скачать рефераты

МЕНЮ


Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8 – 9 баллов – высокий;

4 – 7 баллов – средний;

2 – 3 балла – низкий;

0 – 1 балл – очень низкий.

Как видно из таблицы 2 ребенка имеют высокий уровень развития наглядно-

образного мышления, 6 детей – средний уровень развития и 2 ребенка –

низкий уровень развития.

Методика 3. "Лабиринт (А. Л. Венгера).

Целью данной методики является определение уровня развития наглядно-

образного мышления детей младшего школьного возраста.

Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других,

неверных, путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные

указания – мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он

пройдет. ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме.

отражающей последовательность этапов пути. Одновременно методику "Лабиринт"

целесообразно использовать в качестве упражнений для развития наглядно-

образного и наглядно-действенного мышления (см. Приложение №2).

Оценка результата:

Количество баллов, получаемых ребенком, устанавливается по шкале

оценок (см. Приложение №2).

После проведения методики получили следующие результаты:

2 ребенка имеют высокий уровень развития наглядно-образного мышления;

6 детей – средний уровень развития;

2 ребенка – низкий уровень развития.

Таким образом, при проведении предварительного эксперимента группа

учащихся (10 человек) показала следующие результаты:

60% детей имеет средний уровень развития наглядно-действенного и

наглядно-образного мышления;

20% - высокий уровень развития и

20% - низкий уровень развития.

Результаты диагностики можно представить в виде диаграммы:

3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике и

трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и наглядно-

образного мышления младших школьников.

На основе предварительного эксперимента мы определили, что у детей

недостаточно развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. для

более высокого уровня развития этих видов мышления были проведены

интегрированные уроки математики и трудового обучения. уроки проводились по

программе "Математика и конструирование", авторами которой являются С. И.

Волкова и О. Л. Пчелкина. (см. Приложение №3).

Приведем фрагменты уроков, которые способствовали развитию наглядно-

действенного и наглядно-образного мышления.

Тема: Знакомство с треугольником. Построение треугольников. Виды

треугольников.

Этот урок направлен на развитие умения анализировать, творческого

воображения, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; научить в

результате практических упражнений строить треугольник.

Фрагмент 1.

Соедините точку 1 с точкой 2, точку 2 с точкой , точку 3 с точкой 1.

- Что это такое? – спросил Циркуль.

- Да это же ломаная линия! – воскликнула точка.

- А сколько в ней отрезков, ребята?

- А углов?

- Ну, вот это и есть треугольник.

После знакомства детей с видами треугольника (остроугольный,

прямоугольный, тупоугольный) были заданы следующие задания:

Обведите вершину прямого угла треугольника красным карандашом, тупого угла

– синим, острого – зеленым. Закрась прямоугольный треугольник.

Закрась остроугольные треугольники.

Найдите и отметьте прямые углы. Посчитайте и запишите сколько прямоугольных

треугольников изображено на чертеже.

Тема: Знакомство с четырехугольником. Виды четырехугольников.

Построение четырехугольников.

Этот урок направлен на развитие всех видов мышления, пространственное

воображение.

Приведу примеры заданий на развитие наглядно-действенного и наглядно-

образного мышления.

Фрагмент 2.

I. Повторение.

а) повторение об углах.

Возьмите лист бумаги. Произвольно согните его. разверните. получили

прямую линию. Теперь согните лист по-другому. Посмотрите на углы, которые

получили без линейки и карандаша. Назовите их.

Согните из проволоки:

После знакомства с четырехугольником и его видами, были предложены

следующие задания:

1)

Сколько квадратов?

2) Сосчитайте прямоугольники.

Найдите 9 квадратов.

Фрагмент 3.

Для выполнения практической работы было предложено такое задание:

Скопируйте данный четырехугольник, вырежи его, проведи диагонали.

Разрежьте четырехугольник на два треугольника по той диагонали, которая

длиннее и выложи из полученных треугольников такие фигуры, как показаны

ниже.

Тема: Повторение знаний о квадрате. Знакомство с игрой "Танграм",

конструирование из его частей.

Этот урок направлен на активацию познавательной деятельности через

решение логических задач, развитие наглядно-образного и наглядно-

действенного мышления, внимания, воображения, стимулирование активного

творческого труда.

Фрагмент 4.

II. Устный счет.

- Урок начнем с небольшой экскурсии в "геометрический лес".

Дети, мы с вами попали в необычный лес. Чтобы в нем не заблудиться,

надо назвать геометрические фигуры, которые "спрятались" в этом лесу.

Назовите геометрические фигуры, какие вы здесь видите.

Задание на повторение понятия прямоугольника.

- Найдите соответствующие пары, чтобы при их сложении получалось три

прямоугольника.

На этом уроке использовалась игра "Танграм" – математический

конструктор. она способствует развитию рассматриваемых нами видов мышления,

творческой инициативы, смекалки (см. приложение №4).

Для составления плоскостных фигур по образу необходимо не только

знание названия геометрических фигур, их свойств и отличительных признаков,

но и умение представить, вообразить, что получится в результате соединения

нескольких фигур, зрительно расчленить образец, представленный контуром или

силуэтом, на составляющие его части.

Обучение детей игре "Танграм" проводилось в четыре этапа.

1 этап. Ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание

отдельных частей, уточнение их названия, соотношение частей по размерам,

усвоение способов соединения их между собой.

2 этап. Составление сюжетных фигур по элементарному изображению

предмета.

Составление предметных фигур по элементарному изображению состоит в

механическом подборе, копировании способа расположения частей игры.

Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их

расположение и соединение.

3 этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементарному

изображению.

Детям предлагаются образцы, на которых указано место расположения

одной – двух составных частей, остальные они должны расположить

самостоятельно.

4 этап. Составление сюжетных фигур по контурному, или силуэтному,

образцу.

На этом уроке было знакомство с игрой "Танграм"

Фрагмент 5.

- Это древняя китайская игра. В целом это квадрат, разделенный на 7

частей. (показ схемы)

- Из этих частей вы должны сконструировать изображение свечи. (показ

схемы)

Тема: Круг, окружность, их элементы; циркуль, его использование,

построение окружности с помощью циркуля. "Волшебный круг",

составление различных фигур из "волшебного круга".

Этот урок послужил развитию умения анализировать, сравнивать,

логического мышления, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления,

воображения.

Примеры заданий на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного

мышления.

Фрагмент 6.

(после разъяснения и показа учителя, как начертить окружность с

помощью циркуля, дети выполняют такую же работу).

- Ребята, у вас на столах лежит картон. Начертите на картоне

окружность радиусом 4 см.

Затем, на листах красного цвета учащиеся чертят окружность, вырезают

круги, с помощью карандаша и линейки делят круги на 4 равные части.

Одну часть отделяют от круга (заготовка для шляпки гриба).

Изготавливают ножку для гриба, склеивают все части.

Составление предметных картинок из геометрических фигур.

- В "Стране круглых фигур" жители придумали свои игры, в которых

используются круги, разделенные на различные фигуры. Одна из таких игр

называется "Волшебный круг". С помощь. этой игры можно выложить различных

человечков из геометрических фигур, составляющих круг. А человечки эти

необходимы для того, чтобы собирать грибы, изготовленные вами сегодня на

уроке. У вас на столах лежат круги, разделенные линиями на фигуры. Возьмите

ножницы и разрежьте круг по намеченным линиям.

Затем учащиеся выкладывают человечков.

3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента.

После проведения интегрированных уроков по математике и трудовому

обучению мы провели констатирующее исследование.

Участвовала та же группа учащихся, использовались задания

предварительного эксперимента с целью выявления, на сколько процентов

повысился уровень развития мышления младшего школьника после проведения

интегрированных уроков математики и трудового обучения. После проведения

всего эксперимента вычерчивается диаграмма, из которой можно увидеть, на

сколько процентов повысился уровень развития наглядно-действенного и

наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста. Делается

соответствующий вывод.

Методика 1. "Кубик Рубика"

После проведенния этой методики были получены следующие результаты:

|№ |Ф. И. учащегося|Задание |Общий |Уровень |

|п\п | | |резуль|развития |

| | | |тат |наглядно-дей |

| | | |(балл)|ст-венного |

| | | | |мыш- ления |

| | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | | |

|1 |Кушнерев |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |8 |высокий |

| |Александр | | | | | | | | | | | |

|2 |Данилина Дарья |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |6,3 |высокий |

|3 |Кирпичев |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний |

| |Алексей | | | | | | | | | | | |

|4 |Мирошников |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |4,8 |высокий |

| |Валерий | | | | | | | | | | | |

|5 |Еременко Марина|+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний |

|6 |Сулейманов |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |10 |очень высокий|

| |Ренат | | | | | | | | | | | |

|7 |Тихонов Денис |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |6,3 |высокий |

|8 |Черкашин Сергей|+ |+ |+ |- |- |- |- |- |- |1,5 |средний |

|9 |Тенизбаев |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |10 |очень высокий|

| |Никита | | | | | | | | | | | |

|10 |Питимко Артем |+ |+ |+ |- |- |- |- |- |- |1,5 |средний |

Из таблицы видно, что 2 ребенка имеют очень высокий уровень развития

наглядно-действенного мышления, 4 ребенка – высокий уровень развития, 4

ребенка – средний уровень развития.

Методика 2. "Матрица Равена"

Результаты этой методики такие (см. Приложение №1):

2 человека имеют очень высокий уровень развития наглядно-образного

мышления, 4 человека – высокий уровень развития, 3 человека – средний

уровень развития и 1 человек – низкий уровень.

Методика 3. "Лабиринт"

После проведения методики были получены следующие результаты (см.

Приложение 2):

1 ребенок – очень высокий уровень развития;

5 детей – высокий уровень развития;

3 ребенка – средний уровень развития;

1 ребенок – низкий уровень развития;

Составляя результаты диагностической работы с результатами методик, мы

получили, что 60% испытуемых имеют высокий и очень высокий уровень

развития, 30% - средний уровень и 10% - низкий уровень.

Динамика развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

учащихся представлена на диаграмме:

Итак, мы видим, что результаты стали намного выше, уровень развития

наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младшего школьника

значительно повысился, это говорит о том, что проведенные нами

интегрированные уроки математики и трудового обучения существенно улучшили

процесс развития этих видов мышления второклассников, что явилось

основанием доказательства правильности выдвинутой нами гипотезы.

Заключение.

Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при

проведении интегрированных уроков математики и трудового обучения, как

показало наше исследование, является очень важной и актуальной проблемой.

Исследуя эту проблему, мы подобрали методы диагностики наглядно-

действенного и наглядно-образного мышления применительно к младшему

школьному возрасту.

Для улучшения геометрических знаний и развития рассматриваемых видов

мышления нами были разработаны и проведены интегрированные уроки математики

и трудового обучения, на которых детям понадобились не только

математические знания, но и трудовые умения и навыки.

Интеграция в начальной школе, как правило, имеет количественный

характер – "немного обо всем". Это значит, что дети получают все новые и

новые представления о понятиях, систематические дополняя и расширяя круг

уже имеющихся знаний (двигаясь в познании по спирали). В начальной школе

интеграцию целесообразно строить на объединении достаточно близких областей

знаний.

В наших уроках мы попытались объединить два разноплановых по способу

овладения ими учебных предмета: математику, изучение которой носит

теоретический характер, и трудовое обучение, формирование умений и навыков

в котором носит практический характер.

В практической части работы мы провели изучение уровня развития

наглядно-действенного и наглядно-образного мышления до проведения

интегрированных уроков математики и трудового обучения. Результаты

первичного исследования показали, что уровень развития этих видов мышления

носит слабый характер.

После проведения интегрированных уроков было проведено контрольное

исследование с помощью той же диагностики. Сравнивая полученные результаты

с выявленными ранее, мы установили, что эти уроки оказались эффективны для

развития рассматриваемых видов мышления.

Таким образом, можно сделать вывод, что интегрированные уроки

математики и трудового обучения способствуют развитию наглядно-действенного

и наглядно-образного мышления.

Список использованной литературы:

|1.|Абдулин О. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. |

|2.|Актуальные вопросы методики преподавания математики.: Сборник трудов. |

| |–М.:МГПИ, 1981 |

|3.|Артемов А. С. Курс лекций по психологии. Харьков, 1958. |

|4.|Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. |

|5.|Бантева М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в |

| |начальных классах. – М. Просвещение, 1981 |

|6.|Баранов С. П. Педагогика. М.: Просвещение, 1987. |

|7.|Беломестная А. В., Кабанова Н. В. Моделирование в курсе "Математика и |

| |онст-руирование". // Н. Ш., 1990. - №9 |

|8.|Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа - 1994 - |

| |№11 |

|9.|Брушлинская А. В. Психология мышления и кибернетика. М.: Просвещение, |

| |1970. |

|10|Волкова С. И. Математика и конструирование // Начальная школа. - 1993 |

|. |- №1. |

|11|Волкова С. И., Алексеенко О. Л. Изучение курса "Математика и |

|. |конструирова-ние". // Н. Ш. – 1990. - №1 |

|12|Волкова С. И., Пчелкина О. Л. Альбом по математике и конструированию: |

|. |2 класс. М.: Просвещение, 1995. |

|13|Голубева Н. Д., Щеглова Т. М. Формирование геометрических |

|. |представлений у первоклассников // Начальная школа. - 1996. - №3 |

|14|Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, |

|. |1982. |

|15|Житомирский В. Г., Шеврин Л .Н. Путешествие по стране Геометрии. |

|. |М.:Педагогика - Пресс, 1994 |

|16|Зак А. З. Занимательные задачи для развития мышления // Начальная |

|. |школа. 1985. №5 |

|17|Истомина Н. Б. Активация учащихся на уроках математики в начальных |

|. |классах. – М. Просвещение, 1985. |

|18|Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. М.: |

|. |Линка-пресс, 1997. |

|19|Коломинский Я. Л. Человек: психология. М.:1986. |

|. | |

|20|Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.:|

|. |Просвещение, 1968. |

|21|Кудрякова Л. А. Изучаем геометрию // Начальная школа. - 1996. - №2. |

|. | |

|22|Курс общей, возрастной и педагогической психологии: 2/под. Ред. М. В. |

|. |Гамезо. М.: Просвещение, 1982. |

|23|Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М.: |

|. |Линка-пресс, 1998. |

|24|Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: |

|. |Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1985. |

|25|Методика начального обучения математике. /Под общ. ред. А. А. Столяра,|

|. |В. Л. Дроздова – Минск: Высш. школа, 1988. |

|26|Моро М. И., Пышкало Л. М. Методика обучения математике в 1 – 3 кл. – |

|. |М.: Просвещение, 1978. |

|27|Немов Р. С. Психология. М., 1995. |

|. | |

|28|О реформе общеобразовательной профессиональной школы. |

|. | |

|29|Пазушко Ж. И. Развивающая геометрия в начальной школе // Начальная |

|. |школа. - 1999. - №1. |

|30|Программы обучения по системе Л. В. Занкова 1 – 3 классы. – М.: |

|. |Просвещение, 1993. |

|31|Программы общеобразовательных учебных заведений в РФ начальных классах|

|. |(1 – 4 ) – М.: Просвещение, 1992. Программы развивающего обучения. |

| |(система Д. Б. Эльковнина – В. В. Давыдова) |

|32|Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. |

|. | |

|33|Стойлова Л. П. Математика. Учебное пособие. М.: Академия, 1998. |

|. | |

|34|Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. И учеба, и игра: математика. Ярославль:|

|. |Академия развития, 1997. |

|35|Фридман Л. М. Задачи на развитие мышления. М.: Просвещение, 1963. |

|. | |

|36|Фридман Л. М. Психологический справочник учителю М.: 1991. |

|. | |

|37|Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. - М.,1993. |

|. | |

|38|Шардаков В. С. Мышление школьников. М.: Просвещение, 1963. |

|. | |

|39|Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах. М.: АО |

|. |"Столетие", 1995. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.