скачать рефераты

МЕНЮ


Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА

- факультет музыки -

К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н А Я Р А Б О Т А

Тема: «Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего

школьного возраста на уроках музыки. Методика работы».

Руководитель: профессор Раабен Л. Н.

Исполнитель: студентка 4-го курса 2 гр. д/о Матюхина И. А.

Санкт-Петербург

1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вступление………………………………………………………….……….. 3

2. ГЛАВА 1

- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в

конце 19-начале 10 веков……………………………………………………… 8

- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Болгария)

……………………………………………………….…………………... 18

- значение хорового пения как процесса формирования творческих

способностей детей. Особенности детского голоса………………………. 20

3. ГЛАВА 2

- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного

возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литературе и

обобщение собственного опыта .…………………………………… 23

- экспериментальная работа:

а) вокально-хоровые упражнения

1 класс……………………………………………………………………. 32

2-3 классы………………………………………………………………... 33

б) работа над песней…………………………………………………… 34

- рекомендации по подбору песенного репертуара………………… 37

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 38

5. СНОСКИ…………………………………………………………………… 39

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40

ВСТУПЛЕНИЕ

Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках

общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная

система отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт

благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища.

Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотрению

начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу

не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного

плана.

Все школьные уставы предлагали местному «начальству» позаботиться о

преподавании музыки и других искусств «по мере возможности», когда есть к

тому способности. Или, говоря по- другому, «материальные возможности». К

счастью, в некоторых, в основном привилегированных учебных заведениях,

такие средства находились.

«Гимназиям нашли весьма есть отрадных факты, что некоторые наставники,

будучи сами хорошими знатоками музыки и пения, устраивают большие хоры их

учеников. Сами обучают их церковному и светскому пению и, развивая в них

чувство религиозности, чувство изящного и чувство патриотическое… в высшей

степени желательно, чтобы пример таких преподавателей, которые будут всегда

особенно дороги для своих учеников, не остался без подражания….»1).

Особенно заботливо было поставлено образование в привилегированных

женских учебных заведениях, где музыка, как правило, рассматривалась в

качестве важного элемента воспитания. Например, в училище Ордена Святой

Екатерины за время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет)

ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение

распадалось на светское и церковное. С первого же года обучение проводилось

с применением нот, так как до поступления в училище девочки должны были

домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен, в него входили

произведения, как русских, так и западных композиторов. Таким образом, к

окончанию училища, воспитанницы приобретали навыки хорового пения (с

инструментом и a`capella). Примерно по такому же плану было организовано

музыкальное воспитание в других женских институтах.

В рядовых гимназиях, и, прежде всего, в гимназиях правительственных,

Дело обстояло совсем иначе. «Оттого и происходит, что в школе, например,

есть уроки рисования, пения или музыки, по классам висят копии с

художественных картин, а ученики почти не рисуют, не поют и не играют, а

картины никого не радуют….»2).

Формальный подход к делу был характерен для большинства заведений

«такого типа». Поэтому не любовь, а неприязнь и отвращение рождали в детях

такие занятия музыкой.

В нашем веке хоровое пение стало рассматриваться как путь творческого

развития детей. Результаты изучения материалов передовых авторов 20 века

дали мне возможность проследить за развитием проблемы певческого обучения

младших школьников и сделать определённые выводы о состоянии интересующего

меня вопроса в современности.

В реализации задач музыкально- эстетического воспитания школьников

важное место занимает исполнительская деятельность в условиях школьного

урока музыки. К такому выводу пришли участники конференции, состоявшейся в

Университете педагогического мастерства в 1995 году. Конференция была

посвящена развитию у школьников эстетического отношения к музыке. Среди

многих проблем, которые поднимались на конференции, была проблема,

связанная с тем, что в нашем городе так мало «поющих» общеобразовательных

школ, тогда, как известно, одна из важнейших задач, которые решает урок

музыки - научить детей петь.

А, между тем известно, что в Царской России детские хоры были в состоянии

петь трёх- четырёхголосные произведения. Конечно, такие примеры встречаются

и сейчас, но они крайне редки. На мой вопрос: «Почему так происходит?», я

получила довольно пространный ответ:

1. В школе сейчас встречается очень большой процент детей с больным

голосовым аппаратом…..

2. Во многих школах просто не существует хоров, в связи с тем, что учителя

музыки не хотят брать на себя дополнительную нагрузку, так как в хоровой

деятельности. Как нигде, видна работа учителя…..

3. Это нехватка квалифицированных педагогов, которые занимались бы не

посиделками, а профессионально, со знанием дела, прививали детям навыки

хорового пения не только на уроке, но и во внеурочные часы, создавая

хоры.

Последнее мне кажется наиболее актуальным, так как самым главным

является квалифицированность, или подготовка учителя, и его желание как

можно больше дать детям. Между тем хотелось бы отметить, что молодые

учителя далеко не сразу овладевают управлением, певческой деятельностью

учащихся. На мой взгляд, это связано с тем, что в педагогических

учреждениях уделяется много времени формированию навыков концертного

дирижирования и гораздо меньше внимания уделяется навыкам разучивания

хоровых произведений с детским хором. Происходит разрыв между

педагогической практикой студентов и обучением дирижированию. Всё

вышеизложенное явилось исходной предпосылкой в выборе темы и определило ёё

актуальность.

Цель работы:

Состоит в исследовании особенностей подготовки младших школьников к

хоровой деятельности, в выявлении комплекса методов, активизирующих процесс

усвоения вокально-хоровых навыков.

Изучение научной и методической литературы, анализ личной практической

работы с хором позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие

навыков хорового пения на уроках музыки становится тогда наиболее

эффективным, когда вокально-хоровое обучение осуществляется с учётом

возрастных и личностных качеств ребёнка.

Объектом исследования являлись уроки музыки, как организационная форма

формирования первоначальных навыков хорового пения у младших школьников.

Предмет исследования: теоретические основы процесса формирования

первоначальных навыков хорового пения у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать особенности решения вопросов вокально-хорового обучения

младших школьников в Царской России, частично за рубежом и в наше время.

2. Определить конкретную последовательность формирования первоначальных

навыков певческих навыков в начальный период обучения.

3. Разработать систему музыкально-певческого материала (песен и

упражнений), соответствующих вышеназванной задаче.

4. Теоретически обосновать применение на уроках музыки таких педагогических

приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования

первоначальных певческих навыков.

В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие

методы:

1. Теоретический анализ литературы с точки зрения изучаемой проблемы.

2. Обобщение педагогического опыта, направленного на формирование навыков

хорового пения у младших школьников.

3. Обобщение собственного опыта работы с детским хором в рамках

поставленной проблемы.

4. Экспериментальное изучение путей и методов формирования хоровых навыков

у младших школьников.

Общая методология предполагает формирование у детей творческой

личности, которая способна вести созидательную деятельность.

Экспериментальная работа опиралась на анализ и обобщение передового

опыта ведущих педагогов и методистов и личного исследовательского опыта.

С 1995 года работаю учителем музыки в младших бизнес-классах

Негосударственного Образовательного Учреждения «Деловая волна» на базе

средней общеобразовательной школы № 307 Центрального района.

ГЛАВА 1.

СУЩЕСТВОВАВШИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ В

КОНЦЕ 19 - НАЧАЛЕ

20 ВЕКОВ

Конец 19 века в России богат появлением на свет исследованиями по

проблеме хорового воспитания детей.

Среди педагогов последней трети 19 века Степан Васильевич Смоленский

пользовался особой известностью. Впервые в школьное образование Смоленский

ставит проблему единства обучения и воспитания на уроках музыки.

В статье «Заметки об обучении пению» он указывает три главные

задачи:

1. Воспитательная - формирование духовной культуры

2. Образовательная - знание русской музыкальной литературы

3. Развивающая - обучение приёмам пения

Он создаёт учебник, в котором даёт свои методические разработки:

Четырёхтомный «Курс хорового пения», а также « Азбука хорового пения»,

в которой дана методика знаменного пения.

В « Курсе хорового пения» изложена методика преподавания пения по

цифирной нотации для учителей. Этот учебник выдержал шесть изданий и был

одним из основных в народных школах России.

Он предлагал в качестве методического приёма в начальных классах

школы в течении 1,5 – 2 месяцев ввести занятия по слуху - для развития

навыка слухового восприятия. Использовался метод слуховых сравнений:

аккорды, напоминающие колокольный звон, а тянущиеся звуки - реку.

Также Смоленский проводил внеклассную хоровую работу, которая

направлялась на воспитание слуха и ансамбля, реакцию на жесты дирижёра,

ставила воспитательные задачи.

Учёный представлял хор как массовый коллектив с дидактическими и

художественными задачами: обучить приёмам пения и исполнять артистично.

Таким образом, Смоленский не только прививал детям музыкальную культуру, но

и обучал их технике пения.

Главное задачей массового музыкального просвещения Смоленский

считал эстетическое воспитание общества через хоровое пение и, в первую

очередь, через школьное музыкальное образование.

Чрезвычайно большое значение Смоленский придавал репертуару и

неоднократно подчёркивал особую ответственность учителей при подборе

детского репертуара. Песни отбирались очень тщательно и осторожно, учитывая

содержательность и тесситурные условия. Музыкальный материал предлагалось

подбирать, руководствуясь следующими принципами: особенности детской

психологии, содержательность, тесситура, ладовая основа- диатоника.

Для обучения детей он создал дидактический певческий комплекс,

основываясь на образцы древнерусских распевов. Целесообразность он

обосновывал тем, что древнерусские распевы диатоничны в ладовой основе и

интонационно близки к характерным образцам народной музыки, а тесситурные

особенности распевов (примарная зона) очень удобны для начального обучения

детей пению.

Результаты деятельности Смоленского в области школьного хорового

воспитания явилась музыкально- педагогическая концепция , нашедшая своё

выражение в «Проекте программы музыкального образования в народной

школе»(1880 г) и в «Методике преподавания по цифирной нотации для

учителей»(1885 г).

Создание специальных школьных учебников поднял на новый уровень

методическую литературу для учителей пения.

В 70 годах прошлого века появляется книга Сергея Иринеевича

Миропольского «О музыкальном образовании народа в России и Западной

Европе». В этой книге есть статья, посвященная обзору русской учебно-

музыкальной литературы по обучению пению. Он особенно выделяет значение

хорового пения, которое, по его словам, является:

1. Навыком к дружному, совокупному действию

2. Разумным стремлением общими силами достигнуть цели

3. Привычкою тщательно выполнять свою собственную деятельность

В своих высказываниях Миропольский подчёркивает любовь к песне у

русского народа, приводя различные случаи из русского быта , связанные с

песней.

Говоря о методах обучения пению Миропольский отмечает, что:

1. «голос формируется не раньше 8-9 летнего возраста, с этого времени и

следует начинать обучение пению»

2. «пение по слуху и пение по нотам представляет две стадии в обучении

этому искусству»3).

Вместе с тем, Миропольский допускает в начальном периоде графическое

или цифровое изображение высоты звука, но наряду с этим, не отрицает

трудностей обучения нотной грамоте и подробно разбирает эти трудности.

Поэтому в начальном периоде обучения он допускает графическое изображение

звуков («лестничка»). Особенно рекомендует цифровой метод, и отмечает, что

обучение по цифровому методу не исключает в дальнейшем обучения по нотам,

также как обучение по печатным буквам не исключает обучения письму.

Основные принципы обучения:

1. «Чтобы дети научились представлять всякий данный звук в уме».

2. «Рядом с мелодиями должны идти упражнения в сольмизации».

3. «Все упражнения должны иметь осмысленный характер».

4. «Как скоро дети утвердятся в правильном и отчетливом выполнении

простеньких пьес среднего темпа… следует переходить к пению

двухголосному».4).

Однако Миропольский не указывает точно, ни когда по времени возможен

переход к двухголосию, ни как, какими методами его осуществлять.

Книга С. И. Миропольского сыграла заметную роль в истории музыкального

воспитания, так как она давала представление о состоянии музыкального

воспитания в России и на Западе.

Большую популярность приобрела двухчастная «Методика пения» Алексея

Николаевича Карасева. Он придает изучению пения не только музыкально-

образовательное, но и воспитательное значение. Автор особо подчеркивает,

что при занятиях хором развивается активное внимание и обостряется

умственная работа.

Карасев ставит ряд целей при обучении детей пению:

1. «Развитие присущих детям музыкальных способностей, а вместе с тем

органов голоса, речи и дыхания».

2. «Применение указанных способностей и умений, полученных при обучении, к

практике…»5).

А также ряд задач:

1. «Научить детей петь начальные молитвы и песнопения «с голоса», но

предпочтительно по нотам или другим знакам, в один голос».

2. «Научить петь те же молитвы, тропари и песнопения в два голоса…»6).

Карасев утверждает, что большинство детей наделено хорошим слухом, но

при этом отказывает им в творческих возможностях: «Не имея способностей

творчества самостоятельной мелодии, ребенок более склонен к подражанию»7).

Большое внимание Карасев уделяет нотной грамоте, необходимость

изучения которой он настойчиво подчеркивает: «При пении «с голоса», человек

блуждает в потемках, оказывается беспомощным в каждом новом случае»8).

А. Н. Карасев, подобно С. И. Миропольскому, считает разумным начинать

обучение с более легких способов записи. Цифровую нотацию он описывает

следующим образом: «Первая нота гаммы – цифрою 1, вторая – 2 и т. д. … ноты

выше 8 – следующая октава, имеют точку над цифрою, а нижняя октава точку

под цифрою»9).

Занятия начинались с освоения одного из звуков, обычно это был звук

«до» первой октавы. Ученики пели его сначала целыми длительностями, затем

половинными, четвертями, далее переходили к простейшим ритмам. Освоение

одного звука продолжалось до тех пор, пока все учащиеся не добивались

чистого пения. На одном звуке пели молитвы, песнопения, народные прибаутки.

После чисто спетого звука «до» переходили к звуку «ре», добивались

чистого пропевания секунды, и аналогичный музыкальный материал уже

охватывал два звука. Далее следовал третий звук «ми» и работа на трех

звуках продолжалась в том же плане.

Но в дальнейшем обучении Карасев отвергает этот способ обозначения,

считая, что «Обучение по цифрам с каждым шагом будет показывать деланность

и неестественность преподавания, а потому и не имеет за собой прочных

дидактических оснований»10).

В противовес цифровому Карасев выдвигает буквенный способ обозначения:

«Названия нот заменяются звуками, звуки изображаются буквами, стоимость

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.