скачать рефераты

МЕНЮ


Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Министерство образования Российской Федерации

Астраханский педагогический институт им. С. М. Кирова

Кафедра педагогики и

психологии начального

образования

Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в

формировании готовности ребенка к школьному обучению

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

студентки ПФ Стародубцевой Татьяны Павловны

Научный руководитель

старший преподаватель

кафедры педагогики и

психологии начального

обучения

Алферова

Галина Викторовна

Астрахань ( 96

Оглавление

Глава 1. Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к

школьному обучению 8

1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному

обучению как педагогическая проблема 8

1.2. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному

обучению 16

1.3. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному

обучению 29

ВВЕДЕНИЕ.

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители,

воспитатели детского сада с этим словом. Поступление в школу — это начало

нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и

обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и

сверстниками.

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно

усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат

своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя

плоды их воспитательных усилий.

Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным

коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают

родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми

требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства

можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному

обучению.

В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И

если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у

шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год

школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания —

всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако,

значительное количество детей несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся

у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении.

основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы

“психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика

жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели

психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться

лишь на физический или паспортный возраст детей.

Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под

руководством психолога-академика А. В. Запорожца. Результаты работы

неоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение

детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного

этапа, за безболезненый переход от дошкольного к младшему школьному

возрасту.

Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы

жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов

этой задачи, правда исключительно важный и значимый. Однако и внутри этого

аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.

К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на

формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков,

необходимых для обучения в школе. Этот подход получил в педагогике и

психологии мощное развитие в связи с вопросом возможности обучения с более

раннего возраста.

В исследованиях этого направления установлено, что дети 5-6 лет имеют

значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности,

что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную

группу детского сада (исследования в лаборатории подготовки детей к школе

НИИ дошкольного воспитания АПН СССР; Тарунтаева Т. В., 1980; Журова Л. Е.,

1978). Результаты убедительно показывают, что путем социальной организации

воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного

возраста началам математики и грамоты, а тем самым значительно улучшить

подготовку к школьному обучению.

Проблема психологической подготовки детей к школе не исчерпывается

формированием у них определенных знаний, умений, навыков, т. к. все

усваиваемое дошкольниками содержание, как правило согласовано с их

возрастными возможностями. Но сама форма деятельности при таком подходе не

является стержневой для проблемы психологической готовности.

Второй подход заключается в том, что у ребенка, поступающего в школу,

должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к

изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и

составляет психологическую готовность к школьному обучению.

Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать генезис

отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования

на специально организованных учебных занятиях.

В специальных исследованиях (Т. С. Комарова, Доронова, Анищенко и др.)

выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование,

лепка, аппликация, конструирование и др.), сформировались различные

элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному

обучению.

Но учебная деятельность с точки зрения ее происхождения и развития

имеет своим источником только единое, целостное психологическое

образование, порождающее все компоненты учебной деятельности в их специфике

и взаимосвязи.

В психолого-педагогической литературе существует и такая точка зрения,

согласно которой учебная деятельность наблюдается на всем протяжении

дошкольного периода и связана с введением в дошкольные учреждения

целенаправленного обучения. Еще А. П. Усова[1] считала, что детей в

дошкольном возрасте необходимо обучать, поскольку это важно для их

психологического развития и подготовки к школе. Однако, такой подход к

данной проблеме актуален и в наши дни. Так, практика показывает, что в

каждом классе ученики в различной степени способны к обучению, в неравной

степени развита и учебная деятельность. Это связано с тем, насколько

правильно велась подготовка к школе в период дошкольного детства. В

настоящее время многие дети не посещают дошкольные учреждения, а находятся

дома, поэтому уровень подготовки детей заметно отличается и находится в

прямой зависимости от того, сколько внимания уделялось вопросу обучения,

подготовки ребенка к школе.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения

интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических

подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с

требованиями жизни. В этом контексте готовность дошкольников к обучению в

школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и

принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В

тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в

школе.

В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является

изучение проблемы подготовки к школьному обучению: Л. С. Выготский,

В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.

Проблемами диагностирования детей поступающих в школу, занимались

Л. А. Венгер, В. В. Холмовсакая, Д. Б. Эльконин и др.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены

новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования

предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе

альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной

программе.

Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному обучению

остается актуальной. Необходимость ее изучения вытекает из собственной

работы школы в современных условиях.

Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу.

Во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ,

разработок методистов-новаторов, существует возможность выбора обучения

ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к

школе.

В-третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети имеют

разный уровень готовности к обучению в школе в зависимости от того,

посещали ли они детский сад или воспитывались дома.

В связи с актуальностью данной проблемы мы определили тему нашего

исследования: “Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного

учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению”.

Цель исследования — выявить психолого-педагогические условия готовности

ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов

воспитания: семь и школы, их влияния на эту готовность.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс подготовки детей к

обучению в школе.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия готовности

дошкольников к школьному обучению.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определяются

его основные задачи:

1. Рассмотреть сущность понятия “готовность к школьному обучению”,

выявить ее критерии.

2. Изучить возможности семьи в формирование готовности к школьному

обучению. Влияние семьи на сформированность этой готовности.

3. Рассмотреть взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения в вопросе

подготовки детей к школе.

4. Разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию

возможностей ребенка при подготовке к обучению. Осуществить

диагностику.

В качестве рабочей гипотезы нами было выдвинуто предположение о том,

что при условии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи и правильной

организации специальных мероприятий (занятий, целенаправленных игр,

экскурсий и т. д.) по формированию школьной зрелости позволит улучшить

процесс подготовки к школе и поможет найти, по возможности, пути реализации

задатков каждого будущего школьника.

В работе были использованы следующие методы:

анализ научно-педагогической и методической литературы;

педагогический эксперимент (наблюдение, беседы с детьми подготовительной

группы, воспитателями и родителями);

анализ документации;

формирующий эксперимент.

Работа имеет практическую значимость, которая выражается в создании

условий, способствующих формированию высокого уровня готовности к школьному

обучению.

Глава 1.

Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному обучению

1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному

обучению как педагогическая проблема

Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению формируется у

ребенка постепенно с момента рождения — в общении со взрослыми и

сверстниками, в игре, посильном труде и дошкольном обучении. Про

поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его

психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе.

В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто

отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим

работы класса.

У неподготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные

способности, он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления,

выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю за собой.

Ребенок, плохо подготовленный к школе часто мало инициативен, тяготеет к

шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Его затрудняет

общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса

к познанию. [3, с. 3]

Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить

на органические и воспитательные.

Органические причины — это различные отклонения в физическом и нервно-

психическом развитии ребенка; снижение темпов развития, задержка

формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.

Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического

подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. Опыт показывает, что часто

причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является

педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях.

Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций,

приводит к снижению уровня развития ребенка.

Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуются

возможностями для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом

объясняется в неправильном понимании родителями сущности подготовки к

школе. В некоторых семьях устраиваются самые настоящие “маленькие школы”, в

которых родители пытаются научить детей писать, читать, считать. Логика

рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он

встретиться в школе, он будет успешно учиться. [3, с. 4]

Но умение ребенка читать и писать, еще не гарантирует успешного

обучения в школе. Ребенок должен уметь сосредотачиваться, внимательно

слушать, правильно выполнять задания.

Поэтому главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий

наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных

особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной

деятельности происходит зарождение важнейших “новообразований” развития,

подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для

развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого

ребенка.

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным

шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее

содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет

ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного

отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением,

выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний,

установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых

совместной деятельностью.

В психологии установлено, что любые психические свойства и способности

складываются лишь в ходе той деятельности, для которой они необходимы.

Поэтому качества, требующиеся школьнику не могут сложиться вне процесса

школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к школе

заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами эти

качества, а в том, что он овладевает предпосылками к следующему их

усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе —

это и есть задача установления предпосылок собственно “школьных”

психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка

к моменту поступления в школу.

Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школе является

наличие у него соответствующих мотивов обучения: отношение к нему как к

важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний,

интерес к определенным учебным предметам. Познавательный интерес к любому

объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих детей,

тогда дети приобретают необходимый опыт, представления. Наличие опыта,

представлений, способствует у детей возникновению желания познания. Только

наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить

ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей,

налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит,

с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание

детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение

школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной

активности, обнаруживающийся в живом интересе к окружающему, в стремлении

узнавать новое.

Неоднократно проводившиеся опросы детей в подготовительных к школе

группах детского сада, показали, что поступления в школу хотят практически

все дети, хотя обоснования этого желания они дают различные. Часть детей

привлекает в школьной жизни получение знаний, а часть ссылается на внешние

аксессуары: обладание портфелем, звонки, перемены и др. Это, однако, не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.