скачать рефераты

МЕНЮ


Развитие эмоций младших школьников

знаем жизнь, поэтому не перечь, делай, как тебе говорят”.

И в том и в другом случае ребенок становится безвольным,

безинициативным, способным лишь следовать за лидером, не имея сил и

возможнастей самостоятельно и критически решать актуальные для него задачи

и утопая в вечных сомнениях и неудовольстве собой по этому поводу.

г) Стиль семейного воспитания по типу гипоопеки. Если ребенок, живя в

семье, оказывается в ситуации безнадзорности, то он привыкает добиватся

“тепла под солнцем” собственными силами. Мир взрослых людей оказывается для

него чуждым. Он отвергает их ценности, нормативы поведения, запреты и

нередко примыкает к группе асоциальных подростков, которые его опекают и

учат жить по законам своей групповой этики. Там он находит то “тепло” и

“заботу”, которых ему так недоставало в семье. Отсюда вытекают и

особенности их поведения и черт характера, формирующихся при длительных

неблагоприятных обстоятельствах жизни: отрицание социально положительных

авторитетов, неподчинение режимным ограничениям, необузданное стремление к

свободе от всяких нормативов поведения, от общественно полезного труда.

Таким образом, по причинам возникновения мы рассмотрели 3 группы

психопатий. Однако психопатии не являются единственной разновидностью

отклонений от статистически средней нормы в структуре и динамике личности.

Крайним вариантом нормы или переходным вариантом от нормы к патологии

являются акцентуированные личности. Эти люди обладают какими-либо

утрированными, обостренными чертами характера, но, в отличии от психопатов,

такие особенности не приводят к глобальной дисгармонии личности, к

постоянной дезадаптации и не являются необратимыми. Лишь при определенных

обстоятельствах жизни, провоцирующих актуализацию обостренных черт

характера, наступает дезадаптация акцентуированной личности. Например,

человек с тревожно-мнительными чертами характера может не проявлять их до

тех пор, пока не окажктся в ситуации повышенной ответственности за свои

действия. К. Леонгард, предложивший называть таких людей акцентуированными,

выделил ряд разновидностей акцентуаций:

1. Демонстративные личности- легко вживаются в необходимые для них

жизненные роли, ничего не взвешивая, реагируют на все импульсивно и

непосредственно, сами себя хвалят, самонадеяны, кичливы и честолюбивы,

самоуверенны.

2. Педантичные личности- нерешительны, бесконечно взвешивающие

всевозможные решения перед тем, как начать действовать. Они крайне

старательно, тщательно и добросовестно выполняют все свои дела. Аффекты их

нестойки.

3. Застревающие личности- злопамятны, мстительны, дают стойкие

аффекты, заносчивы, самонадеянны и крайне честолюбивы. Они подозрительны к

окружающим, если возникают препядствия в достижении их целей.

4. Возбудимые личности- их поступки зачастую в большей степени

управляются влечением, чем логикой и благоразумием. Нетерпимы к

противостоянию, импульсивны. Они обстоятельны и медлительны в умственных

действиях и в поведенческих реакциях.

Выделяют людей, акцентуирванных по определенным свойствам

темперамента- гипертимических, дистимических, аффектно-лабильных, аффектно-

экзальтированных, тревожных, эмотивных.

При рассмотрении пограничных состояний в психопатологии проблемма

отграничения от врожденной умственной отсталости пограничных с ней

клинических проявлений оказывается не менее актуальной, чем диагностика

психопатологий и акцентуаций характера.

“Под задержкой психического развития понимается сборная по

клиническим признакам группа различных вариантов отставаний в психическом

развитии, не обладающих характером общего психического недоразвития, но

имеющих такие особенности интеллекта и личности, которые прежде всего не

позволяют детям современно и качественно овладевать элементарными школьными

знаниями. И это является трудностями в развитии и воспитании младших

подростков, которые обуславливают эмоциональные срывы и несоответствие в

поведении...”. [ ; стр. 221] На что следует обратить особое внимание в

работе с такими детьми.

Мы назовем наиболее часто встречающиеся варианты задержек

психического развития. Это следующие разновидности задержек психического

развития (ЗПР):

1. ЗПР с церебрастеническим синдромом.

2. Психофизический инфантелизм.

3. ЗПР с невропатическим синдромом.

4. ЗПР с психопатоподобными синдромами.

5. ЗПР при детских церебральных параличах.

6. ЗПР при общем недоразвитии речи.

7. ЗПР при тяжелых деффектах слуха.

8. ЗПР при тяжелых деффектах зрения.

9. ЗПР при семейно-бытовой запущенности.

Рассмотрим несколько из них:

1. Задержка психического развития с церебрастеническим синдромом.

Среди возможных причин, приводящих к данной патологии, чаще всего

обнаруживаются частые или тяжелые истощающие заболевания и травмы черепа в

течении первых лет жизни ребенка. Нередко эти факторы сочетаются с

неблагоприятыми условиями воспитания в семье (конфликтующие семьи,

распавшиеся семьи, семьи с алкоголизирующимися родителями).

Учителя массовых школ отмечают, что дети с первых этапов обучения

обнаруживают свою несостоятельность в овладении навыками чтения, письма и

счета. На уроках концентрируют внимание на 10-15 минут, после чего,

утомляясь, становятся либо вялыми, сонливыми, рассеяными, сидят в

расслабленной позе, ложатся на парту, зевают, либо суетливыми,

раздражительными, капризными, чрезмерно отвлекаются. К концу занятий в

школе дети практически утрачивают работоспособность, жалуются на слабость,

головную боль, плачут, отказываются от продолжения занятий. Попытка

учителей массовых школ не знакомых с данной категорией детей, проводить с

этими учениками дополнительные занятия после уроков, как и стремление

родителей интенсифецировать их занятия дома (нередко в сочетании с

наказанием за “лень”) еще больше усугубляют ситуацию. Как правило, дети,

глубоко переживая свою неуспеваемость и безуспешно пытаясь ее

ликвидировать, постепенно утрачивают интерес к учебе, начинают отрицательно

относится к школе, учителям, хорошо успевающим ученикам, ищут пути

самоутверждения в играх во дворе, начинают убегать из школ, интернатов, из

дома, знакомятся на улице с ребятами, рпедпочитающими свободное

времяпрепровождение учебным занятиям, и за мелкие правонарушения,

совершаемые в таких компаниях, оказываются на учете в детских комнатах

милиции (см практическую часть, пример № 4).

2.Психофизический инфантелизм. В подростковом возрасте выражается

иногда в том, что они любят выделиться каким-то образом, причем не только

перед окружающими, но и перед самим собой. Позируя перед людьми младший

подросток первоначально приноравливает свое поведение к поведению взрослых

людей, но когда цель достигнута позирование становится эмоционально

привлекательным и из средства превращается в самоцель. И с этого момента

младший подросток перестраивает картину поведения в соответствии с той

ролью, которую он для себя выбрал ( см. практическую часть, пример № 5).

Таким образом предметом рисовки младшего подростка, в каких бы

условиях ему не приходилось бы позировать, является какое-то преимущество.

Причем это преимущество чаще всего оказывается не реальным, а воображаемым.

Потредность эта настолько значима для младшего подростка, что оказывает

влияние на все стороны его жизни. Стремление воплотить эту цель в

реальность может вылиться в другие формы поведения. Но не при каких

обстоятельствах не адаптируется подросток к положению “худшего”. И взрослые

избавляя его от угрозы оказатся в таком положении “худшего” открывают путь

к установлению эмоционального контакта с ним.

3. ЗПР при семейно-бытовой запущенности. Неблагоприятная семейная

ситуация тоже пожет способствовать отставанию психического развития

ребенка. Семья с бессодержательным, бездуховным бытом, с алкоголизмом,

распадающиеся семьи с частыми скандалами, порождают явление безнадзорности

к своему ребенку. У таких детей в младшем подростковом периоде не

формируется чувства ответственности за свои действия. Они руководствуются в

различных ситуациях своим эмоциональным настроением. Они нетерпеливы,

непоседливы, стремятся к получению удовольствий. Возникновение трудностей

при обучении в школе вызывают у них негативное отношение к процессу

обучения. Тогда настает общий диффецит необходимой информации, что еще

больше тормозит развитие интеллектуальных процессов.

Этим детям может помочь медико-психологическая педагогическая

деятельность. Когда биологическая терапия сочетает в себе общеукрепляющие,

стимулирующие и седативные средства. А педагогическая коррекционная работа

ведется с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности

интеллекта, и эмоциональной сферы детей.

Эмоциональные расстройства могут существовать и во многих других

нормах. К их числу относятся абсессивно-компульсивные, ипохондрические

состояния и реакции “истерической конверсии”. Это может выразится и в

навязчивых мыслях и в эмоциях (см. практическую часть, пример № 6).

Возникнув, навязчивое состояние становится средством контроля покоя

семьи. В этом случае реакция семьи в отношении поведения ребенка должна

быть изменена. Это невротическое расстройство в основе которого лежит

слишком сильное эмоциональное состояние тревоги, проявлением которой и

являются симптомы нарушенного поведения.

Реакциями “истерической конверсии” называются расстройства в которых

физические симптомы возникают на психологической основе. Переживаемые

человеком тревожные состояния были превращены в физические симптомы. В

действительности большинство детей с истерическими конверсивными

конверсивными реакциями, проявляют черты сильной тревоги и страданий, хотя

их отношение к физическим симптомам часто может быть и безразличным (см.

практическую часть, пример № 7).

В качестве последнего можно рассмотреть ипохондрический синдром. Этот

синдром проявляется в неоправданых или преувеличенных жалобах на физическое

состояние. Чаще всего это жалобы на боли в голове, животе, спине. Так,

например, подросток может усвоить то, что жалуясь на боли в животе можно

пропускать занятия в школе, или вызвать усиленное материнское внимание. Эти

факторы обнаруживают связь с психическими осложнениями эмоциональной сферы

подросткового возраста. Пуберантный возраст по традиции считается возрастом

бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Эмоциональные

нарушения, в собственном смысле слова, у подростков нет. Вместе с тем

верным является и то, что подростки эмоционально чуствительны и у них

довольно часто меняется настроение. Временами они чувствуют себя настолько

несчастными, что плачут и хотят бросить все и всех, у некоторых временами

даже возникают идеи самоубийства. В целом, в большинстве своем подростки

это счастливые дети, у которых однако чаще возникают периоды печали и

страдания. Если в младшем школьном возрасте возникают школьные фобии,

которые со временем потом изчезают, то у подростка эти фобии возникают в

другой форме и значительно чаще составляют часть более широкого

эмоционального нарушения и прогноз в это случае является менее

благоприятным, о чем говорилось выше, и который требует дополнительного

участия взрослых (педагогов, психологов, родителей) в этих трудностях.

3. Роль эмоций в процессе межличностных отношений между младшим

подростком, взрослыми и сверстниками, и пути преодоления трудностей

подросткового возраста.

Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушения

поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных

событий в жизни ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть

одного из родителей, воспитание в детском доме, родительская жестокость или

непоследовательность в системе наказаний- это далеко не полный перечень

обстоятельств травмирующих детскую психику. Следует подчеркнуть, что

понимание механизмов лежащих в основе внутрисемейных взаимодействий

остается очень ограниченным, поэтому прежде чем перейти к обсуждению связей

внутрисемейных ситуаций, с возникновением психических расстройств у детей,

целесообразно рассмотреть различные роли в которых выступают родители,

воспитывая своих детей.

“Главное значение имеет возникновение эмоциональных связей у

подростка с другими людьми. На ранних этапах развития важны взаимодействия

ребенка со своими близкими. Степень их отзывчивости на получаемые от

ребенка сигналы и полноты удовлетворения его потребностей, определяют его

характер формирующихся отношений с людьми...”. [ ; стр 173] Но нужно

отметить, что роль эмоциональных связей и отношение в семье продолжают

оказывать свое влияние на протяжении всей жизни. Для каждого ребенка, в том

числе и подростка, важны отношения привязанности, т.к. семья обеспечивает

базисное чувство безопастности, гарантируя безопастность ребенка с внешним

миром, освоение новых способов его исследования и реагирования. Кроме того

близким являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и

волнений. Исследования показали, что в присутствии рдителей дети меньше

волнуются и тревожатся, что наблюдается в присутствии брата или сестры.

Видимо решающую роль играет присутствие близкого человека. Дети обычно

стремятся копировать поведение других людей. Они с легкостью перенимают у

родителей, учителей или восхищающих их звезд поп-музыки особенности

жестикуляции, походки или манеры говорить. В таком подражании в большинстве

случаев проявляется уважение подростка к тем людям от которых он зависит и

с которыми его связывают теплые дружеские отношения. Роль моделей

родительского поведения важна для подростка в любых ситуациях. Способ

преодоления эмоционального стресса так-же определяется из знакомой ребенку

стратегии в поведении родителей. Если они реагируют на трудности путем

пассивного ухода или наадекватной агрессии, то и подросток в подобной

ситуации тоже проявляет агрессивность. В этой связи важно отметить, что

подростки учатся у родителей определенным способам поведения, т.е.

непосредственно сообщающие ему правила, не только усваиваются но и

благодоря собственному наблюдению за поведением родителей. Однако не редко

родители говорят одно, а делают другое: призывают к честности, а сами

обманивают друг друга; призывают ребенка к сдержанности, а сами вспыльчивы,

агрессивны, распущены. Так подросток следуя примеру родителей, не

признающих канонов и норм, признанных в обществе расширяет протест и

неприятие настолько, что отвергают и то , чем родители все-таки дорожат.

Если отношения являются плохими, дети вообще могут отказатся от

родительских норм. То же самое может произойти, когда дети видят что

поведение родителей приводит лишь к новым трудностям и неудачам. Именно

поэтому иногда случается, что дети алкоголиков трезвенники, а дети непьющих

родителей становятся алкоголиками (см. практическую часть, пример № 8).

Родители влияют на поведение ребенка, поощеряя или осуждая

определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская

приемлемую для себя степень свободы в поведении.

Очевидно, что цели, которые родители ставят при воспитании своих

детей, различные. В этом отношении существуют хорошо известные

национальные, культурные и социальные различия. В некоторых семья считают,

что дети должны со всем соглашатся и быть послушнымию В других ценятся

самоутверждение и независимость ребенка. Некоторые семьи хотят, чтобы их

дети в большей степени расчитывали на свои силы и сраннего возраста

принимали серьезное участие в домашних делах; другие предпочитают, чтобы их

дети зависели от родителей до гораздо более старшего возраста.

Эти моменты, касающиеся целей воспитания, могут сыграть известную

роль, определяя формирование того или иного стиля поведения.

“Общение в семье позволяет подростку вырабатывать собственные

взгляды, нормы, установки и идеи. Беседы подростка с родителями, а также с

братьями и сестрами являются для него важными средствами пробного

использования собственных представлений и проработки отношений с другими.

При этом важна не только вербальная сторона, ибо общение включает также

передачу эмоций и отношений с помощью жестов, мимики и позы...”. [ ; стр.

49] Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для

общения представлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и

ясности общения. Семьи, в которых высказывания родителей противоречивы или

неоднозначны, создают для ребенка более трудную ситуацию. Немаловажным

фактором в развитии подростка является воспитание и дисциплина.

Вопрос о меодах наказания является открытым, несмотря на огромное

количество исследований по этой и другим близким проблеммам воспитания

детей. Однако, насколько можно судить, данные с основном отрицают особую

эффективность наказаний. (Becker W. C. 1964. Consequences of different

kinols of parentai discipline.) Оказывается, что практически неважно, какой

метод наказания применяется и насколько наказание является строгим. Очень

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.