скачать рефераты

МЕНЮ


Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение

Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение

Оглавление стр.

1. Введение

3

2. Основная часть

4-14

1. Предмет педагогики 4-5

2. Цели образования и воспитания 5-7

3. Средства и методы психического 7-9

воздействия на личность

4. Нравственно-психологические 9-12

взаимоотношения поколений

1. Отношения родителей и детей как 9-10

психолого-педагогическая проблема

2. Рациональные условия отношений 11-12

родителей и детей

5. Межличностные отношения в коллективе 12-14

3. Заключение

15

4. Список литературы 16

1. Введение

Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с

древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и

способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости

специально заниматься обучением и воспитанием детей.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых,

освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот

опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный

прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало

опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.

Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашей

стране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и

демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни

правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят

задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не

означает их воплощения в жизнь общества и каждого человека. Прошедшие 90-е

годы убедительно показали, что люди должны уметь жить, вести себя

надлежащим образом в условиях предоставленных свобод. Чтобы жить в

условиях демократии, надо, чтобы демократия жила в нас; чтобы жить в

условиях морали и справедливости, надо, чтобы мораль и справедливость жили

в нас; чтобы жить в условиях права, надо, чтобы право жило в нас. Это

ставит серьезные проблемы перед педагогикой.

2. Основная часть

2.1 Предмет педагогики

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику,

сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне них.

Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель»,

«детовожатый». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с

греческого «детовождение».

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования

человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или,

более кратко, - это воспитание человека, как особая функция общества.

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание,

образование, обучение.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием

внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных

факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный

процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности,

подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

Воспитание в узком смысле слова -–систематическое и целенаправленное

воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого

отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Образование процесс и результат усвоения определенной системы знаний

и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.

Образование получают, в основном, в процессе воспитания и обучения в

учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль

играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности

педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность

преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся –

учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это

преподавание и учение, взятые в единстве. В свете вышеизложенного

педагогика представлена как наука о воспитании; это наука, изучающая

закономерности воспитания, образования и обучения.

В результате развития науки, техники и культуры происходят

дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс

специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика,

зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время

большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли

определяются особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией,

психофизиологическими данными.

Основные «ветви» древа педагогической науки следующие:

Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы

обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-

воспитательных учреждений. Составными частями общей педагогики являются:

теория воспитания, теория обучения, и теория организации и управления в

системе образования.

Дошкольная педагогика – изучает закономерности воспитания детей

дошкольного возраста.

Педагогика общеобразовательной школы – исследует содержание, формы и

методы обучения и воспитания школьников.

Специальная педагогика (дефектология) – наука об особенностях

развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих

физические или психические недостатки.

Педагогика профессионально-технического и среднего специального

образования – изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания

учащихся ПТУ и средних специальных заведений.

Исправительно-трудовая педагогика – занимается вопросами

перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов.

Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания

студентов вузов.

Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной,

не может развиваться обособленно от других наук. Важную методологическую

роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия,

помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических

явлений. Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения

и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и в

первую очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучает

закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в

условиях обучения и воспитания. Социология, занимающаяся изучением общества

как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал

для более рациональной организации процесса обучения и воспитания.

2.2. Цели образования и воспитания

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный

характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий,

осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону

и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными

и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество.

Кардинальные изменения, которые произошли в жизни российского

общества в последние годы, вызвали определенные затруднения в идейной и

ценностной ориентации населения. Прежние идеалы для многих людей утратили

свою привлекательность, новые ориентации не сложились.

В правящих кругах, в публицистике заговорили о выработке новой

государственной идеологии. Но всякая идеология – это односторонний,

социально-заинтересованный подход тех или иных классов и социальных групп к

решению общественных проблем, который они стремятся навязать другим в

качестве господствующих идейных и ценностных ориентаций.

В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось

мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то

конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и

убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Воспитание молодого

поколения -–это слишком серьезное дело. Оно должно базироваться на

постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной

основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные

многовековой практикой принципы гуманизма.

Гуманизм, прежде всего, означает человечность человека: любовь к

людям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в человеческих

отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете, понятие

гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в центре которых

лежит признание человека в качестве высшей ценности.

При такой трактовке гуманизм получает значение общественного идеала.

Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе

которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации

всех его потенций, достижение гармонии в социально-экономической и духовной

сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Таким

образом, с позиции гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы

каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познание и

общение, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за все

происходящее в этом мире.

Содержательной стороны реализация принципов гуманизма в

воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей.

Общечеловеческие ценности – это ценности значимые не для какого-то узкого

ограниченного круга людей, а то, что имеет значение для всего человечества.

Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным

группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности

их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той

или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации.

Также общечеловеческие ценности – это предельные, исторически и

социально нелокализируемые ценности, то есть ценности, которые носят

абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая

общечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценности

имеют божественную природу. Для неверующих людей за общечеловеческими

ценностями стоит многовековой опыт человечества, его потенций и

устремлений.

При разных подходах к источнику и гаранту общечеловеческих ценностей

верующие и неверующие осознают, что общечеловеческие ценности носят

постоянный, непреходящий характер. И именно поэтому общечеловеческие

ценности выступают в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения

для всех людей.

Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписывается

в систему гуманистических ценностей. Общечеловеческие установки не следует

трактовать как некие космополитические ценности. У каждого народа эти

ценности выражены особым образом. Это выражение зависит от особенностей

культурно-исторического развития той или иной страны. Поэтому

общечеловеческое всегда реализуется через конкретночеловеческое. А каждый

конкретный человек является гражданином конкретного государства,

принадлежит к определенной народности, нации. И общечеловеческое начало

реализуется в этих конкретных социальных образованиях. Поэтому воспитание

человека с общечеловеческих позиций не противоречит, а предполагает его

воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества. Следовательно,

гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, воспитание

гражданской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны.

Гуманизм предполагает признание данной личностью в качестве ценности

личности всех других людей, любовь к ним и служение им. Не случайно под

термином «гуманизм» изначально понималось «человеколюбие». Поэтому гуманизм

не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими

людьми, их взаимную поддержку. В общественной психологии нашего народа это

нравственное качество получило сильный импульс для своего развития. Не

случайно в русской философии идея соборности является одной из ведущих идей

русского национального самосознания.

В нашей стране традиционно в качестве главной цели учебно-

воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного

специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на

производстве на благо нашего государства. Гуманистический подход требует,

чтобы в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса должно

рассматриваться сознание предпосылок для самореализации личности.

2.3 Средства и методы психического воздействия на личность

Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно

так. Прежде всего, педагог убеждает воспитуемого в важности и

целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить

учащегося, добиться усвоения им определенной суммы знаний. На следующем

этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих

этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать

и оценивать этапы и итоги работы.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как

минимум, пять групп методов воздействия на личность:

1) убеждение;

2) упражнения и приучения;

3) обучение;

4) стимулирование;

5) контроль и оценка

Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие

на учащихся и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с

другом.

Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю

человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от

направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как

доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить

учащегося в истинности какого-либо научного положения, то мы обращаемся к

его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную

цепочку аргументов, что и будет доказательством. Важнейшую роль в убеждении

с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.

Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения

воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.

Или, говоря по-другому: приучение – это упражнение с целью выработки

хороших привычек.

Упражнение занимает большое место в обучении, так как лежит в основе

формирования умений и выработки навыков на всех его практических и практико-

ученических этапах.

Упражнение как метод педагогического воздействия применяется для

решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического

и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения

разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности

воспитательной работы.

В практике воспитательной работы применяются в основном три типа

упражнений:

1) упражнения в полезной деятельности;

2) режимные упражнения;

3) специальные упражнения.

Номенклатура и классификация методов обучения характеризуется

большим разнообразием в зависимости от того, какое основание избирается для

их разработки. Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные,

наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных

дидактических задач на:

1) методы приобретения новых знаний;

2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;

3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков

Наиболее оптимальной представляется классификация методов

обучения, в которой за основу берется характер учебно-познавательной

деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта

классификация включает в себя пять методов:

1) объяснительно-иллюстративный метод;

2) репродуктивный метод;

3) метод проблемного изложения;

4) частично-поисковый метод;

5) исследовательский метод.

Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли,

чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри

каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых – оказывать

дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других

методов, которые по отношению к стимулирующим принято называть основными.

К методам стимулирования относятся: соревнование и поощрение.

Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем

людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни

лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не

дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к

первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом

товарищеской взаимопомощи и доброжелательности.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.