скачать рефераты

МЕНЮ


Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...)

Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...)

Вопрос № 1. Основные этапы развития педагогической мысли.

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты

человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей

воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

Наука педагогика появилась позже геометрии, астрономии, как

потребность общества. Обнаружилось, что общество прогрессирует – быстро или

медленно, в зависимости от того, как в нем появляется воспитание. Появилась

потребность в:

обобщении знаний о воспитании,

в создании специальных учебных воспитательных учреждений.

В Китае, Индии, Египте, Греции – развитие философии (науки о природе,

человеке, обществе) – 1-ые педагогические обобщения.

В Европе – древнегреческие философы Демокрит (460 – 370 г. до н.э.),

Сократ (469 – 399 г. до н.э.), Платон (427 – 347 г. до н.э.), Аристотель

(384 – 322 г. до н.э.) – о формировании личности (хорошими людьми

становятся больше от упражнения, чем от природы). Марк Квинтиман –

“Образование оратора” – основная книга по педагогике, с сочинениями

Цицерона, его изучали во всех риторических школах.

Во все времена существовала духовная педагогика – о духовном и

физическом развитии людей, нравственном и трудовом воспитании. В древней

Греции совершеннолетним считался тот, кто посадил и вырастил маслиновое

дерево – маслиновые рощи.

В период средневековья – господство церкви – все воспитание в

религиозное русло. Образование потеряло прогрессивность античных времен.

Догматическое обучение существовало 2 века. Философы этого времени

Тертуман (160 – 222), Августин (354 – 430), Аквипат (1225 – 1274) – создали

обширные педагогические трактаты, но педагогическая наука далеко вперед

не ушла.

Эпоха Возрождения – педагоги гуманисты.

В XVII в. педагогика выделилась в самостоятельную науку – с именем Я.

А. Каменского (1592 – 1670) – “Великая дидактика” – 1654 г. (см. методичку,

табл.).

Джон Локк (1632 – 1704) – теорию воспитания – “Мысли о воспитании” –

взгляды на воспитание джентльмена – человека уверенного в себе, широкое

образование, деловые качества, изящество манер, твердость правовых

убеждений.

Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике вели

французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П.

Гольбах и особенно Ж.Ж. Руссо (см. методичку, табл.).

Иоганн Фридрих Герберт (1776 – 1841) – крупная противоречивая фигура в

истории педагогики – по дидактике (четырехзвенная модель урока, понятивно –

воспитывающее обучение, система развивающих упражнений), но и теоретическая

база для дискриминационного ограничения в образовании широких масс

трудящихся.

Мировую славу русской педагогики принесли Белинский, Герцен,

Чернышевский, Добролюбов, Толстой, но особенно К.Д. Ушинский “О камеральном

образовании” 1848 г.

В 1855г. Ушинского назначают инспектором классов. В жизни каждого

крупного ученого непременно найдется счастливая случайность. Была она и в

судьбе Ушинского. Однажды он обратил внимание на 2-а больших шкафа, – уже

20 лет они стояли опечатанные. Ушинский попросил сторожа открыть их. Перед

ним было целое сокровище – полное собрание педагогической литературы,

наследство бывшего инспектора института, ученика Пестелоцци – Е. Гугеля. По

свежим следам он пишет лучшую свою статью “О пользе педагогической

литературы” – сделать учебную работу интересной для ребенка, не превращая

ее в развлечение. 187! Переиздано – “Родное слово”. Более 10 млн. книг его

вышло до революции. Главное его сочинение “Педагогическая антропология”

1867г. – 2-а тома, 3-й не завершил;

- учение о целях, принципах, сущности воспитания,

- о руководящей роли школы, учителя,

- о методах формирования наблюдательности, внимания, воли, памяти,

эмоций,

- пути реализации дидактических принципов сознательности,

наглядности, систематичности, прогностичности,

- концепция развивающего обучения,

- трудовое воспитание – полноценное воспитательное средство – труд.

В конце XIX – начале XX в. – центр педагогической мысли США Джон Дьюи

(1859 – 1952), Эдвард Торндайк (1874 – 1949) - вывели закономерности

человеческого воспитания, эффективные технологии образования.

Советские педагоги Н.К. Крупская (1869 – 1939) – проблемы новой

советской школы, организация внеклассной работы, пионерского движения. А.С.

Макаренко (1888 – 1939) – о детском коллективе, трудовом воспитании,

сознательная дисциплина, воспитание в семье. В.А. Сухомлинский (1918 –

1970) – исследовал моральные проблемы воспитания молодежи, о личности.

Вопрос № 2. Цели и идеалы общего среднего образования. Целеполагание в

учебно-воспитательном процессе. Иерархия целей.

Воспитательный процесс носит целенаправленный характер (направление

воспитательных усилий, конечная их цель, содержательная сторона и средства

достижения).

Цели воспитания – провозглашаются обществом.

В нашей стране – “Моральный кодекс строителей коммунизма” - долгое

время.

Сейчас – прежние идеалы утрачены, новые не сложились, но всякая

идеология – это подход тех или иных классов или групп к решению

общественных проблем, которые они стремятся навязать другим. В мировой

педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что

воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных

ситуаций (исповедовать взгляды стоящих у власти).

Воспитание должно базировать на постоянных непреходящих идеях и

ценностях, а именно принципах гуманизма (лат. humanus – человеческий,

человечный): любовь к людям высокий уровень психологической терпимости

(толерантность), мягкость в человеческих отношениях, уважение личности.

Признание человека в качестве высшей ценности.

Конечная цель воспитания с позиции гуманизма – человек должен стать

полноценным субъектом деятельности, т.е. свободным, но ответственным за все

происходящее в мире.

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в

воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей:

- ценности для всего общества, а не для группы людей, партии,

государства.

Деидеологизация, т.е. отказ от установок, убеждений какой-то определенной

социальной силы, акцент на духовно – правовое, интеллектуальное и

эстетическое развитие личности, на основе освоения ею всего культурного

богатства человечества.

Общечеловеческие ценности – это трансцендентные (запредельные) ценности,

т.е. ценности, которые носят абсолютный характер.

Верующие люди считают, что эти ценности имеют божественную природу.

Для неверующих – многовековой опыт человечества.

Они носят постоянный, непреходящий характер – образец “поведения” для

всех людей. “Не убий”, “не укради”, “не сотвори себе кумира” и т.д. - это

нравственные установки и для верующих и неверующих. “Моральный кодекс

строителей коммунизма” переложение на современный язык тех же ценностей, к

которым, однако добавились идеологические установки типа “любовь к своей

Родине”, “борьба за победу”.

Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписывается в

систему гуманистических ценностей. Каждый конкретный человек – гражданин

конкретного государства, принадлежит к определенной нации, народности.

Поэтому воспитание человека с общечеловеческих позиций не противоречит, а

предполагает его воспитание как гражданина, патриота своей страны,

Отечества, а следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к

своей Родине, но отвергает национализм.

Гуманизм в силу того, что отдает приоритет общечеловеческому началу,

противоречит идеологии индивидуализма. Гуманизм – признание данной

личностью в качестве ценности личности всех других людей, любовь к ним,

служение. Поэтому гуманизм предполагает коллективизм, стремление к общности

с другими народами. Особенно это свойственно нашему народу – идея

соборности является ведущей идеей русского самосознания.

В связи с вышеизложенным скорректируем цели учебно-воспитательного

процесса.

В нашей стране традиционно считалось в качестве главной цели учебно-

воспитательного процесса – подготовка высококвалифицированного специалиста,

способного эффективно работать на производстве, на благо нашего государства

– технократический подход.

Гуманистический подход – создание предпосылок для самореализации

личности, удовлетворение ее потребностей. Это вовсе не снимает задачи

подготовки высококвалифицированного специалиста, т.к. без высокой

квалификации нельзя реализовать себя как личность. Но в гуманистическом

подходе нет оценки студента, как только функционера общественного

производства. Рыночная экономика может поставить нашего выпускника в такие

условия, что его узкоспециализированные знания не позволят реализовать

себя, а может и просто заработать на жизнь. Значит надо обеспечить такую

систему обучения “которая бы позволила выпускнику вуза проявить себя на

более широком поле деятельности”.

А это возможно за счет усиления общенаучной и гуманитарной подготовки.

Итак, гуманизация учебного процесса предполагает формирование учебных

планов таким образом, чтобы они максимально учитывали интересы студентов в

новых социально-экономических реальностях, а не интересы тех или иных

кафедр, вуза, государства.

И, наконец, гуманистическая ориентация образования может быть

реализована в гуманистической педагогике (высокая степень индивидуализма и

дифференциации обучения, акцент на пробуждение активности и инициативы

обучаемого, педагогика сотрудничества).

Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна

соответствовать представлениям общества об идеалах человеческой личности –

представлениям о совершенном человеке – герои сказок, песен, поговорок –

смелость, честность, храбрость, справедливость.

Идеал телесной (физической) и духовной красоты занимал педагогов уже

в древности. Однако их гармоничное соединение исключало труд. Дети

рабовладельцев воспитывались в презрении к труду, который удел рабов.

В средние века – идеал духовный, физические радости греховны.

Следовательно, их сочетание считалось еретическим. Идея гармоничного

развития в трудах гуманистов Возрождения. А впервые реабилитировали труд,

показали его как добродетель социалисты – утописты.

Сейчас идея всестороннего развития личности, как высшей цели воспитания

признается всем миром. И, тем не менее, ни одна страна не может

похвастаться ее достаточно полной реализацией.

В любом обществе существуют 2-а педагогических идеала личности.

1. Высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Маяк!

Ориентир! К нему следует подвести воспитуемого как можно ближе.

2. Приземленный, реальный идеал – герой своего времени, тот, которому

все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чью

судьбу желают своим детям.

Во время ВОВ – идеал офицера, защитника.

После войны – офицер, научный работник, инженер.

70-е годы – партийный функционер и государственный чиновник.

Но какие бы зигзаги не делало Российское общество, идеал русского

народного педагога был и остается неизменным, беззаветно любящий свою

Родину, высоко нравственный труженик. Сохранить и утвердить этот идеал –

долг российских педагогов. (Далее смотри методичку стр. 32-33)

Одной из актуальных проблем современной теории и практики воспитания

становится, на наш взгляд, проблема цели.

По мнению ведущих английских теоретиков педагогики А.Келли, П.Херста,

Р.Петерса, Д.Поупа, проблема цели четко определилась в английской

педагогике в 70-е годы. Если ранее считалось, что главная роль в развитии

учебно-воспитательного процесса принадлежит содержанию образования, то

сначала 70-х годов эта роль все последовательнее отводится цели. Цель

теперь рассматривается в качестве отправной точки, определяющей все

основные компоненты учебно-воспитательного процесса: содержание, методы,

приемы, деятельность учащегося, познавательные возможности. А к концу 70-х

годов и английское учительство стало признавать необходимость более четко и

целенаправленно планировать свою деятельность.

Поставленная, таким образом, в педагогической теории и практике

проблема цели, безусловно, включает в себя различные аспекты. Все они,

однако, сводятся к одному вопросу, точно сформулированному одним из ведущих

теоретиков куррикулизма Д.Лоутеном: как перевести общую цель воспитания в

природу и саму ткань учебно-воспитательного процесса А. Келли, многие

сложности в педагогике возникают не столько от непонимания, каким должны

быть цели, сколько от непонимания, что такое воспитательные цели.

Виды целей. Различают в зависимости от степени точности и от срока

действия общие и конкретные цели. Остановимся на характеристике этих видов

целей подробнее.

Общая цель. Среди свойственных ей характеристик выделяются, прежде всего,

долгосрочность и длительность. Выдвигаемая на долгое время цель, как

правило, подвержена резким изменениям. Общей цели свойственна также широта

охвата: она выражает наиболее общие взгляды общества на воспитание

человека. При этом отмечается, что, отражая наши желания, намерения,

стремления, она не определяет конечный результат, –бесконечна.

Таким образом, в характеристике общей цели английские исследователи

выделяют несколько важных сторон: длительность существования,

устремленность, направленность, бесконечность, неопределенность достижения,

широту, структурность.

Уже по этим выделенным характеристикам ясно, сколь сложна, неоднозначна

природа этого вида идеи. Очевидно и то, что как любое сложное явление, она

нуждается в специальной и глубокой разработке.

Общие цели рассматриваются в английской педагогической теории в

сопоставлении и взаимосвязи с целями конкретными.

Конкретные цели –это уже уточенные представления воспитателей о желаемых

изменениях учащихся.

Кроме того, поскольку конкретные цели обязательно указывают на конечный

результат действия, оно должны быть тщательно и четко сформулированы. В

любом случае конкретные цели ставятся для достижения общих целей.

К главным характеристикам конкретной цели, таким образом, следует

отнести конечность, определенность, технологичность, краткосрочность.

Определение конкретных целей воспитания, формирования личности –

сегодня наша важнейшая социально-педагогическая задача. И в поисках ее

решения целесообразно использовать опыт английских педагогов в этой

области.

Обратимся, теперь к представлениям английских теоретиков о том, как

должен осуществляться процесс постановки цели – целеполагания.

Исходным моментом целеполагания английские исследователи считают

условия постановки цели. При этом выделяют преимущественно два типа

условий:

1. Социально-экономические.

2. Собственно педагогические.

К последним помимо содержания образования, учебно-воспитательных

традиций, социально-нравственного климата школы, личности учителя и т.д.

относится автономность школы. Под автономностью понимается право школы

самостоятельно выдвигать учебно-воспитательные цели, исходя из собственных

возможностей, Специфике присущей только ей условий жизнедеятельности.

Интересно отметить, что идея автономности школы не только активно

проповедуются теоретиками, и ревностно отстаивается учителями – практиками,

она постоянно поддерживается государственной политикой образования. В

большинстве государственных документах, так или иначе, определяются общие

цели образования, подчеркивает примерный, рекомендательный характер и

проводится мысль об обязательной разработке на этой основе каждой школой

системы своих собственных целей.

Более того, каждая английская школа выпускает проспект, в котором,

характеризуя свой учебно-воспитательный процесс, излагает в той или иной

форме и свои цели. Вот, к примеру, что можно прочитать родителями всем

заинтересованным лицам в проспекте начальной школы Лейкок: “Наша главная

воспитательная цель – понимать природу маленького ребенка. Мы твердо

убеждены, что дети лучше всего развиваются, приобретая в жизненных

ситуациях свой собственный опыт. Поэтому мы стремимся создать им такое

окружение, которое способствовало бы их индивидуальным потребностям. Мы

предлагаем широкую учебную программу, с тем, чтобы обеспечить в ней каждому

ребенку возможность успеха.

Мы стремимся сформировать у наших детей беглость речи, знаний и умений

в основных областях, развить у них пытливость и критичность ума,

направленного на познание человека и окружающего мира, сформировать чувство

ответственности и заботы о других людях. Мы стремимся приучить детей к

коллективному сотрудничеству, – это развивает в них умение заботиться о

других. Это закрепляет в каждом ребенке положительную самооценку, по мере

того как он испытывает уважение со стороны своих товарищей за личный вклад

в общее дело”.

Цели, сформулированные в проспекте английской школы Лейкок,

показательны еще в одном отношении. Нетрудно заметить, что:

- в центр педагогических устремлений поставлена личность ребенка,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.