скачать рефераты

МЕНЮ


Педагогическая характеристика детей школьного возраста

«Я такая же личность, как и мой отец, мать, учитель, любой из взрослых».

Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского

возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со

взрослыми.

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным

и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка

общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он

наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род

занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере

предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,

целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка

воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия

накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Нет практически ни одного социального и психологического аспекта

поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий

в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так, если

в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения

зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот

фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования

родителей.

Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и

характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия

характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростка оказывает его стиль

взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным

положением.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются

обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей

степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и

социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае

последовательно и вместе с тем четко и рационально:

- родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их

обсуждение подростком;

- власть используется ими в меру необходимости;

- в ребёнке ценится не только послушание, но самостоятельность;

- родители устанавливают правило и твёрдо приводят их в жизнь, но не

считают себя непогрешимыми;

- родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются

только его желаниями.

Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это

стиль, или попустительский, дают плохие результаты. Авторитарный стиль

вызывает отчуждение у детей от родителей, чувство своей незначительности и

нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся

необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и

пассивность. Попустительский стиль воспитания вызывает у подростка

ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные и

незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и

идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой

информации не могут восполнить этот пробел, оставляя ребёнка без

надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует

формированию личности со слабым «Я».

Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его

приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим

классам взаимоотношения с родителями давно уже сложились, и «отменить»

эффект прошлого опыта невозможно. С одной стороны, непримиримость к злу,

неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины и,

с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни. В этом

противоречии есть хорошее и плохое. Хорошее – это непримиримость со злом,

ненависть, отвращение ко всему, что принижает представление подростка об

идеале добра, правды, красоты. Если вы хотите, чтобы ваши слова всегда

доходили до ума подростка, вслушивайтесь в то, что волнует, тревожит его.

Беспристрастность – плохой воспитатель.

Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не

любит, чтобы его воспитывали.

«Рост самосознания - это характерная особенность личности подростка.

Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к

окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными,

предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и

сверстника».1

________________________________________________________________

1. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1975 г.

В самооценке ребята проявляют известную осторожность. Они охотнее

говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют

у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди положительных черт

наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в дружбе’, ‘не подвожу

друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план выступают те качества,

которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые

этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.)

Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих

умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся

учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте

положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы

верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно

указывают на какие-то другие свои достижения.

И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем

вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической

защиты». По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые

сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё

положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.

Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка

неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха,

апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут

вообще не проявляться.

Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от

меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как

на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой.

Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат

отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

Мы обращаемся к И.С.Кону, так как он по нашему мнению наиболее

доступно и правильно смог описать и рассказать о развитии самосознания и

образа «Я» у юношества.

«Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не

только с половым созреванием, как считала биогенетическая школа в

психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и

тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это

происходит теперь, прежде всего потому, что физическое созревание является

одновременно социальным симптомом, знаком взросления, возмужания, на

которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и

сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных

ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос:

«Кто Я?».1

В этот период происходит переход от внешнего управления к

самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об

объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация

субъекта о самом себе, то есть самосознание.

Высокий уровень развития самосознания школьника среднего возраста, в

свою очередь, приводит к самовоспитанию. Настоящее мастерство воспитания

подростка - дать ему самому возможность подумать, как воспитывать себя,

как стать лучше, как бороться за самого себя, преодолевая трудности,

переживая радость победы.

________________________________________________________________

1. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. –

М., 1988 г., с.23.

Мальчики и девочки стараются, стремятся глубже разобраться в своём

характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно

оценивать свои особенности. Они часто просят учителей объяснить им: «как

узнать свой характер, что бы правильно оценить его?»; «Может ли человек со

слабым здоровьем иметь сильный характер?»; «Чем объяснить слабость

характера ряда весьма талантливых и умных люде?»; «Как освободиться от

дурных привычек?».

Однако самовоспитание старших школьников сталкивается с большими

трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия.

Наиболее типичные из них:

1.Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время

не всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания,

которые рекомендуют взрослые;

2.Чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со

стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке,

действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как

жить»);

3.Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных

делах и беспринципность в малом, незначительном;

4.Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же

время проявление детской непосредственности, импульсивности в

поведении, речи, тенденции к преувеличению собственного горя,

незначительной неприятности.

Тут мы переходим к следующему: желание самоутвердиться и неумение это

сделать. Подросток делает важное открытие: моральное достоинство человека,

его место в обществе, успехи находят свое проявление в общественном

признании. Об одном говорят с уважением, о другом – с презрением, о третьем

– ничего, словно его и на свете нет. Подростку хочется быть личностью. Не

случайно в эти годы так обостряется чуткость юной души ко всему

героическому, романтическому, необычному. Он ощущает потребность

действовать. Но чтобы действовать, нужно видеть перед собой цель.

Противоречие между богатством желаний, с одной стороны, и

ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуществления их с другой,

тоже представляет сложный процесс самоутверждения. «Подростка интересуют

люди, которые утвердили свою личность в подвиге, труде, науке, искусстве.

Его волнует работа мастера – человека с «золотыми руками», творчество

артиста, достижения спортсмена».1 Отсюда множество увлечений, непостоянство

интересов. Вчера подросток увлекался техническим творчеством, а сегодня –

рисованием. Вчера его интересовала работа в кружке юннатов, сегодня –

фотографирование, завтра – он думает только о футболе. В богатстве желаний

подросток проявляет непонятное ему самому стремление познать собственные

силы, возможности, способности. Непостоянство увлечений – это поиск себя.

Если воспитатель не знает духовного мира подростка, то даже

доброжелательный совет может быть воспринят как запрещение делать одно и

приказ делать другое. Желания и интересы подростка нужно видеть в движении,

в развитии. Необходимое должно стать для него желанным. Нельзя принимать

капризы за желания.

________________________________________________________________

1. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979 г., т.1, с.356.

Удивление перед неисчерпаемостью науки, желанием много знать,

переживание вдохновения, радости интеллектуального труда и в тоже время

поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, к своим повседневным

заданиям - это отражает противоречивый характер подростка, самоутверждение

в сфере интеллектуальной жизни. В годы отрочества человек впервые

переживает мысль, что школьное образование – только капля научных знаний,

первая страница великой книги науки. Чем дальше от взгляда ученика

простирается горизонт науки, тем глубже подросток осознает как мало он

знает. Поэтому мастерство воспитания состоит в том, чтобы интеллектуальные

интересы подростка находили свое удовлетворение. Но в особенностях мышления

кроется и подростковый негативизм. Негативизм часто начинается с

возражений, игнорирования школьных заданий – той повседневной, однообразной

для подростка работы, которая кажется ему «муравьиной возней по сравнению с

космическими полетами». Отсюда легкомысленное отношение к учебе и «защитная

реакция» подростка против «посягательств» взрослых на его

самостоятельность.

Значительно более сложными и дифференцированными становятся в

юношеском возрасте отношение к учителям и с учителями. Как и родители,

учитель имеет в сознании ребёнка несколько «ипостасей», соответствующих

выполняемым учителем функциям:

. замена родителей;

. власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;

. авторитетный источник знаний в определённой области;

. старший товарищ и друг.

В принципе подросток готов удовлетвориться более или менее

специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который

отлично знает и преподаёт свой предмет, пользуется уважением, даже если у

него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем ему очень хочется

встретить в лице учителя настоящего друга, причём уровень его требований к

такой дружбе всегда высок.

Привязанность к любимому учителю часто имеет характер страстного

увлечения и безоговорочной преданности. Но таких привязанностей не может

быть много. У большинства старшеклассников тесная эмоциональная связь

существует с одним - двумя учителями, и с возрастом этим отношения

становятся всё более избирательными.

Противоречия подросткового возраста не являются чем-то фатальным, но

их невозможно обойти или совсем отодвинуть. Умелой воспитательной работой

они сглаживаются, ослабляются, а не умелой – углубляются, заостряются,

приводят к конфликтам.

3. Роль классного руководителя

в формировании личности подростка.

Воспитательная работа со школьниками среднего возраста – сложнейшая

из нынешних задач. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых

воспитание человека в самом широком смысле слова. Который должен осмыслить

особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить

себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.

Если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о педагоге,

классном руководителе. «Если этот человек сочетает в себе качества

педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему

обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает

разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему поверяются детские

тайны».1

Сегодня существуют разные мнения по поводу необходимости классного

руководства в школе. Интересны результаты социологических исследований по

этой проблеме. Всего опрошено 1200 человек. 80% ответов говорят о том, что

роль классного руководителя трудно переоценить, особенно в наше время,

когда родители заняты поддержанием материального положения семьи.

________________________________________________________________

1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. – М., 2001 г., с.3

Отвечая на вопрос: «Сколько времени вы уделяете общению с собственным

ребенком?», родители приводят следующие цифры (см. график 1):

[pic]

График 1

В тоже время 10% опрошенных родителей считают, что институт классных

руководителей себя изжил, но как показал анализ это семьи, в которых

матери не работают и сами занимаются воспитанием. Таким образом, можно

сделать вывод, что роль классного руководителя, по мнению большинства

родителей, является важной и необходимой. Значимость деятельности классного

руководителя подтверждают сегодняшние социально-экономические условия, в

которых идет формирование личности ребенка.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения

своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-

педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших

тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, в частности,

овладеть методиками воспитания.

4. Методы и формы работы с детьми

среднего школьного возраста.

В выборе вида деятельности классный руководитель практически не

ограничен. Надо только, чтобы она была ориентирована на эмоциональную сферу

учащихся. Положительные эмоциональные переживания самым благотворным

образом влияют на развитие личности детей, формируют и закрепляют

положительный стереотип поведения.

Многие веские причины затрудняют процесс перебора методов воспитания

и определения оптимальных. Примерная система методов, спроектированная на

размытое множество условий с применением аморфных критериев, не может

обеспечить высокую логическую надежность выбора (см. график 2).

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

График 2

Педагогическая поддержка – деятельность классного руководителя по

оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их проблем,

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.