скачать рефераты

МЕНЮ


Педагогические идеи Яна Амоса Коменского

Педагогические идеи Яна Амоса Коменского

МГУ им. М.В.Ломоносова

Факультет философии

Педагогические идеи

Яна Амоса Коменского

Студентки 3 курса

с/о

Ткач Л.Б.

Москва 2004

Содержание

Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского……………… 2

Принцип природосообразности……………………………………….. 4

Гуманизм в трудах Яна Коменского…………………………………… 7

Дидактические принципы Яна Коменского…………………………… 11

Семейное воспитание в педагогике Яна Коменского…………………. 19

Использованная литература……………………………………………… 22

Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского.

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия)

в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и

Гейдельбергском универсистетах в Германии. После Коменский был

проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался

педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше,

Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский

стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его

теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены

все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что

он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок

установления справедливых и дружественных отношений между людьми и

народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его

гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные

образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной

этим выдающимся педагогом.

Основные положения его учения, такие как принцип природосооборазности,

дидактические принципы, семейная педагогика, рассматриваются в данной

работе.

Принцип природосообразности

Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие

утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.

Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в

научном сознании в ходе исследования природного мира. В трактовке

Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует

учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и

законы природы самого воспитания.

Возникает обширное смысловое поле на базе знаний из многих наук (в

«Великой дидактике» – это философские, психологические, педагогические

знания), интегрируемых идеей рационального научного обоснования

педагогического процесса. К пониманию природы этого процесса теоретик

подходил от научных представлений его времени. Общее свойство природы –

целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему

предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна

быть.

В искусстве воспитания это означает – развивать то, что имеет

человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания

сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему

правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из

тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их

к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял роль воспитания

«как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным

процессом саморазвития воспитанника.

При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, а

сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности

ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения,

серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем

природосообразное воспитание, как уже отмечено – это «ненасильственная»

педагогика естественного и свободного развития природных сил и

способностей.

На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает

грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о

рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную

обоснованность) Коменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие

педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению»

человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на

рациональную организацию «массовой школы».

Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время

взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для

каждого этапа задачи.

Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:

|детство - от рождения до 6 лет включительно |

|отрочество - от 6 до 12 лет |

|юность - от 12 до 18 лет |

|возмужалость - от 18 до 24 лет |

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство

характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств;

отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами -

языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более

высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и

способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным

особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень

образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он

подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества

предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении,

местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или

гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой

области - академия.

В плане содержания образования этот принцип последовательного

изучения наук был облечен в идею «пансофии» (всеобщей мудрости). Каждый

возраст способен обьять пансофические знания на своем уровне возможного, и

исходя из этого, Коменский определяет примерное содержание «материнской

школы», «школы родного языка», «латинской школы», и на основе этого создает

учебники.

Конечно, говорит Коменский, не каждый склонен и способен одолеть весь

путь к пансофиии, тем более, что академия предполагает специализацию в том

роде занятий, к которому «предназначила природа». Однако первые две ступени

– тот минимум, который необходим любому, чтобы в детстве были заложены

основания для разумной, нравственной и благочестивой жизни.

Обосновывая идею школы родного языка, Коменский постоянно имеет в

виду природосообразность развития ребенка. Естественными стремлениями и

условиями жизни человека аргументирует Коменский необходимость в школе

родного языка начал родиноведения, граждановедения.

Столь же естественно и необходимо, считает Коменский, в латинской

школе является наличие «класса этики», в котором рассматривается «сам

человек с действиями его свободной воли как владыка вещей», а также

изучение «стрежневого предмета истории», знание которой «как бы освещает

всю жизнь», история естествознания, история изобретений, история морали,

история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история (но все-таки

преимущественно история своего отечества).

«Семь свободных искусств», эти традиционные учебные предметы

средневековой школы, Коменский дополняет основами наук нового времени. Все

содержания общего образования обращаются к человеку – его целостному

мировосприятию, гармонии его стремлений и способностей «знать, уметь,

действовать, говорить».

Процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске

«естественного (природосообразного) метода», который ориентирован на

целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю

работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость»,

которую ученик брал памятью и напряжением воли.

Гуманизм и нравственное воспитание в трудах Яна Коменского

Духовный мир Коменского, человека энциклопедически образованного, -

сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения,

католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и

естественнонаучного знания.

Задачей каждого христианского государства, утверждал Коменский,

должна стать «всеобщее образование юношества». Главное для него - избежать

«соблазна» исторических условий того времени: низведения человека до его

сословного облика, до орудия национально-государственных и религиозных

интересов и целей, а его воспитания - до подготовки человека к выполнению

его сословных ролей, социальных функций.

Коменский обосновал демократическую и гуманистическую идею

всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного

века была и остается «путеводной» в отстаивании всеобщего образования как

неотъемлемого права каждого человека.

В концепции Коменского человек помещен в «микромир», наделен властью

над вещами и ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая

практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества –

это «искусство», а путь к искусству - «научное образование», дающее знание

об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах общества человека.

Человек сам является сложным миром, «микрокосмом». Его внутренняя

жизнь – борьба добрых и злых начал, благонравия и пороков, в которой

проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Направить природный

дар - свободу воли - к истинно человеческому: разуму, нравственности,

добродетелям – цели и задачи нравственного воспитания.

Духовная опора человека находится в его внутреннем самостроительстве

и в его деятельности в мире – в стремлении «жить точно перед очами Бога»,

«ходить перед Богом», «осуществлять свое предназначение в земной жизни и

готовиться к жизни вечной».

Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в

педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей

системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности

человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-

нравственная направленность развития личности.

Педагогическая система Коменского – это «строгая» педагогика, она

предполагает отношение к воспитаннику как сознательному, деятельному,

ответственному в своих мыслях и поступках существу, она утверждает идею

педагогической деятельности как сложнейшего из всех искусств развития

человеческого в человеке. Педагогическая система Коменского оптимистична,

пронизана светом веры в возможности человека и возможности воспитания, в

перспективы разумного «общежития человеческого», объединения «возвышенных,

мужественных, великодушных людей».

В иерархии задач воспитания высшие ступени Коменский связывал с

непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его

духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан весь образовательный

процесс.

На каждой возрастной ступени вводятся этические и теологические

представления и правила, нормы поведения, назначение которых – одухотворить

внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям, к самому себе. В

системе ценностей, необходимых гуманной личности, Коменский специально

выделил «кардинальные добродетели», выношенные в христианской этике

средневековья, истоками уходящие в философию Платона: мудрость,

умеренность, мужество, справедливость.

В искусстве развивать и возвышать духовность человека Коменский

стремился к формированию нравственности и благочестия – непрестанной

духовной жизни и практической деятельности человека: «Добродетели учатся,

постоянно осуществляя честное».

В таком ключе - человек сам выстраивает свой внутренний мир –

предстают «шестнадцать правил искусства развивать нравственность».

Воспитатель ориентирован на стимулирование самодисциплины растущего

человека (сдерживание влечений, обуздывание нетерпеливости, гнева и т.п.),

нравственных стремлений (справедливость по отношению к другим людям,

готовность уступить, услужить, оказать пользу своими услугами возможно

большему числу людей и др.). Его инструментами являются и наставление, и

«примеры порядочной жизни», и упражнения, главное же – организация

упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности,

деятельности достаточно длительной, чтобы заложить привычки к труду,

полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью.

Кладези нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для

воспитанника – священное писание и размышления великих людей. «Почему и как

нужно избежать зависти? Каким оружием защищать сердце от печалей и всяких

человеческих несчастий? Как умерить радость? Каким образом сдерживать гнев

и умерить преступную любовь?» – приведя этот перечень вопросов, Коменский

ориентирует учителя на стимулирование напряженной, нравственно направленной

сознательной внутренней жизни воспитанников, в которой он пытается

преодолеть слабости и пороки, противостоять разрушительной силе негативных

чувств, влечений, сохранить душевное равновесие.

При этом определенно и четко обозначены и «предъявлены» требования к

человеку как духовно-нравственному существу. Для гуманиста Коменского это

отнюдь не проявление авторитарности, насилия над личностью. В его

антрополого-педагогической концепции, за человеком, «образом подобным

Божьим» всегда остается право свободного выбора между добром и злом. В то

же время воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственной

позиции, «предохранить молодежь от всех поводов к нравственной

испорченности», научить «преодолевать самих себя».

В этой связи и в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять

строгость», доминируют установки на самодисциплину, на такую строгость,

которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь, а главное на создание

в школе атмосферы «искреннего и открытого расположения», «господства

бодрости и внимания как у учащих, так и у учащихся», «любви и радостной

бодрости», когда не требовалось бы делать что-то против воли, по

принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно, когда ученики

любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда,

куда подобает,… и сами к тому же стремились».

В общем, педагогическую систему Коменского возможно представить как

гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого является

ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей

растущего человека.

Цель реализуется в организации жизнедеятельности воспитанников в

нравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей разностороннее

развитие среде: в системе разнообразных видов деятельности, соответствующих

природосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке, в

системе гуманных отношений между воспитанниками, отношений взаимодействия

педагога и учащихся как субъектов педагогического процесса, в нарастающей

субъектности воспитанников, что переводит цель и задачи педагогического

процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание «перерастает» в

самовоспитание.

Результат педагогического процесса – достигнутый воспитанником

уровень его личностного индивидуального развития, включая самосознание,

самоопределение, потребности и способности к дальнейшему саморазвитию,

самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личности воспитанника

обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития,

«ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется

в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого,

органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что

свидетельствует об универсальности педагогических открытий Коменского.

Дидактические принципы Яна Коменского

В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы

обучения и методические (частные) принципы обучения. В дидактическом учении

Коменского важнейшее место занимает вопрос именно об общих принципах

обучения, или дидактическими принципами.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на

необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность

этих принципов:

1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

Итак,

1) Принцип сознательности и активности

Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не

пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и

основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует

сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует

формализм.

Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.