скачать рефераты

МЕНЮ


Ответы на билеты по технологии образования (педкласс) 11 класс

| | | | |общественно-оц|

| | | | |ениваемой |

| | | | |деятельности |

|Младший |Учение |На познание |Интеллектуальн|Произвольность|

|школьный – | |начал наук |о-познавательн|. Внутренний |

|возраст (7 – | | |ая |план действия.|

|11 лет) | | | |Самоконтроль. |

| | | | |Рефлексия. |

|Подростковый |Деятельности |На познание |Личностная |Стремление к |

|возраст (11 – |общения в |системы |(потребностно-|«взрослости», |

|15 лет) |процессе |отношений в |мотивационная)|самооценка, |

| |обучения, |разных | |подчинение |

| |организованной |ситуациях | |нормам |

| |трудовой | | |коллективной |

| |деятельности | | |жизни |

|Старший |Учебно-професси|На познание |Познавательная|Мировоззрение,|

|школьный |ональная |профессий | |профессиональн|

|возраст (15 – | | | |ые |

|17 лет) | | | |интересы |

Билет №3

Вопрос 1.

Великие педагоги прошлого. Рассказать подробно об одном из них.

Иоган Генрих Песталоцци – гармоническое развитие личности.

Жан Жак Руссо – природосообразное воспитание. Человек и природа

неразделимы.

Януш Корчак.

Я. А. Коменский – создатель гуманистической педагогической системы.

Ян Амос Коменский (1592-1670) – выдающийся чешский мыслитель-гуманист и

педагог. Он родился в семье члена протестантской общины «чешских братьев» –

наследников антифеодального гуситского движения. Первоначальное образование

получил в братской школе, в 1608-1610 учился в латинской школе, затем в

Херборнской академии и Гейдельбергском университете. По окончании учебы

Коменский возвращается на родину, где становится выборным священником

общины и возглавляет братскую школу.

Педагогическая и проповедническая деятельность Коменского была прервана

Тридцатилетней войной (1618-1648). Будучи одним из. руководителей чешской

реформаторской церкви, он вынужден скрываться. Во время скитаний погибают

его жена и дети, в Праге сжигают принадлежащие ему рукописи. В конечном

итоге Коменский вынужден навсегда покинуть Чехию. С этого момента он

занимается только педагогической деятельностью. В польском городе Лешно,

где обосновалась часть общины «чешских братьев», Коменский руководил

братской школой, работал над «Великой дидактикой» .

В 40- годах Коменский по предложению шведского правительства занимается

подготовкой реформы школы в Швеции С 1650 по 1654 г. он работает В.

Венгрии, где пытается реализовать свои идеи устройства школы.

В. 1654 г. Коменский возвращается в Лешно, но в ходе польско-шведской

войны этот город был разрушен. Во второй раз погибли все его рукописи и

библиотека. С 1656 г. и до конца жизни Коменский жил в Амстердаме, где по

решению сената издавалось собрание его трудов о воспитании и образовании.

Там же он много работал над завершением главного труда своей жизни –

«Всеобщего совета об исправлении дел человеческих», который являлся итогом

его философско-педагогических и общественных планов по исправлению

общества.

Один из путей исправления мира Коменский видел в совершенствовании

системы воспитания и образования. Обновленный образовательно-воспитательный

процесс должен строиться «природосообразно» – в соответствии с объективными

законами природы. «Искусство воспитания совершенствует природу, а не

извращает ее Искусство против природы бессильно… может сделать только то,

что допускает природа. Искусство, не следующее природе, больше вредит, чем

помогает».

Коменский считал, что человек есть часть природы и подчиняется ее

главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных,

так и в отношении человека. Он указывал, что «точный порядок школы надо

заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над тем»

процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». Принцип

природосообразности полагает при этом изучение законов духовной жизни

человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Воспитательные усилия Коменского были направлены на просвещение всего

человечества. «Всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом

впитав в себя знания, могли с пользой пройти настоящую жизнь… Если мы

позволим развивать ум только некоторым, исключив остальных, то будем

несправедливы по отношению. к тем, кто обладает той же природой».

Теорию всеобщего универсального образования он изложил в «Великой

дидактике» (1638).

Вопрос 2.

Психологические особенности развития младшего школьника.

7-11 лет.

В этом возрасте активно идет развитие психических черт и свойств

личности. Идет формирование основных духовно-нравственных качеств людей

(детей). Значительно сохраняется активная роль семьи и школы в формировании

познавательных процессов и интересов, но возрастает влияние на это

неоформленных воздействий. Но роль семьи и школы доминирует. У детей со

сформированными … положительными качествами возрастает способность

противостоять отрицательным влияниям среды.

Главные психолого-педагогические направления в развитии:

1. Изменения социального статуса ребенка.

2. Соединение свободы выбора с режимом.

3. Перестройка деятельности (теперь не игровая, а учебная деятельность,

но игра имеет свое существенное значение).

4. Изменяются мотивы, дающие толчок к развитию познавательных сил; идет

адаптация к школьному коллективу; обучению нормам и правилам школьной

жизни.

В этом возрасте у детей существуют определенные трудности. Одна из них

состоит в сложности освоения нового режима жизнедеятельности, другая –

сложность в усвоении отношений с учителями и товарищами.

Главной психической особенностью является ярко выраженная мотивация,

направленная на учебную деятельно и на оценку этой деятельности со стороны

учителя и родителей.

Доминанты развития детей в этом возрасте:

1. Развитие речи, внимания, памяти, эмоций. Со стороны педагога требуется

помощь в понимании и закреплении ответственности в отношениях.

2. Ведущей педагогической идеей является формирование у детей убеждений,

направленных на общечеловеческие ценности (труд, семья, родители,

послушание, уважение старших, чувство гражданственности, чувство понимания

отечества, Родины). Нужно создавать и ситуацию успеха в учебно-

воспитательной деятельности школьников.

Билет №4

Вопрос 1.

Выдающиеся педагоги 20 века. Рассказать подробно об одном из них.

Ушинский – воспитание зависит от исторического значения народа.

Сухомлинский.

Л.Н. Толстой.

Антон Семенович Макаренко родился 1/13/марта 1888 года в г. Белополье на

Украине в семье рабочего. После окончания Кременчугского городского училища

и педагогических курсов при нем (1905) учительствовал в поселке Крюков и на

станции Долинская (1911-1914). Преподавал русский язык, черчение и

рисование, после уроков увлекал детей играми, походами, устройством

костюмированных вечеров, спектаклей, создал духовой оркестр, организовал

бытовой и сельскохозяйственный труд учащихся по бригадам.

Окончив Полтавский учительский институт {1914-1917) с золотой медалью,

заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в

Полтаве. С 1920 г. по 1928 г. руководил трудовой колонией для

несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 г. переведенной в

Куряж под Харьков. Она носила имя М. Горького. Макаренко отразил ее

деятельность в «Педагогической поэме». 6 повестях «Флаги на башнях» и «Март

30 года» изложен опыт работы трудовой коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, где

Антон Семенович работал с 1927 по 1935. годы. С 1935 по 1937 годы Макаренко

служил в управлении трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 года возглавил

колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 году

переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической

деятельности. Он скоропостижно скончался 1 апреля 1939 года от паралича

сердца – сгорел «в огне действенной любви к детям», как писал о нем

Горький. Похоронен А. С. Макаренко в Москве на Новодевичьем кладбище.

Памятник на могиле изображает детей, скорбящих о любимом учителе, который

был для них другом и духовным отцом,

А. С. Макаренко прошел сложный путь, наполненный стремлением создать

нового совершенного человека и полемикой с противниками его теории, верой в

светлое будущее и разочарованиями.

Ядро учения Макаренко – теория воспитательного коллектива, в котором

формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он

разрабатывал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания

в нем, взаимоотношений с личностью ребенка и связи с другими коллективами,

методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования

сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он

рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей.

Макаренко определил стадии развития коллектива: его создание, становление

и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися

традициями. Коллектив в своем развитии не может оставаться на месте – он

либо совершенствуется, либо деградирует. Эту закономерность он назвал

«законом движения коллектива». Для. того, чтобы не произошло остановки и

отката назад, перед коллективом необходимо ставить ряд взаимосвязанных

между собой и удаляющихся по времени в будущее реально достижимых целей

(перспектив). Такие цепочки перспектив (близкая – средняя – далекая) Антон

Семенович назвал перспективными линиями.

Коллектив нужен был Макаренко как средство воспитания личности. Он

состоит из детей с различными качествами и, если его члены взаимно

обогащают друг друга своими знаниями, умениями и другими индивидуальными

чертами, то он становится благоприятной средой для развития личности, для

формирования гражданина демократического общества.

Вопрос 2.

Психологические особенности развития подростков.

Это возраст с 11-12 лет до 14-15 лет. Отроческий возраст. Это период

бурного физического и психического развития человека. Перед подростком

ставить какие-либо цели бессмысленно. Период бурного развития: 2 причины:

(переход от детства с ориентацией на взрослого к юности, которая считается

психически достаточным возрастом) (характеристики двух возрастов: с одной

стороны взрослость, а с другой детское поведение).

1. Физиологический – это период … – половое созревание…

2. Пробуждение впервые к взрослости, потребность быть взрослым, не быть

как взрослым (она пережита в школьном возрасте).

Что значит для подростка быть взрослым? Быть взрослым значит иметь равные

со взрослыми права (хочет иметь равные права). И хочет чтобы взрослые

видели эту взрослость, признавали ее, уважали, т.е. давали права. Есть еще

один пар… – центром психической жизни становятся сверстники.

Ведущим видом деятельности в подростковом возврате является общественно-

полезная деятельность. Для подростка ОПД – это деятельность на пользу «моих

или его значимых других». Есть еще одна психическая характеристика:

подростковый возраст – это возраст активного поиска референтной (референт –

советчик) группы.

От чего зависит выбор референтной группы:

1. Успешная деятельность.

2. Чтобы был признан в этой деятельности.

Во многих конфликтах виноваты родители.

Немаловажную роль играет половое созревание:

1. Вследствие выделения большого числа гормонов, происходит чрезмерная

утомляемость.

2. Фигура оформляется по женскому или мужскому типу, и тело функционирует

по женскому или мужскому типу.

Педагогическая проблема: отставание нравственного и социального

созревания.

Есть еще два психических новообразования:

1. В учебной деятельности должно стать логическое, абстрактное мышление.

Вся психическая деятельность начинает …

2. Именно в этом возрасте начинают формироваться взгляды, мнения и

впервые появляются осознанные идеалы. Появление идеалов – это психический

показатель. Идеалы выбираются по чисто внешним показателям.

Подростковый возраст – возраст смешанный.

Билет №5

Вопрос 1.

Внешний вид учителя.

Огромна общественная значимость учительского труда, поскольку в руках

учителя судьба поколений. Велико социальное значение учительской

деятельности, связанной с формированием общественного сознания, культурного

наследия, настроений и потребностей людей. Поэтому очень высокими должны

быть требования к личности учителя. Ум, знания, поступки – все постоянно

подвергается критическому анализу учеников, родителей, окружающих людей.

Очень важен внешний вид учителя: аккуратность, строгость,

интеллектуальность, индивидуальность, естественность (макияж, парфюмерия –

не чрезмерны).

Чаще всего окружающие обращают внимание на мимику, манеру поведения и

общения, жесты, речь, прическу, одежду, стиль (консервативный или

демократический, современный), руки (аккуратны ли).

Внешний вид учителя играет значительную роль у младших школьников, т.к.

они в большинстве случаев подражают своим учителям, и пытаются быть

максимально похожими на них.

Вопрос 2.

Темперамент, диагностика темперамента.

Темперамент – это индивидуальное свойство психики, которое определяет

динамику психической деятельности человека, проявляющуюся во всех видах

деятельности и являющейся устойчивым, постоянным на протяжении всей жизни

человека.

Особенности:

1. Темперамент – это несодержательная характеристика человека – это

динамика.

Динамика – это сила, скорость, подвижность всех наших проявлений.

Темперамент – это тонус психической деятельности человека.

2. Темперамент постоянно проявляется во всех видах деятельности.

3. Темперамент изменению не подвержен, он устойчив.

Больше всего люди отличаются друг от друга в темпераменте.

Эти различия были подмечены очень давно. Были теории:

1. Теория Гиппократа. Он считает, что в основе темперамента лежит

пропорция жидкостей в теле человека: кровь, слизь, желчь.

2. Теория связанная с конституцией.

3. Правильная теория: изучение типа ВНД человека (учение Павлова).

В основе темперамента лежит 3 … …: 1. Сила, 2. Уравновешенность, 3.

Подвижность.

Темперамент зависит от того, как они сочетаются.

Сила – это показатель ее работоспособности (запас питательных веществ в

нервных клетках). Сильная нервная система реагирует на все адекватно,

«соответственно». Слабая нервная система реагирует не адекватно..

По каким показателям можно судить: сильная или слабая нервная система:

Сильная: 1) Работоспособность, 2)Выносливость к неблагоприятным условиям

среды.

Уравновешенность – это показатель баланса (соотношения) процессов

торможения и возбуждения в коре больших полушарий.

Уравновешенность нервной системы.

Характерно адекватная реакция у человека с неуравновешенной нервной

системой преобладает над торможением или наоборот. Уравновешенность

проявляется в самообладании умения владеть собой. Подвижность нервной

системы – показатель того, как быстро на силу первого процесса приходит

другой.

Эти свойства лежат в основе типов ВНД:

Сильная Слабая (меланхолик)

Неуравновешенная (холерик) Уравновешенная

Подвижный (сангвиник) неподвижный (флегматик)

1. Сильный, уравновешенный, подвижный, быстрый тип – сангвиник

2. Сильный неуравновешенный – холерик

3. Сильный, уравновешенный, неподвижный – тип спокойный (флегматический

темперамент).

4. Слабая нервная система – слабый тип ВНД (высшая нервная деятельность)

(меланхолик).

Билет №6

Вопрос 1.

Мастерство общения в профессии педагога.

В профессии учителя общение – профессиональный долг.

Две стороны:

1. Общие принципы, заложенные самим характером и унаследованные ценностями

прошлого.

2. Индивидуальные принципы. Совокупность приемов и средств, которые

учитель, в условиях различных обстоятельств реализует в своей

деятельности на основе имеющихся у него личных знаний, опыта,

способностей, умений.

Умения:

1. Умение достижения целей обучения и воспитания.

2. Способность выстраивать взаимоотношения с различными по полу, возрастным

признакам, психическими наклонностями воспитанниками.

3. Умение управлять развитием личности.

4. Умение рассказывать о сложном просто (Адаптировать учебный материал).

5. Для полноценного общения учителю необходимо соотносить содержание,

способ, ритм, характер общения, с различными психофизическими и

социальными особенностями всех, вступающих в контакт с учителем.

6. Строить свое общение исходя из особенностей и чутко реагируя на малейшие

изменения всех партнеров по общению.

Факторы, влияющие на общение:

1. Внешний вид учителя.

a) Одежда.

b) Манера общения.

c) Мимика.

d) Темперамент.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.