скачать рефераты

МЕНЮ


Отечественная педагогика до 18 в

прибывший в Москву из Белоруссии известный писатель и педагог Симеон

Полоцкий. Он в 1682 году составил «Привилею» (учредительную грамоту)

академии, но она сначала не была утверждена царем.

По этому проекту в академию должны были приниматься только

православные люди. Академия имела целью подготовку образованных людей,

необходимых государству и церкви. Проектом намечалось преподавание «семи

свободных наук» (т. е. грамматики, риторики, диалектики, арифметики,

геометрии, астрономии, музыки), богословия и «науки правосудия». Расширяя

образовательные задачи академии, проект в то же время возлагал на нее

задачи блюстительницы православных канонов и оплота борьбы с ересями и

отступничеством от православия.

Патриарх и окружавшее его консервативное духовенство долго тормозили

открытие академии, которое состоялось лишь в 1687 году. Основными

преподавателями академии были два ученых греческих монаха—братья Ионикий и

Софроний Лихуды, докторa наук Падуанского университета. Они подбирали

учителей, вели сами в старших классах академии риторику и философию,

составляли на греческом и латинском языках учебники грамматики, пиитики и

риторики православного содержания. Старорусское духовенство, недовольное их

новшествами, добилось устранения Лихудов из академии и заточения их в один

из провинциальных монастырей. Лишь через пять лет им позволено было

переселиться в Новгород, где они открыли славяно-греко-латинское училище по

образцу Московской академии и стали преподавать в нем. Это училище

послужило в начале XVIII века рассадником грамматических школ в различных

городах Новгородской епархии.

Славяно-греко-латинская академия подготовляла не только духовенство,

но и учащихся для медико-хирургических школ, многие из которых затем стали

студентами университета, открытого в 1725 году при Академии наук. В Славяно-

греко-латинской академии обучались М. В. Ломоносов, известный писатель А.

Д. Кантемир, архитектор В. И. Баженов и другие известные деятели культуры,

науки и просвещения XVIII века.

С открытием в 1755 году Московского университета академия потеряла

свое значение как высшее учебное заведение филологического и философского

характера и превратилась в духовную академию. В начале XIX века она была

переведена в Троице-Сергиевскую лавру.

6. Преобразования Петра I в области педагогики

К XVIII веку Россия превратилась в обширное многонациональное

феодально-абсолютистское государство. В интересах роста производительных

сил и укрепления обороноспособности страны дворянское правительство Петра I

осуществило различные реформы в области культуры, науки и техники. Для

развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительные

реформы, как введение гражданского алфавита и возникновение периодической

прессы, в частности издание первой газеты «Ведомости», выпуск светской

оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук. Крупнейшим

событием культурной жизни России было открытие первых светских

государственных школ.

Школа математических и навигационных наук была открыта в Москве в 1701

году. Это было первое реальное училище в Европе. Другое, открытое в 1708

году в Галле (Германия) реальное учебное заведение, называвшееся

«Математическое, механическое и экономическое реальное училище», было

частным, имело мало учеников (12 человек) и просуществовало всего несколько

лет.

Московская школа, функционировавшая в течение первой половины XVIII

века, была государственной, в ней обучалось ежегодно не менее 200, а иногда

до 500 учащихся.

В учебный план школы входили математика (арифметика, алгебра,

геометрия, тригонометрия), астрономия, географические сведения и

специальные науки: геодезия, мореплавание и другие светские науки. Являясь

профессионально-техническим учебным заведением широкого профиля, школа

выпускала специалистов разных профессий.

Сюда принимали учащихся, «добровольно хотящих, других же паче, со

принуждением». В принудительном порядке зачислялись дворянские дети, не

желавшие учиться вследствие косности, привычки к праздности, порождаемой у

правящего сословия крепостным строем. Большое количество учащихся

принадлежало к «низшим» сословиям (дети дьяков, подьячих, посадских и

солдат), заинтересованным в получении образования и технической

специальности.

Для работы в этой школе были приглашены из Англии профессор Форварсон

и два преподавателя. Но в ней основным учителем был Леонтий Филиппович

Магницкий (1669— 1739), образованный математик и прекрасный педагог,

отдавший школе все свои силы и способности.

Были созданы учебные пособия, среди которых особо важную роль играла

книга Л. Ф. Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная» (1703).

В 1715 году морские классы школы математических и навигационных наук

были переведены в Петербург, где на их основе открылась Морская академия.

В школе не было установлено определенных сроков обучения. По мере

усвоения одной науки учащиеся в индивидуальном порядке переходили к

изучению другой и, таким образом, выпускались из нее в разное время в

зависимости от личных успехов, а иногда по требованию различных ведомств.

По окончании этой школы ее воспитанники направлялись в разные отрасли

хозяйства, управления, культуры и науки, а некоторые учителями открываемых

училищ. Дворянские дети могли продолжать образование в Морской академии, в

которую иногда попадали из «низшего чина» люди, отличившиеся в Московской

школе своими способностями и усердием. Многие питомцы школы принимали самое

активное участие в экспедициях, организуемых Академией наук для изучения

России.

В период царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в

Петербурге, Москве и других крупных городах, навигацкие школы — в портовых

городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.

В начале XVIII века были созданы первые металлургические заводы по

разработке уральской руды, которым нужны были специалисты горнорудного

дела.

В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под

руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева,

который в то время управлял уральскими горными заводами. Позже при всех

уральских государственных заводах были открыты арифметические школы, на

некоторых—горнозаводские школы, в Екатеринбурге—Центральная школа,

руководившая всеми арифметическими и горнозаводскими школами Урала. Эти

школы умело сочетали общеобразовательную и специальную подготовку учащихся.

В начале XVIII века была сделана попытка создать государственные

общеобразовательные школы. В 1714 году был разослан указ по всем церковным

епархиям об открытии цифирных училищ для обучения грамоте, письму и

арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии л

тригонометрии. В 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же

как и в школе математических и навигацких наук, зачислялись не только

добровольно, но и принудительно дети всех сословий, за исключением

крепостных крестьян.

Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного

образования.; созданы начальные архирейские школы и духовные семинарии,

имевшие довольно широкую общеобразовательную программу. В них обучались

иногда и дети податного населения. Крепостное крестьянство было лишено

возможности получать образование в государственных школах. Только редкие

одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей церковной грамоте.

При всей своей классовой ограниченности реформы оказали большое

влияние на развитие просвещения и школы.

В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта

Академия наук. Еще при его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав

Академии, приглашены из Западной Европы крупные ученые, заказано

оборудование, проведены другие мероприятия по организации Академии. При

Академии были открыты университет и гимназия, в которых иностранные ученые

должны были готовить русских ученых и специалистов.

В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа

носила светский характер. В ее стенах совместно трудились крупнейшие

иностранные ученые (Эйлер, братья Бернулли, Гмелин, Паллас и др.) и русские

люди, получившие теперь возможность проявить себя в области научного

исследования. Это были главным образом выходцы из демократических слоев

населения. Первое место среди них по праву принадлежит М. В. Ломоносову.

7. Великий русский ученый – М.В. Ломоносов

Деятельность М.В. Ломоносова в области отечественной педагогики

грандиозна и разностороння.

С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование

в России литературного языка, что имело огромное значение для дальнейшего

развития литературы, поэзии, искусства. Ломоносов обогатил лексику русского

языка научными терминами, первый из академиков читал лекции по физике и

писал научные труды на русском языке.

Ломоносов вел непримиримую борьбу с теми реакционными учеными, которые

тормозили развитие русской науки и подготовку «ученых россиян», пользуясь

поддержкой придворных невежд, действовавших в корыстных целях. Он с

возмущением говорил о том, что крестьянам закрывают доступ в учебные

заведения, всемерно добивался организации в России бессословной школы.

В патриотической борьбе Ломоносова за развитие русской науки большое

место занимала его педагогическая деятельность в университете и гимназии

при Академии наук.

Возглавляя с 1758 года эти учебные заведения, Ломоносов определил

общие правила работы гимназии и университета, разработал учебный план

гимназии и распорядок учебной работы университета, установил принципы и

методы обучения в этих учебных заведениях. В составленном им в 1758 году

«Регламенте академической гимназии» Ломоносов отстаивал мысль об

общеобразовательном и бессословном характере средней школы.

Для гимназии и университета он создал ряд учебников. В 1748 году им

была написана «Риторика», в 1755 году—«Российская грамматика», которые в

течение 50 лет были лучшими учебными руководствами русской

общеобразовательной школы. В них нашло свое применение передовое учение

Ломоносова о языке и литературе, в которых, по его мнению, отражаются

реальные отношения действительности. Ломоносов написал книгу по истории. В

переведенном им учебнике «Экспериментальная физика» явления природы

объяснялись в духе философского материализма. В этой книге впервые было

дано не догматическое изложение физических законов, а описание физических

опытов, подводящих учащихся к пониманию законов физики.

В апреле 1755 года при самом ближайшем участии М. В. Ломоносова был

открыт в Москве университет в составе трех факультетов: юридического,

философского и медицинского. В отличие от западноевропейских университетов

он не имел богословского факультета. Структура и направление работы каждого

факультета обеспечивали интересы развития наук природоведческих (особенно

физики) и общественных (словесности и истории). На медицинском факультете

должны были изучаться естественные науки «во всем их пространстве», а в

состав философского факультета входили историко-филологические кафедры.

Московский университет стал центром светского образования.

Заботясь о том, чтобы ученые могли заниматься научными исследованиями,

М. В. Ломоносов предусмотрел создание при университете различных

вспомогательных учреждений (физического кабинета, анатомического театра и

т.д.).

При университете были открыты две гимназии. В соответствии с устоями

самодержавно-крепостнического строя и сословными воззрениями дворянства на

задачи и формы образования одна гимназия предназначалась для дворян и

вторая—для разных чинов людей, кроме крепостных крестьян. Мечты гениального

Ломоносова о разрешении крестьянам получать образование в университете не

осуществились.

В гимназии изучались языки российский, латинский и один из

иностранных, словесность, математика и история. Важно отметить, что среднее

образование начиналось в университетской гимназии с изучения отечественного

языка.

На основе опыта этой гимназии по инициативе профессоров Московского

университета была открыта в 1758 году в Казани гимназия, готовившая к

поступлению в университет. В течение 30 лет Московский университет

обеспечивал эту гимназию преподавателями, учебниками, учебными пособиями и

оборудованием. В 1804 году на базе этой гимназии был открыт Казанский

университет.

Профессора и преподаватели университета, ученики и последователи

Ломоносова много занимались вопросами воспитания. В своих речах на

университетских актах эти ученые освещали важнейшие педагогические вопросы.

Они занимались разработкой методики обучения и создали очень ценное

оригинальное пособие, которое содержало указания, как обучать отдельным

предметам (истории, математике и т.д.). Это пособие было издано в 1771 году

на русском, латинском, немецком и французском языках под названием «Способ

учения подготовляющегося к университету».

В 1779 году при университете была открыта первая учительская семинария

в России, которая готовила учителей для Московской и Казанской гимназий, а

также для пансионов.

Труд – основа воспитания

Трудовое воспитание, формирование необходимых для трудовой

деятельности нравственных качеств человека с помощью труда;

целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки

детей и юношества к трудовой деятельности. Важнейшими путями и формами

трудового воспитания являются: подготовка детей и юношества к труду в семье

и школе, привлечение их к непосредственному и посильному участию в трудовой

деятельности; использование всех средств морального поощрения и

материальной заинтересованности в результатах труда; создание необходимых

условий для роста квалификации и т.д.

Педагогическая наука рассматривает трудовое воспитание как органичную

часть общего процесса воспитания подрастающего поколения в семье и школе.

Социалисты-утописты 16-18 вв. впервые высказали идею о нем как о средстве

формирования свободного гармоничного человека, готового трудиться на благо

всех членов общества. Ж. Ж. Руссо предлагал привлекать детей к

сельскохозяйственному труду и различным ремёслам, утверждая, что овладение

профессиями обеспечивает человеку материальную независимость. Социалисты-

утописты 19 в. К. А. Сен-Симон и Ш. Фурье утверждали, что основная задача

воспитания - подготовить молодое поколение к успешной трудовой

деятельности, обеспечить его всестороннее развитие.

Значительный вклад в теорию трудового воспитания внесли отечественные

педагоги.

К. Д. Ушинский (работа "Труд в его психическом и воспитательном

значении", 1860) раскрыл значение свободного физического труда для

всестороннего развития человека и поддержания в нём чувства собственного

достоинства.

В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние

физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек

любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным

условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и

самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд, обязательный для

всех.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.

Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно

и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя

готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он

может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом

ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы

зажечь, необходима искра.

Список литературы

1. Константинов Н.А. и др. История педагогики. М.: Просвещение, 1982.

2. История педагогики. / Под ред. М.Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1984.

3. Прудников В.Е. Русские педагоги математики XVIII-XIX веков. М.:

Учпедгиз, 1956.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.