скачать рефераты

МЕНЮ


Профессиональное мастерство социального педагога

Профессиональное мастерство социального педагога

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА

ЗАЧЁТНОЕ ЗАДАНИЕ

по основам профессионального мастерства

НА ТЕМУ:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Студентки факультета

социологии и социальной

работы 51 группы

Яркиной И.В.

Преподаватель:

Хумарова Г.А.

ТАМБОВ 2001

СОДЕРЖАНИЕ

|ГЛАВА 1. Теоретические основы профессионального мастерства и |2 |

|деятельности социального педагога | |

|§ 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ |2 |

|СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ | |

|§ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ, НАВЫКИ, |4 |

|СПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА | |

|§ 3. АКТУАЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ|7 |

|УСЛОВИЯХ | |

|§ 4. МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА |9 |

|§ 5. КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ|10 |

|СТАНДАРТОМ | |

|ГЛАВА 2. Практическая социально-педагогическая деятельность в|11 |

|России и за рубежом | |

|§ 1. ГРУППОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЛЬНОСТИ |11 |

|СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В США | |

|§ 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ В РАЗЛИЧНЫХ |12 |

|ЦЕНТРАХ | |

|ЛИТЕРАТУРА |17 |

ГЛАВА 1. Теоретические основы профессионального мастерства и деятельности

социального педагога

§ 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В современных условиях в работе различных социальных структур

определились основные направления социальной работы, которой занимается и

социальный педагог. Это:

=> оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы,

помощь в быту);

=» организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников,

проверка, пропаганда лучшего опыта);

=» влияние на человека.

Процесс влияния на человека— это процесс педагогического и

психологического воздействия. Этим занимается социальный работник,

социальный педагог.

Процесс влияния на человека— это процесс педагогического и

психологического воздействия. Этим занимается социальный работник,

социальный педагог.

Социальному педагогу необходимо осознать, что такое социальное

воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы

общения и воздействия на ребенка, особенности работы с трудными

подростками.

Попытаемся выделить, что же является главным в работе социального

педагога, чем она отличается от работы педагога школы, педагога —

предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы-интерната

или группы продленного дня.

Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и в основном,

его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает

с отдельной личностью, с отдельным ребенком, подростком, а если с группой,

то небольшой, если с семьей, то и здесь с каждым в отдельности.

В чем основное назначение социального педагога? Это социальная защита

ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение

организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его

состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из

главнейших задач социального педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту

— дело не легкое. Как же помочь ребенку в беде? Как должен вести себя в

такой ситуации социальный педагог?

Поддержать духовно, научить свыкнуться с бедой, искать выход, найти

путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в его

жизни можно изменить к лучшему.

Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты,

которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был

профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения

воспитательной и учебной работы. Сегодня это называется педагогическим

мастерством.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств

педагога, а также от его знаний и умений. Каждый учитель — это личность. Мы

говорим о формировании личности воспитанника и забываем об учителе.

Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не

заменит педагогическая техника. Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет

только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только

любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который

прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель

соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

В существующем уставе школы определены профессиональные обязанности

учителя. Его труд интеллектуальный, требующий психологических, духовных,

умственных и физических сил.

Педагог должен знать свои способности, чем он может достичь успеха и

знать свои недостатки. Один педагог владеет даром красноречья, другой умеет

разжечь энергию ребят, быть любознательным и увлеченным. Влияние педагога

на ребенка зависит от его личных качеств.

Интересный анализ провели ленинградские ученые супруги Т.И. и И.Ф.

Гончаровы среди выпускников школы с целью выяснить их личное мнение о том,

что является первостепенным для хорошего учителя. Одни называли «широту

ума», другие «светлый ум», «неповторимый оригинальный ум», «умудренный

жизненный опыт» и т.д. Называли, в основном качества, данные учителю

природой, то есть то, что должно быть исходными данными учительского

мастерства.

Представить труд социального педагога без рассмотрения вопроса его

профессионального педагогического мастерства и педагогической техники

невозможно. Но так как диапазон его деятельности достаточно широк, чтобы

создать общее представление, рассмотрим несколько вопросов.

Социальный педагог должен владеть профессиональными знаниями: знать

педагогику и психологию, физиологию развития ребенка и методику

воспитательной работы. Эти знания помогут педагогу изучить ребенка,

проанализировать его поведение. Изучая ребенка, следует обратить внимание в

первую очередь, на круг его общения будет ли он совместим в группе, куда

его определяют. Социальный педагог должен уметь организовать, деятельность

и сотрудничество детей.

Существует еще понятие — педагогическая технология, которой также должен

владеть социальный педагог. Это значит владеть приемами, умениями и

навыками влиять на воспитанников.

Это умение владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием,

ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами, находить в беседе тот тон и

язык, который даст возможность говорить с нищими и алкоголиками,

наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. И не просто

говорить, а убедить, повлиять.

Вот так писал о мастерстве педагога А.С. Макаренко:

«Я добивался освоения мастерства: сначала даже не верш, да

есть ли такое мастерство, или нужно говорить о так называемом

педагогическом таланте. Но разве можем мы положиться на

случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно

талантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок

попавший к неталантливому воспитателю можем ли мы строить

воспитание советского детства и юношества в расчете на талант?

Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о

действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном

умении».

§ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ, НАВЫКИ,

СПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Что приводит начинающего педагога к мастерству? Педагогическая техника,

выработанные навыки. Это значит: умение понять воспитанника, а это знание

психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения:

знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как

развивается речь и речевой аппарат человека, знать об особенностях

громкости и скорости речи; умение выразить свое отношение к поступку, к

делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мимикой); и в то же время

владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения, уметь

сдерживать себя.

Для всех этих умений необходимы знания психологии личности и психологии

общения.

Практика показала, что никакие опросники и никакое анкетирование не

заменят общения учителя и ученика, воспитателя и воспитанника. Чаще в этом

процессе преобладает информационное общение со стороны учителя. При таком

давлении учителя теряется общение, часто возникает непонимание. Школьный

педагог не учитывает свое психологическое влияние на ученика, а это следует

делать. Педагог должен уметь подобрать «ключик» к каждому ребенку.

Застенчивый он или озорной, ленивый или безразличный. Он должен помнить,

что одно оброненное слово педагога играет огромную роль в жизни ребенка,

которое он помнит всю жизнь.

Ученые сформулировали требования к процессу общения педагога и ученика.

Это:

— доверительность;

— умение слушать ребенка;

— взаимопонимание как основа;

— деловой контакт;

— способность перейти от воздействия к взаимодействию.

Важным во всем этом процессе является творчество учителя в общении.

Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу педагог может дать или

провести в разной тональности, с разным настроением. Учитывая важность

педагогического общения, отечественные ученые разработали «Заповеди

педагогу, входящему в класс».

/. Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.

2. При организации педагогического общения исходите не только из

педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.

3. Свою речь акцентуируйте на конкретного ребенка или группу ребят.

4. Не ограничивайтесь только собственной информацией, необходимо и

организовать отношения, изучить ребенка, оказывать и определенное

воздействие.

5. Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже малыш

стремится к самостоятельности во взаимоотношениях. И что ваш статус

определяется по словам А.С. Макаренко «прекрасной личностью».

6. Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе,

что поможет в общении с ребенком.

7. Умейте слушать детей.

8. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.

9. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете

спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.

10. Убеждая ребенка в его ошибках старайтесь быть тактичным.

11. Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с

«почему?», «как?», «для чего?».

12. Будьте инициативны в общении.

13. Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более

эмоциональны, более ранимы..

14. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).

15. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам-

16. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.

17. Чаще улыбайтесь детям.

18. Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.

19. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его

поведения определяет его отношение к вам.

20. Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше изменение

отношения повлечет негативное поведение ребенка.

21. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте стратегию

разговора.

22. Помните, что дети растут и первоначальное поведение сменяется

новым.

23. Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, воспитателем

и группой. Здесь следует учитывать социально-психологическую обстановку в

группе, отношения в классе, между ребятами-

Социальному педагогу следует обратить внимание на культуру и технику

речи. По С.И. Ожегову, культура речи — это не только точное, но и

доходчивое и наиболее уместное выражение мысли. Это сочетание ударений и

мелодики речи, пауз, ритма и темпа создает развитие мысли.

Техника речи есть совокупность приемов дыхания, речевого голоси и

дикции, доведенных до автоматизма. В этом нужно упражняться.

Представляет интерес для социального педагога элементы театральной

педагогики. Работа педагога близка к работе режиссера, творчеству актера.

Здесь есть взаимодействие педагога и ребенка, первый разрабатывает

драматургию воздействия на детей и единым в этом является общение. Опыт

актерского влияния может пригодится социальному педагогу.

Социальный педагог должен владеть организаторскими способностями. Уметь

быстро принять решение, быстро организовать Реабилитационную работу. Но

главное — быть добрым.

Социальный педагог сталкивается с горем ребенка, горем потери

родителей. Исследования говорят, что дети, потерявшие родителей в раннем

детей в психическом отношении могут оказаться впоследствии в группе риска.

Стрессы в раннем возрасте приводят к сердечным заболеваниям, иногда к

патологиям. Горе ребенку приносят разводы, сам процесс их и последующее

положение ребенка. Поэтому, еще раз повторяю, педагог должен быть добрым.

В одной из бесед педагог приюта, которая раньше работала в детском

саду, на вопрос, чем отличается ее современная работа от прежней, ответила:

«Здесь я для ребенка все: и мать, и отец, и врач, и учитель, и подружка и

наставник. А главное —ребенок должен поверить мне, иначе я ничего для него

не смогу сделать».

§ 3. АКТУАЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

В современном обществе работа социального педагога нужна:

=> в школе, в классе, для работы с детьми из неблагополучных семей;

=> в школах-интернатах, детских домах, приютах;

=> в лесных школах, детских санаториях;

=> в социально-образовательных центрах;

=> реабилитационно-коррекционных центрах;

=> в культурных центрах, центрах досуга, молодежных клубах;

=> в летних лагерях труда и отдыха.

Главным во всех этих учреждениях является работа социального педагога с

ребенком и семьей. Попробуем выделить основное в деятельности социального

педагога в любом из перечисленных социально-педагогических и учебно-

воспитательных учреждений. Рассмотрим, что является общим в его работе во

всех этих учреждениях.

Подчеркивая, что социальный педагог, в первую очередь, работает с

личностью, ребенком или подростком, выделяю, как первостепенное, знание

ребенка.

1. Только знание ребенка (подростка) поможет социальному педагогу

принять правильное решение в оказании помощи ребенку или его

перевоспитании. Необходимо знать о его здоровье, его отношениях в семье, в

школе, среди сверстников во дворе. И только тогда, составив «карту

личность» и «карту среды», педагог сможет принимать какие-то решения.

Знания о ребенке он получает из беседы, проведения анкетирования, анализа

поведения и круга его общения.

2. Дальнейший этап работы социального педагога сводится к тому, чтобы

вместе с ребенком (подростком) осмыслить его положение, ситуацию в которой

он оказался, при этом обращая внимание на поведение самого ребенка, а не на

ссылку «виноваты все вокруг». Выяснив ситуацию, проявить участие, наметить

пути выхода из кризиса.

3. Социальному педагогу здесь необходимо проявить и педагогический

такт, и мастерство в соблюдении меры в общении с ребенком, сознательно

дозировать свое воспитательное воздействие на него, передозировка — это уже

давление, что может помешать общению с ребенком, а значит, и знанию его.

Важно не только повлиять на ребенка (подростка), но и скоординировать

влияние семьи, школы и сверстников, чтобы направить его на верный путь.

Проанализировав его небольшие успехи, поставить большую цель.

4. Организаторские способности социального педагога проявляются в том,

чтобы убедить ребенка (подростка), что только он сам сможет изменить свою

жизнь и выйти из сложившейся ситуации. Организаторская деятельность

заключается в том, чтобы добиться от ребенка (подростка) стремления встать

на путь самовоспитания, самоорганизации.

5. Организаторская работа социального педагога направлена также на

подготовку и оформление опеки, на посредничество между ребенком и

обществом, государственными и общественными организациями, а главное помочь

ребенку приспособиться к новым жизненным условиям. Эта деятельность

социального педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку (подростку)

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.