скачать рефераты

МЕНЮ


Проблемы общения подростков и юношей

| |Родители |6 |- |- |1 |7 |2 |1 |

| |Брат |3 |4 |- |- |- |- |- |

| |(сестра) | | | | | | | |

| |Одноклассн|6 |2 |1 |3 |9 |1 |2 |

| |2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |

|1.| | | | | | | | |

| |Не знаю |- |- |- |- |3 |- |- |

|13|Друзьям |8 |9 |10 |11 |6 |8 |4 |

|. |вне школы | | | | | | | |

| |Родителям |3 |4 |1 |3 |11 |5 |3 |

| |Одноклассн|2 |- |1 |9 |10 |1 |3 |

| |Маме |8 |- |2 |2 |- |- |- |

| |Всем |- |3 |- |- |- |- |- |

|14|Один |9 |2 |9 |7 |6 |9 |7 |

|. | | | | | | | | |

| |Мама |8 |2 |1 |2 |16 |2 |3 |

| |(кто-то из| | | | | | | |

| |родст) | | | | | | | |

| |Друзья вне|3 |8 |5 |6 |- |3 |3 |

| |школы | | | | | | | |

| |Одноклассн|- |- |1 |3 |4 |1 |- |

|15|Друг вне |5 |10 |3 |8 |13 |13 |9 |

|. |школы | | | | | | | |

| |Родителям |6 |3 |1 |- |18 |8 |5 |

| |Маме |4 |2 |1 |2 |- |- |- |

| |Одноклассн|- |- |9 |2 |16 |8 |5 |

| |Всем |2 |4 |2 |3 |- |- |- |

Таблица 3. Распределение результатов, полученных к III категории вопросов.

Полученные данные показывают, что друзья вне школы и одноклассники по-

прежнему на первом месте (смотри таблицу 1 и 2), родители на втором, когда

стоит вопрос «С кем поехать отдыхать?» или «Пойти к зубному». Следует

отметить, что результаты по этой категории вопросов во всех школах

практически совпадают. То есть, они у всех учащихся одни, в зависимости от

возраста, как у шестиклассников, так и у одиннадцатиклассников.

Полученные факты можно объяснить особенностями возраста. Современным

подросткам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в

глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой

конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями.

К тому же, сама школьная ситуация с ее особым характером отношений между

взрослыми и детьми, с существенным значением оценочного компонента

деятельности, создает для этого особо благоприятные условия. Следующим

очень важным фактором выступает социальная среда. Социальные условия в наше

время приводят к изменению личностных параметров современных подростков.

Таким образом, несмотря на изменившиеся социальные условия, по

предпочтительности на первом месте остаются сверстники, что соответствует

литературным данным. На втором месте – родители, так как сложности во

взаимоотношениях с взрослыми по-прежнему актуальны. Так же мы выясним, по

каким причинам у испытуемых не удается общение или из-за чего происходит

разочарование в собеседнике.

2.3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ПОДРОСТКИ И СТАРШИЕ

ШКОЛЬНИКИ ПРИ ОБЩЕНИИ.

Для подтверждения некоторых данных в первой анкете (а так же для

получения дополнительной информации «Из-за чего не получается общаться как

хочется?» и «Кто в этом виноват?») мы провели анкету №2.

Результаты, полученные нами после анализа анкеты №2 показали, что

проблемы общения подростков с родителями и с людьми более старших поколений

связаны с тем, что не все родители понимают, своих детей, доводя до предела

грань извечной проблемы «отцов и детей». Из 32 одиннадцатиклассников 9

учащихся ответили, что родители их «понимают», 13 учащихся ответили, что

понимают их «наполовину» или «пытаются понять», а 10 учащихся ответили

«нет». Ребята дают этому факту следующие определения: «у них устарелые

взгляды, принципы», «не понимают, как мы одеваемся и как разговариваем», «у

них было другое воспитание и культура», «мы живем в другое время» и т.п.

Будет уместно вспомнить исследования С.К. Масгутовой, которые

показали, что субъективная значимость для подростка сферы его общения со

сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости

взрослыми.

Таким образом, все перечисленные особенности, в основном совпадают с

литературными данными. Но вместе с тем, в нашем исследовании были получены

результаты, которые, видимо, можно объяснить нынешней социальной ситуацией

в обществе.

Почти все наши испытуемые имеют опыт неудачного общения, который

связан не только с взрослыми, но и со сверстниками или ребятами постарше.

Также остро эта проблема стоит и во взаимоотношениях между полами. На

сегодняшний день почти каждая девушка имеет опыт неудачного или не

сложившегося общения с противоположным полом. Из анкеты мы выяснили, что с

подобными проблемами сталкиваются не только девушки, но и юноши, что также

совпадает с литературными данными. Вместе с тем, сегодня эта проблема

имеет свою специфику, обусловленную изменением социальной ситуации.

Практически, каждая девушка сталкивается с грубым, аморальным поведением

молодых людей, потреблением спиртных напитков, употреблением наркотиков,

рукоприкладство, сексуальное домогательство.

У юношей проблемы несколько другого плана. В анкете они отмечают, что

общение часто не складывается потому, что большинству сверстников присущи

такие качества, как «лживость», «жадность», «грубость»,

«подстрекательство», «безразличие», ханжество» и т.д.

Следует отметить, что с аналогичными проблемами молодежь сталкивалась

всегда, но сегодня они особенно остро встают практически перед каждым

молодым человеком.

Полученные результаты показали, что испытуемые сталкиваются с

проблемами в общении не только с взрослыми из-за того, что «они другого

поколения» и «не очень понимают сегодняшнюю молодежь», но и с друзьями, на

первый взгляд такими же ребятами, как и они сами. Но, к сожалению, сегодня

ребята сталкиваются с социальной ситуацией нашего общества. Изменилось

время, нравы, вкусы пристрастия и воспитание. Ребята разочаровываются в

друзьях из-за того, что «он оказался не тем, за кого себя выдавал», «он

лгун», «он жадный маменькин сынок», «он грубиян, невоспитанный», «он

отвратительный тип» и т.д.

Таким образом, проанализировав, и сравнив, результаты двух анкет, мы

видим, что сегодняшние подростки и старшеклассники значительно отличаются

от своих сверстников в литературных данных. Их отличает повышенная

тревожность, настороженность, неуверенность, заниженная самооценка,

агрессия, уход в себя и т.д.

2.4. ВЫЯСНЕНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ, НАИБОЛЕЕ ЦЕНИМЫЕ ПОДРОСТКАМИ И

СТАРШЕКЛССНИКАМИ.

Следующим этапом нашего исследования было проведение методики

«Идеальный собеседник». Цель которой была, выяснить качества личности,

наиболее ценимые подростками и старшеклассниками.

В нашем исследовании, в котором участвовало 105 учащихся 8 и 11

классов (школ №4 и№14 города Кишинева) было названо 65 качеств. Мы сочли

нужным сгруппировать названные качества в 15 блоков, и предложили учащимся

проранжировать эти блоки (таблица 4.).

Как видно из таблицы (смотри таблицу 4.), одни восьмиклассники на

первое место поставили эрудицию – образованность, начитанность, знания и

кругозор, а у других на первом месте – это воспитанность совместно с такими

качествами личности, как культура, вежливость, интеллигентность,

тактичность, деликатность и любезность.

|№ |Качества личности. |Распределение ранговых мест. |

|п/| | |

|п | | |

| | |8«А»|8«А»|11«Б»|11«Э|11«Б» |11«В|

| | |кл. |кл. |кл. |» |кл |» |

| | |школ|школ|школы|кл. |школы.|кл. |

| | |ы №4|ы |№4 |школ|№14 |школ|

| | | |№14 | |ы №4| |ы |

| | | | | | | |№14 |

|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |

|1.|Честность: прямота, |11 |7 |1 |0 | |9 |

| |искренность, порядочность, | | | | | | |

| |откровенность, | | | | | | |

| |справедливость, | | | | | | |

| |добросовестность, | | | | | | |

| |правдивость, | | | | | | |

| |принципиальность. | | | | | | |

|2.|Доброта: душевность, |4 |6 | |8 | |6 |

| |дружелюбие, сердечность, | | | | | | |

| |человечность. | | | | | | |

|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |

|3.|Воспитанность: культура, |2 |1 | |3 | |2 |

| |вежливость, интеллигентность,| | | | | | |

| |тактичность, деликатность. | | | | | | |

|4.|Отзывчивость: чуткость, |2 |3 | |5 | |1 |

| |внимательность, способность | | | | | | |

| |понимать других людей, | | | | | | |

| |проявление заботы от них. | | | | | | |

|5.|Трудолюбие: старательность, |13 |9 |1 |4 |1 |3 |

| |усердие, прилежность. | | | | | | |

|6.|Скромность. |12 |8 |1 |3 |1 |4 |

|7.|Ум: интеллект, |6 |2 | |1 | |4 |

| |изобретательность, | | | | | | |

| |сообразительность, | | | | | | |

| |находчивость. | | | | | | |

|8.|Эрудиция: образованность, |1 |4 | |2 | |3 |

| |широкий кругозор, | | | | | | |

| |начитанность. | | | | | | |

|9.|Общительность: умение |7 |3 | |4 | |5 |

| |разговаривать с людьми, | | | | | | |

| |хороший собеседник, не | | | | | | |

| |перебивающий и умеющий | | | | | | |

| |слушать. | | | | | | |

|10|Сила воли: упорство, |10 |10 | |6 | |8 |

|. |самообладание, терпение, | | | | | | |

| |твердость, настойчивость. | | | | | | |

|11|Верность: доверие, |9 |6 |1 |1 |1 |0 |

|. |преданность, дружелюбие. | | | | | | |

|12|Общность интересов. |5 |11 |1 |1 |1 |1 |

|. | | | | | | | |

|13|Приятная наружность |14 |2 |1 |2 |1 |2 |

|. |(внешность): аккуратность, | | | | | | |

| |опрятность. | | | | | | |

|14|Чувство юмора. |3 |3 | |7 | |3 |

|. | | | | | | | |

|15|Индивидуальность. |8 |5 | |9 | |7 |

|. | | | | | | | |

Таблица 4. Качества идеального собеседника, выбранные испытуемыми.

У одних одиннадцатиклассников на первом месте качества личности,

объединенные в группу с ключевым для нее словом «ум». Это также

талантливость, изобретательность, находчивость и т.д. Для других, на первом

месте оказалось достаточно близкое по смыслу к доброте качество личности –

отзывчивость (чуткость, внимательность, понимание и т.д.).

На второе место некоторые восьмиклассники поставили два качества (по

просьбе учащихся из-за невозможности определить большую значимость одного

из них) – отзывчивость и воспитанность. У других, на этом месте так же два

качества – ум и приятная наружность (элегантность, опрятность и т.д.). В

одиннадцатых классах на втором месте - эрудиция и воспитанность. На

третьем месте в восьмых классах – чувство юмора и такие качества, как

общительность и отзывчивость. На этом же месте в одиннадцатых классах

следующие качества – воспитанность, эрудиция и чувство юмора. У

восьмиклассников на четвертом месте – доброта и эрудиция. А у

одиннадцатиклассников – общительность и ум. На пятом месте в восьмых

классах – общность интересов и индивидуальность. В одиннадцатых –

отзывчивость и общительность.

На шестом месте восьмые классы поставили ум и доброту, а у

одиннадцатых – сила воли и доброта.

На седьмом месте в восьмых классах – общительность, скромность,

верность, а в одиннадцатых – чувство юмора, доброта и индивидуальность.

Настораживает то, что на последнее место и в восьмых и в одиннадцатых

классах ребята поставили такие качества как: честность, сила воли,

трудолюбие. Эти качества стали менее значимы для сегодняшней молодежи.

Наряду с оценкой идеального собеседника, нами было предложено учащимся

оценить себя, как собеседника.

В своих самооценках учащиеся практически во всех случаях распределили

качества так же, как описано выше. В некоторых случаях, на первое место

ставились отзывчивость, общительность, чувство юмора, воспитанность.

Интеллектуальные способности на 2-3 места. Последние места занимают все те

же качества: честность, доброта, сила воли (стойкость, самообладание,

терпение, упорство, настойчивость), трудолюбие.

Характерная черта, отличающая учащихся восьмых классов, единообразие

самооценок. Самооценки развитости значимых качеств личности у

одиннадцатиклассников как бы образуют две подгруппы: первая – качества

наиболее развитые (отзывчивость, общительность, чувство юмора,

воспитанность); вторая – качества менее развитые – способности, эрудиция,

интеллектуальные способности.

Данные, полученные нами в ходе исследования в 8 –х и 11 –х классах,

значительно отличаются от литературных, полученных в ходе исследований в 80

–е годы учащихся (Л.И. Мнацаканян, (1993)).

Учащиеся всех классов на первое место поставили честность и, входящую

в это понятие подгруппу качеств, на второе – доброту и соответствующие ей

другие достоинства. На третьем месте оказались трудолюбие вместе с такими

качествами, как старательность, усердие, прилежность. Причем, значимость

этих качеств постепенно повышается с возрастом.

Четвертое, пятое и шестое место занимают, соответственно,

отзывчивость, воспитанность (культура, вежливость) и эрудиция

(образованность, знания, кругозор).

Исследования Мнацаканян Л.И., позволили ей сделать следующие выводы:

наиболее ценимы старшими школьниками такие качества личности, как доброта,

трудолюбие, отзывчивость, а так же качества, близкие к ним по смыслу:

прямота, искренность, порядочность, откровенность, справедливость,

правдивость, принципиальность, дружелюбие, сердечность, человечность,

чуткость, внимание к людям, способность понимать людей, старательность,

усердие, прилежание.

Последние места по значимости занимают у них приятная внешность

(элегантность, опрятность) и скромность. С возрастом возрастает значимость

для школьников эрудиции (образованность, начитанность) и волевые качества

(твердость, терпеливость, упорство, настойчивость). В то же время,

снижается ценность воспитанности, культуры, вежливости, тактичности.

Анализ литературных данных с нашими позволяет сделать следующие

выводы: на сегодняшний день, качества личности, ценимые старшеклассниками,

претерпели изменения в плане значимости.

Если в 80 –е годы, первые места занимали такие качества личности как,

честность, доброта и трудолюбие, то сегодня, эти качества уходят на

последние места, первые места занимают такие качества, как воспитанность,

отзывчивость, эрудиция.

Мы предполагаем, что такая перемена в значимости качеств личности

может быть связана с сегодняшней социальной ситуацией, а именно изменение

критериев, ориентиров, принятых в обществе.

2.5. ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА.

Следующей методикой в нашем исследовании стала методика

«Коммуникативная дистанция» (А.Н. Андреева, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкин).

Данная методика помогла нам определить, на сколько испытуемые хотят

«принимать» и «делиться информацией» со взрослыми и сверстниками. Методика

проводилась с учащимися 11 –х классов. Нами получены следующие результаты:

на первое место в желании высказать свое мнение, свою точку зрения, оказать

информационное влияние оказались друзья вне школы; на 2 –ом родители; на 3

–м одноклассники и на 4 –ом – учителя.

Для наилучшей наглядности, полученные нами результаты, представлены

графически на рисунке 1 (а, б). На нем вы видим процентное соотношение

открытости (доверительности) старшеклассников по

отношению к родителям.

Результаты, представленные нами на рисунке 1 (а и б) показывают, на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.