скачать рефераты

МЕНЮ


Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях по внеклассному чтению

знаний и умений».[11.220-221.]

Из выявления этого различия между накоплением и передачей общественно

выработанного опыта и самим механизмом развития способностей вытекают

многие важные положения, как-то: «способности не могут быть просто

насаждены извне», для их развития у индивида существуют внутренние условия;

способности не предопределены, они не существуют в готовом виде до развития

человека, они «не проецируются в человека из вещей, а развиваются в нем в

процессе его взаимодействия с вещами и предметами, продуктами исторического

развития».[11.227.]

С. Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития способностей

человека. «Развитие способностей совершается по спирали: реализация

возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает

новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более

высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых

возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей». [11.227-

228]

Кроме того, что Р.С. Немов принимал положения об определении понятия

способности, выведенные Б.М. Тепловым, Немов Р.С. разработал свою систему

взглядов на основе более современных представлений. Разделяя способности на

общие и специальные, Немов Р.С. подходил и выделению общих способностей с

точки зрения психофизической функциональности, выделяя умственные,

моторные, мнемические, речевые и другие способности человека.[1.376.]

Так же говоря о том, что задатки дают возможность развития

способностей, определяя специфику понятия «специальные способности»

говорил о том, что для их развития «необходимы задатки особого рода и их

развитие».[1.376.] В этом можно усмотреть отношение Немова Р.С. к природным

задаткам как к обуславливающим успешность выполнения человеком какой-либо

специфической деятельности, но Немов вслед за Б.М. Тепловым и С.Л.

Рубинштейном, говорит о возможности компенсации отсутствующей способности

какой-либо функционально однородной способностью.[1.378.]

Дифференцируя специальные способности, Р.С. Немов определяет их по

виду специфической деятельности, в которой они могли бы проявляться. Он

выделяет «…музыкальные, математические, лингвистические, технические,

литературные, художественно-творческие и др.».[1.376.]

Интересно, что специальные способности Немов Р.С. разделяет на

теоретические и практические. Причем он не предполагает их сочетания в

принципе, говоря о том, что сочетаться они могут лишь у «одарённых,

всесторонне развитых людей».[1.376.]

Одарённость Немов Р.С., вслед за Тепловым Б.М., рассматривает как

степень развития специальных способностей, т.е. применительно к

деятельности. Это несколько отлично от взгляда С.Л. Рубинштейна, который,

как мы уже упоминали, рассматривал одарённость как уровень развития общих

способностей, являющихся основой для успешности во всех видах

деятельности.[7.641]

Так же Немов выделяет учебные и творческие способности, где учебными

способностями называются такие, которые «определяют успешность обучения и

воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования

качеств личности…». Под творческими подразумевается такие, которые

определяют «создание предметов материальной и духовной культуры,

производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное

творчество в различных областях человеческой деятельности».[1.377.] При

этом Немов не говорит об обычной несочетаемости первых и последних.

Следующие две группы, в которые Немов выделяет все способности это

предметные и межличностные. Предметные подразделяет на предметно-

деятельностные и предметно-познавательные.[1.337.] Межличностные

способности (способности к общению) как и предметные – социально

обусловлены. Но Немов указывает на недостаточность внимания уделяемого

психологами проблеме межличностных способностей, которые «имеют не меньшее

значение для психологического развития человека, его социализации и

приобретения им необходимых форм общественного поведения», чем предметно –

деятельностные.[1.377.] В своих трудах Р.С. Немов наиболее плотно подходит

к рассмотрению способностей межличностного характера.

В процессе развития способностей Немов выделяет несколько этапов, на

одном из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы

способностей, на других идёт становление задатков небиологического плана, и

на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная

способность.[1.388.]

Становление специальных способностей активно начинается уже в детском

возрасте и успешными темпами продолжается в школе, особенно в младших и

средних классах. Это положение, выдвинутое Р.С. Немовым нам особенно важно

отметить ввиду возрастных рамок, обозначенных в теме нашей работы.

На первых этапах значительное влияние на развитие специальных

способностей детей оказывают игры. «В играх детей первоначальный толчок к

развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские,

художественно-изобразительные, иные творческие способности».[1.388.]

Затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая

деятельность.

Важным моментом в развитии способностей у детей, по Немову, выступает

комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких

взаимодополняющих друг друга способностей, при этом «многоплановость и

разнообразие» видов деятельности, в которые одновременно включается

ребёнок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и

разностороннего развития его способностей.[1.388]

Немов Р.С. выдвигает ряд требований наиболее важных для деятельности

развивающей способности:

1. Деятельность должна носить творческий характер, т.е. должна быть

связана с созданием чего-то нового, «открытием для себя новых знаний,

обнаружения в себе новых возможностей».

2. Деятельность должна быть оптимально трудной, т.е. находится на пределе

возможностей ребёнка.

Такая деятельность становится достаточно привлекательным делом «как

средство проверки и развития способностей». Такого рода деятельность к тому

же укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний,

порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых

успехов.

В целом Р.С. Немов предлагает более подробную классификацию

способностей, опираясь, однако же, на принятое в советской и российской

психологии определение способностей, которое выведено Б.М. Тепловым.

Отличительной чертой его теории способностей является то, что Немов

рассматривает процесс становления способностей поэтапно, и говорит о

комплексности развития способностей, выделяет этапы их развития не от

вступления в ту или иную деятельность, а в прямой зависимости от возраста.

Рассматривая проблему творческих способностей в трудах по психологии

творчества, Лук А.Н. на основе анализа психологической литературы и

собственных психологических исследований выделял некоторый ряд творческих

способностей, описывая их психологическую специфику.

Зоркость в поисках проблем. В потоке внешних раздражителей люди обычно

воспринимают лишь то, что укладывается в «координационную сетку» уже

имеющихся знаний и представлений; остальную информацию бессознательно

отбрасывают. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а

так же приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Способность

увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - это нечто

большее, чем просто наблюдательность. Эта свежесть взгляда и «зоркость

связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются

качеством мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но

главным образом с помощью мозга». [12.6.]

Вероятно, прежде чем обнаружить что-нибудь новое, не замечаемое другими

наблюдателями, по мнению А.Н. Лука, необходимо сформировать соответствующее

понятие.[12.6.]

Следующая творческая способность, которую определял Лук А.Н.

способность к свёртыванию мыслительных операций. В процессе мышления нужен

постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою не

удаётся мысленным взором охватить всю картину целиком, всё рассуждение от

первого до последнего его шага. Но человек обладает способностью к

свёртыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей

операцией.[12.8.] Процесс свёртывания мыслительных операций – это, как

утверждает А.Н. Лук, лишь частный случай проявления способности к замене

нескольких понятий одним, к использованию всё более ёмких в информационном

отношении символов. В основе этой способности лежит абстрактное мышление.

Каждое понятие заменяющее процесс рассуждения, включающий в свою очередь

какие-либо понятия, имеет всё более и более абстрактный характер. И Лук

А.Н. говорит что, «используя всё более и более абстрактные понятия, человек

непрерывно расширяет свой интеллектуальный диапазон».[12.9.]

Немаловажной в школьном возрасте, характеризующемся большим

разнообразием видов, способов и содержания деятельности, является

способность к переносу опыта. По описанию А.Н. Лука это есть весьма

существенная способность применить навык, приобретённый при решении одной

задачи, к решению другой, т.е. умение отделить «специфическое зерно

проблемы от того неспецифического, что может быть перенесено в другие

области. Это, по сути, способность к выработке обобщающей стратегии. А

выработка обобщающей стратегии есть поиск аналогий, поиск аналогий

необходимое условие переноса навыка или идеи».[12.11.]

Процесс переноса опыта – один из самых универсальных приёмов мышления,

- отмечает А.Н. Лук, - и способность к переносу – важное условие

продуктивности творчества.

Термином «цельность восприятия» А.Н. Лук обозначает способность

воспринимать действительность целиком, не дробя её.[12.15.]

На эту способность, по словам А.Н. Лука, указал И.П. Павлов в своей

работе «Проба физиологического понимания симптомологии истерии», выделив

два основных типа высшей корковой деятельности – художественный и

мыслительный. Как указывает А.Н. Лук, И.П. Павлов пришел к делению на

художественный и мыслительный типы, наблюдая за детьми; именно у них он

впервые заметил художественный тип восприятия без деления на детали.

А.Н. Лук говорит, что деление на мыслителей и художников сейчас

связывают с преимущественным участием левого или правого полушарий в

психической деятельности человека. «Левополушарные» – «мыслители» больше

склонны к абстрактному, символическому, словесному, логическому мышлению,

а «правополушарные» - «художники» - к целостному, синтетическому,

образному.

Примечательно, что в расход с общепринятой в общественных кругах

точкой зрения, А.Н. Лук говорит о том, что «мыслитель» как тип высшей

нервной деятельности отнюдь не идеал учёного. «Разумеется, - отмечает А.Н.

Лук, - в науке необходимы дотошные собиратели и регистраторы фактов,

аналитики и архивариусы знаний. Но в процессе творческого мышления нужна

способность оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы соединить

элементы мысли в новые системы образов». [12.17.] А.Н. Лук указывает на то,

что без преобладания этой способности зачастую «не удаётся взглянуть на

проблему свежим глазом, увидеть новое в давно привычном.[12.17.]

И в заключение описания этой способности хотелось бы отметить слова

А.Н. Лука о том, что И.П. Павлов не случайно обнаружил «целостное»,

художественное восприятие действительности прежде всего у детей. Когда

вторая сигнальная система ещё слаба, каждый ребёнок поневоле

«правополушарный» и воспринимает мир образно, а не аналитически.

Развитие способности к сближению понятий А.Н. Лук определяет лёгкостью

ассоциирования и отдалённостью ассоциируемых понятий, «смысловым

расстоянием» между ними.[12.21.]

Ассоциированные между собой образы и понятия, по словам А.Н. Лука, есть

та конкретная форма, в которой они сохраняются в памяти. Мышление

оперирует сведениями, предварительно организованными и упорядоченными.

Характер ассоциативных связей обуславливает, ограничивает и предопределяет

ход мыслительного процесса, взаимодействуя с текущими восприятиями.[12.34.]

А.Н. Лук заостряет внимание на том, что мыслительный процесс отличается

от свободного ассоциирования, прежде всего те, что мышление – это

направленное ассоциирование. Главным фактором, направляющим ассоциирование

и превращающим его в мышление А.Н. Лук называет цель.

Одной из важных способностей, особенно на первом этапе творчества, А.Н.

Лук называет готовность памяти. Определяя её, он говорит о том, что память

включает в себя способность запомнить, опознать воспроизвести немедленно

или с отсрочкой необходимую для решения задачи информацию. Когда человек

решает проблему он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в

данный момент воспринимает и которую умеет извлечь из памяти.[12.25.]

Описывая сложную структуру механизма припоминания и запоминания, А.Н.

Лук указывает на ведущую роль ассоциирования: «интуитивные мгновенные

решения задачи возможны потому, говорит А.Н. Лук, - что имеется большое

число ассоциированных связей, обеспечивающих быстрый доступ к нужной

информации».[12.26.]

Субъективным условием, определяющим эффективность творческого процесса,

является гибкость мышления – это, по определению А.Н. Лука, способность

быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далёкому по

содержанию, способность преобразовать структуру объекта.[12.26.]

«Отсутствие такой способности, - пишет А.Н. Лук, - называют инертностью,

ригидностью, окостенелостью и даже застреванием мышления».[12.26.]

Близость или далёкость по содержанию – это, по предположению А.Н. Лука,

величина переменная, на которую влияет функциональная фиксированность

человека.[12.27.] Способность к преодолению функциональной фиксированности

– одно из проявлений гибкости мышления. Психологи пытаются измерять эту

способность с помощью тестов, один из таких тестов будет представлен в

практической части нашего исследования (испытание «способность

преобразовать структуру объекта») В нескольких его заданиях предлагается

придумать как можно большее количество способов использования того или

иного предмета. При этом дети с более развитой способностью к преодолению

функциональной фиксированности быстро переходят от одного класса явлений к

другому. Другие же пытаются сначала исчерпать все применения объекта в

данной области, в данной функции, а потом уже переходят к поискам в других

областях.

«Можно ожидать, - говорит А.Н. Лук, - что люди с более высоким

показателем гибкости мышления имеют больше шансов натолкнуться на верную

идею при решении какой-нибудь практической задачи.».[12.27.]

Так же гибкость мышления, по мнению А.Н. Лука, проявляется в

способности вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Если

слишком долго упорствовать исходя из заманчивой, но ложной идеи, будет

упущено время, а слишком ранний отказ от гипотезы может привести к тому,

что будет упущена возможность решения.[12.28.]

На важность в процессе творчества, и литературного творчества в

частности, критичности отношения к деятельности, к средствам и результатам

творчества указывал Левин В.А. В своей работе «Воспитание творчества»:

«Чтобы продукт детской художественной игры стал произведением искусства,

чтобы свершился акт творчества (в полном, социальном смысле слова), функции

отсутствующего у ребёнка внутреннего критика принимает на себя взрослый,

обладающий художественным вкусом. Ведь критик не только отвергает

неудачное, он и выбирает, опознаёт среди многих вариантов тот, который

обладает художественной ценностью».[15.32.]

Главной из составляющих критичности является способность к оценке,

способность к выбору одной из многих альтернатив до её проверки. Оценочные

действия, указывает А.Н. Лук, происходят не только по завершении работы, но

и многократно по её ходу.

Среди критериев оценки, кроме логической непротиворечивости и

соответствия ранее накопленному опыту, А.Н. Лук называет также эстетические

критерии изящества и красоты.[12.28.]

Говоря об особенности творческого восприятия и восприятия в целом, А.Н.

Лук выделяет способность к сцеплению и антисцеплению. Человеку присуща

способность объединять воспринимаемые раздражители, а так же быстро

увязывать новые сведения с прежним багажом, без чего воспринимаемая

информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта.

Восприятий свободных от суждений на основе прошлого опыта, или

«чистых», как их называет А.Н. Лук, у взрослого человека не бывает. Но

разным лицам в разной степени присуща способность, избавляться от давления

«предварительного знания», противостоять «окраске» восприятия ранее

накопленными сведениями, и «выделять наблюдаемое из того, что привносится

интерпретацией».[12.30.]

Стремление к «чистому» наблюдению к «антисцеплению», как отмечает А.Н.

Лук, ценное качество не только учёного, но и художника, но полностью

отделить воспринимаемое от его истолкования не удаётся ни кому.

Для истинно гармоничного творчества необходимо равновесие обеих этих

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.