скачать рефераты

МЕНЮ


Половое воспитание младших школьников

за него. Деньги па текущие расходы выдаются ежедневно, зарплата его ревниво

отбирается (последнее не просто действие, а незыблемый семейный принцип,

один из краеугольных камней в фундаменте семейной политики). Существование

подобных случаев в жизни доказывает живучесть такой установки. Однако

следует иметь в виду, что, выходя замуж с такими взглядами, рискуешь быстро

остаться у разбитого корыта — ведь не все мужчины бесхарактерны или глупы и

то, что получилось у одной, у десятков не получается, а жизнь испорчена.

Интересно, что именно женщины этой группы, потерпев неудачу в личной жизни,

тем не менее продолжают считать себя большими специалистками в семейных

делах и весьма охотно наставляют своих более молодых подруг в том, как

именно следует обращаться с мужчинами, строить семейную жизнь. Эта

разновидность негативизма внешне не имеет негативистических черт, но

является таковым по существу. Наиболее эффективно — как с точки зрения

«руководства» мужем, так и с точки зрения фактически возможного развала

семьи — эта вредная установка реализуется, как правило, при непременном

участии и под руководством матери (тещи), которая считает своим первейшим

родительским долгом вмешиваться в личную жизнь дочери.

Третья разновидность негативизма — негативизм как профилактика. Эта

разновидность чаще возникает из общих соображений или понаслышке. Сводится

она к тому, что мать внушает сыну, что ему следует быть очень осторожным с

женщинами: от них можно заразиться дурной болезнью или же, женившись,

попасть «под каблук», а потому следует их всячески избегать. Дочери же

внушается, что цель всякого мужчины — «обмануть» и затем «бросить»,

воспользоваться невинностью и неопытностью девушки.

Разумеется, все эти родительские воздействия основаны на реальных

фактах, но некритически оцененных.

Негативизм часто приносит именно те результаты, которых родители

стараются избежать, прививая ребенку эту установку. Даже в элементарных

проявлениях результат бывает обратным. Порой негативизм проявляется даже у

маленьких девочек в отношении к маленьким мальчикам.

Аскетическая установка. Здесь можно выделить две её основы: первая –

отрицательное отношение к половой жизни как таковой, вторая – стремление

уберечь ребёнка «до поры» от всяческих соблазнов. У родителей, чаще у

матери, в силу различных причин складывается отрицательное отношение к

половой жизни. Нередко оно связано с собственной фригидностью. Кроме того,

аскетическая установка может быть отражением определенного мировоззрения,

отголоском религиозной догматики. Известно, что с «благословения» церкви

все, что связано с продолжением рода, стало считаться греховным, нечистым,

высшая добродетель связывалась с безбрачием и целомудрием. Однако ничего,

кроме ханжества и лицемерия, это принести не могло, так как осуждению

подвергалось естественное, неизбежное стремление и право человека.

Сначала ребенка, чаще девочку, стремятся по возможности оградить от

контактов с мужским полом — не разрешают играть со сверстниками-мальчиками,

прививают к ним отрицательное отношение. Затем к этому добавляется и

подавление в ребенке проявлений его половой принадлежности: высмеивается

стремление девочки к нарядам и украшениям — вместо того чтобы,

воспользовавшись этим стремлением, прививать хороший вкус, чувство меры и

т. д.; высмеивается интерес к другому полу. Затем прививается мысль о

безнравственности, греховности половой жизни. Ясно, что в отношении к

мужскому полу у девушки остается лишь то, что связано с расчетом и

формальной необходимостью (замужество). Вступает в брак она с чувством

внутреннего антагонизма по отношению к мужу, и это является одним из

важнейших источников разлада супружеской жизни, так как превращает ее в

обязанность, в тяжелый и неприятный долг.

Аскетическая установка в половом воспитании подавляет, особенно у

девушки, непосредственные проявления полового влечения, снижает

эмоциональность, подменяет непроизвольные поведенческие реакции

рассудочностью, переводя весь ее интерес к мужскому полу в область

абстрактно-логических рассуждений, оценок и расчетов. Ясно, что это не

способствует успеху в личностных контактах. Вместо естественного, здорового

интереса к мужскому полу у девушки в голове тщательно разработанная и

продуманная программа взаимоотношений на все случаи жизни, в которой

предусмотрены мельчайшие детали поведения. Здесь аскетическая установка

тесно смыкается с потребительской (см. ниже).

Аскетическая установка может быть преодолена как в результате

выраженности собственного стремления девушки к личностному общению, так л в

результате настойчивости окружающих, разумеется, если девушка достаточно

привлекательна. Но эта установка в той или иной степени всегда вредна. Она

затрудняет не только само замужество, но и последующую сексуальную

адаптацию в браке, что повышает вероятность супружеской несовместимости

(дисгамии). Последнее же, согласно наблюдениям А. М. Свядоща, способствует

возникновению женского пассивного гомосексуализма.

Потребительская установка. В качестве особого явления эта установка

более характерна для воспитания девочек.

Для каждой нормальной девочки должна быть естественной мысль, что со

временем она выйдет замуж, будет иметь собственную семью, детей и т. д. Это

необходимый момент полового воспитания. Но замужество ни в коем случае не

должно становиться самоцелью — это выхолащивает его, извращает смысл. Тем

не менее стремление найти выгодного мужа, который бы «обеспечивал»,

содержал и т. д., и в наши дни порой становится главной задачей в отдельных

семьях, где господствует мещанский уклад и имеется дочь «на выданьи».

Если разобраться, то в основе всего этого помимо мелочного мещанского

расчета лежит и неуважение к человеку, будь то собственная дочь или ее

будущий муж, глубокое пренебрежение человеческими чувствами. В жертву

меркантильному стремлению здесь приносится любовь и счастье; замужество

становится способом отчуждения человека, отделения его от его сущности,

инструментом не союза, а разобщения.

В определенной связи с потребительской установкой стоит и отношение к

так называемому целомудрию. Половое воспитание должно быть направлено, в

частности, на предотвращение раннего начала половой жизни. Однако при этом

нельзя превращать понятие целомудрия в некую сверхценную идею, когда

девушке прививается представление о нем как о достоинстве, которое ценно

само по себе, как таковое. Нужно воспитывать убежденность в том, что

конкретно половые отношения — лишь часть в комплексе отношений между

любящими друг друга мужчиной и женщиной, что в основе этого гармоничного

комплекса лежит чувство любви и взаимного уважения, и ни одна его часть не

может быть оторвана от других. Как было сказано когда-то, «любовь — это

дерево, у которого корни в телесном мире, а ветви его разветвляются над

этим миром, в сфере одухотворенной, и с культурой они становятся все

больше, все богаче». Специально выделять и превращать в предмет спекуляции

и целомудрие безнравственно. Если половая жизнь без любви аморальна, то

целомудрие само по себе, как таковое,— качество, которое никому не нужно, и

держаться за пего, несмотря ни на что, нелепо.

Потребительская установка мужчин по отношению к девушкам и женщинам

откровенно основана на стремлении обмануть, воспользоваться доверием,

неопытностью. В основе такого поведения лежит социальная

безответственность, неуважение к людям, примитивный эгоизм, а также то, что

удовлетворение полового влечения превратилось в «единственную конечную

цель». Некоторые мужчины считают своим большим достоинством (видимо, ввиду

отсутствия других) умение обольстить девушку. Для некоторых эта

деятельность — способ удовлетворения болезненного стремления к

самоутверждению, болезненного как в силу его выраженности, так и потому,

что делается это за счет другого человека, чувства, достоинство, а нередко

и здоровье которого приносятся в жертву этому стремлению. Мы не говорим

здесь о случаях, когда обе стороны «достойны» друг друга, бывает и так.

Эта информация предназначена для родителей, которые хотят воспитать

честных и нравственных девушек: ведь не доверять людям — в принципе

безнравственно, но вместе с тем знать о существовании таких «специалистов»

и уметь вовремя их распознать необходимо каждой девушке.

Собственническая установка. Рождение, выхаживание и воспитание ребенка

требуют от родителей многих усилий и забот. Современная практика

регулирования рождаемости дает возможность планировать рождение ребенка,

сознательно решать, сколько детей стоит иметь в семье, и т. д. Это не дает,

однако, оснований считать детей своей собственностью. Необходимо уважать

ребенка. Даже новорожденный, как бы мал, слаб и беспомощен он ни был,

является совершенно самостоятельным человеком со своей собственной судьбой,

и он требует не только ухода и заботы, но и уважения, пусть форма этого

уважения и не такая, как в отношении взрослых. В каждом возрасте она должна

быть особой, но в основе отношения к ребенку всегда должно лежать и

уважение, а не только любовь. Ясно, что родители желают ребенку лишь

хорошего, но само по себе это желание и стремление не оправдывают любых

конкретных их действий по отношению к веку.

Собственническая установка нередко проявляется в стремлении руководить

поведением ребенка во что бы то ни стало и в любой ситуации, принимать за

него решения и т. д. Особенно наглядно это проявляется в сфере полового

воспитания и особенно в случае возникновения у сына или дочери намерений

жениться или выйти замуж.

Собственническая установка восходит к Домострою. Известно, что в

течение долгого времени родители определяли, за кого выдать дочь, на ком

женить сына, и часто против их воли. Иногда невеста видела жениха впервые

лишь в церкви в момент венчания. Этот обычай был подорван, хотя и не

уничтожен полностью, реформой Петра I, который считал, что неразумно

выдавать женщину замуж против ее воли и необходимо, чтобы молодые заранее

познакомились друг с другом. В J 702 г. с этой целью он установил обряд

обручения, которое происходило за шесть недель до венчания.

Паническая установка. Не зная особенностей сексуального развития

ребёнка и считая его в норме абсолютно сексуально нейтральным существом,

некоторые родители панически воспринимают любые проявления этого развития,

рассматривая их как патологию. Многие со страхом реагируют и на вопросы

ребенка, касающиеся половых отношений, так как склонны вкладывать в них

свой смысл, искажать истинные интересы ребенка, преувеличивать степень его

заинтересованности.

Заметив, что подросток занимается ипсацией, родители в ужасе начинают

водить его по врачам, стараются запугать страшными последствиями «порока»,

создают обстановку нетерпимости. Настороженно и неодобрительно они

относятся и к любым проявлениям интереса к представителям другого пола,

считая, что лучший способ полового воспитания — изоляция подростка от

сверстников другого пола или сведение контактов к минимуму. Однако опыт

общения с представителями другого пола накапливается с детства, постепенно,

и человек, лишенный такого опыта, всегда будет испытывать трудности в

общении. Особенно это касается мальчиков, но имеет большое значение и для

девочек.

Следует подчеркнуть, что половое воспитание — это выработка

устойчивости, морального иммунитета к отрицательным влияниям, а не

устранение их как таковых (что невозможно) или же полное неведение. Как

справедливо было сказано, «невежество не есть невинность и не может быть

защитником добродетели». Кстати, именно в неодобрительном отношении

взрослых к проявлениям взаимного интереса мальчиков и девочек, юношей и

девушек находится источник всех обидных прозвищ типа «жених и невеста»,

когда вполне нормальные ситуации и отношения выдаются за неприличные и

детям навязывается соответствующее к ним отношение. Подобные прозвища учат

детей видеть в приличном неприличное.

Родители часто уходят от ответа на вопросы ребенка или же дают ложные

ответы, порой рассказывают глупые сказки. Однако все это очень скоро

становится понятным ребенку — как в результате его собственных жизненных

наблюдений и анализа, так и в результате разъяснений его товарищей, в

глазах которых он, повторяя объяснения родителей, выглядит глупо. В итоге

он привыкает к двойной морали: для родителей, «официально», он знает одно,

для себя - другое, и характер его ответа на одни н тот же вопрос может

оказаться разным, в зависимости от того, кто его спрашивает. Нравственно ли

это?

Получая неверные ответы, ребенок перестает доверять родителям и за

информацией обращается к другим источникам. «Оттого так и бывает,— писал В.

Буш,— что он узнает целую кучу грязных подробностей, прежде чем имеет хотя

бы приблизительное представление о действительном существе дела».

Нередко родители поступают совсем плохо — ругают, а то и наказывают

ребенка за его вопрос. В результате он не только перестает обращаться с

вопросами к ним и ищет ответ на стороне, но и между родителями и детьми

возникает отчужденность, чувство недоверия к ним со стороны ребенка. Он

теряет к ним уважение. Напротив, в его глазах уважаемым становится какой-

нибудь безответственный взрослый или подросток более старшего возраста,

которые не только охотно делятся с ним своими «знаниями», но и никогда не

ругают за вопрос.

Безразличная установка. Некоторые родители считают, что жизнь сама

научит ребенка во всем разбираться, и поэтому специально заниматься половым

воспитанием нет необходимости: в свое время он сам все поймет. В результате

подростки, юноши и девушки порой не имеют представления о жизненно важных

вещах. Некоторые не имеют понятия о том, что в основе их отношения к

представителю другого пола может лежать не любовь, а лишь влечение, и

обманываются в своих чувствах. В результате, брак оказывается непрочным. У

многих не выработана установка на необходимость познания личностных качеств

избранника. В результате знакомство перед женитьбой оказывается слишком

кратковременным, и тот факт, что супруги «не сошлись характером»,

выясняется уже после женитьбы, порой очень скоро. Значит, в этом не так уж

и сложно было бы разобраться раньше, если бы в голове была мысль о

необходимости такого решения.

Проявление безразличной установки — отсутствие сознательного

воспитательного воздействия родителей на ребенка, недостаточное руководство

и контроль за его деятельностью, за его общением с представителями другого

пола. С безразличием родителей связана и их беспомощность и

некомпетентность при ответах на вопросы ребенка или в случае необходимости

принять какое-либо воспитательное решение: что-либо поощрять, что-либо

порицать и т. д. Ведь при заинтересованном отношении родителей все эти

вопросы и ситуации не столь уж и сложны для понимания и выработать

правильный подход вовсе не трудно.

Безразличная установка в половом воспитании может иметь следствием

наиболее разнообразные осложнения: это и ранние и малооправданные браки,

которые часто заканчиваются разводами; это и ранняя беременность (перед

родителями выбор: усыновить внука пли же заставить дочь сделать аборт с

угрозой последующего бесплодия); это и ранняя и нередко беспорядочная

половая жизнь — помеха нормальному социальному развитию и угроза здоровью.

Эгоистическая установка. Некоторые супруги не хотят иметь детей:

считают, что нужно жить «для себя», забывая при этом, что жить для детей и

есть жить «для себя». Некоторые женщины заводят лишь одного ребенка (имея

все возможности для большего) — для «престижа», как доказательство своей

способности родить.

Нередки случаи, когда женщина делает подряд несколько абортов до

рождения первого ребенка: ее путают трудности ухода за ребенком (о радостях

она не имеет и понятия), хочется «погулять на свободе», отвлекают другие

дела и т. д. Ясно, что все это есть результат неправильного полового

воспитания, проявление затянувшейся духовной незрелости человека.

Младшие школьники и их половое воспитание

К этой группе, имеющей разные названия в разных системах возрастной

периодизации (позднее детство, второе детство, препубертатный период),

относятся дети 7-11 лет. Если нижняя возрастная граница варьируется весьма

незначительно и, как правило, определяется поступлением в школу, то верхняя

весьма условна. Это связано с постепенностью полового созревания,

индивидуальностью и зависимостью его темпов пола.

Психология поведения в этом возрасте определяется связанной с началом

обучения интенсивной социализацией и отсутствием пока выраженного полового

метаморфоза. Хорошо известно, что дети одного возраста, обучающиеся в

разных классах, отличаются друг от друга больше, чем дети разного возраста,

обучающиеся в одном классе. Особенно разительны эти различия при переходе

из 1-го во 2-ой и из 3-го в 4-ый.

У младших школьников черты дошкольника и школьника уживаются в сознании

и поведении в виде сложных, динамичных и часто противоречивых сочетаний. В

этом возрасте, который, как любое переходное состояние, чрезвычайно богат

скрытыми возможностями, закладываются и формируются основы многих

психических качеств.

С поступлением в школу изменяется весь уклад жизни ребенка. Появляется

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.