скачать рефераты

МЕНЮ


Организация внеклассного мероприятия по черчению и технологии

макетирования, лепки, резьба по дереву, работы с соломкой и т.п. Задача –

ознакомить как можно большее количество учащихся с широким кругом видов

труда, поддерживать постоянный интерес в течение всего учебного года к

практической самостоятельной творческой деятельности.

Этой задаче соответствовала организация работы. Она ведется по темам,

на каждую из которых отводится полтора – два месяца. Спустя полтора – два

месяца проявляется закономерность, связанная с неустойчивостью интересов

школьников в начальный период самостоятельной работы. В творческой комнате

ребят становится все меньше. Для того, чтобы ребята вернулись надо

«запустить» в ход другую тему попроще и интересней, не имеющую ничего

общего с предыдущей.

При такой организации работы выполняются три условия: Ученик может

включиться в работу, когда ему удобно, и заниматься столько, сколько

захочет и по любой из предложенных тем; каждый получает начальную

подготовку по нескольким видам труда; учитель постоянно проявляет

инициативу в руководстве работой, что способствует росту его квалификации.

В течение всего года у учащихся поддерживается интерес к самостоятельной

работе, в творческой комнате всегда много детей. Если учитель видит, что

какая-то тема не заинтересовала их, он может сменить ее на другую.

Отметим такую особенность работы творческих комнат, как отсутствие

списков учеников, постоянно их посещающих. Наша задача – дать учащимся

попробовать свои силы в самых разных видах труда. Пусть каждый сам решает,

когда, сколько и какой творческой комнате ему работать, пусть идет

естественный отбор на основе природных предположений к тому или иному виду

труда. Все это вырабатывает самостоятельность, инициативу, приучают

планировать свое время, помогает выявлению и развитию склонностей и

способностей.

Однако в организации работы по данной методике для учителя есть

трудность – изготовление таблиц. Не каждый сможет и будет делать их в год

по несколько десятков. В своей работе можно использовать так же иллюстрации

из журналов и книг.

Но, как уже говорилось, никаких самых лучших и единственных

правильных систем обучения не существует. Хотя организация работы по

таблицам дает значительный эффект, но для второй творческой полноты она не

применима, поскольку ее назначение другое: изготовление действующих изделий

(модели, технические устройства, макеты узлов и т.п.)

Действующий макет железнодорожного узла, действующий макет подвесной

железной дороги, действующий макет аэродрома – в каждой такой работе

принимают участие десятки учеников, среди которых было немало так

называемых трудных, двоечников и второгодников. Одно дело – недействующее

изделие, где ошибка в размерах преимущественного значения не имеет, другое

– действующее. Здесь детали связаны между собой подвижно, следовательно,

надо не только показать, как они взаимодействуют, но и проставить десятки

размеров, дать все сечения и разрезы. Придет ученик посмотрит на все это и

сбежит. А учитель разработал такую методику, где нет ни таблиц, ни

размеров.

Приходит пятиклассник, который еще мало что знает и умеет. Это не

беда. Учитель, не теряя времени на объяснение того, чем занимаются в

творческой комнате, дает ему шаблон корпуса трактора, вырезанный им заранее

на картоне, и кусок жести, при этом ничего про устройство модели не

говорит. Он просто объясняет за несколько минут, как вырезать деталь по

шаблону и согнуть. И вот он начинает все это делать. При этом он, во-

первых, начинает овладевать жестяным делом вместе с другими, во-вторых,

изготавливает целую партию корпусов различных машин. Через некоторое время

ему это надоедает и он вот-вот сбежит. Но учитель говорит ему: «Ну, хватит

заниматься этим делом. Вот тебе кусок медной проволоки, наруби 8 штук

заготовок одного размера и 150 - другого». Это же пустяк для ученика. Потом

педагог показывает, как эти куски спаять и ничего не говорит про устройство

паяльника, а обходится тем минимумом, который необходим для того, чтобы

ученик мог спаять детали. И вот каждый ученик что-то делает свое, а через

две-три недели перемена вида труда. Так он осваивает все новые операции.

Второй результат состоит в том, что накапливается масса готовых деталей, из

которых, как из конструктора, дети позже будут собирать различные изделия.

За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и принимает

участие в изготовлении нескольких изделий, в том числе, довольно сложных.

Спустя два-три года, он уже не просто исполнитель, а и конструктор, и

изобретатель, и конечно, хороший мастер.

Подводя итог сказанному, перечислим преимущества творческих комнат:

все учащиеся имеют абсолютно равные возможности в отношении занятий;

ученики приобщаются к многоплановой самостоятельной творческой

деятельности, что способствует эффективному выявлению и развитию их

склонностей и способностей; в каждой творческой комнате может быть своя

оригинальная методика обучения и воспитания, созданная самим учителем; все

учащиеся, начиная с начальных классов, получают широкопрофильную трудовую

подготовку; работа их носит массовый характер, что определяется свободой

посещения занятий, возможностью широкого выбора направления творческой

деятельности, объектов труда.

Среди имеющихся технических средств обучения наиболее доступными

оказываются аудиовизуальные, в частности видеомагнитофоны, позволяющие

предъявлять ученикам иллюстративный материал по различным темам.

В научно-исследовательском плане при создании первых учебных

видеофильмов ставились и частично решены такие важные дидактические задачи,

как отбор и информирование объема содержания, создание интерактивного

режима просмотра с включением зрителя в диалог с экранными носителями

информации, определение соотношения «видеоряда» и т.д. После таких

просмотров все завершается заинтересованным и продуктивным обсуждением.

Экскурсии проводятся во внеурочное время на промышленных

предприятиях, в вычислительные центры, конструкторские бюро, мастерские и

т.п. объекты для ознакомления учащихся с подготовкой и использованием

графической документации. [5; стр. 66]

Глава 2. Комплексное внеклассное мероприятие

Реализация многообразия связей черчения с другими курсами

образовательной области «Технология» проводится в рамках единой системы

графического образования учащихся. На уроках черчения приводятся в систему

и обогащаются графические знания, приобретенные ими в процессе трудового

обучения: виды графических изображений, типы линий, технологические базы,

изображение и обозначение резьбы и др. Кроме того связь с трудовым

обучением выражается в применении таких общих приемов работы, как чтение

чертежей, изготовление и контроль по чертежам изделий, выполнение эскизов,

использование измерительных инструментов, работа со справочной литературой.

Специфическим видом мыслительной деятельности, объединяющим черчение и

труд, являются (масштабные, пространственные, конструктивные и др.)

В процессе изучения методов графических изображений следует опираться

на опыт учащихся, приобретенный на занятиях по изобразительному искусству.

Необходимо использовать знания о форме, перспективном методе ее

изображения, техническом рисунке и др.

При ознакомлении с геометрическими построениями используются знания и

умения, полученные на уроках математики в 6-8-х классах. К началу изучения

курса черчения учащиеся знакомы с такими понятиями, как точка, прямая, луч,

угол, полуплоскость, треугольник, четырехугольники и их свойства. Умеют

измерять отрезки и углы. Знают равенства треугольников. Имеют представление

о перпендикуляре и могут построить серединный перпендикуляр отрезка. Знают

признаки параллельности двух прямых и их свойства. Знакомы с понятием

поперечного масштаба и др.

Перспективна связь черчения и информатики. Так, на уроках черчения

учащиеся разрабатывают чертежи, а на занятиях по информатике составляют

программы для вывода изображений на экран дисплея или графопостроитель и

т.д. [5; стр. 66]

Соединение обучения и труда – процесс двухсторонний. Учебная и

трудовая деятельность ученика органически связанна одна с другой. При

объяснении теоретических положений учитель опирается на жизненный опыт

учеников, приводит иллюстрации из техники и трудовой практики. В то же

время на трудовых занятиях все выполняемые учениками действия

обосновываются теоретическими положениями и закономерностями. [1; стр. 11]

2.1. Разработка комплексного внеклассного мероприятия по черчению и

технологии

Экспериментальные учебно-производственные мастерские. Один из путей

достижения интеллектуального уровня трудовой подготовки школьников –

интеграция уроков технологии и черчения. Предлагаем разработку подобного

урока в 5 классе. Он был проведен с учащимися, первый год изучающими как

технологию обработки, так и черчения.

Урок проводят два учителя – технологии и черчения. Теоретические

сведения учащиеся получают от учителя технологии, а практические знания –

разработку эскизов фартуков и аппликаций к ним выполняют под руководством

учителя черчения.

Тема. Использование знаний графики для выполнения эскизов моделей рабочей

одежды для дома – фартуков.

Цель. Ознакомить учащихся с видами фартуков различного назначения и их

отделкой; научить выполнять эскизы моделей фартуков и составлять композиции

аппликации при помощи графики; ознакомить с работой художника-модельера.

Оборудование. Плакаты с различными моделями фартуков, журналы мод, образцы

фартуков в масштабе 1:1, образцы аппликаций, рабочая тетрадь, ручка,

карандаш, фломастеры, ластик.

План урока:

1. Знакомство с понятием «производственная одежда», «рабочая одежда».

Фартук как рабочая одежда для дома. Гигиенические и технологические

требования, предъявляемые к данному швейному изделию.

2. Аппликация как отделка фартука.

3. Профессия художника-модельера. Приемы изображения эскизов модели

(графический и живописный).

4. Повторение приемов работы для выполнения эскизов моделей фартуков и

рисунков для аппликаций.

5. Разработка общего и деятельного плана построения эскиза модели фартука и

аппликации. Выполнение эскиза в тетради.

Современная одежда по назначению подразделяется на бытовую и

производственную. К бытовой относится повседневная, торжественная, домашняя

(в том числе рабочая), спортивная и национальная одежды. Бытовая

предназначена для ношения в различных бытовых условиях. К производственной

относят специальную, санитарную и форменную. Специальная и санитарная

предназначена для защиты человека от опасных и вредных производственных

факторов. Форменную одежду носят военнослужащие, работники спец. ведомств и

учащиеся.

Производственная весьма разнообразна: комбинезоны, халаты, куртки,

брюки, фартуки и др. Характер работы учитывается при выборе ткани для

приготовления конкретного швейного изделия (свойства, цвет), отделки,

деталей, фурнитуры.

Рабочая одежда для дома – фартук служит для предохранения одежды от

загрязнения. Основные требования, которые предъявляются к фартукам, это

утилитарность и эстетичность.

Вопросы:

1. Какую спец. одежду надевают на работе? (Повар – фартук; врач – халат,

брюки, куртка; продавец – халат; сталевар – спецовка, куртка, брюки;

дворник – фартук, куртка, брюки)

2. Какую одежду надевают для работы в доме

В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальный

стиль, большое внимание уделить цветовому решению, качеству ткани, отделке,

деталям.

Фартук для дома должен быть спокойным по фасону, силуэту, отделке, не

мешать двигаться. Используемая ткать должна хорошо стираться и утюжиться.

Детский фартук (нагрудник) предназначен для маленьких детей. Он может

быть ярким, насыщенным по цвету, различным по форме.

Учащимся предлагают выступить в роли художников-модельеров и создать

модели фартуков. Эскиз модели нужно изобразить на бумаге. При работе с

эскизом важно обратить внимание на то, чтобы рисунок был пропорционален и

располагался в центре листа. Фамилию следует расположить так, чтобы

получилось единое композиционное решение.

Начинают выполнять эскиз с силуэта, прорабатывают форму, а затем

переходят к более мелким деталям и отделке. Эскиз может быть выполнен и

графически (с использованием от одного до трех цветов) и живописью (с

использованием более четырех цветов).

Отделка фартука может быть самая разнообразная: тесьма, декоративная

строчка, отделочная ткань, карманы, аппликация.

Аппликация из ткани – это разновидность вышивки. Вышивание аппликацией

состоит в том, чтобы укрепить на определенном фоне из ткани куски другой

ткани.

Требования к рисунку для аппликации: рисунок должен быть упрощенным,

без мелких деталей. Необходимо продумать композицию рисунка, цветовую

гамму, следить за тем, чтобы она была пропорциональна размеру изделий. [7;

стр. 44]

Экскурсия в лес зимой

Экскурсию в зимний лес модно проводить во время каникул, в выходные

дни или любой удобный для учителя день. Хорошо пойти на лыжах или

прогуляться пешком по утоптанной дороге и показать школьникам как выглядят

деревья и кусты в снежном наряде. Учитель должен взять с собой клеенчатый

сантиметр, чтобы измерять окружность стволов деревьев, а потом вычислять их

диаметр, как это принято в лесоводстве. Нужно так же прихватить лопату,

которой придется раскопать снег и показать школьникам подснежное развитие

растений.

Войдя в лес следует обратить внимание школьников на то, как он красив

зимой. Кусты и некоторые деревца покрыты блестящим на солнце снегом.

Прекрасно и занятно в лесу! тишину нарушает только стук дятла по

стволу дерева. Сидит дятел на хвосте и носом, как долотом, долбит дерево,

выталкивая из-под коры жирных белых личинок жука-короеда.

Вечнозеленые деревья с пирамидальной кроной – ели. Ель – символ

зимнего праздника – Нового года. Известно 40 видов ели. Живет ель 300 лет,

однако в высоту растет только до 130-150. Затем вершина ее притупляется, но

ствол продолжает утолщаться. По высоте ель достигает 30-35 м. Диаметр ее

ствола – до 70 см.

В смешанном лесу кроме елей растут другие хвойные деревья – сосны.

Сосна обыкновенная может иметь в высоту 30-35 м и жить 150-200, иногда до

400 лет.

Оба хвойных дерева прекрасный строевой и поделочный материал, идут на

доски, кровельную дранку, изготовление высококачественной бумаги,

целлюлозы. Знаменитая резонапская ель идет на доски скрипок, гитар,

балалаек.

Могучее дерево с распростертыми кривыми суками – дуб. Он совсем без

листьев. Дубы летней формы распускаются весной. Живет он долго, до 300-400

лет, но может достигать и 1500-2000 лет. В высоту растет только до 130-150

лет, а в толщину растет всю жизнь. Поэтому могут быть очень толстые стволы

диаметром более 2 . В высоту дуб достигает 35-40 м.

Дуб – очень ценная производственная порода. Древесина его самая

крепкая, прочнее, чем у всех остальных деревьев. Она употребляется для

постройки мостов. Используется в кораблестроении, авиастроении, идет на

шпалы, рудничную стройку. Из нее делают фанеру, паркет, мебель. Высоко

ценится так называемый мореный, или черный дуб, образующийся из стволов

деревьев, пролежавших большое время в воде. Он идет на изготовление дорогой

мебели, ларцов. Кора дуба с давних пор применяется для дубления кож.

Липа – она отличается более гладкой и темной корой, чем у дуба. В

высоту достигает 25-30 метров и как дуб живет долго.

Еще один широколиственный спутник дуба – клен. В высоту он достигает

15-20, иногда 25 м. Живет до 150 лет.

Береза – очень полезное дерево. Древесина ее идет на выделку мебели,

колес, полозьев, употребляется в фанерном производстве. Березовые дрова и

уголь – самые лучшие.

Осина так же как и береза, сменяет при сплошных рубках ельники. В

высоту может достигать 25 и даже 30-35 метров и имеет большой диаметр 75-80

см. Живет до 80-100 лет, иногда до 150. Ее бревна используют даже на

потолочные перекрытия, так как они более легкие и водоупорные. Тек же

используют в производстве спичек.

Вот одна из маленьких «долек» чего можно увидеть в лесу и рассказать

о деревьях в лесу. [1; стр. 77]

Литература

1. Журнал «Школа и производство» № 1. Январь-Февраль/1998

2. Журнал «Школа и производство» № 4. Июль-Август/1998

3. Журнал «Школа и производство» № 1 1999 г

4. Журнал «Школа и производство» № 3 1999 г

5. Журнал «Школа и производство» № 4 1999 г

6. Журнал «Школа и производство» № 5 Сентябрь-Октябрь/1998

Эту работу вам любезно предоставила ЛСБ «Аркаим»

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.