опорным текстом. Стимулирование интереса

учащихся к уроку.

А. Подготовка к слушанию текста. Вопросы учителя (ответы учащихся):

- Приходилось ли вам наблюдать за птицами в деревне, в бору?

- Видели ли вы дятла? Где и когда?

- Какой он?

- Чем интересно его поведение?

Слово учителя: А теперь послушайте, что и как написал о дятле

М.М.Пришвин. Его небольшая художественная зарисовка так и называется

«Дятел».

Б. Выразительное чтение текста учителем. Эмоциональное и

эстетическое восприятие текста (на слух).

Дятел

Видел дятла: короткий - хвостик ведь у него маленький, летел,

насадив на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была

мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве

до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются

шишки, торчит обработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда

девать. И – горе какое – нечем сбросить старую: клюв-то занят.

Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между

грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую

шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.

Вопросы по тексту.

- О чем рассказывает М.М. Пришвин?

- Что особенно привлекло внимание писателя?

- Кто из вас запомнил, как просто и необычно начинается рассказ

Пришвина?

- Воспроизведите начало текста (с помощью учителя). После 2-3

ответов учитель открывает запись на доске (раздать листки) и показывает

первое предложение текста, просит прочитать его выразительно.

3. Работа по теме урока.

. Объявление и запись темы «Правописание гласных и согласных в

приставке».

. Задание: найдите слово с приставкой в записанном

предложении, запишите его, условно обозначьте приставку

(насадив).

. Решение грамматической задачи: докажите, что выделенная в

слове часть основы действительно является приставкой

(насадив, посадив, усадка, высадка, пересадка, подсадить и

др.).

. Какие из приставок содержат орфографическую задачу? Как

решается эта орфографическая задача?

. Работа над орфографическим правилом (по учебнику) и

графическим обозначением орфограммы.

. Внимание к списку приставок (кроме приставок на з, с) в

учебнике.

4. Тренировочные упражнения.

. Запись под диктовку предложений с заданием: обозначьте

графически орфограмму «Гласные и согласные в приставках».

Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек.

Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит,

что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит обработанная и

несброшенная шишка и новую шишку некуда девать.

- Объясните правописание приставок.

- Укажите предлоги. Как их отличить от приставок?

(Попутно может быть выполнен синтаксический разбор первого

предложения: полный или частичный).

. Внимание к следующему предложению из текста, заранее записанному

на доске.

И – горе какое – нечем сбросить старую: клюв-то занят.

- Найдите слово с приставкой на изученное правило (сбросить).

Объясните ее написание. Допишите свои 10 слов с приставкой с.

- Почему слово занят не требует применения орфографического правила

к приставке в нем?

. Выборочная запись слов с приставками и обозначение в них

орфограммы (образец в учебнике) во время медленного чтения

второго абзаца учителем (совсем, сделал, зажал, освободил,

выбросил, поместил, заработал). Проверка сделанной записи с

комментированием орфограммы.

5. Итоги урока.

. Вывод по орфографической части урока: воспроизведение правила

написания гласных и согласных в приставках.

. Вывод по работе с текстом: чтение последнего предложения и

обсуждение роли концовки текста в структуре и содержании текста.

Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.

. Контрольный вопрос: какое слово в предложении подтверждает

изученное правило? (оживленный).

6. Окончание работы с текстом. Творческая работа учащихся.

. Выразительное чтение миниатюры М.М. Пришвина одним из учащихся.

По окончании чтения ставятся общие вопросы:

Какова тема текста?

Что заинтересовало писателя в поведении птицы?

С каким отношением к живой природе он рассказывает о дятле?

Какова основная мысль?

Каковы тип и стиль речи (для сильных учащихся)?

. Настрой на самостоятельную работу, вопросы учащимся, постановка

задания для творческой работы:

- Приходилось ли вам наблюдать за дятлом или другой птицей?

- С каким конкретным случаем связано это наблюдение?

- Что вас заинтересовало в поведении птицы? Расскажите об этом

сильным учащимся, можно предложить написать небольшое сочинение.

(Возможен другой вариант: Расскажите об отношении писателя

М.М.Пришвина к живой природе, основываясь на прочитанной миниатюре).

. Письменная работа учащихся – небольшой текст на тему,

связанную с наблюдениями в природе на основе личных

впечатлений от прочитанной миниатюры писателя.

Дополнительное задние: укажите слова с приставками,

обозначьте графически орфограмму, гласные и согласные в

приставках.

. Чтение двух-трех текстов учащихся.

7. Домашнее задание по учебнику: параграф, правила, упражнение.

Класс 7. Урок чтения.

Урок N

Тема: «Хамелеонство» в рассказе и в жизни.

(А.П. Чехов «Хамелеон»)

Цели: 1. Показать мастерство писателя в изображении

«хамелеонов».

2. Развитие речи учащихся.

3. Обратить внимание учащихся на художественные средства

изображения смешного в рассказе «Хамелеон»

Ход урока: 1. Организационный момент.

Отчет дежурного.

Проверка домашнего задания.

2. Постановка учебной задачи.

Речевая разминка.

3. Основная часть.

Беседа.

Выводы

Домашнее задание.

Оформление урока: 1. Портрет А.П. Чехова.

2. Эпиграф к уроку:

«Чехов писал печальные книги для веселых людей. Мир для него смешон

и печален одновременно, но, не заметив его забавности, вы не поймете его

печали, потому что они нераздельны»

В.В. Набоков.

Ход урока. Беседа:

Учитель: Какой жизненный принцип избрал для себя Чехов? (Перед Богом

сознавать свое ничтожество, а достоинство - перед людьми)

- Человеческое достоинство – это та проблема, которая в той или иной

степени находит отражение почти во всех произведениях А.П. Чехова. Какое

воплощение они нашла в рассказе «Хамелеон»? (Человек, лишенный достоинства,

сознает свое ничтожество перед сильными мира сего. Поэтому Очумелов и

Хрюкин меняют свое мнение и, соответственно, поведение в зависимости от

обстоятельств. Хохот толпы – достойная им награда).

- Почему рассказ назван «Хамелеон»? (Очумелов, в зависимости от того,

кто является хозяином собаки, меняет свое поведение, демонстрируя свою

угодливость по отношению к возможному хозяину – генералу. Превращения

Очумелова послужили основой для названия рассказа).

- Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»? (Шесть раз

полицейский надзиратель меняет свое поведение, показывая то деспотическую

сущность, то рабскую).

- Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к разряду

«хамелеонов». (В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение

Хрюкина. У читателя создается впечатление, что подробные превращения с

людьми, были типичны для того времени).

- Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и Хрюкина –

как характеры связаны с идеей рассказа? (Все подчинено основной идее:

высмеять деспотизм и рабскую угодливость, человеческое хамелеонство).

- М. Горький писал А.П. Чехову: «Огромное вы делаете дело вашими

маленькими рассказиками – возбуждая в людях отвращение к этой сонной

полумертвой жизни». Можно ли эти слова отнести к рассказу «Хамелеон»?

(Запуганность, забитость жителей городка, отсутствие в нем активной жизни

нарисованы автором в первых же строчках рассказа: «Кругом тишина… На

площади ни души», т.е. «полумертвая жизнь».)

- Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?

(Вначале толпа выживает, боится. Явно выразить свое отношение. Затем

смелеет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным»).

- Что составляет комедийную основу рассказа? (Смешное в рассказе

составляет несоответствие незначительного вопроса о принадлежности собаки,

но важного для персонажей, серьезному, страшному тону обсуждения этой

«проблемы»).

- Что показалось вам смешным в рассказе? (Сама история, название

рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина).

- Какие средства использует автор для создания комического текста?

(Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов использовал

такой распространенный литературный прием, как «говорящие фамилии»:

Очумелов – от слова «очуметь», потерять соображение, одуреть; Хрюкин – от

слова «хрюкать» (не случайно Очумелов о нем говорит: «… а ежели каждая

свинья…»)

- Чехов любил строить свои рассказы на диалогах. Проследите как

создаются речевые характеристики в «Хамелеоне», как меняется интонация

персонажей. (Диалоги зачитываются в лицах, проводится работа над

выразительным чтением, над речевой характеристикой действующих лиц)

- А.П. Чехов, призванный мастер художественной детали. Какая деталь в

рассказе подчеркивает превращения Очумелова? (Всякий раз, когда Очумелов

меняет свое мнение, он снимает или надевает свою шинель, которая выполняет

в рассказе как бы роль окраски хамелеона).

- Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя

внимание, помогают создать комический эффект? (Изображение виновника

скандала – «белого, борзого щенка с острой мордой и желтым пятном на

спине». Щенок с выражением «тоски и ужаса» в слезящихся глазах явно не мог

никого серьезно укусить. Один его вид вызывает сочувствие и свидетельствует

о комичности создавшейся ситуации)

- У А.П.Чехова все детали значимы. Писатель был убежден, что

краткость – сестра таланта. Поэтому в предельно краткой форме ему хотелось

многое сказать, отсюда внимание к художественной детали. Какая деталь в

самом начале рассказа помогает в большой степени раскрыть образ Очумелова?

(Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с решетом,

доверху наполненным конфискованным крыжовником, свидетельствует о том, что

представители власти, пользуясь своим служебным положением, выполняют свои

обязанности небескорыстно).

- Особенность творчества А.П. Чехова заключается в том, что «мир для

него смешон и печален одновременно», в произведениях автора сочетаются юмор

и сатира. Если юмор – это веселая, но безжалостное обличение пороков. Каков

характер смешного в «Хамелеоне»: что мы здесь видим – безобидную насмешку

или безжалостную сатиру? (В «Хамелеоне», как и в других рассказах, автор

использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает

пороки, чем просто весело смеется над ними).

- Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в

нашей жизни? (Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, холопской

угодливости и подлой лести. Поэтому рассказ интересен и современному

читателю).

Выводы:

Рассказы А.П.Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны по

содержанию и по форме. Автор не ставит в них глобальные проблемы,

касающиеся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его

«маленькие проблемы». А они не подвластны времени.

Тонким юмором, порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они

становятся добрыми. Первый русский юморист после Гоголя, заразивший своим

чеховским смехом не только современников, но и миллионы их внуков и

правнуков», - писал о Чехове К. Чуковский.

Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас!

Домашнее задание.

1. Сделать иллюстрацию к самому смешному эпизоду в рассказе

«Хамелеон».

2. Прочитать другие рассказы А.П. Чехова («Злоумышленник», «Хирургия»,

«Налим»), подумать над ними.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.