скачать рефераты

МЕНЮ


Особенности коррекционной работы у детей с ОНР

каждым ребёнком).

Второе занятие

I. О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Объяснение цели

занятия.

Один из детей размещает на наборном полотне картинки в

нужной последовательности.

II. У п р а ж н е н и е в д о п о л н е н и и п р е д л о ж

е н и й, предлагаемых

педагогом, нужным по смыслу словом (участвуют поочерёдно все

дети).

Яблоки лежат на… под… (траве, деревом);

Ёжик собрал яблоки в… (кучку);

Ёжик залез на… (дерево, яблоню);

Ёжик прыгнул на … (яблоки);

Яблоки накололись на… (колючки, иголки) и т.д.

III. О б у ч е н и е д е т е й с о с т а в л е н и ю з а в я

з к и рассказа (начала к

избранному действию).

а) воссоздание исходной ситуации на основе содержания

картинок по вопросам:

Что виднеется вдали?

Где жил ёжик? (Кто жил в этом лесу?)

Что было рядом с лесом?

Что однажды решил сделать ёжик?

Наряду с краткими требуются развёрнутые ответы.

б) Педагог дает образец начала рассказа.

В предлагаемом педагогом тексте пропускаются отдельные

слова, воспроизводимые самими детьми (приведены в скобках).

Однажды ёжик решил пойти на прогулку. Он вышел из… (леса),

перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие… (яблони). Ёжик

добежал до… (сада) и увидел, что под яблонями лежат на земле

большие румяные… (яблоки). Ёжику захотелось принести домой…

(яблок). Но как унести яблоки домой он не знал. Задумался ёжик.

Думал, думал и придумал.

IV. С о с т а в л е н и е р а с с к а з а д е т ь м и.

Составление рассказа по цепочке – по первым картинам-

фрагментам (в зависимости от состава подгруппы).

Составление рассказа по серии в целом одним ребёнком

(ведётся магнитофонная запись).

Составление вариантов рассказа с другой завязкой действия,

придумываемой детьми по предварительно заданным, направляющим

вопросам.

Педагог: «Теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил

ёжик; куда пошёл ёжик однажды; что он увидел».

Пример рассказа по серии картинок (рассказ Максима Б., 6,5

лет, III уровень речевого развития)

«Ёжик жил в дальнем лесу. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и

зашел в деревню. А там яблоки… лежат… на земле. Захотелось ему…

яблоки в дом к себе отнести, к себе в норку. Собрал яблоки в

кучку… а как их взять – не знает. Думал, думал и придумал. Залез…

на дерево и спрыгнул… колючками вниз. Яблоки нацепились на

колючки. Встал ёжик … и пошел довольный в лес».

V. У п р а ж н е н и я в п о д б о р е с л о в - о п р е д

е л е н и й к данному слову. Дается характеристика

действующего лица (по вопросам):

- Что можно сказать про ёжика, какой он?

Актуализируется ряд слов-определений. Например:

- Ёжик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он… какой? –

Догадливый.

- А теперь скажем по-другому. Ёжик думал, думал и сообразил,

как ему нужно

поступить. Значит, ёжик какой? – Сообразительный.

- Ёжик нашел выход из положения – «находчивый ёжик» и т.п.

Актуализируемые слова закрепляются путем повторения их по

цепочке. Затем на вопрос «Что можно сказать о ёжике?» - один-два

ребёнка повторяют все указанные определения.

III п е р и о д в т о р о г о г о д а о б у ч е н и я

Цель занятий: обучение детей самостоятельному рассказыванию с

элементами творчества.

Основные задачи:

1. Обучение составлять продолжение незаконченного рассказа без

опоры на

наглядный материал.

2. Развитие умений ориентироваться в предложенном текстовом

материале,

опираться на стержневые, исходные данные и существенные детали

при составлении собственного рассказа.

3. Формирование навыков планирования рассказа (выбор сюжетного

решения,

определение последовательности событий и др.).

4. Развитие творческих способностей детей в процессе

самостоятельной речевой

деятельности.

5. Формирование грамматически правильной фразовой речи.

Обучение проводится на двух занятиях. Используется текст

неоконченного рассказа Л.А. Пеньевской (в адаптированном

варианте).

Текст рассказа

«Вася летом жил в деревне у бабушки. Рядом с деревней был большой

лес. Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать

пение птиц. Однажды он вышел рано утром, пошел в лес и зашел

очень далеко. Место было незнакомое. Вася понял, что заблудился.

Он сел отдохнуть под большую, ветвистую берёзу и задумался. Как

найти дорогу домой? Направо вела чуть заметная тропинка, но куда

она идёт, Вася не знал. Прямо начинался спуск к реке. А налево

был густой лес. Куда идти?»

Первое занятие

I. О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Объяснение цели

занятия.

II. Ч т е н и е т е к с т а. Текст незавершенного рассказа

прочитывался дважды.

Повторное чтение проводится с использованием приёма дополнения

детьми отдельных предложений (или их частей) нужными по смыслу

словами и словосочетаниями (выделены в тексте).

III. В о с п р о и з в е д е н и е д е т ь м и с о д е р ж а н

и я н е о к о н ч е н н о-

го р а с с к а з а по вопросам педагога:

- Где жил Вася летом?

- Что было рядом с деревней?

- Что любил делать Вася?

- Что случилось с ним однажды? (Что произошло однажды?) и т.д.

IV. В о с п р о и з в е д е н и е л е к с и ч е с к о г о м а

т е р и а л а текста

рассказа по вопросам:

- Какой лес был рядом с деревней? Рядом с деревней…

- Когда Вася вышел из дома? Он вышел…

- Под какую берёзу сел отдыхать мальчик? Мальчик сел… и т.д.

При затруднениях в составлении развёрнутых ответов начало

фразы даётся педагогом. Выделенные слова подчёркиваются

интонационно.

Второе занятие

О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Детям даётся

установка на

придумывание своего продолжения рассказа.

П о в т о р н о е ч т е н и е т е к с т а неоконченного

рассказа.

С о с т а в л е н и е р а с с к а з о в детьми.

Педагог предлагает детям несколько вариантов сюжетного решения

окончания рассказа:

Вася встречает в лесу людей…

Влезает на дерево и видит…

Идёт по тропинке и находит…

Спускается к реке и идёт по берегу…

На этой основе дети составляют продолжение рассказа.

используются вспомогательные вопросы. Проводится магнитофонная

запись рассказов.

А н а л и з д е т с к и х р а с с к а з о в. обращается

внимание на

особенности решения творческой задачи: придуманные ребёнком

ситуации, введённые в действие персонаж и др. Отмечаются

языковые особенности составленных рассказов: соблюдение

грамматических норм речи, удачное использование средств

образной выразительности и др.

После этого детям можно п р е д л о ж и т ь «п о ф а н т а

з и р о в а т ь» и

придумать свои варианты развития сюжета рассказа (помимо

предложенных педагогом)

Аналогично могут проводиться занятия по обучению

рассказыванию и на другом текстовом и картинном материале. Как

показывает опыт нашей работы, изложенный подход к построению

занятий даёт хорошие результаты коррекционной работы по

формированию у детей с ОНР навыков составления связных

развёрнутых высказываний. Особое место в формировании связной

речи детей дошкольного возраста занимает обучение творческому

рассказыванию.

Сначала мы включали отдельные, доступные детям задания

творческого характера в занятиях по развитию связной речи. Эта

работа осуществлялась совместно логопедом и воспитателями.

Приводим примерный перечень таких заданий.

Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению

различным видам рассказывания

|Цель |Виды занятий |

|занятия | |

|Обучение | Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения |

|пересказу |(воспитатель). |

| |Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения |

| |(с помощью картинных панно, наглядной схемы). |

| |Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с |

| |последующим составлением рассказов по выполненным рисункам |

| |(изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа (сказки) |

| |и их словесное описание). |

| |Восстановление «деформированного» текста с последующим его |

| |пересказом (воспитатель): а) подстановка в текст пропущенных слов|

| |(словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности |

| |предложений. |

| |Составление «творческих пересказов» - с заменой действующих лиц, |

| |места действия, изменением времени действия, изложением событий |

| |рассказа (сказки) от 1-го лица и др. |

| |Придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту |

| |(продолжение к сказке, законченному рассказу). |

|Обучение | Придумывание названия к картине или серии картин, а также |

|рассказы- |различных вариантов названия; придумывание названия к каждой |

|ванию по |последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду). |

|картинам |Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного |

| |содержания картины («кто самый внимательный?», «кто лучше |

| |запомнил?» и др.). Упражнения в составлении предложений по |

| |данному слову (словоформе) с опорой на картину. |

| |Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с |

| |использованием пантомимы и др.). |

| |Придумывание продолжения к действию, изображённому на картине |

| |(серии картин). |

| |Составление завязки к изображённому действию (с опорой на |

| |речевой образец логопеда). |

| |Восстановление пропущенного звена (какой-либо картинки) при |

| |составлении рассказа по серии картин. |

| |Игра-упражнение «Угадай-ка!» (по вопросам и указаниям педагога |

| |дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но не |

| |показанного фрагмента, закрытого экраном). |

|Обучение | Игра-упражнение «Узнай, что это!» (узнавание предмета по |

|описанию |указанным его деталям, отдельным составным элементам). |

|предметов |Составление описания предмета по собственному рисунку |

| |(воспитатель). |

| |Использование игровых ситуаций при составлении описательных |

| |рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и пр.) (проводит |

| |воспитатель). |

В целях формирования навыков составления самостоятельного

рассказа с элементами творчества использовали следующие виды

работы: составление рассказов по аналогии, придумывание

продолжения (окончания) к незавершенному рассказу, составление

сюжетного рассказа по набору игрушек, сочинение рассказа по

нескольким опорным словам, придумывание рассказа на заданную

тему. При этом решались следующие практические задачи:

- Развитие у детей умения ориентироваться в предложенном

текстовом и

наглядном материале (речевой образец, текст начала рассказа,

опорные картинки-иллюстрации) при составлении собственного

рассказа;

- Активизация имеющихся знаний и представлений об окружающем;

- Уточнение и развитие пространственных и временных

представлений;

- Развитие воссоздающего и творческого воображения;

- Формирование навыков самостоятельного рассказывания.

Специальные занятия по обучению рассказыванию с элементами

творчества проводили в основном на заключительном этапе

коррекционной работы.

Здесь уже составление рассказов по аналогии с прослушанным

текстом (небольшого объёма) проводилось без предварительного

пересказа (с учётом возросших речевых и познавательных

возможностей детей). Структура таких занятий включала:

- Двукратное чтение и разбор содержания текста;

- Конкретные указания детям по составлению собственного рассказа

(изменение времени года, места действия и др.);

- Рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.

При обучении творческому рассказыванию мы использовали методы

составления рассказов по наборам игрушек, по трём опорным словам

с иллюстрацией соответствующих картинок (например: «мальчик» -

«удочка» - «река»; «ребята» - «лес» - «ёжик»; «мальчики» -

«озеро» - «плот»).

Составление рассказа предшествовало называние предметов,

изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание

внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагалась тема

рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «На

рыбалке», «Случай в лесу», «Приключение на озере» и т.п. Для

облегчения выполнения задания использовался краткий план из трёх-

четырёх вопросов, к составлению которого привлекали детей

(например: «Что взял с собой мальчик на рыбалку?», «Кого он

встретил на реке?», «Что принес мальчик домой?» и т.д.). При

затруднениях логопед давала образец начала рассказа.

Для формирования навыков рассказывания с элементами

собственного творчества использовали предметно-практические

занятия – рисование, аппликацию, конструирование.

Приводим рассказы детей с ОНР, составленные по выполненным

рисункам и аппликациям (рассказы приводятся без отражения

фонетических особенностей речи детей).

Соня П., 6 лет: «Здесь нарисована но… ёлка новогодняя. На ней

разные шарики и звёздочки. Ребята водят хоровод… вокруг ёлки. А

это Дед Мороз… Он принёс детям подарки.»

Никита Е., 6 лет: «Это у меня дом… В домике живёт мальчик

Андрюша. Рядом с домом забор… Около дома конура. В конуре живёт

собака Шарик… Из трубы идёт дым. Мама дома готовит обед. Андрюша

будет сегодня есть голубцы.»

Серёжа П., 6 лет: «Это машина. Машина едет… по дороге. А впереди

светофор. Там горит красный свет. И машина остановилась. Потом

загорелся желтый свет, а потом – зелёный. И машина поехала

дальше… в гараж.»

Обучение составлению рассказа на тему без использования

словесных и наглядных опор проводилось на заключительном этапе

работы.

2.3. Результаты экспериментальной работы

Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года

мы отмечали, что используя системный подход в обучении,

специальное планирование раздела работы по развитию связной речи,

использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга

приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и

познавательного развития детей с ОНР, мы получили хороший

результат.

Как показал опыт нашей работы, введение в занятия по обучению

рассказыванию различных заданий творческого характера значительно

способствует развитию связной речи и творческих возможностей

детей. При проведении контрольного обследования детей с ОНР

наблюдалась следующая картина.

Все дети экспериментальной группы справились с теми 7-ю

заданиями, которые были предложены им в начале года. Очень редко

в речи детей встречались аграмматизмы. Ошибки были в построении

предложений (у 3-х детей) и в употреблении глагольных словоформ

(у одного ребёнка).

Для сравнения приводим рассказ Даши Т. к седьмому заданию.

|В начале эксперимента |В конце эксперимента |

|Прыгнул, не схватил… Они лес уш- |Была зима. Петя шел из школы домой. |

|ли… Вольки стали… лизать а дерево. |Тропинка проходила через небольшой |

|Коля спрятался… и его не нашли |лесок. Вот уже видно деревню. Вдруг |

|воль- |Петя |

|ки… На дерево… Пасёл домой. Приди |увидел волков. Он быстро влез на |

|Коля дверь. Дома, а вольки усли. |сосну. |

| |Волки хотели Петю достать, но не |

| |смогли. |

| |Они сели около сосны и стали ждать. |

| |Петя |

| |Сидел на сосне долго, до вечера. Мимо |

| |шел охотник, увидел волков и выстрелил|

| | |

| |из ружья. Волки убежали. А Петя слез с|

| | |

| |дерева и пошел домой. |

К концу года у Даши Т. сформирована чистая речь, без

грамматических ошибок, рассказ составлен последовательно,

переданы время, место и характер действия.

Работа по формированию развёрнутой самостоятельной описательно-

повествовательной речи у детей обогатила лексическую сторону речи

ребёнка, уточнила применение грамматических категорий и форм,

распространила бытовую фразу

Распределение аграмматизмов в речи детей при выполнении различных

видов заданий (в % от общего числа аграмматизмов)

| |Ошибки|Ошибки|Ошибки|Ошибки|Пропус|Ошибки |Искажен|Прочие |

| | | | | |ки |в |ие |аграмма|

|Вид |на |на |на |на |знамен|постро-|структу|- |

|задания |упот- |образ-|упот- |упот- |а- | |ры |тизмы |

| |реблен| |реблен|реблен|тельны|ении |слов | |

| |ие |ование|ие |ие |х |пред- | | |

| |предло| |именны|глагол|форм |ложений| | |

| |- |предло|х |ь- | | | | |

| |гов |- |слово-|ных | | | | |

| | |жно-па| |сло- | | | | |

| | |- |форм |воформ| | | | |

| | |дежных| | | | | | |

| | | | | | | | | |

| | |конст-| | | | | | |

| | | | | | | | | |

| | |рукций| | | | | | |

|Составление |13,6 |3,4 |12,2 |26,5 |4,1 |25,2 |15,0 | |

|расс- | | | | | | | | |

|каза по | | | | | | | | |

|серии сю- | | | | | | | | |

|жетных | | | | | | | | |

|картинок | | | | | | | | |

|Рассказ по |29,3 |5,8 |15,7 |15,2 |1,5 |21,5 |11,0 | |

|вопро- | | | | | | | | |

|сам на тему | | | | | | | | |

|из | | | | | | | | |

|личного | | | | | | | | |

|опыта | | | | | | | | |

|Окончание |13,4 |4,12 |1,0 |22,8 |13,24 |35,1 |4,12 |5,22 |

|расс- | | | | | | | | |

|каза по | | | | | | | | |

|данному | | | | | | | | |

|началу | | | | | | | | |

Таблица обследования детей с ОНР.

| |Выполнение задания основной группой | Контрольная группа |

| | | |

|Вид задания | | |

| |Самостоятельн|С небольшой|При активном |Не выполнено |Самостоятельн|С небольшой |

| |о | |содействии | |о | |

| | |помощью |экспер- | | |помощью |

| | | |иментатора | | | |

|Составление предложе- | 6 | 11 | 3 | - | 10+ | - |

|ний по картинкам, | | | | | | |

|изоб- | | | | | | |

|ражающим простые | | | | | | |

|действия. | | | | | | |

|Составление предложе- | 3 | 8 | 7 | 2 | 10+ | - |

|Ния по 3 картинкам | | | | | | |

|(девочка, корзинка, | | | | | | |

|лес). | | | | | | |

|Пересказ сказки | 2 | 9 | 8 | 1 | 10+ | - |

|«Репка» | | | | | | |

|Составление рассказа | - | 11 | 8 | 1 | 10+ | - |

|по серии сюжетных | | | | | | |

|картинок «Медведь и | | | | | | |

|зайцы». | | | | | | |

|Составление рассказа | 6 | 10 | 4 | - | 10+ | - |

|на | | | | | | |

|тему «На нашем | | | | | | |

|участке» | | | | | | |

|Составление рассказа о| 6 | 6 | 8 | - | 10+ | - |

| | | | | | | |

|каком-нибудь случае с | | | | | | |

| | | | | | | |

|девочкой в лесу (с | | | | | | |

|опо- | | | | | | |

|рой на 3 картинки и | | | | | | |

|вопросы) | | | | | | |

|Завершение рассказа по|- |4 |7 |6 | 8+ | 2 |

| | | | | | | |

|готовому началу с опо-| | | | | | |

| | | | | | | |

|рой на картинку | | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.